Проповеди в Неделю о расcлабленном
Поучение в неделю о расслабленном
Митрополит Владимир (Сабодан)
Есть, рассказывает святой евангелист Иоанн Богослов, в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, пред которой было пять крытых ходов, где лежало множество больных. По временам сходил в купальню Ангел Господень и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал (Ин.5, 2-4). Проходя города и селения, открывая людям тайны Царствия Божия, пришел однажды к Овечьей купальне Христос. Он увидел здесь больных, желающих исцелиться. Среди них был человек, страдающий недугом уже тридцать восемь лет.Христос подошел к нему и спросил: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин.5,6). Больной ответил: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Христос сказал ему: »Встань, возьми постель твою и ходи». И больной тотчас выздоровел (Ин.5,7-9). Через некоторое время Иисус Христос встретил его в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5, 14).
За время Своей земной жизни Христос сотворил много чудес, исцеляя в людях всякую язву. В очах Господних человек прежде всего — творение Божие, сын или дочь Отца Небесного. Прощают своих плохих детей земные родители, несмотря на причиненные горечи, прощает и нас, непослушных, любовь Отца Небесного. Господь дал нам жизнь и все необходимое для жизни, дал в избытке. Мы же этого не ценим и не отвечаем хотя бы малой взаимностью на великую любовь Божию.
Каждый из нас одержим тем или иным недугом. Нет на земле людей абсолютно здоровых. Болезнью Господь порой стучится в нашу душу и сердце. Как многими скорбями надлежит спастись, так и многими болезнями надлежит совершенствоваться.
Страшна физическая боль, но еще страшнее болезнь душевная. Между душевной и телесной болезнью существует постоянная связь, потому что тело является храмом души, Духа Божия, живущего в каждом человеке. Заботясь о спасении души, не следует, но апостолу Павлу, пренебрегать и телом. Всякий человек, говорит Апостол, питает и греет плоть свою (Еф.5,29). По христианскому пониманию, плоть — храм Духа Божия, живущего в нас. К умершему телу, как храму, мы, крестясь, прикладываемся. Но при всей заботе о теле не следует забывать о душе, о се состоянии, о духовных запросах.
Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. Причин много. Главная из них всегда кроется в нас самих. От того, как мы живем, как исполняем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заветами Христа о нравственной чистоте, о духовном совершенстве, то мы обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Расслабляет и поражает наш дух и нашу плоть, главным образом, грех. Грех есть нарушение существующих норм, нарушение заповедей Божиих. Поэтому всякий грех делает нас расслабленными, подобными тому человеку, которого ныне Господь исцелил при Овечьей купальне в Иерусалиме.
Грех влечет за собой пагубные болезненные последствия: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5, 14), но в каком бы состоянии мы не находились, необходимо помнить, что у нас есть Врач Небесный, кровию Своею омывший нас от греха и подающий нам всякое исцеление.
Через святое Евангелие Церковь учит нас, братия и сестры, как нужно жить, чтобы иметь здоровый дух и здоровое тело. И первое, и второе даровано нам Господом. Господь взял на Себя нашу немощь, пришел на землю, чтобы уврачевать нас от грехов, Он принял нашу плоть, обновил ее и обожил, вознес до небес, Он по всему был подобен нам, кроме греха. Это нужно было не Господу, а человеку. Он дал нам пример Своей жизнью, Своим учением и Своим крестным подвигом.
Воскресение Христово — это победа над грехом, над болезнью, победа над величайшим злом — смертью. Воскрес Христос — и нет больше греха, которого не мог бы победить человек. Воскрес Христос — и мы получили полноту благодатной силы, врачующей и спасающей нас. Цель нашей жизни — совершенство во Христе, уподобление Ему.
В священные дни Пасхи Господней, радуясь о Христе Воскресшем, будем молить Начальника жизни нашей, чтобы Он воскресил наши души. Аминь.
Православие.ru
Неделя о расслабленном
Архимандрит Мелхиседек.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!
Сегодняшнее Евангелие после светлых и пасхальных дней, вдруг, неожиданно, в третью неделю после Пасхи, переносит нас в знойный Иерусалим, к месту страдания и скорби, в котором, как говорится в Евангелии, собиралось множество болящих, слепых, сухих и хромых, чающих движение воды к купели, которая называлась домом милосердия.
Приходит Христос и видит расслабленного человека, который 38 лет был расслаблен параличом. А чудо этого место состояло в том, что один раз в год Ангел Господень являлся в это место, и невидимое присутствие Ангела Божия означалось тем, что вода приходила в возмущение, то есть явственно для всех колебалась, приходила в движение. И, как говорит Писание, первый человек, который входил в эту воду, получал исцеление, каким бы недугом одержим не был. Христос, видя страдание этого человека, подходит и задает ему вопрос, абсолютно для нас, если мы будем внимательны, нелогичный, непонятный, и даже непонятно, в чем был сам вопрос. Подходит к больному человеку и говорит: «Хочешь ли быть цел? - на славянском языке, и на русском, - Хочешь ли быть здрав?» И он отвечает: «Да, Господи! Но не имею человека».
Зачем надо было задавать такой вопрос? Разве не понятно, что человек хочет быть цел и хочет быть здрав? Так и мы в церкви, на исповеди, задаем такой вопрос: «А хочешь ли быть цел? Хочешь ли быть здрав?» – «Да, хочу». – «Но все в твоих грехах. Все в твоих руках, и все в твоих руках». Ты приходишь из недели в неделю, из месяца в месяц, каешься в своем куреве, пиве, вине, компьютере, двух или трех женах, а через это у тебя проблемы. «Батюшка, у меня одни проблемы!» Ну а как же у тебя не будет проблем, если ты едешь на красный свет, ты едешь по встречной полосе и говоришь: «Надо же, ко мне все пристают, одни только неприятности, одни только приключения и искушения». Как однажды, один приходит к своим друзьям и говорит: «Представляете, ко мне милиция пристала и говорит: «Да как же ты так: по встречной полосе, на красный свет, задом и пьяный?» Чего они ко мне пристали?» Конечно, у тебя будут проблемы, и ты искренне ответь на этот вопрос: «Хочешь ли быть цел?» И через это здрав, потому что церковно-славянское слово «цел» гораздо объемнее, гораздо глубже просто слова «здрав».
От чего мы не имеем здравости? От того, что не имеем цельности. Потому что два человека в одном живут. Апостол Павел еще сказал: «Я вижу в теле моем и в уме моем закон, противоборствующий закону ума моего. Духом хочу творить добро, а телом совершаю зло. Бедный я человек. Кто избавит меня от этого греховного тела смерти?» Разве это не раздвоенность, когда человек понимает, что это вредно, и это делает, понимает, что это грех, это проблема, и не может с этим расстаться? Даже исповедь – это только формальность, только видимость, только припудривание и замазывание проблемы. И об этой глубине человеческой нечестности перед самим собой и перед Богом в покаянии и изменении своей жизни. Что человек просит, а на самом деле он не хочет быть целым, он не хочет быть здравым, он не хочет расстаться со сладким грехом, даже каясь на исповеди, в глубине души, он этого не желает. Как однажды о себе в исповеди блаженный Августин сказал: «Господи, избавь меня от постыдных связей! Господи, избавь меня от этого плотского греха нечистой жизни!» Вот такой был крик души однажды в храме блаженного Августина. А потом добавляет: «Только не сейчас – сладок грех». И понимает человек, и говорит, добавляет, если не языком, то многие мозгами и мыслями добавляют: «Только не сейчас». И Христос у него спросил: «На самом ли ты деле хочешь быть цел?» (то есть избавиться от какого-то смертного греха). Как однажды Христос блуднице сказал: «Иди, впредь не согрешай».
И Господь, когда расслабленный проявил решимость на самом деле быть здравым и цельным, исцеляет его. Но и в нашей жизни, если мы немножко глубже посмотрим на нашу внутреннюю жизнь, когда Бог тоже когда-нибудь спрашивает у нас: «А ты хочешь ли быть целым? Хочешь ли быть здравым?» И эта здравость, и эта цельность вызовет у тебя ответственность перед жизнью.
Ты готов ли выйти из состояния постоянно страдающего человека и через это принимающего внимание? Ты хочешь выйти из состояния няньчиния с тобой и стать для кого-то нянькой? Ты хочешь ли выйти из этого ребяческого состояния, чтобы тебя гладили по головке до 50 лет мамка или близкие люди? А ты сам готов встать в такое состояние, что ты должен будешь гладить кого-то по головке и кому-то помогать, а, не ожидая, что «я в таком вот состоянии, пусть мне все помогают». Немногие на это решатся, потому что почему-то все ищут в своей жизни, чтобы все крутилось вокруг них. Мало кто ищет, кому бы послужить. Как недавний праздник жен-мироносиц: они искали послужить. И Христос говорит: «Я пришел не для того, чтобы мне служили, но для того, чтобы послужить». Ушел и уходит из нашей жизни этот принцип служения, через это уходит из жизни радость, потому что, если ты ищешь, чтобы тебе кто-нибудь и как-нибудь послужил, и в этом думаешь найти радость, прелесть жизни, успокоение, счастливую комфортную обстановку, то этого никогда не будет. Александр Сергеевич Пушкин нам показал принцип человеческой жадности и принцип человеческой неустроенности и эгоизма: корыто, изба, дворец, власть, золотая рыбка, мне служи. И остался у разбитого корыта. Философ Иван Ильин однажды сказал: «Счастью, когда им обладает человек, свойственно других делать счастливыми. Оно счастливо от того, что дарит счастье другим, и в счастье других видит отображение собственного счастья. Когда человек встанет на этот путь, ища, кому бы послужить, и чем бы послужить, и как бы послужить. Пусть это проблемно, это тяжело, это трата, как нам кажется, времени, сил и здоровья, но Бог способен такое дать состояние человеку радости и удовлетворения жизни, что никакие внешние комфортные обстоятельства, когда мы убегаем от служения, и чего только не придумаем, чтобы не послужить и отвинтиться от своих обязанностей.
Как сейчас ходит русская поговорка: что только человек не сделает по работе или по послушанию, лишь бы только ничего не делать. Вот так и в духовной жизни: не хотим послужить ни Богу, ни церкви, ни ближним, ни дальним, но хотим, чтобы была радость, отголосок счастливой жизни, благодать Божия в сердце. Оказывается, надо очень хотеть быть цельным и здравым. А здравым для чего? Чтобы послужить.
И как одни приходит и говорят: «Батюшка, а у нас проблема». – «А какая проблема?» - «А у нас сейчас обнаружилось, узнали – третий ребенок, ждем». Я им говорю: «Не дай Бог что-нибудь с этим делать, Бог дал роток, Бог даст и в роток». Не хотите работать на детей – будете работать на аптеку. Не хочешь ухаживать за мамой, за бабушкой, за дедушкой – будут ухаживать за тобой. Как? Так же, как ты ухаживаешь – через пень-колоду. Поэтому лучше у Бога просить сил, таланта, мужества и терпения послужить, чтобы не получилось, что мы сами будем в этом нуждаться, а поскольку мы эгоисты, ничего доброго не посеяли, ничего доброго и не пожнем.
Разве мы можем сказать вместе со святым, который говорил: «Господи, делай со мной то, что я делал с моим ближним: делился, прощал, помогал, милосердствовал, любил, смирялся, терпел»? Наберем мы этот набор в нашей жизни, которая за нашими плечами? Оказывается, надо еще захотеть быть честным, и быть таковыми честными перед собой и перед Богом, грех оставить немедленно. Однажды на исповеди кто-то поделился, одна женщина сказала: «25 лет курила по пачке сигарет». – «А как бросила?» И говорит: «А вот так, Евангелие прочитала и поняла, мерзость перед Богом. Всякий творящий грех – есть раб греха, а я хочу быть рабой Божьей». – « Ну и как у тебя это получилось?» Говорит: «Все нормально, неделю уши поопухали, а потом все прошло». То есть даже физиология боролась. А другие говорят: «Так, я вот сейчас по пачке, а потом полпачки, а потом по пять, а потом одну в день, а потом – бац, и опять по пачке. А почему? Потому что это игра. «Хочешь ли быть цел? Хочешь ли быть здрав?» - «Да, только не сейчас». И вот это – плен дьявольский.
Что еще примечательно в сегодняшнем Евангелии: возьми одр твой и ходи. И говорит писание: «Христос нашел его в церкви». Ни в фитнесе, ни на бирже, ни на стадионе, ни на чемпионате мира по хоккею или футболу.... Ну, тогда хоккея не было, еще чего-нибудь. Тогда стадионы тоже были, и амфитеатры были. Христос нашел его в храме. А что он там делал? Бога благодарил день и ночь. Тридцать восемь лет быть парализованным. Вот мы сейчас на своих двоих, слышим, видим и чувствуем. Знаете, что надо, чтобы полюбить Бога, Церковь, и стать благодарными людьми? Надо на немножко это потерять. Но лучше этого не терять, лучше себе представить, что то, что мы имеем - это очень много. А тот, кто себе не представляет, походите в дом престарелых, в который мы ходим каждую неделю по четвергам. Вы оттуда выйдете счастливыми людьми. Пришли туда школьники на Пасху, одиннадцатиклассники. Я видел, они зашли одними, такие все, как сейчас говорят, понтовые, а вышли с какими-то просветленными, серьезными лицами. Бог накрыл их благодатью. Они шоколадку давали и с праздником поздравляли, и, может быть, даже в глаза не смотрели. Почему? А потому что надо сочувствие иметь, а у нас бесчувствие. Мы даже посочувствовать не умеем толком. Но вот за это формальное какое-то доброе дело они учительнице своей потом сказали: «Как мы вам благодарны, что вы нас сюда привели!» - «Почему?» - «Мы сравнили, какая может быть жизнь.». В дом престарелых сходите, посмотрите, что с вами будет, может быть нескоро, но когда-нибудь.
То, что мы сейчас имеем, мы за это Бога должны благодарить до бесконечности. Расслабленный был в храме, как говорит нам сегодняшнее Евангелие, и Бог обращается к нему и говорит: «Иди, и впредь не греши, да не горше (то есть да не хуже) что-нибудь с тобой будет!» Показал прямую связь между болезнью и грехом. И поэтому в сегодняшний день мы сами должны сравнить свою жизнь с этим повествованием. Потому что в духовном плане, если у нас нет физической болезни какой-то конкретной, но душевная болезнь у всех, расслабление духовное у всех. Приходит Христос и говорит: «А ты хочешь ли быть цел?» Если честно говорим: «Да!» - «То делай, как Я говорю, как учит церковь, как учат Святые Отцы, поступай так». – «Нет, – говорит внутри себя человек. – Это очень тяжело. Можно я как-нибудь вот так, среднехристианский, среднестатистический, среднеправославный, как-нибудь уж без больших подвигов, понуждений, но, глядишь, как-нибудь в обозе, но доплетемся до Царства Небесного». Дай Бог, чтобы это расслабление из нашей жизни ушло, дай Бог, чтобы какая-то жизненная энергия от Бога была послана нам не за труды, не за молитвы, не за добрые дела – по бесконечному милосердию Божьему. Чтобы мы когда-нибудь поняли красоту и радость служения, чтобы мы из этого состояния расслабленности, когда мы ищем помощи, сочувствия, внимания, терпения от других людей, чтобы мы эту иллюзию раз и навсегда оставили. Этого не было, нет, и не будет. Каждое внимание к нам сейчас в нашей современной жизни двадцать первого века должно восприниматься как чудо, и за это надо благодарить. За малюсенькое внимание надо благодарить бесконечно и людей, и Бога. «Ибо благодарность, - сказал один и Святых Отцов, – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями».
От всей души желаю всем вам, чтобы вы были целыми, через это были здравыми, через это были благодарными Богу, и тогда мы будем с Богом, а Бог будет с нами. Аминь.
http://optina-msk.ru/vse-sobytiya/1187-nedelya-o-rasslablennom
Проповедь в неделю о расслабленном
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Сегодня праздник всех нас – расслабленных. Сегодня, братья и сестры, мы в какой-то степени отмечаем день своего Ангела, свой праздник. Кто из нас может похвастаться, что он силен, мужественен, переносит все напасти века сего, исполняет все заповеди Христовы? Избави Господи, если такой стоит посреди нас – хуже не придумаешь праведника или сильного человека! Апостол Павел говорил: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен». И лишь одного апостол не лишал себя – твердой веры и несомненного упования на Спасителя. «Сила Божия совершается в немощи!»
Как понять это неверующему в Бога миру, который проповедует иллюзорное всемогущество человека?
Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.
Признаем же себя тем, что мы есть на самом деле. Апостол Иаков пишет: «Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Как бы гордыня наша ни восставала против этого, взглянем беспристрастно на мироздание: на мириады планет, на тысячи поколений, бесконечно сменяющих друг друга, на миллиарды людей, стирающихся из памяти потомков и ближних своих.
Вот у меня был друг, которому я обязан очень многим, и верой своей в первую очередь. Он умер 12 лет назад, и я думал, никогда не забуду его, буду всегда поминать его, уж на литургии-то обязательно. И вдруг с ужасом осознаю, что одна литургия прошла, другая, а я его, одного из самых дорогих для меня людей, и не помянул. И мне страшно стало за свою духовную расслабленность, за неблагодарность человеку, который столько сделал для меня. А каждый ли день мы поминаем с должной ревностью родителей наших – живых и усопших? А каждый ли день мы вспоминаем о своем спасении – о главном, ради чего мы живем?
Но все же внутри нас что-то безошибочно подсказывает нам, что человек – это нечто большее, чем пар… Жизнь наша – да, скоротечна и иссыхает, как трава под жарким южным солнцем. Помните в Псалтири: дни человеческие, «яко цвет сельный, тако отцветет». Но вот душа – неповторимая личность человеческая, которую создал Бог, – ее история во времени и в вечности совсем другая. Если душа соединяется со своим Творцом и Богом, то она становится самым прекрасным, самым драгоценным из всего, что есть на земле. В памяти Божией, у Бога такая душа получает не просто жизнь, а жизнь «с избытком», как пишет апостол Павел. Он не может человеческими словами по-другому выразить раскрывшуюся ему тайну будущего века. И тот же апостол Павел говорит: «На сердце человеку не приходило и ухо человеческое не слышало, что уготовал Бог любящим Его».
В жизни каждого из нас еще не раз будут минуты немощей и падений, и того, что мы называем расслаблением. Они могут тянуться многие годы, как у того расслабленного у Овчей купели, о котором повествует Евангелие. Этот расслабленный много лет пролежал, ожидая исцеления. Но он веровал, что придет посланник Божий и исцелит его.
Только бы нам никогда не признать себя самих сильными, потому что сила наша – это только Христос. Только бы нам никогда не признать себя несокрушимыми и не подверженными греху, потому что мы – всего лишь падшие люди. И только бы нам никогда не потерять веру во Христа, потому что Господь Иисус Христос бесконечно могуществен и имеет власть не только от временных страстей и бед спасти нас. Господь, «смертью смерть поправ», может даровать вечную жизнь и нам, которые когда-то окажутся во гробе, извести нас из этого вечного и последнего расслабления.
Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.
http://www.pravoslavie.ru/put/34980.htm
ЛЕКАРСТВО ОТ ГРЕХА
Священник Сергий Ганьковский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
“Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин.5.14). Эти слова Спасителя, обращённые к исцелённому расслабленному, определённо указывают на причинно-следственную связь между болезнью и грехом. И не то, чтобы Бог непременно наказывал нас болезнью за каждый совершённый грех, если бы так было, едва ли каждый из нас дожил бы и до тридцати лет. Нет. Бог не бухгалтер и не жандарм. Апостол из Семидесяти Иаков, прозванный евреями “Праведным” и удостоенный церковного наименования “Брат Господень”, тот самый, кто был первым епископом Иерусалимской Церкви, ясно свидетельствует: “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак.1.13-15). Очевидно, что, совершая грех, человек сам, по собственной воле вступает в область смерти. Выйдя из укрытия под дождь, каждый сам себя обрекает на то, что он вымокнет до нитки, и глупо говорить, что это Бог тебя под дождь толкнул. Стой себе под зонтиком, и оставайся сухим – вот и вся недолга.
Конечно, и в этом повествовании о расслабленном, и в других местах Священного Писания, Бог предупреждает нас об опасности, а вовсе не грозит отмщением. Совершённый грех рождает смерть. А то, что вслед за каждым грехом, мы всё-таки не умираем – просто чудо Божьего милосердия, Божьей любви к нам, таким грешным, таким расслабленным.
Поэтому для исцеления от наших многочисленных недугов вовсе не обязательно ехать в далёкий Иерусалим и искать там давно обратившуюся в развалины купальню у Овечьих ворот. Для того чтобы с нами не случилось “чего хуже” нужно идти в храм Божий, и не край света, не в соседний район, а в тот, который ближе к дому. Идти туда нужно за очень простой вещью – за лекарством от греха. Это лекарство преподаётся любому желающему в неограниченном количестве, и при этом качество лечения вовсе не зависит от стен, в которых оно совершается и абсолютно не связано с личными достоинствами или недостатками того, кому Бог судил быть при этом лечении свидетелями, то есть от священников.
Лекарство от греха – это величайшее Таинство Церкви. Вы понимаете, что я говорю о Покаянии и, в узком смысле, о важнейшей его части, об исповеди. Покаяние – целожизненный процесс и не сводится только к исповеди. Потому что Покаяние – это и ежедневная борьба с самим собой, со своей ленью, со своим унынием. Покаяние – это и размышление о Боге, о мире, и о себе, о своём месте в мире, о своих жизненных задачах. Покаяние – это, конечно, и трудная наука жить рядом с людьми, ладить с ними и пытаться их любить. Всё это – Покаяние. Но мы с вами сейчас говорим о важнейшей его части, об исповеди.
Многие из нас думают, что исповедь – это время, когда можно пожаловаться на жизнь, когда можно обсудить житейские проблемы, когда можно и нужно послушать мудрого и многоопытного духовника, набраться от него уму-разуму. Некоторым кажется, что исповедь – это такое время в жизни, когда необходимо скрупулёзно перечислить все свои проступки, недостатки и неблаговидные помыслы, и, не дай Бог при этом что-нибудь упустить. И вот берёт такой человек книгу известного православного пастыря, монаха-аскета, которую почтенный батюшка написал, исходя из опыта своей долгой жизни, берёт начинающий христианин такую книгу и старательно переписывает её в свой исповедный “кондуит”, наивно полагая, что духовный опыт старца-монаха и его собственный духовный опыт – тождественны, да ещё и говорит духовнику: “Да это прямо про меня написано!”. Не обольщайся, дружок! Не про тебя. Это опыт его, старца, целожизненной борьбы. Это ему, молчальнику, грешно петь мирские песни. Это он, стяжавший дар непрестанной молитвы, может каяться на исповеди в посторонних помыслах и многозаботливости. Нам же, начинающим, рано лёгкую пыль с души щёточкой смахивать. Нам надобно глыбы греховные из души выкорчевать и исторгнуть. Тут, извините, не до шлифовки, тут не до тонкостей.
Нет, дорогие мои, исповедь – не беседа о “духовном”, не богословская дискуссия. Исповедь – это Страшный Суд, который для тебя, грешник, настал вот сейчас. И именно сейчас - твой последний шанс, твоя последняя возможность начать жизнь с чистого листа. Перед тобою, грешник, Распятие и Евангелие. Перед тобою – Христос. И ты приходишь к Нему не затем, чтобы поболтать о том, о сём. Ты, поскольку тебе дан последний шанс, приходишь, чтобы попросить, закричать, потребовать: “Поверь мне, Господи, ещё раз. Последний раз! Я никогда, слышишь, никогда больше не повторю этого греха! Мне не удастся одолеть все мои недостатки. У меня не получится побороть все свои слабости, я не справлюсь со всеми грехами, но вот этот грех я сегодня, сейчас из души вырываю, эту единственную, самую главную на этот момент свою слабость я от себя отделяю окончательно и бесповоротно. Так я больше не согрешу! И именно в утверждение этой великой клятвы в ознаменование своей решимости оставить пусть малый, пусть один, но – грех , я целую Твоё Распятие и Твоё Слово”. Вот это и есть лекарство от греха.
Я к тому это вам говорю, что всё чаще и чаще на исповедь приходят люди, которые живут с самими собой в мире и гармонии. Да, я – грешник, думает такой человек, - и грешен и тем, и сем, и пятым, и десятым… Что ж тут сделаешь! Действительно, когда у человека сотни грехов, тысячи мелких страстишек, ему эту рать бесовскую во век не одолеть. Да и никто не сможет, будь он хоть семи пядей во лбу, заглотать разом целый арбуз. Арбуз режут на куски и кусками, постепенно съедают. Так и с грехом. Борись сначала с одним, а когда достигнешь успеха, принимайся за другой. Перед тем как взяться за грех многоглаголания, попробуй сначала победить сквернословие. Строго говоря, исповедь нормального христианина должна быть предельно короткой, потому что каждому из нас ведом его, на сегодняшний день, самый страшный грех. Тот, перед которым все остальные бледнеют. Вот на него и брось все силы души своей, вот о нём и плачь на исповеди. Вот от него и зарекайся самой страшной клятвой. И тогда, может быть, через много лет – ты победишь! Победишь затем, чтобы Господь тут же открыл тебе следующий твой грех.
А приходить на исповедь как на инвентаризацию души – бесстыдно, да и нерационально, потому что этак никогда толку не добьёшься. Аминь.
21 мая 2000 г.
http://www.zavet.ru/gankov-rasslab.htm
Назад в раздел