Проповеди в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Мф.21:33-42
...был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла. Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Только что мы прослушали Евангелие от Матфея, в котором излагается хорошо всем нам известная притча о виноградарях. О том, как господин отдал виноградник свой в управление людям. И когда пришло время собирать плоды, послал своих слуг, чтобы они забрали эти плоды, а виноградари схватили этих слуг, избили и винограда не дали. Еще раз повторилось то же самое, и более того ― слуг избили, убили, а винограда не дали. И тогда наследника своего послал господин, но, увидев наследника, сказали злые виноградари: «вот идет наследник, убьем его и весь виноград будет наш» (см. Лк. 20:14). И сделали так. И спрашивает Господь ― что сделает господин виноградника с этими злыми виноградарями? И слушащие отвечают ― придет, убьет этих виноградарей, накажет их, а виноградник отдаст другим. А в конце этой притчи Евангелие цитирует 117-й псалом, вот какие удивительные слова: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла» (Пс. 117:22).
Сегодняшний Евангельский текст нам очень многое помогает понять, многое из того, что происходит в нашей жизни, что происходит в нашей религиозной жизни. В прямом смысле слова эта притча была обращена к тогдашним слушателям, к иудейскому народу и под теми, кого господин посылал забрать урожай, Господь подразумевал как бы пророков, которые посылались к избранному народу, но не всегда были услышаны. А иногда пророков за то, что они возвещали правду Божию, побивали камнями, избивали, предавали смерти. А под сыном господина Спаситель подразумевает Самого Себя, Сына Божиего, Который ведь тоже был не принят, отвергнут и убит.
У этой притчи было самое непосредственное историческое значение. Она была призвана помочь слушавшим Спасителя осознать свою неправду, открыть сердце навстречу Богу, принять, в том числе, и Его слово. Но все, что написано в Евангелии, имеет не только историческое значение. Сказанное обращено не только к той аудитории, что слушала Спасителя, сказанное обращается ко всем последующим поколениям людей, в том числе и к нам. И эта притча помогает понять, почему люди отвергают Бога. Ведь виноградари были жестокосердными людьми, злыми, завистливыми, склонными к похищению чужого добра, это были плохие люди. Как же эти плохие люди могли, живя своим злом, вдруг принять добро? Ведь это то, что называется наступить на горло собственной песне. Привык жить по закону зла, а тут вдруг Слово Божие с его испепеляющей правдой, с его невероятным радикализмом, с требованиями изменить жизнь, перестать быть плохим! Так легко и просто жить по закону зла… Сильный побеждает ― будь сильным. А чтобы стать еще сильнее, можешь и чужое взять, и нет границ человеческой неправде. И привыкают люди жить по этим страшным законам, борясь за свое собственное благополучие, идя даже на преступление. И уж что говорить: на обычные, бытовые, каждодневные грехи с легкостью идем!
«В злохудожную душу не внидет Премудрость и не обитает в теле, повинном греху», говорит слово Божие (Прем. 1:4). Это означает, что нравственное состояние человека есть непременное условие усвоения слова Божиего. В душе человека должно быть нечто, за что это слово может как бы зацепиться. Даже у грешного человека должно быть нечто, что это слово Божие сделало для него вдруг значимым. Но если вся жизнь во грехе и если грех становится идеалом, нормой жизни, тогда слову Божиему невозможно укорениться в сердце такого человека и люди не слышат Божественную весть.
А причем же здесь слова о краеугольном камне? «Камень, который отвергли строители, он и соделался главою угла. И это от Господа и дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23). Здесь речь идет о чем-то уже другом. Кто такие строители? Строители ― это специалисты, которые точно знают, какой камень нужно класть в основание здания. Их не надо учить. У них есть знание, есть опыт, и тот камень, который они избирают, наверно является правильным камнем. Почему же слово Божие говорит о том, что строители могут отвергнуть нужный камень? А потому, что не всегда то, что мы делаем на основании своего опыта, образования, привычек, стандартов мышления, является правильным. Но как трудно принять иную точку зрения и положить ее во главу угла!
Несколько поколений людей воспитывались в атеизме ― в школах, в вузах. На этом мировоззрении строилась жизнь, общественная жизнь, строилась личная карьера людей. Три-четые поколения людей в большинстве своем жили без Бога. Религиозная жизнь не была их опытом. Но ведь они строили, созидали, подымали промышленные гиганты на ноги, прокладывали дороги, запускали в космос спутники, достигали других успехов, полагая во главу угла совсем не Божественный камень, и были уверены в том, что знание, опыт, образование ― это и есть самое главное. И когда вдруг пришло время услышать, что есть другой камень, который нужно класть в основание, как же трудно всем этим строителям, опять-таки наступив на горло своей песне, отказаться от своего опыта и попытаться положить другой камень. У некоторых людей это не получается, когда столь сильно притяжение прошлого своей собственной внутренней традицией.
До сих пор иногда встречаешь людей, которые, даже с добрым чувством относясь к вере, к Церкви, лба перекрестить не могут, рука не подымается. Что же можно сказать тем, кто не может положить иной камень, кто до сих пор кладет тот камень, который привык класть в основание здания, в основание своей жизни? Можно только повторить слова этого дивного 117-го псалма: «Сей есть от Господа».
Этот камень от Бога, и ни одно здание не может быть построено, по-настоящему построено, чтобы в нем радостно и мирно было жить, чтобы оно не угрожало разрушением и падением, чтобы под этими развалинами не погибала человеческая жизнь или жизнь страны. Важно, чтобы в основании был этот камень ― камень веры. И это справедливо не только по отношению к истории, к стране, к обществу, к государству, это справедливо по отношению к каждому конкретному человеку.
И получается так, что условие принятия Бога есть непременно нравственное чувство. Если оно даже и поколеблено, но сохраняется в человеке, то это чувство является условием познания Господа. Но есть и другое условие. Человек должен быть способен к пересмотру своих собственных убеждений, взглядов, мироощущений. Вот эта открытость навстречу Богу, готовность положить иной краеугольный камень в основу своего строительства является непременным условием обращения людей к Богу.
И ведь вот что удивительно ― не говорит Господь, что строители плохи, что они не тот камень положили, они вообще ни к чему не способны. Не говорит Господь, что и без вас, строители, я имею силу положить свой камень в основание. Господь не ставит под сомнение участие человека в строительстве, в созидании, Он не ставит под сомнение знания людей, их опыт, их образование. Он только лишь предлагает на камне веры строить здания, употребляя и знания, и опыт, и образование, и умение строителей. Господь предлагает сочетать наши человеческие усилия с верой, полагая веру в основе бытия. И тогда здание будет прочным и в прямом, и в переносном смысле слова. Дом, который строится с молитвой, в прямом смысле слова ― это прочный дом.
Эти все технические, техногенные катастрофы, которые приходят к нам из прошлого, они как бы напоминают о том, что все нужно было делать с Богом и великую страну надо было строить с Богом. Тогда, может быть, и не было бы сегодня этих катастроф, распадов и разделений, а была бы мирная, спокойная и преемственная жизнь. История нашего Отечества, как ничто иное, убеждает нас, что даже самое великое здание, построенное без Бога и без веры, не имеет прочного основания. Вот почему сегодня, когда мы строим новую страну, связанную с прошлым, традицией и преемством, мы обновляем лик своего Отечества. Как важно все делать правильно, не только умно и правильно покрывать крышу или строить стены, но и фундамент закладывать верно! И дай Бог, чтобы этот фундамент был прочным, а с Богом он всегда будет прочным. И дай Бог всем нам быть способными принимать слово Божие, включать его в свое сознание и в свое сердце ― и жить этим словом. Аминь.
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-patriarxa-kirilla.shtml#n14
Проповедь на Неделю 13-ю по Пятидесятнице. «Притча о винограднике и виноградарях»
Митрополит Антоний Сурожский
В течение всего Великого Поста и недель, которые следуют за Пасхой и за Пятидесятницей, мы читаем евангельские отрывки о том, как Господь проявил Свою милость, и Свою любовь, и Свою спасающую силу в человеческом роде; читаем о древнем и читаем о евангельском.
И вот сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений, встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о виноградарях, которые оказались предателями.
Эта притча отображает нам всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше прочитано, она нам еще говорит о той страшной, в самом сильном смысле этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество, но все мы проявляем по отношению к Богу: перед лицом всей Его любви, перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще меньше думаем о Боге: неблагодарность, сосредоточенность на себе, на том, что каждому из нас хочется, и любо, и кажется нужным. Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам, что создал Господь целый мир — прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, то есть Царства взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются бесчеловечные, жестокие поступки — и не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе прихода, в масштабе круга близких друзей.
Господь из поколения в поколение посылал Своих вестников: патриархов, пророков, Ангелов, посылал Апостолов и проповедников, Предтечу, Сам пришел напомнить нам, что мир создан для любви. И так же, как в притче, виноградари взяли, вывели из вино-градника и убили сына, так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну Божию. И когда я говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас самих, потому что нам жизнь вручена, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры, радости, и мы этого не делаем, потому что думаем только о себе самих... В ответ на все, что сделал для нас Бог: сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас всю Свою любовь, отдал нам Сына Своего на жизнь и на смерть — мы не отзываемся почти ничем, кроме как мгновенным «Спасибо!» — и таким же мгновенным забвением.
Вот о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие: оглянитесь на все, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в ночь Воскресения Христова, что было сказано вам в последующие недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли сей, Евангелием о любви и о человечности! Взгляните на все это и поставьте перед собой вопрос: Не виноградарь ли я, не тот ли я, который каждый раз, когда Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняю: Отойди, уйди с моего пути, выйди из моей жизни — я хочу быть богом, хозяином, я хочу править всем...
Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так богохульно, но поступками, но словом гнилым... Нам надо опомниться; я много раз говорил, что мы спасены, потому что Богом любимы — но не только любовью Божией, а и нашим ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста, распятия страстных дней, и ничего Богу не отдать и ничего не отдать ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы чужды тому, что Господь для нас совершил...
Станем же перед судом сегодняшнего Евангелия, предупреждения, напоминания и поставим себе вопрос: Где моя благодарность? Воплощаю ли я ее, не только в слова, которые тоже так редки, но в поступки?.. Произнесем над собою суд и начнем новую жизнь. А благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью и ближнему нашему укреплением, спасением и радостью... Начнем сегодня приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали. Аминь.
Проповедь в неделю 13-ю по Пятидесятнице
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Краеугольный камень жизни — Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни. Это — от Господа. Это — закон жизни. И история народов ветхозаветных, и история народов нового времени, и история нашей Родины свидетельствуют об этом.Дивный рай насадил Господь — Великий Виноградарь — единым мановением Своим и ввел в него человека хранить и возделывать рай сладости. И Бог был в нем — все и во всем. Но пал человек, и вечная радость и сладость райской жизни в присутствии Божием сменилась трудами и потами земными, где редкие радости смешаны с горем и грех сторожит добро.
Грехом смерть вошла в мир. И отдал Господь — Великий Виноградарь виноградник жизни — землю — человеку. И ог–радил он жизнь от смерти надежной оградой — Законом Божиим и заповедями, чтобы ничто чуждое не похищало человека у Бога. И водрузил Господь в винограднике жизни сторожевую башню — совесть — неподкупного и неусыпаемого хранителя чистоты и правды души.
Завещал Господь человеку обладать, возделывать, растить плоды и радоваться жизни. Но и опять, как когда–то в раю, дал Господь заповедь людям — помнить, что жизнь души, счастье души только в Боге. Господь отдал человеку виноградник жизни, чтобы плоды его, взращенные им, творили спасение души человека. Научил Господь человека, как возделывать землю виноградника, чтобы плодов было в достатке и избытке для жизни, научил, как возделывать и почву души своей, чтобы живой виноградник человеческий жил в мире, любви и довольстве.
Устроил все Господь и отдал в руки человека, и почил от всех трудов Своих, отошел как Творец, предав сотворенное в другие творческие руки, в руки человека. И теперь сам человек взращивает виноградник жизни на земле, сам творит спасение души своей.
Но Господь — Домовладыка не оставил мир. Он, дав ему законы жизни, блюдет и назирает [приглядывает], как живет мир. Господь готов во всякую минуту оказать спасительную помощь человеку–делателю. И Он же приходит получить плоды трудов делателя, когда созрела жизнь.
Но что делает человек? Как когда–то в раю он пожелал быть богом, поспешно последовав нашептыванию врага, так и днесь он стремится строить свою «вавилонскую башню», замышляет насадить свой виноградник, не желая возделывать виноградник Божий.
И примеры живших до него поколений, разбившихся своим богоборчеством о краеугольный камень жизни — о Бога, стираются в сознании и памяти, и все начинается сначала. Стихия зла, отравляя жизнь, развращая почву души человека, ослабляет связь человека с небом, ставит своей задачей изгнать из человека и саму память о Боге как о единственном Источнике жизни, о Господине души. И зло в человеческой душе, взращенное злом мира — сатаной, ширится, растет, и человек, как продавшийся раб греха, ежедневно понукаемый злом, перестает ощущать и испытывать ежедневные промыслительные удары от Бога. Он воображает, что только он один и есть настоящий хозяин своей жизни.
«Душа — моя… жизнь — моя… способности, и силы жизни, и все дарования — мои… Я думаю… я убежден… я хочу… я делаю… все «Я», «Я», «Я». Все от меня и мое». И закружилась человеческая жизнь, и Богу нет в ней места. Но не может измениться в мире природа существующего. Изгоняя из виноградника жизни Жизнь, человек пожинает смерть, запустение и тлен. И слышим мы слова нынешнего Евангелия: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?… злодеев сих предаст злой смерти, и виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:40—41).
И эти евангельские слова сбылись уже не однажды в истории разных народов. И во всей силе они явились в истории иудейского народа, отвергшего Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия. Получив в наследие от Бога обетованную землю, они закружились в веселии жизни, многие промыслительные удары Божией руки вменяли в случайные неудачи, продолжая утвер–ждаться в самости и себялюбивом эгоизме. Посланцы Божии — боговдохновенные пророки, приходящие в рубищах, а не в зла–те, были изгоняемы как отребье мира. Сын Божий, пришедший открыть гибнущему народу объятия Отца Небесного, напомнить о смысле жизни, погибает от их рук. «И, схватив его [Сына Божия], убили и выбросили вон из виноградника» (Мк. 12:8).
И в тот же миг кончилась жизнь, Ибо Бог изгнан. Милость Божия отступила, давая место собственному человеческому злу.
И сразу по вознесении Христа на небо стали проявляться в Израиле необыкновенные явления природы и страшные на–родные бедствия, и смертоносная, все живое пожирающая война положила конец иудейскому царству.
Приведу для наглядности описание происходившего там, данного очевидцем событий историком Иосифом Флавием. «Все несчастия, какие постигли народ от начала мира, были ничто сравнительно с тем, какие обрушились на иудеев. Солдаты бросались в город (а в нем собралось по случаю праздника иудейской пасхи до двух миллионов человек), умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и жгли дома с их жителями. Врываясь в дома для грабежа, они находили их полными трупов умерших от голода и болезней. И если они чувствовали некоторую жалость при виде мертвых, зато были совершенно немилосердны к живым. Город до такой степени был переполнен кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от нее».
В это страшное время от огня, меча, болезней, голода погибло до полутора миллионов человек, девяносто семь тысяч было отведено в Рим для потехи народа в цирках, где их предавали многообразным смертям, а оставшихся в живых продавали в рабство за баснословно дешевую цену.
И вспомним на этом страшном пепелище смерти слова Сына — Бога, пришедшего спасти погибающее: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37—38). Ушел Бог, и смерть воцарилась там, где цвела жизнь. Пришел Господин виноградника — Бог — и предал смерти виноградарей и отдал виноградник другим. И назвал Господь новых делателей христианами — новым Израилем и призвал, чтобы они работали в Божием винограднике, принося плоды Господу во время свое.
И вот уже двадцать столетий возделывается новый сад жизни, где все от Бога, все Им, и все к Нему. А камень жизни — Христос Бог, Которого убили прежние делатели, стал во главу угла, и это краеугольный камень в основании данного нам нового виноградника — основатель нашей Православной Церкви, которую никакие силы ада одолеть не смогут.
И Закон Божий — Святое Евангелие — новая ограда. И новое точило виноградника — благодатные Таинства Христовой Церкви возрождают, освящают и укрепляют силы делателей. И столп и утверждение истины в центре виноградника — Святая Православная Церковь, храм Божий, где ежедневно приносится бескровная жертва за грехи людей, и Святые Христовы Тайны ходатайствуют Вечную Жизнь делателям виноградника Христова. И по–прежнему совесть человеческая — сторожевая башня всяческой чистоты.
Но почему мы, новый Израиль, опять теперь ощущаем на себе дыхание гнева Божия? Стихийные бедствия сменяют од–но другое: то солнце яростно пожигает виноградник жизни, то проливные дожди обещают голод, то опустошительные пожары и землетрясения несут смерть живущим. И неслыханные доселе болезни поражают само начало жизни — младенцев. А лохматое, страшное зло разгуливает свободно, вламываясь в жизнь, и руками человека–делателя сеет разрушение и смерть. И человек становится изощреннее беса во зле.
Да, все те бедствия и скорби, которые переносит ныне наша Родина, некогда Православная Русь, — это ведь явные при–знаки, что в нашем винограднике, в нашей жизни явились злые делатели, которые глумятся над верой, богохульствуют, попира–ют святыню, отвергают духовную власть пастырей; которые сами себе голова и угождают во всем своим капризам, без всякого уважения относясь к начальствующим. Нарушают Таинство Брака, законность власти. Не будучи призваны к учительству, они проповедуют свое измышленное лжеучение вопреки учению Церкви. И обещанное Господом зло грядет на злых делателей.
Оглянемся же на себя, заглянем в виноградник своей души, ведь каждому из нас вручен Господом свой сад, свой виноградник, плоды которого получают тоже должное воздаяние. Есть ли в нашем винограднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что принести Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи!» Не трудится ли и наша душа уже в одной упряжке со злыми делателями? И вдруг ничего Божьего не найдется в нас? Вдруг окажется, что при внешнем подобии православной жизни внутреннее в нас в лучшем случае — наша самость, а то и просто откровенно вражье.
И, дорогие мои, со всей ответственностью священника я говорю вам — именно об этом свидетельствуют сейчас бедствия жизни нашей.
Даже большинство тех, кто находится в ограде Церкви, холодным расчетливым умом исповедуя Бога, не приникли к Нему любовью сердца своего, оставляя сердце в плену страстей и прихотей своих, отдавая его не небу, но земле всецело. И, оставаясь внешне верующими, мы жизнью своей сподобимся повапленным [окрашенным] гробам, которые рассыпаются в прах при первом касании к ним малейшего искушения и испытания.
Но вернемся к сегодняшней притче относительно нашей души, нашего виноградника, данного каждому из нас Богом. Ведь многие из здесь присутствующих будут возражать, не признавая своей ответственности за Божий виноградник Православной Руси. Но стоит ли возражать? Если всмотреться в себя, в свою душу, то ясно увидим, что и наша немалая лепта есть в делах злых делателей, и мы далеко ушли от Бога. Притча показывает нам те этапы духовного пути подавления в себе света Божьего, которые оканчиваются полным сознательным отрывом от Бога и смертью души.
Притча рассказывает, как хозяин виноградника, хозяин душ наших — Бог, посылает слуг Своих за плодами души. Он посылает Ангелов Своих, Ангелов Хранителей наших, голос которых постоянно звучит в душе нашей. Они возбуждают голос совести нашей, и мы часто слышим в ответ на свои поступки и мысли: «Не так живешь, исправься…» Это глас Ангела Божия — слуги промыслительного попечения о нас Самого Бога — звучит в наиболее благоприятные моменты жизни человека, когда душа легче всего откликается на Божественное промыслительное напоминание.
Но мы сначала просто отмахиваемся от этих неприятных нам напоминаний. Нам некогда заняться этим делом — поду–мать о добром, осмыслить наши поступки и слова в свете Божественной истины, у нас свое дело, более для нас важное в на–стоящее время. И добро, и сама мысль о добре становятся для нас чужды. Истина прогоняется из души ни с чем. А голос совести постепенно слабеет. Это первый этап истребления Бога в душе. И с него начинается болезнь души.
Учащающееся отмахивание души от зова Божиего переходит в ожесточение души.
Упреки совести начинают раздражать нас.
И в этом состоянии человек, раздражаясь на все святое, на все Божие, переходит в нападение на Него.
По слову притчи, человек, с ожесточением набрасываясь на то, что было святым, что возглавляло его жизнь, «камнями» — грубыми, тяжелыми ударами, исходящими из животной природы человека, разбивает то нежное и великое, что жило в глуби–не души и освещало жизнь. Упиваясь сладостью порока, он перестает видеть бездну, разверзающуюся под его ногами.
Человек с цинизмом топчет святыню, бесчестит ее, как будто сила зла, уже возросшая в человеке, боится святыни.
И после этого душа опускается на следующую ступень самоистребления. Святое совсем не допускается в душу. Зов со–вести прекратился. Погас свет, в человеке воцарилось и хозяйничает животное, звериное, плотское. Это время полного духовно–го закостенения. И в притче звучит: «…опять иного послал: и того убили…» (Мк. 12:5).
И вот в душе, освободившейся от сторожевой башни — совести, развертывается бесшабашный, неудержимый разгул зла. Зло воцарилось в человеке и должно удовлетворять себя. А человек становится жалким послушным рабом его.
В угаре этого кружения человек уже не замечает тьмы вокруг себя, разложения и смрада, он стремительно летит к про–пасти, к гибели конечной.
И звучит притча: «…и многих других то били, то убивали» (Мк. 12:5). Так наступает последний этап — гибель. Но гибели непременно предшествует последнее и сильнейшее воздействие на душу человеческую Промысла Божия. Последний раз открывает Господь душе Свои объятия, открывает, что ради нее, ради человеческой души, дал Господь земле все лучшее, даже единственного Сына Своего не пожалел, и что любовь Бога Сына к падшему человеку способна покрыть все преступления человека.
А на этот последний призыв Божией любви к человеку душа, утопающая в грехе, совершает последний акт своего падения: она убивает в себе Бога.
Последним натиском разнузданного ума и грязного сердца объявляется, что Бога нет, что жизнь человека Ему не подотчетна, и Бог выкидывается из мысли и сознания. «И схвативши его [Сына Божия], убили и выбросили вон из виноградника» (Мк. 12:8).
Теперь зло воцарилось в душе безраздельно и властно. А со злом воцаряются тьма, разложение, гибель, смерть…
Нет Бога — и жизни в винограднике нет. Снято ограждение — Закон Божий, повалена сторожевая башня — совесть, за–пустело, замусорилось и загнило точило — добрые дела, рождаемые Божией благодатью. И в бывшем саду души царит смерть. Зло подточило питательные корни, страсти засушили зелень, повеяло дыханием гнили — плода не жди!
Виноградник души вытоптан пороком и засох. А с гибелью души блекнут в человеке и естественные способности, блекнет разрушенный ум. Жалкая, бессильная, одряхлевшая воля пресмыкается по земле. Смерть естественная только довершит дело. Страшна картина гибели души, смерти всего живого.
Но именно поэтому и оставил нам Господь притчу сию, чтобы могли мы избежать смерти, чтобы не запустел, не погиб виноградник наших душ. Ведь именно с гибели души человека начинается гибель целого народа, начинается гибель мира.
И по тому, что мы переживаем сейчас, явствует, что и наши души больны, что все меньше в мире живых Божиих душ, а значит, все ближе к нам час, когда Господь «придет и предаст смерти [злых] виноградарей…» (Мк. 12:9).
А закончил Спаситель притчу словами ветхозаветного Писания. Они обращены и к нам. Запомним их крепко. Они — общий вывод притчи: «Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». (Мк. 12:10).
Так не забудем, дорогие мои, что краеугольный камень жизни — Бог. Поспешим же делать дела Божии, пока есть еще время, пока еще время собирания плодов.
Отдадим Богу спелые гроздья добрых дел наших для Бога, ради Бога и во славу Божию творимых. Будем жить в Боге и с Богом, связывая на каждый час свое своеволие и самость, страшась участи отвергнутых Богом, да не отымется и от нас Царствие Божие.
«Призри с небесе Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».
Аминь.
http://uspeniya.cerkov.ru/2015/08/28/propoved-v-nedelyu-13-yu-po-pyatidesyatnice/
Назад в раздел