Радоница - Пасха для усопших
РАДОНИЦА – ПАСХА ДЛЯ УСОПШИХ
Для православного человека физическая смерть, которой так боятся в миру, ничего принципиально в жизни не меняет. Мы как были членами Церкви, Тела Христова, так ими и остаемся. Пока живем на земле – мы принадлежим Церкви Странствующей, после кончины – Церкви Торжествующей. Мы, вслед за Христом, переходим из жизни временной в жизнь вечную.
Среди людей, считающих себя православными, членов Церкви не очень много. Для того, чтобы наследовать жизнь вечную, недостаточно просто быть крещенным в православии и по разу в год приходить в храм за святой водой и освящением куличей и яиц. Нужно изменить себя, свою греховную природу, переданную нам прародителями Адамом и Евой, нужно коренным образом перестроить свое вИдение мира, нужно внутренне преобразиться, стать уже здесь духовным человеком, уже в земной жизни встретиться с Богом.
Возможно это только с Божией помощью. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5) говорит Господь. И Его благодатную помощь мы получаем в Церкви, прежде всего – в ее Таинствах. Человек, который не приступает регулярно к Таинствам Исповеди и Причастия, вряд ли окажется способным встретиться с Богом в Царствии Небесном.
А теперь давайте вспомним наших близких, перешагнувших уже грань смерти. Для многих ли из них самым главным в жизни было спасение от греха, исполнение Заповедей Божиих, следование Его святой воле, а не собственной, молитвенное общение с Господом, исправление своей искаженной природы? Таковых единицы, хорошо, если вам такие люди вообще встречались.
Так что же, для остальных Царствие Божие закрыто и вечная жизнь недоступна? Нет, это не так. Хотя сами они не могут изменить свою участь, но нам, живым, Господь дарует возможность помощи нашим усопшим близким. Наше искреннее молитвенное обращение ко Господу, наша просьба помиловать их и простить им нераскаянные грехи, может преобразить их будущность. Молитва — это главная, неоценимая помощь живых отшедшим в мир иной. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага». Бог может спасти их по нашим молитвам, потому что сказано: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).
Задумайтесь: а вы поминаете своих умерших родственников и друзей в своих ежедневных молитвах? Вы знаете, что они ждут ваших молитв как величайшей милости? Осознаете, что для того, чтобы мы могли благотворно влиять на их загробную участь, чтобы молитвы наши были услышаны, надо самим стараться жить по правде Божией? Потому что между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.
Церковь за каждой Литургией совершает память всех «от века усопших православных христиан», включая и тех, о ком забывают молиться близкие. Особыми днями церковного поминовения являются субботы; несколько суббот в году именуются родительскими, когда возносятся сугубые молитвы за усопших. Человек, непритворно желающий блага своим усопшим сродникам, не ограничивается подачей записок на поминальные службы, не перекладывает свою ответственность за них на чужие плечи. Он в эти дни обязательно сам приходит в храм, чтобы присоединить свою личную молитву к молитве Церкви.
Во вторник второй недели после Пасхи Православная Церковь установила еще один день поминовения усопших. Этот день называется Радоницей и еще «Пасхой для усопших»
Именно на Радоницу православные посещают кладбища, приходят на могилы своих близких. На Радоницу, а не на Пасху, как сейчас часто считают люди, не знакомые с православной верой. И вот почему.
Пасха - это день Воскресения Иисуса Христа, величайшее событие, которое празднуется целую неделю, которая называется Светлой седмицей. Поётся пасхальная молитва: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». То есть Он даровал жизнь всем умершим, «сущим во гробех», похороненным. На Светлой седмице словно бы нет разницы между живыми и мертвыми, мы объединены в общей радости, соединены общим праздником. В этом - главный смысл Пасхи - утверждение победы жизни над смертью, убежденность в том, что все мы живы и когда-нибудь соединимся.
Поэтому в эти пасхальные дни не совершаются заупокойные богослужения. А вот Радоница - это первый день после Пасхи, когда в храмах бывают поминальные службы. И, побывав на этой службе, мы приходим на кладбище, чтобы поделиться с нашими усопшими радостью Воскресения Христова. Молитва наша за них будет действеннее, если мы в этот день сами причастимся Тела и Крови Христовых.
Радоница как бы обязывает христиан не скорбеть о смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
На могиле православный человек возжигает свечу и читает поминальные молитвы. Совершается краткий чин литии (лития - усиленное моление) – «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище» (текст можно приобрести в нашей церковной лавке). Можно также прочитать акафист об единоумершем. Поминальная трапеза, которая часто устраивается на кладбище, не должна обратиться в нетрезвое пиршество.
Наши молитвы не остаются без ответа. Близкие радостно откликаются своей молитвой за нас. Ведь «тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие» (Анастасия Цветаева)
Другие листки см. на сайте храма: http://www.moyhram.org/
Назад в раздел