Материалы


Проповеди в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, на притчу о злых виноградарях

Архим Иоанн Крестьянкин.pngАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Краеугольный камень жизни – Бог

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла… (Мф.21,42).

Краеугольный камень жизни – Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни. Это – от Господа. Это – закон жизни. И история народов ветхозаветных, и история народов нового времени, и история нашей Родины свидетельствуют об этом.

Дивный рай насадил Господь – Великий Виноградарь – единым мановением Своим и ввел в него человека хранить и возделывать рай сладости. И Бог был в нем – все и во всем. Но пал человек, и вечная радость и сладость райской жизни в присутствии Божием сменилась трудами и потами земными, где редкие радости смешаны с горем и грех сторожит добро.

Грехом смерть вошла в мир. И отдал Господь – Великий Виноградарь виноградник жизни – землю – человеку. И оградил он жизнь от смерти надежной оградой – Законом Божиим и заповедями, чтобы ничто чуждое не похищало человека у Бога. И водрузил Господь в винограднике жизни сторожевую башню – совесть – неподкупного и не усыпаемого хранителя чистоты и правды души.

Завещал Господь человеку обладать, возделывать, растить плоды и радоваться жизни. Но и опять, как когда-то в раю, дал Господь заповедь людям – помнить, что жизнь души, счастье души только в Боге. Господь отдал человеку виноградник жизни, чтобы плоды его, взращенные им, творили спасение души человека. Научил Господь человека, как возделывать землю виноградника, чтобы плодов было в достатке и избытке для жизни, научил, как возделывать и почву души своей, чтобы живой виноградник человеческий жил в мире, любви и довольстве.

Устроил все Господь и отдал в руки человека, и почил от всех трудов Своих, отошел как Творец, предав сотворенное в другие творческие руки, в руки человека. И теперь сам человек взращивает виноградник жизни на земле, сам творит спасение души своей.

Но Господь – Домовладыка не оставил мир. Он, дав ему законы жизни, блюдет и назирает , как живет мир. Господь готов во всякую минуту оказать спасительную помощь человеку-делателю. И Он же приходит получить плоды трудов делателя, когда созрела жизнь.

Но что делает человек? Как когда-то в раю он пожелал быть богом, поспешно последовав нашептыванию врага, так и днесь он стремится строить свою «вавилонскую башню», замышляет насадить свой виноградник, не желая возделывать виноградник Божий.

И примеры живших до него поколений, разбившихся своим богоборчеством о краеугольный камень жизни – о Бога, стираются в сознании и памяти, и все начинается сначала. Стихия зла, отравляя жизнь, развращая почву души человека, ослабляет связь человека с небом, ставит своей задачей изгнать из человека и саму память о Боге как о единственном Источнике жизни, о Господине души. И зло в человеческой душе, взращенное злом мира – сатаной, ширится, растет, и человек, как продавшийся раб греха, ежедневно понукаемый злом, перестает ощущать и испытывать ежедневные промыслительные удары от Бога. Он воображает, что только он один и есть настоящий хозяин своей жизни.

«Душа – моя… жизнь – моя… способности, и силы жизни, и все дарования – мои… Я думаю… я убежден… я хочу… я делаю… все «Я», «Я», «Я». Все от меня и мое». И закружилась человеческая жизнь, и Богу нет в ней места. Но не может измениться в мире природа существующего. Изгоняя из виноградника жизни Жизнь, человек пожинает смерть, запустение и тлен. И слышим мы слова нынешнего Евангелия: «Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем… злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя» (Мф.21,40-41).

И эти евангельские слова сбылись уже не однажды в истории разных народов. И во всей силе они явились в истории иудейского народа, отвергшего Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия. Получив в наследие от Бога обетованную землю, они закружились в веселии жизни, многие промыслительные удары Божией руки вменяли в случайные неудачи, продолжая утверждаться в самости и себялюбивом эгоизме. Посланцы Божии – боговдохновенные пророки, приходящие в рубищах, а не в злате, были изгоняемы как отребье мира. Сын Божий, пришедший открыть гибнущему народу объятия Отца Небесного, напомнить о смысле жизни, погибает от их рук. «И, схватив его [Сына Божия], убили и выбросили вон из виноградника» (Мк.12,8).

И в тот же миг кончилась жизнь, Ибо Бог изгнан. Милость Божия отступила, давая место собственному человеческому злу.

И сразу по вознесении Христа на небо стали проявляться в Израиле необыкновенные явления природы и страшные народные бедствия, и смертоносная, все живое пожирающая война положила конец иудейскому царству.

Приведу для наглядности описание происходившего там, данного очевидцем событий историком Иосифом Флавием. «Все несчастия, какие постигли народ от начала мира, были ничто сравнительно с тем, какие обрушились на иудеев. Солдаты бросались в город (а в нем собралось по случаю праздника иудейской пасхи до двух миллионов человек), умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и жгли дома с их жителями. Врываясь в дома для грабежа, они находили их полными трупов умерших от голода и болезней. И если они чувствовали некоторую жалость при виде мертвых, зато были совершенно немилосердны к живым. Город до такой степени был переполнен кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от нее».

В это страшное время от огня, меча, болезней, голода погибло до полутора миллионов человек, девяносто семь тысяч было отведено в Рим для потехи народа в цирках, где их предавали многообразным смертям, а оставшихся в живых продавали в рабство за баснословно дешевую цену.

И вспомним на этом страшном пепелище смерти слова Сына – Бога, пришедшего спасти погибающее: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,37-38). Ушел Бог, и смерть воцарилась там, где цвела жизнь. Пришел Господин виноградника – Бог – и предал смерти виноградарей и отдал виноградник другим. И назвал Господь новых делателей христианами – новым Израилем и призвал, чтобы они работали в Божием винограднике, принося плоды Господу во время свое.

И вот уже двадцать столетий возделывается новый сад жизни, где все от Бога, все Им, и все к Нему. А камень жизни – Христос Бог, Которого убили прежние делатели, стал во главу угла, и это краеугольный камень в основании данного нам нового виноградника – основатель нашей Православной Церкви, которую никакие силы ада одолеть не смогут.

И Закон Божий – Святое Евангелие – новая ограда. И новое точило виноградника – благодатные Таинства Христовой Церкви возрождают, освящают и укрепляют силы делателей. И столп и утверждение истины в центре виноградника – Святая Православная Церковь, храм Божий, где ежедневно приносится бескровная жертва за грехи людей, и Святые Христовы Тайны ходатайствуют Вечную Жизнь делателям виноградника Христова. И по- прежнему совесть человеческая – сторожевая башня всяческой чистоты.

Но почему мы, новый Израиль, опять теперь ощущаем на себе дыхание гнева Божия? Стихийные бедствия сменяют одно другое: то солнце яростно пожигает виноградник жизни, то проливные дожди обещают голод, то опустошительные пожары и землетрясения несут смерть живущим. И неслыханные доселе болезни поражают само начало жизни – младенцев. А лохматое, страшное зло разгуливает свободно, вламываясь в жизнь, и руками человека-делателя сеет разрушение и смерть. И человек становится изощреннее беса во зле.

Да, все те бедствия и скорби, которые переносит ныне наша Родина, некогда Православная Русь, – это ведь явные признаки, что в нашем винограднике, в нашей жизни явились злые делатели, которые глумятся над верой, богохульствуют, попирают святыню, отвергают духовную власть пастырей; которые сами себе голова и угождают во всем своим капризам, без всякого уважения относясь к начальствующим. Нарушают Таинство Брака, законность власти. Не будучи призваны к учительству, они проповедуют свое измышленное лжеучение вопреки учению Церкви. И обещанное Господом зло грядет на злых делателей.

Оглянемся же на себя, заглянем в виноградник своей души, ведь каждому из нас вручен Господом свой сад, свой виноградник, плоды которого получают тоже должное воздаяние. Есть ли в нашем винограднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что принести Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи!» Не трудится ли и наша душа уже в одной упряжке со злыми делателями? И вдруг ничего Божиего не найдется в нас? Вдруг окажется, что при внешнем подобии православной жизни внутреннее в нас в лучшем случае – наша самость, а то и просто откровенно вражье.

И, дорогие мои, со всей ответственностью священника я говорю вам – именно об этом свидетельствуют сейчас бедствия жизни нашей.

Даже большинство тех, кто находится в ограде Церкви, холодным расчетливым умом исповедуя Бога, не приникли к Нему любовью сердца своего, оставляя сердце в плену страстей и прихотей своих, отдавая его не небу, но земле всецело. И, оставаясь внешне верующими, мы жизнью своей подобимся повапленным гробам, которые рассыпаются в прах при первом касании к ним малейшего искушения и испытания.

Но вернемся к сегодняшней притче относительно нашей души, нашего виноградника, данного каждому из нас Богом. Ведь многие из здесь присутствующих будут возражать, не признавая своей ответственности за Божий виноградник Православной Руси. Но стоит ли возражать? Если всмотреться в себя, в свою душу, то ясно увидим, что и наша немалая лепта есть в делах злых делателей, и мы далеко ушли от Бога. Притча показывает нам те этапы духовного пути подавления в себе света Божиего, которые оканчиваются полным сознательным отрывом от Бога и смертию души.

Притча рассказывает, как хозяин виноградника, хозяин душ наших – Бог, посылает слуг Своих за плодами души. Он посылает Ангелов Своих, Ангелов Хранителей наших, голос которых постоянно звучит в душе нашей. Они возбуждают голос совести нашей, и мы часто слышим в ответ на свои поступки и мысли: «Не так живешь, исправься… » Это глас Ангела Божия – слуги промыслительного попечения о нас Самого Бога – звучит в наиболее благоприятные моменты жизни человека, когда душа легче всего откликается на Божественное промыслительное напоминание.

Но мы сначала просто отмахиваемся от этих неприятных нам напоминаний. Нам некогда заняться этим делом – подумать о добром, осмыслить наши поступки и слова в свете Божественной истины, у нас свое дело, более для нас важное в настоящее время. И добро, и сама мысль о добре становятся для нас чужды. Истина прогоняется из души ни с чем. А голос совести постепенно слабеет. Это первый этап истребления Бога в душе. И с него начинается болезнь души.

Учащающееся отмахивание души от зова Божиего переходит в ожесточение души.

Упреки совести начинают раздражать нас.

И в этом состоянии человек, раздражаясь на все святое, на все Божие, переходит в нападение на Него.

По слову притчи, человек, с ожесточением набрасываясь на то, что было святым, что возглавляло его жизнь, «камнями» – грубыми, тяжелыми ударами, исходящими из животной природы человека, разбивает то нежное и великое, что жило в глубине души и освещало жизнь. Упиваясь сладостью порока, он перестает видеть бездну, разверзающуюся под его ногами.

Человек с цинизмом топчет святыню, бесчестит ее, как будто сила зла, уже возросшая в человеке, боится святыни.

И после этого душа опускается на следующую ступень самоистребления. Святое совсем не допускается в душу. Зов совести прекратился. Погас свет, в человеке воцарилось и хозяйничает животное, звериное, плотское. Это время полного духовного закоснения. И в притче звучит: «…опять иного послал: и того убили…» (Мк.12,5).

И вот в душе, освободившейся от сторожевой башни – совести, развертывается бесшабашный, неудержимый разгул зла. Зло воцарилось в человеке и должно удовлетворять себя. А человек становится жалким послушным рабом его.

В угаре этого кружения человек уже не замечает тьмы вокруг себя, разложения и смрада, он стремительно летит к пропасти, к гибели конечной.

И звучит притча: «…и многих других то били, то убивали» (Мк.12,5). Так наступает последний этап – гибель. Но гибели непременно предшествует последнее и сильнейшее воздействие на душу человеческую Промысла Божия. Последний раз открывает Господь душе Свои объятия, открывает, что ради нее, ради человеческой души, дал Господь земле все лучшее, даже единственного Сына Своего не пожалел, и что любовь Бога Сына к падшему человеку способна покрыть все преступления человека.

А на этот последний призыв Божией любви к человеку душа, утопающая в грехе, совершает последний акт своего падения: она убивает в себе Бога.

Последним натиском разнузданного ума и грязного сердца объявляется, что Бога нет, что жизнь человека Ему не подотчетна, и Бог выкидывается из мысли и сознания. «И схвативши его [Сына Божия], убили и выбросили вон из виноградника» (Мк.12,8).

Теперь зло воцарилось в душе безраздельно и властно. А со злом воцаряются тьма, разложение, гибель, смерть…

Нет Бога – и жизни в винограднике нет. Снято ограждение – Закон Божий, повалена сторожевая башня – совесть, запустело, замусорилось и загнило точило – добрые дела, рождаемые Божией благодатию. И в бывшем саду души царит смерть. Зло подточило питательные корни, страсти засушили зелень, повеяло дыханием гнили – плода не жди!

Виноградник души вытоптан пороком и засох. А с гибелью души блекнут в человеке и естественные способности, блекнет разрушенный ум. Жалкая, бессильная, одряхлевшая воля пресмыкается по земле. Смерть естественная только довершит дело. Страшна картина гибели души, смерти всего живого.

Но именно поэтому и оставил нам Господь притчу сию, чтобы могли мы избежать смерти, чтобы не запустел, не погиб виноградник наших душ. Ведь именно с гибели души человека начинается гибель целого народа, начинается гибель мира.

И по тому, что мы переживаем сейчас, явствует, что и наши души больны, что все меньше в мире живых Божиих душ, а значит, все ближе к нам час, когда Господь «придет и предаст смерти [злых] виноградарей …» (Мк.12,9).

А закончил Спаситель притчу словами ветхозаветного Писания. Они обращены и к нам. Запомним их крепко. Они – общий вывод притчи: «Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла…» (Мк.12,10).

Так не забудем, дорогие мои, что краеугольный камень жизни – Бог. Поспешим же делать дела Божии, пока есть еще время, пока еще время собирания плодов.

Отдадим Богу спелые гроздья добрых дел наших для Бога, ради Бога и во славу Божию творимых.

Будем жить в Боге и с Богом, связывая на каждый час свое своеволие и самость, страшась участи отвергнутых Богом, да не отымется и от нас Царствие Божие.

«Призри с небесе Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя».

Аминь.

http://lecco.prihod.ru/index.php/propovedi/propovedi-2014/slovo-v-nedelyu-13-yu-po-pyatidesyatnice-na-pritchu-o-zlyx-vinogradaryax/

Слово в неделю 13 ю по Пятидесятнице

митр Леонид Поляков.pngМитрополит Леонид (Поляков)

Сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам притчу Господа Иисуса Христа, как один хозяин, насадив и тщательно устроив виноградник, отдал его возделывать и хранить садовникам, а когда наступило время собирания плодов, он послал слуг за плодами. Но садовники иных из слуг избили, иных даже убили. А когда хозяин, наконец, послал к ним сына, чтобы устыдить и образумить их, то они и с сыном поступили так же: «вывели его вон из виноградника и убили» (Мф. 21, 39).

Рассказав притчу, Господь Иисус Христос спросил окружающих: «Что же сделает с этими садовниками хозяин, когда сам придет?» Ему ответили, что злых людей он предаст смерти, а виноградник передаст другим (Мф. 21, 40—41).

Довольно прозрачно указав в рассказанной притче, что она ближайшим образом относится к окружающему Его народу, что виноградник есть Царство Божие в его постепенном развитии на земле, что садовники — это те, кому вверено руководство народом Божиим, его просвещение и воспитание, что слуги, подвергавшиеся побоям, — это посланники Господа, пророки, а сын — это Сам Сын Божий, Который должен был бы быть принят с подобающим почетом, Христос словами одного из псалмов сказал, что Этот Сын, отвергнутый, как Строители отбрасывают негодный, по их мнению, для постройки камень, сделается в действительности основанием, краеугольным камнем, на котором будет построено все здание Его Царства.

А так как Этого Сына, как и пророков, отвергли руководители еврейского народа, то Иисус Христос добавил: «Поэтому отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43).

Притча эта, сказанная еврейскому народу, имеет вечное, непреходящее значение для всех нас. Все, кто в жизни, в направлении своих стремлений, желаний, в деятельности является неверным своему призванию, своему назначению, отвергаются Господом и гибнут, — будь это отдельное лицо, будь это целый народ. Яркое подтверждение этого мы видим в истории избранного народа, которому было вверено обетование, вверено хранение обетования о Царстве Христовом и который, однако, не признал во Христе Мессии, когда Он явился; то же можно видеть и в жизни отдельных людей. Отхождение от того пути, который предсказан Господом, неминуемо ведет к гибели.

Обратимся, братие, прежде всего к себе самим, как сынам Церкви Христовой, призванным быть чадами Божиими. Велико призвание наше, великие обязанности налагает оно на нас. Но велики и те дары, которые дает нам Господь в помощь для достижения высокой цели нашей жизни. Он попечительной рукой ведет людей ко спасению. Он посылал пророков; Он так возлюбил мир, что Сына Единородного отдал за спасение человечества; Он в каждом роде посылает избранных Своих для вразумления и наставления нас; Он обильно разливает благодатные силы через Церковь Свою, помогая нам бороться со злом в себе самих и в окружающей нас жизни.

Но, как некогда избранный народ Божий относился к пророкам, посылавшимся Господом, как он отнесся к Сыну Божию, убив Его, так же и мы часто относимся с нелюбовию, даже со злобою к слову правды, если оно направлено для вразумления и задевает нас, с нетерпением и ропотом относимся к испытаниям, посылаемым к нашему очищению. Таково же и наше отношение к Сыну Божию. Ведь мы омылись драгоценною Кровию Христа Спасителя и все же нередко вновь распинаем в себе Сына Божия (Евр. 6, 6), снова добровольно и охотно сами идем по путям неправды и лукавства. Как евангельские садовники впустили сына в виноградник, так и мы принимаем Христа в свою жизнь, принимаем Его Евангелие, Его учение и заповеди; но потом, как те вывели Его из сада и убили Его, так и мы выкидываем из жизни Его заветы, забываем Его учение, теряем Божию правду, оставляем даже веру.

Не потому ли и отнимается от нас Царство Божие, Его благодатные дары —любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие и другие (Гал. 5, 22), и мы погружаемся в пороки злобы и неправды что не сохранили мы верности нашему христианскому призванию, что отошли от Господа?

Пока не поздно, обратимся от всего сердца к Господу с покаянием, встанем на стези заповедей Его и будем усердно молить Его, чтобы Он «не по беззакониям нашим сотворил с нами» и «не по грехом нашим воздал нам».

«Согрешихом… но не предаждь нас до конца, отцев Боже». Аминь.

http://www.odinblago.ru/propovedi_i_slova/14


Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, о злых виноградарях

прот Максим Козлов.pngПротоиерей Максим Козлов

Евангелия от Матфея, 21:33-42

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Сегодняшнее Евангелие о злых виноградарях можно и нужно рассматривать и в аспекте историческом, и в аспекте пророческом, и в аспекте нравственно-педагогическом, то есть относящемся к каждому из нас непосредственно.

В историческом аспекте Господь, говоря эти слова, отсылает и Своих слушателей, и нас с вами к тому, что происходило в Ветхом Завете, когда иных из пророков побивали камнями, иных изгоняли из сообщества ветхозаветного Израиля, одного перепилили деревянной пилой, другого убили возле жертвенника. Достаточно открыть книги Священного Писания Ветхого Завета, чтобы понять, что пророческое служение, напоминание людям о Боге и Его правде, высшей, чем человеческая правда, никогда не приносило в этой земной жизни бонусов и преимуществ. Это всегда был огромный риск как минимум, с точки зрения человеческого существования, а чаще всего тягота и мука, так что самим пророкам оно давалось очень нелегко.

В плане пророческом, вторая часть притчи указывает на то, что произойдет с Иерусалимом вскоре после того, как иудеи и римляне предадут на смерть Господа Иисуса Христа. И действительно, мы знаем, что пройдет три с небольшим десятилетия после крестных голгофских страданий Спасителя и Его Воскресения, и город Иерусалим после иудейской войны будет взят войсками императора Тита и разграблен. Тысячи людей будут убиты, десятки тысяч уведены в рабство. А еще через несколько десятилетий император Адриан сотрет Иерусалим с лица Земли, и некоторое время вместо него будет существовать римское поселение Элия Капитолина. Только в последующие века Иерусалим будет восстановлен в полной мере.

Но, конечно же, мы не можем и не должны ограничить прочтение сегодняшнего евангельского текста только как отсылку к ветхозаветным временам и воспринимать его исключительно как некий укор иудеям, многократно пытавшимся тяжелое иго веры в истинного Бога сбросить с себя и ограничиться только воспоминанием о тогда будущих, а для нас уже довольно давних событиях, связанных с историей Иудеи, Римской империи, святого города Иерусалима в первом веке после Рождества Христова. Конечно, эта притча ставит очень важный вопрос, дает нам очень важное напоминание о причинах и природе неприятия в иных случаях людьми, обществом, государством, культурой вестников чистоты, истины, Божьей правды, то есть иной нормы и иных принципов жизни, чем те, по которым этот мир обычно существует.

И сегодняшний евангельский рассказ есть указание на то, что так было от века и нет никаких оснований предполагать, будто что-то может здесь измениться. Христос отчетливо говорит, что когда придет хозяин винограда, предаст злых виноградарей лютой смерти, а виноградник отдаст другим работникам, которые будут отдавать ему плоды во время свое.

В другом месте Священного Писания есть знаменательные слова, взятые, в частности, Л. Н. Толстым в качестве эпиграфа своего великого романа: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим, 12:19). Они означают, что конечное отмщение, воздаяние и установление справедливости, то есть правого миропорядка во всемирном масштабе – дело Божие. И оно реально осуществится в эсхатологической перспективе, когда земные несовершенства прекратятся, Бог будет всяческое во всех, произойдет то, к чему отсылает и сегодняшняя притча и о чем в других местах Евангелия Христос говорит подробнее, иными словами, то, что мы называем Страшным Судом, который будет соединением Божьей милости и Божьей правды. Ибо Страшный Суд не следует воспринимать как некую аналогию уголовному процессу, тем более несовершенному уголовному процессу. Не следует его воспринимать и как всеобщую амнистию. Страшный Суд будет тем конечным самоопределением человека, которое выявится перед лицом Божией правды. Если во время земной жизни в человеке, как у этих виноградарей, стало господствующим желание убить напоминание о вечности, Боге, правде Божией, и оно дошло даже до убийства человека, то в вечности Бог не будет переделывать человека. Человек уже выбрал свой путь и если не покаялся, итог будет таков, как у описанных св притче виноградарей.

Но в надежде на изменение и раскаяние человека Церковь Христова никогда ни в своем каноническом праве, ни в своем внутреннем законе, ни во внешнем праве не выступала за принцип непротивления злу, за отказ от соразмерного, разумного и адекватного содеянному здесь, на Земле, наказания. Потому что если верить в вечность серьезно и исходить из того, что сказанное в Евангелии не метафора, а правда, то лучше человеку претерпеть нечто на Земле, но зато прийти к вечности с выплаченными долгами, с исправленными ошибками, покрытыми собственными трудами, в иных случаях даже собственными страданиями, которые претерпеваются за те страдания, беды и несчастья, которые ты причинил другим людям. И поэтому Церковь знает каноны, то есть церковные законы, которые наказывают прелюбодея, или вора, или священнослужителя, который допустил невольное убийство, в том числе невольное убийство на колеснице, или автоколеснице, как это имеет место в современной жизни, и за это лишается сана. И Церковь не отвергает того, что если гражданское наказание соразмерно и справедливо, то лучше человеку с духовной поддержкой, с внутренним направлением в сторону покаяния и изменения (не из мести, а из надежды на его улучшение) потерпеть это наказание здесь, чем оказать ввергнутым в геенну огненную в вечности.

http://www.st-serafim.ru/?p=4192






Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс