МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: ПРЕОБРАЖЕНИЕ
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
КТО ПРЕОБРАЗИЛСЯ НА ФАВОРЕ
Преображение Господне так описывается в Евангелии: «Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:1–2). Читая этот отрывок, мы не задумываемся обычно о том, как же такое могло произойти, ведь Бог неизменен, это одно из Его свойств. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр.13:8). А если на Фаворе не произошло какого-либо изменения во Христе, то почему же это евангельское чудо именуется «Преображением»?
Вопрос этот глубоко исследовал святитель Григорий Палама. В своих рассуждениях он опирался на труды святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Основываясь на мыслях, которые они высказывали, святой Григорий пишет: «Христос неизменно обладает светом, вернее же Он всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь его с Собою» – тот «свет, коим воссиял на горе Господь [и коий] был, есть и будет…». Что же тогда произошло на горе Фавор? Изменения на Фаворе произошли не со Христом, а с Его апостолами – причем не как с пассивными свидетелями, но именно как с активными участниками Фаворского чуда.
Из учения святителя Григория следует, что Христос на Фаворе отнюдь не стал иным, чем был прежде, но только видимым образом явил Себя апостолам в непреходящей полноте Своей славы. «Христос был таким же и прежде, при Преображении же Он вложил Божественную силу в очи апостолов и дал им воззреть и увидеть». Лишь в этом значении можно говорить о Преображении Христа: то, что ранее было сокрыто, «спрятано» в Нем от всех людей, – сделалось по воле Господней зримым для Его учеников. Здесь «преобразился» означает в первую очередь – явственно «открылся» Таким, Каков Он и есть.
Не зря, наверное, Господь взял с собой на Фавор только троих из Апостолов. Можно предположить, что именно они были наиболее готовы к личному преображению.
Такого преображения во Христе и видения Фаворского света призван, по сути, сподобиться каждый верующий. Палама ставит знак равенства между откровением, данным на горе ученикам Спасителя, и даром обожения, подаваемого в Церкви Святитель Григорий мыслит такое обожение как духовное рождение. Действием лучей Божественного света христианин рождается в жизнь вечную, начинает жить жизнью Божественной, преображается в подобие Родившего.
Начинается наше преображение, когда мы делаем самый важный шаг в своей жизни - из мирской жизни приходим в Церковь.
«Никто не может служить двум господам» (Матф.6:24) сказано в Евангелии. Человек неизбежно выбирает что-то одно – или Небо, или землю, или Бога, или мiр сей. Этот выбор определяет всю его жизнь, и физическую – временную, и духовную – вечную.
Человек светский, мирской, избравший для себя как единственное прибежище земной мир, и человек верующий, православный, обращенный уже на земле к Царствию Небесному – это совершенно разные люди. Их отличает друг от друга принципиально различное мировоззрение.
В основе православного мировоззрения лежит представление о том, что человек сотворен Богом для жизни вечной и его физическая смерть – только переход к иной, духовной форме жизни. Мирское мировоззрение базируется на отношении к смерти как к абсолютному концу жизни.
Отсюда различие жизненных стратегий. Мирское мировоззрение побуждает человека успеть «взять от жизни все» - удовольствия, власть, богатство… Православное мировоззрение задает совершенно другие жизненные цели: исправление в самом себе искаженной прародительским грехом человеческой природы, подготовка к вечной духовной жизни.
С мирских позиций взаимоотношения в людском сообществе строятся (хотя, как правило, люди этого не осознают) на конкуренции за распределение земных благ; распределение это может быть справедливым и несправедливым; окружающие люди делятся на хороших и плохих – в зависимости от их отношения ко мне, любимому…
Православное мировоззрение не содержит представлений о конкуренции, справедливости, сравнении одного человека с другим по каким-либо признакам… Есть только любовь, завещанная нам Господом. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (1Кор.13:4-7). И именно глазами этой любви – в идеале, к которому мы все пока только стремимся – православный человек видит мир.
Мирского человека постоянно преследует внутренняя тревожность, он все время за чем-то гонится и не может остановиться, он всегда неудовлетворен тем, что имеет… Православный принимает жизнь такой, как она есть, за все с ним происходящее благодарит Бога и находится в состоянии «содержательного спокойствия».
Чья земная жизнь будет более счастливой, как вы думаете?
Преобразиться самостоятельно невозможно, это выше человеческих сил. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф.19:26). Господь Сам творит с нами это чудо. Как появляется внутри нас новое видение? Бог знает. Может быть, точнее всего об этом сказал протопресвитер Александр Шмеман: «Христианство … не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет. В том же плане, в котором они есть, они потому и есть, что они неразрешимы». Только вот понять эти слова с позиций мирского мировоззрения невозможно, это чудо внутреннего преображения благодатью Божией нужно прожить. Прожить с Господом, в Его Церкви.
Назад в раздел