Материалы


Проповеди в день памяти Марии Магдалины

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

О покаянии Марии Магдалины


О покаянии Марии Магдалины

«Покаяние Марии Магдалины и исправление её жизни стали возможны не только потому, что она сама так решила, но, несомненно, потому, что на неё подействовала благодать от Бога, которой дорогу уступили апостолы. Это первое, чему мы сегодня учимся у Матери Церкви. Смотри, - говорит она нам, - даже самых отчаянных и погибших людей Бог не отвергает, и ты не отвергай».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с радостью сердца, с особой благодарностью Богу за возможность сегодняшней нашей молитвы вместе я всех вас поздравляю с днём памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы нашего собора здесь, в столице Кабардино-Балкарской республики, в городе Нальчике! С престольным праздником!

Каждый раз, когда наша Мать Церковь обращает внимание на святых, она обращает внимание на каждого из нас. В том смысле, как бывает всегда в семье, когда мать чему-то нас учит или отец чему-то нас назидает, он приводит примеры из мира людей и говорит: «смотри, ты должен быть крепким, как крепкий вот наш дед»; или «ты должна быть честной, как была честной и принципиальной наша бабушка». Даже если ты оступишься, ты не должна унывать, посмотри, посмотри, вот на эту женщину или вот на этого мужчину, они тоже в своей жизни проходили непростой путь, но, видишь, они смогли исправиться.

Церковь каждый раз, когда совершает память святых угодников Божиих, как мать, показывает нам на наших братьев и сестер. И сегодня Церковь показывает нам на пример Марии Магдалины. Из Священного Евангелия, из истории, мы знаем, что Мария Магдалина до своего покаяния жила жизнью далёкой от благочестия. Мы не знаем, что побудило её к этому. Да, как бы это и неважно. Это был, в том числе, и её выбор. Мы не знаем, в каких обстоятельствах она жила. Но этот момент, то, что неважно, кем ты была, но важно, кем ты хочешь стать, показывают святые апостолы.

Когда Мария Магдалина приходит ко Христу, чтобы своими слезами помыть Ему ноги и волосами головы своей оттереть и возлить на них драгоценное миро, посмотрите, апостолы хоть и с удивлением, но, зная, должно быть, об этой женщине, не препятствуют ей прийти к Богу. Самое важное свойство святого человека – это не тот, который всюду, а тот, который для всех. Самое главное свойство верующего человека – это не собою занять всё пространство, а стать дорогой для других. Главное свойство света – не себе светить, а другим.

Апостолы дозволяют Марии Магдалине подойти ко Христу. Должно быть, слышали, зная, о её жизни, и уж точно слышали от тех людей, которые в той местности окружали и говорили: знаете, кто это женщина, идёт сейчас к Нему?! Любовь к Богу никогда не заслоняет дорогу к другим. И каждый апостол, несомненно, ну, кроме одного, вора Искариотского, радовался тому, что грешница идёт к Богу, что тьма желает встретиться со светом, что смерть желает стать жизнью, что отчаяние, как разлившаяся бурная грязная река во время наводнения, собирается в берега реки и становится тихой и прозрачной текущей рекой. Они знали, что Христос никого не отвергает. Но это знание и в них самих всегда вдохновляло, во-первых, собственное покаяния, обращаясь в своей жизни, а во-вторых, радость о других людях.

Покаяние Марии Магдалины и исправление её жизни стали возможны не только потому, что она сама так решила, но, несомненно, потому, что на неё подействовала благодать от Бога, которой дорогу уступили апостолы. Это первое, чему мы сегодня учимся у Матери Церкви. Смотри, - говорит она нам, - даже самых отчаянных и погибших людей Бог не отвергает, и ты не отвергай.

Если рядом с твоей жизни окажется человек, который оступился, упал, не спеши становиться судьей, ибо у тебя и у этого человека один Судья. Он будет судить всех нас. Не бери на себя тяжесть осуждения или тяжесть укора, ибо один у нас Осуждающий и Оправдывающий, Наказывающий и Возводящий. Один у нас Господин – Бог.

Наше же призвание – не мешать собою действовать Его благодати, не отвергать человека, идущего к Богу, и не отвергать человека, плачущего и кающегося, ибо тогда Бог и твоих слёз не услышит и твоих просьб не заметит. Сама Мария Магдалина, мы знаем, горячо покаялась. Вся её жизнь изменилась. Она так горячо воспылала любовью к Богу, Который ей дал то, что не мог ей дать никакой мир. Он дал ей свободу – свободу от прошлого. Как это важно.

Я думаю, что многие из нас понимают, о чём сейчас я говорю, размышляю. Как важно уметь отступить от прошлого, как от тени, которая постоянно за тобою следует. Мария Магдалина показала нам пример, что точкой невозврата к прошлому есть Бог. Как только встречаешься с Богом и горячо Ему каешься, больше нет над тобой вот этого зависшего дамоклова меча, больше нет этих длинных теней, которые как бы стремятся напасть на тебя. Бог, поднявшись над тобою Солнцем Правды, вон разгоняет всякую тень. Бог, поднявшись над тобою, становится не мечом, а Отцом, если ты становишься перед Ним.

Мария Магдалина показала нам пример этого человеческого мужества, веры в Бога и прекращения боязни прошлого. Поверив в Бога, она поверила и в то, что может изменить свою жизнь. Последовав за Христом, она чем больше делала шагов за Ним следом, тем дальше уходила от своей прошлой жизни. Мать-Церковь сегодня учит нас: смотри, ты всегда можешь встать и пойти.

Посмотри на Марию Магдалину. Казалось, жизнь её была обречена, люди ее уже навряд ли когда-то полюбят, и уж, тем более, вряд ли когда-то найдёт она себе друзей. К ней, должно быть, всегда будут относиться с пренебрежением, да, с заслуженным укором. Она как будто бы всегда была обречена на нелюбовь до тех пор, пока не полюбила Христа. Теперь же она изменилась, а сегодня Церковь называет её равноапостольной, сегодня Церковь не смотрит на её ту жизнь до обращения к Богу, но смотрит на ту жизнь, с которой она пришла к Нему.

Ведь подлинно говорит нам сегодня Мать Церковь словами Евангелия, в котором Христос говорит нам: в чём застану вас, в том и буду судить. Марию Магдалину Господь застал с радостью о Воскресении Христовом на устах. Мы знаем из жизни, что она ревностно проповедовала Христа, что, не боясь, она даже императору сказала о Воскресении Христовом. Мы знаем Предание Церкви, как в ее руках окрасилось яйцо из белого в красное. И, кстати сказать, по сей день мы на Пасху, окрашивая яйца, вспоминаем, в том числе, и то древнее церковное Предание.

Мы знаем, что сама жизнь её, Марии Магдалины, окрасилась не позором и стыдом, не укором и брезгливостью, а достоинством. Когда человек верит в Бога – это всегда человек с необоримым, с непреодолеваемым достоинством. И даже если бес нападает на человека, вера в Бога, как крыло, всегда поднимет вверх. Сегодня Церковь-мать говорит нам: посмотри, сын, посмотри, дочь, на Марию Магдалину, ты говоришь, что не можешь что-то преодолеть, посмотри на эту слабую женщину, которая из слабой и безвольной, осмеянной, стала достойнейшей женой Церкви.

Посмотри на Марию Магдалину, которая, слыша всюду и везде укор и презрение, теперь на протяжении столетий и тысячелетий принимает лобызание и восхваление. Всё возможно, если будешь веровать во Христа и любить Его. Любить, то есть следовать за Ним, жить Его словом, вставать и идти дальше.

Сегодняшний день памяти Марии Магдалины – это день удивительного сильного человека, сила, которого не в том, что о ней говорили, а в том, Кого она благодарила за свою жизнь. И первые слова настоящего человека всегда звучат одинаково с древних времен и по сей день: «прости меня, Господи», и «слава Тебе, Господи, за всё».

Этими словами и равноапостольная мироносица Мария Магдалина достигла неба, этими словами она молится теперь и за нас, зная, как по-человечески бывает трудно переступить и себя самих, и свои привычки, и обстоятельства жизни. Она хорошо знает, как по-человечески бывает непросто отказаться от прошлого, но как она любит тех, кто становится на путь исправления.

Так же, как и тогда апостолы уступили ей дорогу, подойти ко Христу, так и она теперь своими молитвами нам расчищает дорогу к Богу, привлекая нас, взяв за руку, говоря: пойдем, брат, пойдём, сестра, у Бога милости больше, чем у тебя страхов; у Бога любви больше, чем у тебя грехов; у Бога света больше, чем у тебя мрака; пойдем к Нему, Он милосердствует, Он по-отцовски простит, Он наполнит тебя жизнью.

И в этот день престольного торжества я не могу, не восхваляя равноапостольную Марию Магдалину, не сказать и тех слов, которые она однажды произнесла императору, тех слов, которые по сей день произносит со времен апостольских вся Церковь, слов настоящей победы Бога в человеке и победы человеческой любви к Богу, этими словами я сегодня обращаюсь, родные, любимые и дорогие мои, ко всем вам: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос! И с нами Бог! Аминь.

4 августа 2020 года. Собор святой равноапостольной Марии Магдалины города Нальчик.

https://blago-kavkaz.ru/18218


Памяти Марии Магдалины

Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова) в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины

20120518_lu_13.jpgВо имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Святая мироносица, равноапостольная Мария Магдалина, память коей совершается ныне, мироносицею называется потому, что была в числе жен, приходивших ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать миром пречистое тело Его. Равноапостольною — потому, что она так же, как и апостолы, проповедовала имя Христово и учение Его, а Магдалиною — по месту рождения в Сирии, в городе Магдале. Она глубоко была признательна Иисусу Христу за исцеление от беснования. Она принадлежала к числу женщин, которые следовали за Иисусом Христом во время Его служения роду человеческому, и любила Его так, что не убоялась стоять при кресте с Материею Божией во время распятия Господа. По воскресении Господа она и другие жены ходили ко гробу, чтобы помазать тело Его драгоценным миром. За это и Господь наградил ее тем, что по воскресении Своем после Божией Матери явился ей прежде всех и повелел ей возвестить ученикам Своим о Своем воскресении.

По вознесении Господнем Мария, с Пресвятой Богородицею и с апостолами, пребывала в постоянной молитве, видела первые успехи апостольской проповеди и сама проповедовала Евангелие в разных странах. В Риме она поведала императору Тиверию о воскресении Христовом и обвиняла Пилата в несправедливом суде над Иисусом Христом: при этом говорят, Мария поднесла Тиверию красное яйцо, как символ возрождения к новой жизни. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и там, до самой кончины, помогала св. евангелисту Иоанну Богослову в трудах благовествования. В пятом веке, при императоре Льве, мощи ее перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в монастыре святого Лазаря.

История святой церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивою жизнью.

Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию христианства; святая Нина распространила веру христианскую в Грузии; у нас на Руси святая Ольга является зарею предвещающею восход солнца; князь Владимир, введший христианство предрасположен был к этому княгинею Ольгою. По свидетельству святого Григория Богослова, мать его — святая Нона не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его — в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истинны, предался всем удовольствиям порочного света, но настойчивость любви нежной матери его — Моники, кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячие молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светлые столпы Православия — богомудрые отцы и учители Церкви, не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье.

Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира — указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солию земли — предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христове все, без различия пола (Гал. 3, 28), — и мужи и жены, могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову (Мф. 5, 19). Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих — семействах и обществе, — могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, прославлять Отца нашего Небеснаго; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещеваниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ея, согреты истинным благочестием и сердечною любовию ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама по себе не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслажданиям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям,— от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.

Еще плодотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей, как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их как бесценный дар Божий, памятую, что за них она должна будет воздать ответ в день судный… И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, необходимое для вечности, необходимое всегда и во всем. А нравственное воспитание детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния настолько, на сколько имеет его мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; и своей родной матери дети более, чем к кому другому, бывают привязаны, — к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются с своими недоуменными вопросами. В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви не тяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености… Первые представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним, — все это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усвояют неземные и святые чувства. Слово и пример благочестивой матери глубоко западает в душу дитяти и дают направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последнею святынею, когда все святое уже утеряно и весьма часто не только предохраняют их от конечной погибели, — а поднимают их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ея жизни, не омрачить ея посмертной памяти, предохраняет человека, как ангел хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, который судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать к нему названия.

4 августа по н.ст. (22 июля по ст.ст.) 1970 г.

https://zachatevmon.ru/?p=46700&ysclid=lz2ow9adcx688489531



ПРОПОВЕДЬ НА ПРАЗДНИК СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Игумен Леонтий (Козлов)



IMG_6864.JPGСегодня мы празднуем память святой Марии Магдалины. Эта равноапостольная Мироносица всегда ассоциируется у нас с проповедью Воскресения Христова, пасхальной радостью и светом.

Но мы знаем, что путь к воскресению со Христом лежит через Голгофу, он связан с несением креста, трудами и скорбями. И святая Мария Магдалина в полной мере испила эту чашу и трудов, и страданий, и подвигов ради Господа.

В Евангелии мы читаем о том, что Господь исцелил ее от семи бесов. Хотя в Западной традиции принято считать, что она была блудницей, а после исцеления Господом от беснования каялась в грехах, но для этого нет оснований в Священном Писании и в древнем Придании Церкви. В ХIII веке один католический архиепископ в своей книге совмещает в одном лице святую Марию Магдалину, грешную женщину, которая возливала миро на тело Спасителя, и преподобную Марию Египетскую. Для такого отождествления нет оснований, однако изображение св. Марии Магдалины кающейся в своих грехах пустынницей закрепилось в западном искусстве и литературе.

Православное Предание говорит о том, что беснование было попущено святой Марии Магдалине не потому, что она согрешила, но «да явятся дела Божия» на ней (Ин. 9, 3). Господь, Который «кого любит, того наказывает», нередко посылает избранным Своим испытания, чтобы научить их смирению и упованию только на Него. Смирившись и поняв, что он ничто, а Господь – единственная его надежда и сила, человек становится святым уже при жизни. Так и это попущение св. Марии послужило ее духовному становлению и славе Божией.

Когда Господь изгнал демонов и вернул св. Марии свободу, она всей силой своей души устремилась на служение Богу и своему Спасителю Христу. Как мы знаем, Господь был крайне нестяжателен, не имел ничего Своего, чему учил и Своих последователей. Даже когда сборщики податей просили заплатить налог на храм, всего две драхмы, Господь не имел для этого денег и сотворил чудо с пойманной Петром рыбой и статиром.

А святая Мария Магдалина была из состоятельного рода и «служила Ему имением» своим (Лк. 8, 3), т.е. готовила проповедникам еду, жертвовала деньги на необходимые нужды и на нищих. Но главное не это, а то, что она всей своей душой возлюбила Господа и отдавала Ему все свои силы, всю горячность и преданность своего сердца. Сыну Человеческому, Который жертвенно служил людям, ничего от них не требуя и не имея, где главы преклонить (Мф. 8, 20), самым тяжелым испытанием было видеть людскую слепоту, косность и неблагодарность. И вот святая Мария Магдалина и другие Мироносицы самим своим служением, жертвенностью, любовью, своим состраданием укрепляли и поддерживали Спасителя и Его святых последователей.

Святая Мария Магдалина не оставила Спасителя, когда ученики разбежались после ареста Господа, потому что, как сказано, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18). Она присутствовала у Креста Господня, не испугавшись насмешек толпы и жестоких римских воинов, и разделяла великую скорбь Божией Матери. Она видела, где полагали тело, приготовила ароматы и, так и не дождавшись наступления рассвета после субботней ночи, побежала еще во тьме на гроб. Ей первой было открыто, что произошло нечто чудесное и невероятное, камень отвален, а Гроб пуст. Она сразу побежала сообщить об этом ученикам, а когда апостолы Петр и Иоанн ушли, недоумевая, куда делось тело Господа, осталась помолиться у открытого Гроба.

Вот тогда за великую верность и любовь ей первой явился Сам воскресший Христос. Всего два слова: Мария и Учитель – и как много в них содержания, какая это удивительная встреча! Скорбь тотчас сменилась безудержной радостью, и святая Мария в едином порыве хотела облобызать ноги Спасители, но Он остановил ее и велел передать прочим, что восходит к общему Его и их Богу и Отцу.

Святая Мария Магдалина была удостоена чести стать не только равноапостольной, но и первоапостольной, поскольку первая донесла радостную весть о воскресении Господа до прочих Апостолов, стала провозвестницей вечной жизни для провозвестников. Наравне с прочими Апостолами она несла затем труды апостольского служения, проповедуя о Христе среди язычников в Италии и дойдя до самого римского императора Тиверия. Она подарила ему красное яйцо, символ заключенной в скорлупе тайны жизни, и рассказала историю о том, как Господь пришел на землю, как Его не приняли свои иудеи и распяли на кресте при попустительстве Понтийского Пилата, но Он воскрес и даровал жизнь вечную верующим в Него. Есть предание, что император проникся доверием этому рассказу, уверовал и наказал Понтийского Пилата, отправив его в изгнание, где тот и умер.

Своей жизнью и своим горением святая Мария Магдалина показала, как мы должны служить Господу. И конечно, это пример для всех христианских женщин. Думаю, каждый из нас знал настоящих мироносиц, которые в советское время среди гонений, когда Господь попускал им не беснование, но неверие близких людей, насмешки мужа, непонимание детей и сослуживцев, пронесли свою веру через все сложности и напасти. Потому что в душе их поселилась радость Христова Воскресения, и они всей своей душой, всем своим сердцем возлюбили Господа и страстно желали послужить Ему всем, что имели.

И вот это пламенное служение и есть настоящая любовь. Не имеет значения, сколько у нас талантов или имущества, которое можно раздать, главное не количество, а готовность жертвовать. Мы дарим Богу и ближнему, прежде всего, свою душу, и в этой отдаче и заключается настоящая «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).

Молитвами святой Марии Магдалины и всех истинно послуживших Спасителю нашему Иисусу Христу святых да будем и мы жить достойно, чтобы радость Христова Воскресения всегда была в нашей душе и чтобы ответом на благую весть святой Марии Магдалины: «Христос Воскресе» – была сама жизнь наша, преображенная светом Христова Воскресения. Аминь.

https://pdobro.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B0%D0%BF/




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс