МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Приуготовление к Великому Посту
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла…» Свт. Иоанн Златоуст
Великий Пост установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней (Мф.4:1-11). Великий пост время покаяния и подготовки к празднованию главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Сейчас пост часто сводят к соблюдению вегетарианской диеты. Однако настоящая цель поста – укрепление духовных сил человека через послушание, научение через воздержание жизни по духу, а не по плоти. Пищевые ограничения, отказ от вкушения скоромной пищи – только средство, помогающее человеку встать на путь обожения, но средство необходимое.
Перед началом поста Церковь проходит через четыре подготовительные Недели (воскресных дня). 17 февраля - Неделя о мытаре и фарисее; 24 февраля - Неделя о блудном сыне; 3 марта - Неделя о Страшном Суде, или Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса) 10 марта – Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное Воскресенье. Последняя седмица (неделя в современном понимании) – с 4-го по 10-е марта – это сырная седмица, иначе говоря – масленица. Сырная седмица – сплошная, то есть нет поста по средам и пятницам. В течение этой недели, можно вкушать все, кроме мяса.
В первую Неделю на Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Эта притча задает нам тон на весь пост. Показывает, что милосердие Божие простирается вовсе не на «праведников»-фарисеев, не на тех, кто увлечен перечислением своих добродетелей. Милосердие явлено мытарю, человеку, презираемому в тогдашнем обществе, но обращавшемуся к Богу со слезной молитвой и смирением. Только смиренный человек может увидеть свои ошибки и измениться к лучшему, а именно этого ожидает от нас Господь. Притча учит нас, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой Недели и до пятой Недели Великого Поста на утрени поется песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.» Седмица с 18-го по 24-е февраля – сплошная.
24 февраля – Неделя о блудном сыне (Лк.15:11-32). В этой притче Иисус Христос рассказал о том, как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
На Всенощной в Неделю о блудном сыне (и две последующие Недели) к пению полиелейных псалмов добавляется пение 136-го псалма «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…" Этот псалом изображает наше удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором пребывает душа, попавшая в греховный плен. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который всем сердцем желает избавления. Он возбуждает мужество бежать из этого плена трудной дорогой поста, в конце которой нас зовет свет Пасхи, свет горнего Иерусалима.
Седмица после Недели о блудном сыне называется мясопусной. Это последняя неделя, когда мы вкушаем мясную пищу.
Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно (на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях) или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде.
В Неделю о Страшном Суде , называемой также мясопустной, (3-го марта) на Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.25:31-46). Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). Не следует, поэтому, уповать лишь на милосердие Божие, а нужно всегда помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние и самим быть милосердными к ближним.
Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной (4 - 10 марта). В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Масленицу сейчас отмечают и люди светские. Но их празднование к предстоящему великопостному подвигу никакого отношения не имеет и сводится обыкновенно к бурному веселью с языческим оттенком, вроде сжигания чучела Масленицы, и обильным алкогольным возлияниям. Для православного человека сырная седмица – это неделя примирения с близкими, время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. И вкусная «блинная» трапеза, конечно, но не как главное содержание праздничной седмицы, а как приятное утешение.
Последнее Воскресенье перед Великим Постом – Неделя сыропустная, Прощеное Воскресенье (10 марта). В этот день Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
По традиции в конце этого дня в православных храмах служится вечерня, к завершению которой настоятель и все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят прощения за все вольные и невольные обиды и огорчения. Прихожане по очереди подходят к священникам и просят прощения у них, затем подходят друг к другу со словами: «Простите меня, грешного!». В ответ звучит: «Бог простит, и вы меня простите!»
Назад в раздел