Материалы


Проповеди в Неделю по Рождестве Христовом

Неделя по Рождестве Христовом


Галатам, гл. 1, ст. 11-19


11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, -- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

От Матфея, гл. 2, ст. 13-23


13 Когда же они отошли, -- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, -- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Близкие Богу. Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом

Митрополит Владимир (Сабодан)

Близкие Богу. Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом

Господь сподобил нас вновь слышать евангельское благовестив о пришествии в мир Сына Божия, Спасителя.

Своим пришествием Сын Божий, воспетый Ангелами, принес миру мир. Он примирил человечество с Богом, небо - с землей. Казалось бы, люди, почувствовав это, должны были возрадоваться и возвеселиться, возлюбить Господа и друг друга. Но все произошло наоборот. Еще Богомладенец в яслях - а злоба человеческая уже окружает Его со всех сторон. Царь Ирод, подумавший, что родился князь земного мира и усмотревший в Младенце своего конкурента и соперника, воздвигает против Него всю свою злобу - избивает Вифлеемских младенцев, стараясь уничтожить и Богомладенца, о рождении Которого он узнал от волхвов. Но независимо от того, как люди встретили тогда Христа и как встречают Его теперь, Он не перестает быть Господом и Спасителем нашим, Он вечно царствует со Отцем и Духом Святым. Воля Божия и любовь Неба к роду человеческому в лице Сына Божия обнимает мир земной.

Воля Отца Небесного вершится в земном пути Богомладенца, Который принес миру свет разума. Святое Семейство бежит в Египет. После смерти Ирода возвращается вновь в Святую Землю и поселяется в Назарете. Здесь Христос пребывает до выхода на Свое спасительное дело общественного служения.

Продолжая праздновать священное Боговоплощение, Церковь посвящает нынешний день тем, кто в какой-то мере служил тайне воплощения. Это особо близкие Господу люди: праведный Иосиф Обручник, царь Давид и Иаков, брат Господень.

Иосиф, муж праведный и святой - так говорит о нем Евангелие, был обручником Девы Марии, Ее хранителем. По тогдашнему обычаю престарелый человек мог обручить себе деву, посвятившую себя Господу, хранить ее жизнь и чистоту. Праведный Иосиф был свидетелем воплощения Сына Божия от Духа Свята и Марии Девы. Он проявлял свою заботу, чтобы сберечь не только Божию Матерь, но Ее Божественного Сына. Вместе с Божией Матерью и Богомладенцем он бежит в Египет, чтобы избавиться от зверской расправы Ирода. Пустыня, не имеющая воды, населенная хищными зверями, приютила бесприютных Иосифа, Божию Матерь и Младенца. Пустыня скрыла святое Семейство от ищущих убить Отроча. Только глубокая вера, любовь и преданность делу Божию дали силу и возможность праведному Иосифу до конца дней своих служить Господу Иисусу. За это его почитает святая Церковь.

Из рода Давидова произошла Божия Матерь. Святой пророк Давид в своих псалмах, которые мы так любим, которыми молимся, которые употребляем в нашем богослужении, пророчествует о пришествии в мир Искупителя и о том деле, которое Он совершит ради спасения людей. Задолго до пришествия в мир Христа Давид видел Его своими духовными очами и говорил о Нем и с Ним: “Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной...” (Пс.62,2). Его псалмы - это молитвы сокрушения, благодарения и славословия. В них - выражение глубокой веры и любви к Богу. Словеса Господни, по выражению Пророка, для него лучше всего, они для его уст слаще меда (Пс.18,11; 118,103 и др.). Святая Церковь ублажает псалмопевца Давида как праотца Христа Спасителя, как пророка, как святого человека.

Святая Церковь почитает ныне и апостола Иакова, брата Господня. По свидетельству святых отцов, Иаков именуется братом Господним потому, что был сыном Иосифа от первой его жены. Святой апостол Иаков стал впоследствии первым Иерусалимским епископом и стяжал себе от Господа святость, а от людей - благоговейное почитание.

Этих трех людей, имевших непосредственное отношение ко Христу и Божией Матери, святая Церковь молитвенно ублажает и величает. Их же святыми молитвами пусть Господь сподобит и нас быть сердцем и душой близкими Ему, нашему Богу и Спасителю.

Господу может быть близким всякий человек. Однажды во время проповеди к Господу подошли и сказали: “Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья Мои?.. Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мф.12,47-48,50). Вот, братия и сестры, что роднит нас с Богом и что приближает нас к Нему.

Пусть же Господь Своею благодатию, щедротами и человеколюбием поможет каждому из нас творить волю Отца Небесного и через это быть Ему братом, сестрой и матерью, быть родным Ему и близким в жизни временной и в жизни вечной.

Аминь.

http://mv.ipodiakony.org.ua/slovo-pastyrya/propovedi/voskresnye/457-blizkie-bogu-propoved-v-nedelyu-po-rozhdestve-khristovom


БЕГСТВО В ЕГИПЕТ.


свящ сергий ганьковский.pngСвященник Сергий Ганьковский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Мф.2.14). Так Сын Божий отправился в путь, который в противоположном направлении прошли его предки, народ, в чьём соборном теле соткалась Пречистая Плоть Богочеловека. Они бежали от египетского рабства в Землю Обетования, Он – уносимый хранительными руками Богородицы, – от обезумевшего властолюбца Ирода, который залил землю Вифлеема кровью четырнадцати тысяч невинных младенцев – первых мучеников, пусть не добровольно, пусть неосознанно, но всё же отдавших жизнь свою за Него – Христа, Спасителя мира.

Вот пророчество о судьбе Церкви Христовой на земле! Вот её вечная участь! Вот удел чад Рахили, которая доныне «плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2.18)! Потому что как не переводится святая кротость, которая «наследует землю» (Мф.5.5), как не иссякает младенческое святое доверие Богу в душах верных чад Церкви Христовой, так не угасает, подобно «огню неугасимому», (Мк.9.44) слепая злоба «сынов противления» (Еф.2.2). И на вопрос, отчего же так ненавидели и старые и новые гонители Церковь, ответ как прежде, так и теперь один: оттого, что сеянье Божие на земле – Церковь Христова – не от мира сего, как «не от мира сего» и Младенец, бегущий ныне в Египет. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15.19).

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1.Ин.5.19), – говорит нам апостол Иоанн Богослов. И мир, лежащий во зле, так приноровился к этому своему, ставшему ему родным злу, так сроднился с ним, что готов почитать его добром только потому, что так – привычнее. В этом злом мире установились вполне последовательные и по-своему разумные обычаи. Царь у народа может быть только один, потому что, когда царя – два, возникает опасное разделение власти, ибо «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф.6.24). Поэтому Ирод, убивая Вифлеемских младенцев, был убеждён, что радеет как раз не о себе самом, а о благе отечества и его подданных. Поэтому и все гонители Церкви Христовой, от времён Ирода и до сего дня, всегда преследуют Христа, руководствуясь, как они говорят, «высшими государственными интересами». Точно так же заурядный вор, считает себя благородным разбойником, этаким «робингудом», восстанавливающим справедливость тем, что отнимает у богатых «излишки».

Да и каждый из нас, впадая в любую страсть, в любой грех, изгоняя из своего сердца Христа Спасителя, вовек не признается себе, что это ведь он сам, сам гонит Христа. Нам и трудиться-то особенно не надо, чтобы объяснить себе наше греховное действие не разгулом страстей, а заботой, например, о справедливости, когда мы злобствуем на брата своего. Любой грех отгоняет благодать Божию от сердца грешника, и Христос вновь и вновь бежит от нас в Египет, как некогда бежал туда от преследований кровожадного Ирода; ибо «что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2.Кор.6.14,15).

Мы всё это знаем, однако почему-то всякий раз предпочитаем делать вид, что евангельское повествование об избиении невинных младенцев нас не касается, а слёзы Рахили просто-напросто высохли за давностию лет. Но Церковь не даёт нам утвердиться в самодовольном покое. Устами своего первоверховного апостола она говорит нам сегодня о покаянии как о единственном способе остаться с гонимым Христом, а не очутиться в компании с гонителем Иродом. Апостол кается нелицеприятно и решительно, не измышляя себе оправданий. «Вы слышали, – пишет он Галатам, – о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1.13,14). Если тот, кто «более всех потрудился» (1.Кор.15.10), способен покаянно сравнить себя с неким извергом (1.Кор.15.8), что же остаётся делать нам, не положившим ещё даже и начала покаянным трудам?

С каждым новым грехом мы принуждаем Дух Божий оставлять нашу душу, созданную по образу и подобию Божию. С каждым новым падением мы понуждаем Младенца Христа «бежать в Египет», оставляя «дом наш пуст» (Мф.23.38). Но «пустой дом» нашей души не может бесконечно оставаться незанятым. Слишком хорошо известно, что «когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12.43-45). Поэтому и праздник Рождества Христова, который мы ныне празднуем с такой духовной радостью, должен стать для каждого из нас поводом к новым покаянным трудам, чтобы наш грех, наше нерадение о собственном спасении не послужили причиной бегства Сына Божия в Египет. Аминь.

11 января 2004 г.

http://www.hram.info/propovedi/voskresnye_propovedi/nedelya_po_rozhdestve_khristovom/


Рождественские святки - святые дни. Проповедь в неделю по Рождестве Христовом

иер олег шабалин.pngИерей Олег Шабалин

Сегодня, братья и сестры, уже неделя по Рождестве Христовом, день, когда мы с вами, читая Святое Евангелие, вспоминали и Иосифа, и Давида, и брата Господня Иакова – святых и праведных людей. Вообще все дни после Рождества Христова именуются в Церкви святыми. Потому что мы, как всегда, вспоминаем святых. И еще в том отношении, что Церковь призывает нас в эти дни последовать святости.

Это очень важно, потому что прошел пост, прошли праздники, и, может быть, мы опять вошли в обычное течение жизни. Но на самом деле совершенно неверно так поступать, потому что Рождество Христово – это пришествие в мир Спасителя. А ведь Господь сделал очень много, разрушил вереи смертные, дал нам настоящую жизнь, истину, которую мы пока еще не всегда ощущаем, видим, но это то, с чем мы можем соприкоснуться, мерило, благодаря которому мы можем увидеть правильный путь.

Особенно важно в эти дни благоговейно, торжественно, ощущая присутствие Божие в нашей жизни. А Господь присутствует в сердце каждого из нас. Посмотрите, как он наполняет нас творческим движением. Посмотрите, как Он просто исполняет нас силами, чтобы жить, действовать, любить. Это сложно, и все это именно сила Божия, которой Господь преисполняет сердце наше.

И вот сегодня, братья и сестры, мы должны посмотреть не только на то, как мы проводим эти святые дни, но и вообще на всю нашу жизнь. Мы должны понимать, что вся наша жизнь – это и есть благодарение Богу, благоговейное отношений к Нему, это и есть твердая крепкая вера, доверие Ему. И сегодня, в святые дни, особенно важно об этом помнить. Сегодня, сейчас мы должны весть о Рождестве Христовом, о том, что в мир пришел Христос, нести всем, кто не смог прийти в храм: болящим, заключенным и т.д. Мало ли таких отделенных людей. И ко всем им мы должны прийти если не физически, то хотя бы сердцем, молитвой. Мы должны помнить о всех, о всей Церкви и молится о каждом человеке. Всем постараться подарить свою любовь – явно или тайно, в глубине. На это дает нам Господь силы, на это дает творческие движения нашей души, нашего сердца.

Но, к сожалению, сегодня мне хочется укорить всех нас, потому что, несмотря на наименование этих дней, мы не проводим их свято. В храме бываем по обычаю, без торжества, без благоговения. Сегодня приходилось наблюдать, как во время проскомидии, когда читались часы, кто-то разговаривал. Когда священник вышел кадить, на время разговоры прекратились, но потом опять храм наполнился не молитвой, но простой болтовней.

Это нам с вами урок: зачем мы приходим в храм? И зачем мы пришли в жизнь? Зачем мы пришли к Богу? Мы пришли не в праздности время проводить. Мы должны внимательно посмотреть на себя, свою жизнь, ведь она повреждена вирусом греха. Нужно приложить все усилия, чтобы это исправить. Ведь и Господь пришел в этот мир и пострадал ради этого.

И уж поэтому мы должны со всей силою и любовью следовать за Христом. И наша любовь пусть светит всем, кто нас окружает.

https://tagilsergiya.ru/lifeofarrival/rozhdestvenskie-svyatki-svyatye-dni-propoved-v-nedelyu-po-rozhdestve-hristovom



Назад в раздел
© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс