Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Протестантизму 500 лет. Некоторые итоги.

Протестантизму 500 лет. Некоторые итоги.


«У нас теперь поистине царство свободы -

всеобщей ни-к-чему-не-привязанности,

никому-не-обязанности,

ни-во-что-не-верия».

Жак Бодрийяр, французский культуролог

Многим памятен громкий лозунг советских времен: «Догоним и перегоним Америку!» Ввел его в обиход тогдашний генсек ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Был он, как известно, человеком религиозно безграмотным, в окружении своем образованных богословов не держал, и некому было ему объяснить, что этот клич невыполним в принципе. Никогда государство, основанное на православной вере, не сможет превзойти – в сфере материального благосостояния – страну, воплощающую идеалы протестантизма.

Религия влияет и на устройство общества в целом, и на всю человеческую деятельность, на систему приоритетов человека, и даже на его характер гораздо сильнее, чем принято считать. Именно религия формирует культуру народа. Российский мир, в котором мы живем, «вырос» из Православия. Американская нация формировалась на протестантском фундаменте. В основании принципиальных различий двух мощнейших цивилизаций современности – русской и американской – лежат именно богословские расхождения двух этих деноминаций христианства.

«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20) – сказал Иисус Христос. Аминь означает «да будет так!». Православные верят этим словам Господа, доверяют Ему свою земную жизнь, ощущают уже здесь Его Божественное присутствие, реально получают Его помощь, движутся, следуя за Ним, к Царствию Небесному. Протестанты на эти слова как бы не обращают внимания. В их вероучении ключевой является мысль о том, что Господь не вмешивается в людские дела. Бог создал людей, заранее предопределил участь каждого - кому суждено спасение, а кому погибель, и отошел в сторону... И человек вынужден свои земные проблемы решать самостоятельно, без Бога. Вот эта изначальная беспризорность и определила пути развития американской (и, частично, европейской) цивилизации.

На Божию помощь рассчитывать не приходится? Значит, надо выживать самостоятельно. Как? Построить такой мир, чтобы в нем было комфортно жить, то есть, прежде всего, развивать экономику: сельское хозяйство и производство, что в Штатах на протяжении пятисот лет делается весьма успешно.

А как понять - избран человек Богом или отвержен? В качестве критерия протестанты своевольно выбрали степень преуспевания человека в обществе, уровень его богатства в первую очередь. Это притом, что они чрезвычайно чтут Библию, но не замечают слов Нагорной проповеди: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).

И те, кто хотел спастись для вечной жизни, занялись сколачиванием капиталов в жизни земной. На этой основе сформировался капитализм, который должен был, по представлениям протестантов, играть роль Царствия Божия на земле. Свелось же все к построению цивилизации, ориентированной на безграничное потребление.

Каждому хочется войти в число спасенных, поэтому люди начинают стремиться к земному процветанию, расталкивая других локтями. Здесь - один из корней индивидуализма, который стал уже визитной карточкой американо-европейской культуры. Протестанты спасаются поодиночке, православные - в Церкви Христовой.

Помните, какими привлекательными нам казались из-за «железного занавеса» такие реалии современного западного общества, как демократия, либеральные ценности, толерантность, права человека и пр.? Сейчас все эти идеи представляются уже в несколько ином свете. И можно разглядеть, что коренятся они в протестантском понимании свободы. О том, что если Бога нет, то всё дозволено, писал еще Ф.М. Достоевский. Поэтому в протестантизме, отрицающем божественное присутствие в мире, свобода как выбор между добром и злом, замещается восприятием свободы как вседозволенности. А раз мистическое соработничество человека с Богом, направленное на преображение человека, невозможно, то отпадает необходимость в аскетическом ограничении собственных желаний. Где нет самоограничения – царствует грех. Постепенно и незаметно грех перестал быть злом, греховная жизнь стала считаться вполне пристойной.

Протестантство «специализируется» на привнесении в мир чрезвычайно упрощенных, секуляризованных идей христианства. Скажем, идея земного, вещественного прогресса – это извращенное понимание задачи объединения всего мира в самих себе, которую поставил перед человечеством Творец: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Человеку заповедано было развитие, изменение, но совсем не материальное, и даже не «умственное», а духовное. Недаром латинское «progressio» переводится как «движение к добродетели». А сейчас, «с подачи» развитых капиталистических государств, в которых главенствует протестантство, на вещественный, предметный, информационный прогресс разве что не молятся. Вульгаризация этой же Божественной задачи привела и к разработке множества чрезвычайно модных методик самосовершенствования человека (без участия Творца!).

В сфере обыденной жизни также начинают преобладать протестантские ценности. Скажем, основой брака сначала становится любовь к другому человеку. Забыто христианское представление о том, что брак – союз, скрепленный Богом, где любовь, конечно, подразумевается, но не является его единственной основой. Бога же нет в мире! Далее самоценной становится именно плотская, страстная любовь, а значит, брак может быть расторгнут, если один из супругов «полюбил другую!». Разводы – это тоже порождение протестантизма (первым официальным церковным разводом считается развод английского короля Генриха VII в 1547 году). Постепенно на базе представлений о равенстве людей в общественной жизни, о правах человека, о свободе как о вседозволенности, об отрицании Церкви, а значит и семьи как малой церкви и т.д., выстраивается современное общество. Где отсутствует понятия целомудрия, а прелюбодеяние и разврат становятся нормой. Где частая смена «половых партнеров» не грех, а доблесть, и ее эпизоды бурно обсуждаются по TV. Где превозносится «чистая и высокая» любовь к бой-френду своего пола. Где епископом может стать женщина «нетрадиционной ориентации»…

Подавляющему большинству россиян это решительно не нравится. В нас православия больше, чем мы сами думаем. Мы, несмотря ни на что, ощущаем себя единым народом, слова «русская цивилизация», «патриотизм», «нравственность», для нас все же значимы. Такое самоощущение - отзвук православной церковной соборности.

Никогда в нашем земном мире Россия не догонит Америку по уровню жизни. Другое дело, встретим ли мы протестантов на Небесах. Но это не нам решать, а Господу.



Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс