Материалы


ДЕНЬ АНГЕЛА ПЕТЕРБУРГА

12 ИЮЛЯ – ДЕНЬ НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГА


Безымянный.png

Многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя – Петра I. Однако это не так. Город носит имя небесного покровителя первого русского императора – апостола Петра. Петр 1 родился в 1672 г. в Петров день, 12 июля по новому стилю. Желание назвать какую-нибудь крепость в честь своего Святого было у российского императора задолго до основания Петербурга. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот России, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.

16 мая 1703 г. Петром Великим была заложена в устье Невы крепость под названием Санктпитербурх в честь Святого Петра. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться Петропавловской, а ее первоначальное название оказалось распространенным на возникший при ней город.

Апостолов Петра и Павла православная Церковь именует первоверховными. Они особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру. Память двух апостолов празднуется одновременно, и это говорит о том, что они были едины в своей преданности идеям христианства.

Но они были и очень разными. Апостол Петр был с самого начала верным учеником Христовым, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. И наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию. Павел считал Его лжепророком и искренне боролся с христианством. Но, чудом Божиим, в одно мгновение он из гонителя превратился в верного последователя Иисуса Христа. Его обращение описано в 9-й главе «Деяний святых апостолов».

Различно и апостольское служение Петра и Павла. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел – символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: "Петрово" и "Павлово" в Церкви дополняют друг друга.

Петербург по своему облику удивительно соответствует образу Святого Петра. Строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. Город поражает своей гипнотической регулярностью, аскетической организацией пространства.

Но и идея единства святых апостолов Петра и Павла просматривается в облике города, в удивительной целостности его архитектурных ансамблей.

Петербург внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО не потому, что в нем много отдельных архитектурных шедевров. Дух Питера – не в его отдельностях, а в его целостности. Различные архитектурные стили и градостроительные решения непостижимым образом сливаются в единое целое и задают образ города. Тот образ, который можно было застать еще в последние десятилетия 20-го века. Его помнят те, кто без устали бродил по историческому центру города, любуясь его контрастами, и ощущая, что даже контрасты образуют гармоничное единство. Увы, нынешний Питер, может быть, еще остается городом святого Петра, но уже перестает быть городом, собранным вокруг храма святых апостолов Петра и Павла. И не только чужеродные «вставки» современных зданий в городской ландшафт тому виной.

Галина Руссо



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс