Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Будьте как дети

Будьте как дети

Не слишком много в Евангелии прямых указаний на то, каким надлежит быть человеку, какими нас желает видеть Господь. И среди них такие: «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3); «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк.18:16-17); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Что же это получается? Чем взрослее человек, чем он опытнее, чем большими знаниями и умениями обладает, чем более высокое положение в обществе занимает, тем дальше он от совершенства, тем меньше у него шансов, по окончании временной земной жизни, войти в Царствие Небесное, в жизнь вечную? Зачем тогда Господь дает человеку земную жизнь?

Вся наша цивилизация направлена как раз на то, чтобы детей сделать взрослыми, такими же умными, рассудочными, прозаическими существами, как мы сами. Детство рассматривается только как время подготовки к «настоящей» жизни. Если взрослый человек не изжил в себе «детскость», его называют инфантильным и не воспринимают всерьез. Мы живем в цивилизации взрослых, нравится нам это, или нет.

Церковь же призывает нас стать детьми. Это вовсе не значит какого-то искусственного опрощения, отрицания развития, умственного и душевного созревания. И про самого Христа сказано в Евангелии, что Он «возрастал в премудрости» (Лк. 2:40). Это только враги религии сводят ее к сказкам, басням и выдумкам, на которые могут «клюнуть» только глупые дети, или неповзрослевшие взрослые.

Нам трудно исполнить завет «будьте как дети» не потому, что мы многое приобрели, став взрослыми, а потому, что мы многое утеряли, выйдя из детства. Точно ведь чего-то недосчитываемся, повзрослев. Почему иначе вспоминаем о детстве как о потерянном рае?

Самая главная наша потеря – лишение целостности. Это та таинственная способность, которая позволяет детям нераздельно, всем существом, отдаваться радости или горю, благодаря которой ребенок полностью отдается тому, что он делает. Ребенок не знает раскола жизни на прошлое, настоящее и будущее, он живет «здесь и сейчас». Он воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не каким-либо одним из своих чувств, а всеми сразу — и мир раскрывается ему во всех своих измерениях. Звери говорят, деревья танцуют, солнце улыбается, дождик пахнет грибами… Это не потому, что ребенок глуп и неразвит, а потому что ему в высшей степени дано и открыто это чувство чудесной глубины и связи всего со всем. Потому что он имеет дар полного слияния с миром и с жизнью, который мы, вырастая, безнадежно теряем.

Взрослость — это торжество в нас раздвоенности, нецелостности, неспособности уже целиком, без остатка, отдаться ничему; это глубокий, все разъедающий скепсис, это глубочайшее внутреннее недоверие и как их следствие — страх, отравляющий постепенно наше сознание. Посмотрите кругом себя, и вы убедитесь в том, что наш мир, наша цивилизация как раз и построена на этом скепсисе, взаимном недоверии и страхе, имеет в своем сердце эту грустную взрослую раздвоенность.

Малыш еще не научился «играть в ролевые игры», все его проявления естественны и непосредственны. Это взрослые свою суть привыкли прятать под масками. На работе человек один, наедине с собой совершенно другой. На воскресной литургии человек старается выглядеть максимально благочестивым, перед начальником – лояльным и исполнительным, на рыбалке с приятелями – «раскованным» до пошлости… И этого лицедейства мы даже не замечаем, оно является нормой для грешного человека. Бог же призывает к Себе человека целиком, Ему не нужны персонажи, которыми мы пытаемся прикрыть свою суть.

Ребенок нуждается в родителях, нуждается во взрослых рядом, ощущает свою зависимость от них. Если малыша не будут кормить и одевать, если о нем не станут заботиться, он не выживет. Точно так же все мы до единого человека зависим от Господа, от Его животворящих энергий. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Матф.5:45). А мы постоянно забываем о том, что ничего ровным счетом не способны сделать без Бога, пытаемся выстроить свою жизнь по собственному разумению… В народе говорят: если хочешь рассмешить Господа, расскажи Ему о своих планах.

Ребёнок не полагается на своё мнение, свои силы, свой ум. У него есть мама и папа и в случае чего он бежит к ним. Так и человек, идя к Богу, не должен самоуверенно полагаться на собственные силы. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6).

В детстве все мы слушаемся родителей. Интуитивно чувствуя, что так надо, что это правильно, что зла нам родители не желают. Повзрослев, мы должны научиться слышать и исполнять волю Бога, Который ведет нас по жизни. Ведет, не оставляя ни на миг Своим вниманием. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: ни один волос не упадет с головы вашей без воли Отца Небесного.

Детство – время изменений. Ребенок растет, усваивает общекультурные ценности и правила поведения в обществе, приобретает знания, формируется его характер, выстраивается мировоззрение. Взрослый часто считает себя уже «состоявшимся», не нуждающимся ни в каких изменениях, разве только косметических. А ведь преобразование себя, очищение от грехов, исправление своей природы, перемена взгляда на мир – это именно то, чего ожидает от нас Господь.

До трех лет дети не умеют врать и притворяться, до пяти говорят то, что думают, до девяти не понимают «черного юмора».

И, может быть, самое главное – дети всегда любят своих родителей по плоти, тех, кто привел их во временную земную жизнь. Так же безоглядно, безо всяких сомнений, нам заповедано любить и Господа, Который дарует нам жизнь вечную, и Который Сам есть Любовь.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс