Проповеди в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
Проповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 4-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Так часто приходится слышать от людей: я молюсь, я стремлюсь к Богу, я жажду встречи с Ним, – а вместе с этим Он как будто остается мне далеким, нет у меня живого чувства Его близости...
Сегодняшнее Евангелие не осуждает такое отношение, но должно бы раскрыть наше сердце к чему-то иному. У человека, у сотника была мучительная нужда: его слуга умирал, лежал в болезни. И он обратился к Христу за помощью. Христос ему ответил: Я к тебе приду... И что же ответил Ему сотник? – Нет! Не приходи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, – достаточно одного Твоего слова, сказанного здесь, чтобы здравие и жизнь вернулись моему слуге...
И Христос его поставил в пример другим людям: поставил в пример эту изумительную веру, которая ему позволила сказать: не приходи, я этого недостоин, – достаточно мне Твоего слова.
Как часто мы себе задаем вопрос: как жить? что делать? Если бы только Господь, Спаситель Христос встал передо мной, если бы только Он мне сказал вот теперь: Поступай так, поступай иначе... – я бы поступил; но Он молчит... Правда ли это? Нет, неправда! Он оставил нам Свое слово в святом Евангелии; там сказано все, что нужно, для того чтобы наша жизнь стала иной, чтобы она преобразилась, чтобы все в ней стало ново, чтобы пути наши стали путями Божиими. Но мы ждем иного откровения, личного: это сказано всем, это сказано на все времена, а я хочу личное слово, которое разрешило бы вот теперь, чудом, мою задачу... И этого слова мы не слышим – потому что оно звучит на каждой странице Евангелия, но мы туда не обращаемся: Евангелие я читал давно, Евангелие я знаю; было бы мне новое слово, пришел бы Господь...
Как можно было бы нам жить, чему только ни научиться, если бы, как этот сотник, мы могли сказать: нового откровения, непосредственного воздействия я недостоин; с меня достаточно слова Божия – животворящего, раскрывающего новые пути... И тогда все было бы. Поэтому научимся, как Петр, когда он увидел чудесный улов рыб, сказать: Господи! Выйди из моей лодки! Я недостоин, чтобы Ты был со мной!.. – или как сотник: Нет! Твоего слова довольно...
Научимся этому послушанию, этой вере и этому смирению, и тогда все перед нами раскроется, и Бог станет для нас Живым и близким и чудотворящим. Аминь.
http://www.iakovlevskoe.ru/bible/217-week4
Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице.
Протоиерей Василий Стойков
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим.6:22)
Так ныне говорит святой апостол Павел через свое послание к Римлянам, которое мы слышали за Божественной Литургией. И как отрадно нам, дорогие братья и сестры, слышать это утверждение, это свидетельство о том, что человек, обращаясь ко Христу, живя добродетельной жизнью, освящается и имеет надежду на жизнь вечную.
Святой апостол Павел в своем послании к Римлянам говорит о прежней жизни римских христиан, когда те были еще язычниками: они тогда были рабами греха, жили во грехе и погрязали в пороках, и поэтому после того, как они приняли крещение и учение Христово, их жизнь коренным образом преобразилась.
В этом послании святой апостол Павел противопоставляет жизнь христианскую жизни языческой, и указывает на неизмеримую высоту христианской жизни по сравнению с жизнью языческой, потому что человек в язычестве постоянно пребывал в пороках, он находился во власти греха, он был служителем неправды, в то время как, став уже верующим во Христа, стал служителем правды, он стал рабом Богу.
В этом своем послании святой апостол Павел говорит об истинном рабстве и об истинной свободе. Человек, когда бывает во власти греха, поступает по своей собственной злой воле, которая извращена грехом. Поэтому человек не всегда ощущает пагубность того состояния, в котором он находится. А когда он становится рабом Богу, рабом праведности, тогда он освобождается от греха и делает только то, что Богу угодно. И, таким образом, святой апостол Павел, наставляя христиан римских, в то же время обращает это свое слово и ко всем нам, ко всем христианам, потому что то, что сказал святой апостол Павел, Святая Церковь приняла, как Боговдохновенное учение, которое раскрывает сущность учения Христова, которому мы должны следовать на всех путях нашей жизни, для того, чтобы освящаться добрыми делами и иметь надежду на жизнь вечную.
Человек, который живет во власти греха, находится на опасном пути. Святой апостол Павел, когда говорит о рабстве греху, то имеет ввиду, что, если человек идет этим путем, то это путь к смерти, к аду, к вечным мучениям. А второй путь – это путь жизни, который ведет к вечной жизни, потому что человек, который живет, именно, по заповедям Господним, имеет и жизнь, соответствующую достоинству человека, что приводит его постепенно, через стяжание добродетелями, к жизни вечной. Задатки вечной жизни начинаются еще в условиях земного бытия. Человек приобщается к этой вечной жизни в той мере, насколько это возможно в условиях, в которых живет человек в этой жизни, но она раскрывается во всей полноте, только в жизни будущего века.
Святой апостол Павел говорит относительно того, что «Царствие Божие – это не пища и питие, а правда и мир и радость во Святом Духе». Если человек достигает в какой-то степени правды, мира душевного, благодатного мира и радости о Святом Духе, то он приобщается к Царствию Божиему, к вечной жизни. Об этом говорит святой апостол Павел в других своих посланиях, но то, что в совокупности содержится в его учении, это раскрывает значение того, что говорил Сам Господь, а, именно, что «всякий верующий в Него имеет жизнь вечную».
Святой апостол Павел таким образом наставляет через послание к Римлянам всех нас в том, чтобы мы шли путем праведности, чтобы мы, подражая Римлянам, совершенно отреклись от того, что касается жизни прежней, греховной. Ведь Римляне, когда решили стать христианами, отсекли все то, что было в прошлом. Поэтому святой апостол Павел с радостью отмечает, что Римляне не только приняли его учение, но и стремились к тому, чтобы исполнять его, свидетеством чего является их добродетельная жизнь, совершенно противоположная от прежнему греховному образу жизни. Поэтому святой апостол Павел говорит, что они имеют жизнь вечную, ибо конец, т.е. завершение этой добродетельной жизни – это жизнь вечная, жизнь блаженная с Господом и со всеми святыми благоугодившими Ему.
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны стремиться к тому, чтобы, подражая римским христианам, тоже жить добродетельной жизнью. Они отказались от прошлого, а мы всегда ли отказываемся от своей греховной жизни? Они отказались от греховной жизни, встали на путь правды, стали служителями правды, служителями добродетели, служителями Богу, рабами Богу, т.е. преданными воле Божией, и не отступали уже от этого никогда. А мы, к сожалению далеко не всегда идем тем путем, на который встали после крещения. В крещении мы приобщились благодати, которая помогает нам жить во Христе и со Христом, а мы часто отступаем от Господа. Сам Господь сказал нам, что «кто берется за орало и оглядывается назад – неблагонадежен», он не может достичь Царства Божьего, потому что он колеблется, он не проявляет должной ревности. А святой апостол Павел указывает на то, что нужно быть не только добродетельным, но и ревностно совершать свой земной путь, совершать свой путь в постоянном стяжании добродетели, которые приводят к святости. Без добродетели не может быть святости. Человеку дается благодать для того, чтобы он развивал свои природные способности и, при помощи Божественной силы, стремился к тому, чтобы осуществлять свое призвание надлежащим образом в послушании воле Божией.
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны стремиться к тому, чтобы в соответствии с тем, что говорит святой апостол Павел, не быть рабами греха, но быть рабами праведности, быть верными и ревностными служителями Божиими, исполняющими Его святую волю, чего да сподобит нас Сам Господь по своей благодати и человеколюбию.
Аминь.
http://inmil.ru/propoved-v-nedelyu-4-yu-po-pyatidesyatnice/
Иерей Олег Шибалин
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня братья и сёстры, в современном мире, мы основываем свою веру на словах Божьих, изложенных в священном писании. Если первые ученики Христа видели и слышали, то мы сейчас можем только прикоснуться к этому свидетельству через Священное Писание, через иконы, через богослужение и через всё то, что есть традиционно в Православной Церкви. И только таким образом мы сможем, понять и узнать о чём говорит, Христос нам с вами.
Очень важно, как мы с вами часто говорим, относится к Священному Писанию с особым благоговением. Конечно оно читается не вдруг и не единожды, оно дано нам для того чтобы мы проживали его своим внутренним духовным опытом. И Господь, конечно, открываем нам не всё сразу, а постепенно согласно нашему внутреннему строению. Так и апостолам не сразу вдруг Он всё открыл, а постепенно рассказывал им о том, как устроен этот мир, к чему нужно стремиться и каким путём нужно идти. Вот так и в Священном Писании нам открывается не всё и не сразу. Нужно время, чтобы понять, как оно приложимо к нашей с вами жизни.
Сегодня мы прочитали небольшой отрывок, как ко Христу пришёл римский сотник, чтобы попросить его о помощи. Мы бы с вами больше поняли, если бы подошёл какой – ни будь иудей, да и то не всякий пришёл бы просить Христа о помощи: фарисей, или книжник - это тоже вряд ли. Больше всего о помощи просил простой люд, но вот здесь пришёл римский сотник – это был оккупант Израиля. Человек с языческими корнями но, тем не менее, мы видим, что он просит Христа исцелить его отрока, который был очень болен. Римский сотник показывает не только, надежду и доверие Христу, как человеку, который уже многим помог, но он показывает уверенность в том, что Христу достаточно сказать слово и отрок будет исцелён. И он приводит пример, что под ним находятся войны, слуги, которым он говорит слово, и они делают. И сотник уверен, что и Христу достаточно сказать слово и так оно и будет. И действительно Христос говорит, и отрок сотника приходит во здравие. А дальше Христос на основании этого примера рассказывает, что очень много людей, которые не являются иудеями, придут и возлягут вместе с Авраамом и Исааком во Царствие Божьем. Но те, кто именовались сынами Божьими, сынами Царства, то есть сами иудеи, к сожалению, они могут войти во тьму кромешную. Господь показывает, что не место красит человека, не его происхождение, а именно внутреннее устроение. Те, как например фарисеи были отвергнуты Христом, но те кто жил по другому внутреннему строение тянулись ко Христу были приняты им.
Так, братья и сёстры, может быть и с нами. Не нужно «бить себя в грудь» и говорить, что мы христиане, не нужно кричать об этом, показывать это. Нужно просто жить по-христиански – это самое главное. Очень важно, чтобы мы с вами не показно были христианами, а шли за Христом делом своим. Пусть об этом даже ни кто не узнает, ни кто не услышит, но самое главное об этом будет знать Христос: что мы Его ученики и всем сердцем мы следуем за Ним. Это самое главное, потому что наши стремления в этом временном житии, как раз ко Христу, Его Царствию. И будет очень хорошо, если мы с вами не остановимся на достигнутом. Может быть мы уже хорошо что то сделали: мы ходим в храм, молимся, читаем иногда Священное Писание. Слово «иногда» здесь определяющее: иногда молимся, иногда поступаем согласно заповедям Божьим, но это только маленькая частичка к чему мы смогли прикоснуться. Христос принёс в этот мир гораздо больше, то, что способно наполнить наше сердце радостью, утешением, миром, любовью и вот всё это пока ещё далеко от нас, только потому, что мы остановились. Пришли в храм, встали - ну и хватит, но нужно двигаться дальше. Храм должен быть внутри нас, чтобы Бог был в нашем с вами сердце. Это самый важный труд, который мы должны понести в своей жизни. Потому что, то, что мы прочитали сегодня – это не столько упрёк, сколько напутствие нам, что нужно двигаться вперед. Давайте будем действительно друзьями и учениками Христа, чтобы вместе с ним пребывать от ныне и до скончания века. Аминь.
http://tagilsergiya.ru/lifeofarrival/propoved-v-nedelyu-4-yu-po-pyatidesyatnice
Назад в раздел