Рюриковичи в нашей Гавани
Рюриковичи в нашей Гавани
От глубокой древности до Смуты — такой взгляд на Россию представляет масштабная экспозиция «Моя история. Рюриковичи». Выставка была открыта в 7-м павильоне «Ленэкспо» в Гавани до 15 февраля.
Прихожанам нашего храма посчастливилось посетить эту выставку. Организатором, как всегда, была Ирина Аркадьевна.
«Рюриковичи» - продолжение другой не менее масштабной выставки «Романовы», проходившей год назад на той же площадке. Как и в прошлый раз перед нами торжество компьютерных и мультимедийных технологий. На больших экранах оживают события «Повести временных лет», торговые пути и легендарные битвы, подвиги героев и дипломатов, примеры святости и жертвенности, отступничества и предательства. Мультимедийные стенды перемежаются цитатами. Авторы — Лев Гумилев и Николай Карамзин, Владимир Ключевский и Сергей Соловьев, Николай Бердяев и Антон Деникин, а также Владимир Путин, Сергей Лавров, Патриарх Кирилл...
Для тех, кто помнит историю только по учебнику, эта экспозиция может оказаться настоящим ликбезом.
Остановимся на некоторых ключевых фигурах выставки.
Личность первого новгородского князя до сих пор остается загадочной и, конечно, легендарной. Точных сведений о происхождении, как и о жизни, новгородского князя Рюрика (862 — 879) нет. В 840-х годах государство Русь попало под власть шведских викингов. Чтобы изгнать захватчиков, нужен был мир, а мира не было между племенами. Русским землям нужен был князь, чтобы навести порядок. В 862 году из Ладоги отправилось посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулся датский королевич, имевший репутацию человека твердого и решительного. Его страна поддерживала связи с Ладогой. Есть версия, что Рюрик был крещен. Однажды в одном из походов в войске возникла эпидемия. Он заставил войско поститься две недели, и люди перестали болеть. Княжил Рюрик 17 лет, положив начало династии Рюриковичей. Перед смертью Рюрик передал княжение своему родичу Олегу и ему же поручил своего сына Игоря, ибо тот был еще мал.
Согласно «Повести временных лет» Олег (879 — 912) был, вероятно, братом жены Рюриковича. Из подчинившихся Олегу окрестных племен он собрал большое войско и двинулся на юг, занял Смоленск, Киев и провозгласил его столицей Северной и Южной Руси.
С этого и было принято решение начинать историю государства, получившего историческое название Киевская Русь, или Русская земля.
Русь была политическим образованием. С ней заключали еще в Х веке договоры Византия и другие государства. Развивается деревянное зодчество, техника резьбы по дереву и кости. Русь активно ведет торговлю, строит города.
Княгиня Ольга (945 — 969) продолжает объединение русских земель, жестоко мстит древлянам за смерть мужа, князя Игоря, и как самодержавная правительница сильного государства решила принять крещение от самого Константинопольского Патриарха.
Князь Святослав Игоревич (964 — 972) оставил о себе память как отважный воин, создавший новую невиданную доселе в Русской земле, дружину.
В годы правления князя Владимира Святославича (980 — 1015), получившего в истории имя Святого, земли восточных славян объединились в составе Киевского княжества. К Руси также были присоединены территории по обе стороны Карпат и червенские города на Волыни.
Государственной религией Киевской Руси Владимир избрал христианство византийского образца. Он первый задумался об обеспечении русских пределов от вторжения орд печенегов и выстроил линию оборонительных укреплений. Провел религиозную реформу, и Крещение Руси оказало огромное прогрессивное влияние на жизнь страны, открыло перед Киевской Русью широкие перспективы экономического и культурного развития.
Владимир был канонизирован в 1240 году как святой, после чего за свои заслуги в крещении Руси он стал именоваться «равноапостольным».
Три с половиной десятилетия (1017 — 1054) правления Ярослава Мудрого снискали ему уважение соотечественников. Ему удалось объединить под своей властью государство, что способствовало небывалому расцвету Киевской Руси. Государство расширило свои границы. Были заложены города Ярославль и Юрьев. Составлен первый письменный свод законов «Русская правда». Ярослав поощрял книжное знание и народное просвещение, превратил Киев в крупнейший центр православного мира, в его княжение возвели Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм святой Софии, были основаны монастыри святых Георгия и Ирины.
Встав во главе государства, князь Ярослав настойчиво продолжал внешнюю политику своего отца и деда, скрепляя военные победы династическими браками детей.
С большим интересом слушали рассказ экскурсовода о всеми любимом святом Александре Невском (1252-1263). Ему приписывают изречение: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова можно считать девизом его жизни. Когда были силы, он обрушивался на врага всей мощью. Когда силы были неравные, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, при том что у него не было никаких гарантий собственной безопасности.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры, 15 июля 1240 года над шведами. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
Утром 5 апреля 1242 года произошло Ледовое побоище — немецкие рыцари были разгромлены. Крестоносцы отказались от притязаний на русские земли.
Понимая, что ему не справиться с монголами, он решил не конфликтовать, а отправиться к Батыю в Орду, получил в правление Киев, но остался княжить в Новгороде и Переславле-Залесском. В дальнейше вся политика на востоке была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий.
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 году. В память о нем в Петербурге построили Александро-Невский монастырь (позднее Лавру), куда в 1724 году по указу Петра I были перевезены его мощи. Петр I также постановил отмечать его память 30 августа, в день победоносного мира со Швецией.
Ключевой фигурой предстает на выставке и Иван Грозный (1533 — 1584). Концепция такая: да, временами он был жесток, однако масштабы его злодеяний были преувеличены его недругами, развязавшими против него информационную войну — первую в нашей истории. Оттуда и мифы о беспрецедентной жестокости и тирании Ивана Грозного, об убийстве сына, о том, что опричнина была причиной разорения Руси. Личная жестокость Ивана Грозного вполне на общем уровне тогдашних правителей Европы.
Это был первый царь всея Руси. Внешняя политика Ивана Грозного состояла в борьбе за утверждение в Прибалтике, покорение Казанского и Астраханского ханств, в защите от набегов крымского хана, покорение Сибири.
Прослушав экскурсовода, обойдя экспозицию, проникаешься чувством любви к своей стране, ее истории. Что спасает Русь, Россию в самые трудные времена? Ответ можно найти на «Рюриковичах». Твердая вера, помноженная на чудо. В подтверждение — пример того, как молитвы русских людей и заступничество Богородицы спасли Русь от нашествия Тамерлана в 1395 году.
Закончена еще одна экскурсия, и все мы очень благодарны ее организаторам.
Прихожанка храма р.Б.Тамара
Назад в раздел