Материалы


О крещении без веры

О крещении без веры

«Те, которые приступают к крещению небрежно и без приготовления, не обеспечивают искупления навыком в добре».
Святитель Григорий Богослов


Таинство крещения по сравнению с другими таинствами и обрядами Церкви имеет наибольшие популярность и спрос среди россиян, хоть как-то соотносящих себя с православной традицией. Даже во времена государственного атеизма отрицательное отношение властей к участию людей в церковных отправлениях только увеличивало желание людей вкусить запретный плод. Многие партийные люди, независимо от своего статуса, от колхозника до чиновника, тайком крестили своих детей, не задумываясь о том, что этот их поступок как-то противоречит их мировоззрению или политическим взглядам.

В большинстве своем, в те недавние еще времена, священники не требовали от людей какой-то подготовки перед совершением Таинства крещения. Может быть, само их желание принять для себя или своих детей церковное Таинство в непростое для веры православной время, священники считали некой доблестью, подвигом, что уже со своей стороны не хотели людям чинить препятствия, требуя от них предварительной подготовки. С другой стороны, во избежание огласки, надо было сделать все максимально быстро, какое уж там оглашение.

Советская власть пала, но в отношении людей к Таинству крещения ничего не изменилось. Большинство из них считает, что для принятия крещения достаточно одного их желания. Незаметно для церковного народа это таинство вышло за пределы Церкви и уже стало неким обязательным атрибутом в жизни людей нецерковных. Даже люди, враждебно относящиеся к Православной Церкви, считают, что крещение это нечто из сферы религиозного сервиса, которым Церковь обязана оделять всех желающих.

Но насколько оправданно таковое отношение нашего общества к этому великому Божьему дару? Можно говорить все, что угодно, но «всякое дерево познается по плодам своим». По статистике, в России крещеных в православной вере людей от 80 до 85 % от всего населения страны. Вообще-то такое количество людей, призванных к чистой жизни великим таинством, предполагает увидеть в России просто какое-то совершенное общество или что-то на него похожее. Ведь принятие Таинства крещения человеком означает, что он теперь с этого момента становится воином Христовым, врагом греха.

Но мы видим совершенно обратное. Из всего количества крещеных россиян хорошо, если регулярно ходят в храм и участвуют в Таинстве Евхаристии около 3 % людей. Это то малое стадо Христово, которое свою жизнь подчиняет руководству Его Церкви. Остальное же большинство избегает в той или иной степени храма, все делает для того, чтобы Церковь никак не влияла на их жизнь. Получается, что они обманули Бога, предав те обещания верности Его заповедям, которые давали за себя и своих детей во время принятия Таинства крещения.

Поэтому и неудивительно, что у нас крещеные люди, ничтоже сумняшеся, делают аборты, блудят и убивают, воруют и вымогают взятки, торгуют наркотиками и алкоголем, клевещут и лгут, в общем, живут бессовестно. Действительно, хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать трудно. Таковое явление есть одно из самых чудовищных и грозных знамений нашего времени, причина многих бед и скорбей. В этом есть вина и нас, многих представителей духовенства, что к этому великому таинству проторена такая легкая, да и незаконная, дорожка. Могут приводить в ответ различные оправдания, но голос совести не дает им никакой силы.

Не раз приходилось слышать от священников, что они всякий раз испытывали угрызения совести после совершения Таинства крещения над людьми, не настроенными связывать свою жизнь с Церковью. А ведь таких людей, требующих крещения, подавляющее большинство. Многие из них считают, что своим желанием креститься они делают некое одолжение Церкви, и, когда в ответ на свою просьбу покреститься они слышат от священника требование подготовиться или даже отказ, то воспринимают это как некий произвол и самоуправство.

Принципиальным священникам нередко приходится слышать в свой адрес много нелицеприятного от подобных людей. Помнится, как одна дама возмущенно недоумевала из-за того, что священник не разрешил быть ей восприемницей (крестной) по причине ее блудного сожительства (для солидности говорят, что живут в «гражданском браке»). К сожалению, боясь вот такой негативной реакции людей, мы, священники, часто опасаемся что-то от них требовать или просто отказывать им по причине их безнравственного образа жизни («не хотим связываться»).

Люди должны понять, что существуют препятствия, прежде всего, духовно-нравственного характера, не позволяющие священнику преподавать Таинство крещения каждому желающему. Но мы чаще всего не хотим замечать никаких препятствий, поэтому великое Таинство низвели на уровень обычной требы.

Какое главное требование Церкви от желающего принять крещение? Отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Главное требование – это вера, которая «без дел мертва» (Иак 2: 26). Будем осуждены, и крещение не поможет, если не будем веровать в Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления.

Но в том-то вся и беда, что многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все – «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка.

По своему равнодушию и лени (с такими ли душевными качествами надо просить у Церкви крещения?) люди даже не хотят предварительно узнать, что такое крещение и, почему и как Его надо принимать. Когда священник предлагает им хоть немного узнать об этом Таинстве, побеседовать, подготовиться, нередко приходится слышать возмущенные жалобы о том, что «мы не за это платим деньги!». Отсюда выходит, что люди возмущаются заповедью Самого Господа: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28: 19-20). Как будто давая деньги за принятие Таинства (сейчас принято говорить – «пожертвовать за крещение»), люди откупаются от следования этой заповеди.

Поэтому и приходится наблюдать, что люди ведут себя в храме как в продуктовом магазине – они просто покупают возможность покреститься. Но даже в обычном магазине прежде, чем отдать деньги за продукты, люди изучают товар на содержание, свежесть, качество и прочее. «Покупая» же крещение, они при этом не хотят знать, что они «покупают», для чего оно нужно и как его использовать. Парадокс, присущий такого рода явлениям, когда совершается попытка совместить несовместимые вещи – свет и тьму, праведность и беззаконие, Христа и Велиара (2 Кор 6: 14-15).

Если бы люди представляли себе всю ту ответственность, которую они берут на себя, дерзая креститься бездумно и без соответствующей подготовки, то много раз подумали бы прежде, чем это сделать. Но этому мешает отсутствие у них сознательной веры в Иисуса Христа. В наше время мало кто задумывается, что повсюду происходит нечто кощунственное – крещение еще не встретившихся со Христом и не верующих в Него людей! Ведь крещение без веры – это как человек без сердца. Поэтому священник просто обязан ограждать это великое церковное Таинство от легкомысленного к нему отношения со стороны людей.

Примеры из церковной истории показывают, что наше время во многом неправо в своем отношении к Таинству крещения. С первых веков существования Церкви Христовой среди христиан царило строгое и благоговейное отношение к Таинству крещения, всякого желающего к нему просто так не подпускали. Имела место традиция принимать крещение в зрелом возрасте; так христиане себя готовили к принятию Таинства, чтобы креститься в самом своем лучшем духовно-нравственном состоянии, чтобы никакой нечистотой не оскорбить святыню Таинства.

Святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий

Святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий

Известно, что святители Григорий Богослов и Василий Великий прежде крещения, будучи зрелыми молодыми людьми, уже жили в высшей степени благочестиво, по сути, были некрещенными христианами. Сравним это с нашим временем, когда ко крещению подходят люди, не желающие менять своего неправедного образа жизни. Подходят они, находясь в состоянии блуда, или алкогольной зависимости, даже будучи нераскаянными убийцами или разбойниками! И что самое страшное, их в таком вот состоянии крестят. И как были они до крещения в скверне, так и после крещения продолжают жить скверно.

Молодая Церковь с тех, уже далеких от нас времен, установила соответствующие правила в отношении желающих креститься. Прежде крещения такой человек должен был пройти оглашение, то есть его наставляли в истинах веры, он изучал Священное Писание, участвовал в собраниях христиан и богослужениях. Все это занимало определенное время, как минимум, до 40-ка дней. Также проверялась твердость его веры, его решимость последовать за Христом. Затем непосредственно перед крещением устраивался экзамен, который нередко возглавлял епископ. Человека проверяли на знание вероучения и Священного Писания, узнавали, как он это все понимает. Затем приводили в собрание двух свидетелей, близко знающих этого человека, которые могли бы подтвердить его добрую нравственность.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961) рассказывал, как однажды он экзаменовал двух евреев, пожелавших принять крещение. Первый еврей его удивил своей сознательной верой, знанием и правильным пониманием христианского вероучения. Поэтому владыка с радостью ему дал разрешение на крещение. А второму еврею он отказал, так как тот не знал даже Евангелия, а христианство представлял себе по учению Толстого, да и креститься хотел по политическим мотивам. Владыка Вениамин также вспоминает русскую девушку из советской нерелигиозной семьи, пришедшую к вере, уже изучавшую христианское вероучение и периодически посещавшую храм. Та пришла к нему за разрешением принять крещение. Владыка, побеседовав с ней, поручил ее подготовку к Таинству монахине. И только подготовив девушку, ее затем окрестили. Она стала усердной и верной христианкой.

Все эти строгости перед принятием Таинства крещения просто необходимы для того, чтобы не появлялись скрытые иуды, чтобы не было такого явления, которое выражается известными словами: «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин 2: 19). Крещение должен принимать только тот человек, который желает через покаяние в прежде содеянных грехах изменить свою дальнейшую жизнь по правде Божией.

Смысл и значение Таинства крещения Господь выразил в таких словах: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5). Поэтому крещение – это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Задача человека – развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа.

«Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», – поет Церковь. Этим песнопением она указывает нам на то самое главное и важное, что дает человеку великое Таинство. Человек крещеный (или по-другому – новопросвещенный) должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, по благодати, Самому Христу. Через благодать крещения человек прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Телу Христову, которое есть Его Церковь. В него вливаются соки новой благодатной жизни. Итог земной жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если же человек не будет приуготовлен, то останется чужим для Творца.

Господь даровал это Таинство тем, кто увидел душу свою, недугующую от греховных страстей, и затем истинно осознал и поверил в то, что исцеление может найти только у истинного Врача – Иисуса Христа. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9: 12-13). Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога. Апостол Павел так и называет крещение смертью греху (Рим 6: 2-4).

Сущность правильного отношения к Таинству крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха и врагом Божиим, исполнял волю диавола. Теперь же он исполнен решимости отвергнуть грех и быть в общении со Святым Господом.

Одна из главных идей Таинства крещения, как писал Патриарх Сергий (Страгородский), в «пресечении непрерывности зла», и «если человек этого пресечения не делает, тогда зачем принимать крещение?» Поэтому священники должны встречать людей, изъявляющих желание принять крещение для себя и для своих детей, вопросом: «Зачем и для чего вам это нужно?» Они должны объяснять им, что сама просьба о крещении у многих людей может быть просто неуместной.

Как рассказывает один священник, однажды к нему пришла креститься молодая семья (муж, жена и ребенок). На их просьбу о крещении он их спросил: «А для чего вам это нужно?» Сам этот вопрос привел людей в недоумение. Они-то думали, что их просьба обычная и вполне законная. Их ответ священника не удовлетворил, так как свидетельствовал о том, что этих людей ни Сам Бог, ни Церковь с ее требованиями вовсе не интересовали. В итоге, священник отказал этим людям. Свой отказ он объяснил так: «Вы не понимаете, чего просите. Зачем вам креститься, если вы не собираетесь быть христианами? Вы не хотите соблюдать посты церковные, посещать богослужения, вам не интересно знать, что такое Евангелие, вам безразлична разница между грехом и правдой. Детей своих, судя по всему, воспитывать в вере вы не собираетесь. Ваше бездумное желание креститься – это просто баловство!»

Все вышесказанное касается и крещения детей. Крестить детей без восприемников нельзя, так как дети, особенно маленькие, еще не могут вполне исповедовать свою веру. Поэтому детей должны представлять восприемники (крестные) и родители. Священник должен увидеть, кто воспитывает ребенка, кто будет сопровождать его по жизни. И так как требовать с маленького ребенка подготовки перед крещением неразумно, то все эти обязательства накладываются на крестных и родителей. Их образ жизни, степень веры, то, как они готовились к крещению ребенка должны разъяснить, кому вручает священник святыню Божию. И должен ли он это вообще делать, если видит, что эти люди не сумеют правильно распорядиться крещением ребенка, будучи не настроены воспитывать его в церковном благочестии.

Ведь в наше время крестные, в большинстве своем, напоминают человека с оружием в руках, совершенно не знающего, что с ним делать. Это те люди, которые крестившись, неважно в каком возрасте, так и не стали христианами. В них не произошло того благодатного изменения, которое предполагает дать человеку Таинство крещения. Все это потому, что в их крещение не было вложено сознательной веры во Христа. Тогда не является ли профанацией крещение таких людей?

Мы должны прямо взглянуть правде в глаза, что Таинство, предназначенное собирать отборную пшеницу в закрома Церкви Христовой, а плевелы отвергать, давно перестало соответствовать этому своему предназначению. Надо честно сказать, что мы, по большей части, крестим людей, не настроенных жить по заповедям Христовым, не планирующих оставаться в Его Церкви. Даже недавнее требование священноначалия обязательного оглашения, предварительной подготовки людей перед крещением не меняет положения. Люди формально что-то почитав, побывав на собеседованиях, пользуясь снисходительностью большинства священников, уже довольных хотя бы этим, крестятся и потом о храме сразу забывают. А некоторые, чтобы избежать не нужных для них трудов, ищут священников, которые крестят сразу, по требованию.

Для таких людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными? Пример из церковной истории средних веков заставляет в этом усомниться.

В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они – христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, у турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников», потому что, по их мнению, «во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство и чародейство» (Епископ Никодим Милаш). К тому же, те турки продолжали воспитывать своих детей в магометанской вере, их тоже Иисус Христос, как таковой, не интересовал. Какое сходство между XII и XXI веками в отношении Истины!

Не пора ли поставить шлагбаум перед неразумным отношением к Таинству крещения? Может быть, надо вспомнить первые века христианства, и использовать Таинство крещения только внутри церковного сообщества? Во всяком случае, это будет более соответствовать правде Божией. Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию? Не надо обольщаться – крещеный человек еще не означает христианина. Не постигнет ли нас за эту несуразицу праведный гнев Божий?

Но для того, чтобы исправить это положение, церковный народ должен повысить по отношению к себе духовно-нравственные требования. Ибо только наше снисходительное отношение к собственным немощам и позволило совершиться этой нелепице, когда великое Таинство Церкви стало настолько доступным, что на него претендуют порой просто нераскаянные грешники. Деньги и крещение должны стать взаимоисключающими явлениями. Надо сделать известный выбор – между Богом и маммоной (Мф 6: 24).

http://www.pravoslavie.ru/71935.html



Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс