Материалы


Об экономике и Каине

Книга Бытие: об экономике и Каине (1)

4.pngВалентин Катасонов


Была ли в раю экономика? - Думаю, что была... Человек был помещен в раю не для праздного времяпровождения, а для труда.

Сегодня появилось достаточно много публикаций, в которых вспоминают определение «экономики», данное греческим философом Аристотелем (384 - 322 до Р.Х.)[1]. Приписывание авторства Аристотелю не совсем справедливо. Впервые слово «экономика» использовал греческий философ Ксенофонт, живший в IV веке до Р.Х. Заслугой Аристотеля является то, что он более подробно раскрыл смысл термина «экономика». А также показал, что антиподом экономики является «хрематистика» - деятельность, направленная на накопление богатства.

«Экономика» - комбинация двух греческих слов: «дом» и «правило». В результате слово «экономика» можно перевести на русский язык как «правила ведения дома». В несколько упрощенном виде «экономика» в русском языке выражается одним словом «домостроительство», «домострой».

На Руси одной из наиболее популярных была книга «Домострой» - памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Есть несколько вариантов сборника. Наиболее известен вариант в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. До конца XVIII века продолжали пользоваться словами «домострой», «домостроительство». Также в ходу было слово «хозяйство»[2]. Лишь в начале XIX века греческое слово «экономика» в России вошло в обиход. В немалой степени благодаря усилиям Императорского Вольного Экономического Общества, созданного в 1765 г. Однако, вскоре после введения в России в оборот слова «экономика» (например, в виде учебников) смысл его стал размываться. Часто за словом «экономика» скрывалась «хрематистика». Потому, что экономику в России «образованные круги» стали изучать по Адаму Смиту и другим «классикам» английской политической экономии.

В истории человечества менялось содержание понятия «дом». Следовательно, происходили изменения и в содержании понятия «экономика». Особенно драматические изменения в содержании понятий «дом» и «экономика» происходили на заре человеческой истории. Лучшим источником для этого является книга Бытие - первая книга Священного Писания.

Была ли экономика в раю?

Вчитаемся в начальные главы этой книги. Бог в течение шести дней сотворил мир, венцом этого творения стал человек, созданный по образу и подобию Бога. Все, что было создано Богом до человека (весь видимый и невидимый мир) предназначалось для человека в качестве его «дома» в самом широком смысле. Фактически это было «божественное домостроительство»[3].

«Дом» был создан, но Творец продолжал следить и за «домом», и за его первыми «жильцами». Фактически «домостроительство» продолжилось. Но не через акт творения, а через вмешательство Бога в жизнь человечества, называемое Промыслом Божиим. Дальнейшее «домостроительство» стало, если так можно выразиться, «совместным проектом» Бога и человека.

Бог поместил первых людей (Адама и Еву) в раю: И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2:8).

Была ли в раю экономика? - Думаю, что была. Читаем в книге Бытие: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2:15). Человек был помещен в раю не для праздного времяпровождения, а для труда. Труд этот был, если пользоваться современными грубыми аналогиями, сельскохозяйственный. При этом, как отмечают святые отцы не обременительный, дающий первым людям радость. Это была «экономика благодати» - Бог давал первым людям все необходимые блага. В том числе плоды, которые произрастали на деревьях (сотворены в третий день), свет от светильников на тверди небесной - солнца, луны и звезд (четвертый день), пение райских птиц (пятый день) и т.д.

Были и «правила ведения дома»: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт. 2:16-17).

Все мы знаем, что Адам и Ева нарушили эту заповедь. Но ведь, по сути, это нарушение «правила ведения дома», важнейшего экономического принципа. Первые люди были изгнаны из рая.

Первый кризис в истории человечества: изгнание людей из рая.

Фактически Бог совершил суд над первыми обитателями рая. По-гречески суд Божий - «кризис». Об этом в прошлом веке в разгар Великой депрессии 30-х годов вынужден был напомнить своим современникам Николай Сербский (1881 - 1956), будущий святитель:

««Кризис» - слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17). Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».
Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным»[4].

1.png


Итак, первый в истории человечества кризис - изгнание наших прародителей из рая за нарушение «правил ведения дома». Человеческая история начинается как история экономическая. В истории человечества еще будет бесчисленное количество кризисов. И все они могут, во-первых, квалифицироваться как «экономические»; во-вторых, быть следствием не каких-то «технических» ошибок и просчетов людей, а исключительно результатом нарушении заповедей Бога. Вчитываясь в начальные главы Книги Бытие, понимаешь: экономика в первоначальном (аристотелевском) определении - ядро человеческой жизни, причем ядро не материальное, а духовно-нравственное. У Аристотеля это называется «правила» («ведения дома»), а христиан - «заповеди». При любом нарушении заповедей Бог через какие-то материальные стороны жизни (обнищание, голод, эпидемии, войны и т.д.) человека сигнализирует ему об этих нарушениях. Начала экономики - заповеди Бога, а ее концы - болевые сигналы, посылаемые Богом.

Вернемся к истории изгнания человека из рая. Бог следующим образом определил наказание Адаму: Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3:17-19).

Из этого отрывка мы видим, что в природе произошли серьезные мутации, земля утратила свое первоначальное плодородие. Соответственно меняется характер труда человека. Если в раю труд был легким и радостным, то в изгнании труд становится для человека тяжким бременем. Впрочем, Бог действует соразмерно силам и возможностям человека. Он выступает одновременно и как справедливый Судья, и как квалифицированный Врач. Природные условия ухудшаются ровно настолько, чтобы человек не умер от холода и голода. Бог не казнит человека, а наставляет на путь покаяния и исправления. Обратим также внимание на то, что Бог заставляет человека трудиться на земле. Об этом еще раз говорится в третьей главе: И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят (Быт. 3:23). О ремеслах и промышленности на данном этапе человеческой истории речи еще не идет.

Второй кризис: убийство Авеля Каином.

5.pngСледующая катастрофа в истории человечества - убийство Авеля Каином. В главе четвертой мы узнаем, что первые поколения людей за пределами рая действительно занимаются сельским хозяйством. Первый человек, рожденный от Адама и Евы - Каин - занимается земледелием. Авель (второй сын) занимается животноводством (пасет стада): И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец (Быт. 4:2).

Не буду описывать историю первого в истории человечества убийства. За преступлением последовало наказание Богом Каина: когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4:12). Уже после изгнания человека из рая произошло оскудение природы. Теперь произошло второе оскудение. Возделывание земли стало еще более тяжким трудом. Но вот что удивительно: занятия сельским хозяйством (по крайней мере, земледелие) требуют пребывания человека на одном месте. А Бог определяет Каину быть изгнанником и скитальцем на земле. Каин ведь был изначально земледельцем, вряд ли он мог немедленно «переквалифицироваться» в скотовода-кочевника. Возникает вопрос: чем мог заниматься Каин? - Первый, приходящий в голову ответ: он стал, выражаясь современным языком, бомжом.

Но вот что мы узнаем из главы четвертой: И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Быт. 4:16-17).
Видимо, Бог имел в виду, что Каин не в буквальном смысле станет изгнанником и скитальцем на земле. Произойдет отчуждение Каина и его племени от природы (земли) и от других людей (племени Сифа - сына Адама и Евы, который им заменил убитого Авеля). Произошло очень важное событие в истории человечества - имело место зарождение городской цивилизации. Причиной основания города, по мнению святых отцов, был страх Каина перед дикими животными и убийцами. Святитель Филарет (Московский) замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации. То есть правильнее было бы первый город назвать именем Каина.

У святителя Димитрия Ростовского мы узнаем некоторые подробности о первом городе: «...Каин, чадородствуя в той стране, куда убежал, имел первого сына, именем Еноха, во имя которого потом он создал и город Енохию в Сирии, подле гор Ливанских...»[5]. По Димитрию Ростовскому, и первый город, и страна Нод находились на территории Сирии. Примечательно, что сегодня эта страна стала местом скопления самых последовательных каинитов из разных стран, которые под флагом Исламского государства каждый день совершают массовые убийства. И при этом выставляют свои «подвиги» напоказ.

О «печати Каина».

Вернемся к стиху 12. Мы его привели в переводе по Синодальному тексту. Имеются и другие переводы данного стиха, особенно его части: будешь изгнанником и скитальцем на земле. Варианты: «Стенающим и трясущимся будешь на земле»; «Шатающимся и сетующим будешь на земле». Альтернативные переводы дают более точное представление о физическом и духовно-психологическом состоянии Каина.

Один из лучших современных знатоков и переводчиков Ветхого Завета (особенно Книги Бытие) Евгений Андреевич Авдеенко (1952-2014) полагает, что фраза будешь изгнанником и скитальцем на земле характерна для иудейской традиции. Бог не принуждал Каина к скитаниям по земле. Каин при желании мог жить и оседло. Кстати, если бы он был исключительно «скитальцем», как он и его потомки могли основать города? Вот что пишет Авдеенко в своей работе ««Каин» в современном мире»: «Каин - «трясущийся», шатающийся, шаткий и «сетующий» (с покачиванием головы), «стенающий». Таков образ Каина по Писанию. Если же Каин - «изгнанник и скиталец», то перед нами является образ человека (или народа), которого все гонят и обижают, и он, поэтому осужден быть перманентным эмигрантом. В Псалме 58 (в еврейской Библии это Псалом 59) Давид просит Господа о грешниках - до конца грешных:
- «не помилуй всех изменников беззаконных» (ст. 6);
- «не убивай их, чтобы не забывал народ мой, - пошатни их» (ст. 12).

Тех, кто усыновился диаволу, невозможно помиловать; так Каин был проклят. Но Каин не был убит. Народ Божий (народ Церкви) должен «не забывать», чтó есть «Каин» как духовный тип личности и чтó есть «изменники» в вере, чье изменничество вполне явилось на Голгофе. «Народ» Божий должен помнить о Голгофе, и, чтобы он «не забывал», оставлены те «изменники» (из народа Израиля и бывших христианских народов), которые идут «путем Каина» (Иуд. 11) и не примут от Христа «милости».

Таково должно быть самочувствие христианина в мире: он должен ощущать и помнить, что на него разинута пасть диавола и «чад диавола» (1 Ин. 3:10), чтобы «поглотить» (Пс. 35/34:25), как это хотели сделать с Самим Христом. Этого никак нельзя «забывать», и Господь так устроил, что «забыть» это не дадут «изменники» из народа Церкви Ветхого Завета и из народов, Христа забывших.

В проклятие Каину Господь сказал: «шатающимся (шатким) и сетующим (качающимся) будешь на земле». Давид просит сообщить «изменникам» в вере узнаваемую черту Каина: «пошатни», сделай их «шаткими»»[6].

Итак, Каин - человек, лишенный внутренней уверенности, испытывающий страх, колеблющийся, непоследовательный. А главное - забывший Бога и надеющийся на мамону (богатство). Это и есть та самая загадочная «печать Каина», которую пытаются «вычислить» некоторые «буквоеды» и схоласты, изучая вдоль и поперек Священное Писание в поисках эзотерического знания. Духовно зрячему человеку эта «печать» видна без особой богословской подготовки...


[1] Приписывание авторства Аристотелю не совсем справедливо. Впервые слово «экономика» использовал греческий философ Ксенофонт, живший в IV веке до Р.Х. Заслугой Аристотеля является то, что он более подробно раскрыл смысл термина «экономика». А также показал, что антиподом экономики является «хрематистика» - деятельность, направленная на накопление богатства.

[2] Слово «хозяйство» происходит от существительного хозяин, происходящего, в свою очередь, от др.-русск. хозя - «господин».

[3] Одним из лучших толкований на события Книги «Бытие» о творении мира (глава 1, стихи 1-26), на мой взгляд, являются «Беседы на шестоднев» Святителя Василия Великого.

[4] См.: «Святитель Николай Сербский: Кризис - это суд Божий» (http://www.stranamam.ru/post/8126742/).

[5] Святитель Димитрий Ростовский. Келейный летописец. - М.: Паломник, 2000, с. 119.

[6] Авдеенко Е.А. «Каин» в современном мире (http://communitarian.ru/publikacii/tserkovnaya_analitika/ea_avdeenko_kain_v_sovremennom_mire_08092015/)

Книга Бытие: об экономике и Каине (2)

Валентин Катасонов,

6.pngНеотъемлемым атрибутом современной «цивилизации» является «прогресс». Это ключевое понятие современной каинитской идеологии. Любой прогресс: научный, технический, социальный, экономический, информационный и т.п. Понятие крайне невнятное, фактическим современным каинитам заменяет Бога...

Становление городской «цивилизации».

Перейдем теперь к рассмотрению родословной Каина: У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха (Быт. 4:18). Важной фигурой в родословной стал Ламех, у которого было две жены - Ада и Цилла [Селла].

Е. Авдеенко пишет об этом потомке Каина: «При Ламехе произошел новый (после изобретения городской жизни) подъем цивилизации - цивилизационный взрыв. Каинитяне встали на путь изобретений «новых форм жизни». Обратное движение каинитян к Богу оказалось или невозможным, или заблокированным через эти изобретения. Каинитяне опять пойдут по пути прогресса. «Ламех» - это фигура, сопоставимая с «Каином». Ламех - это важнейший рубеж в развитии первой цивилизации: ни проклятие Каина, ни Каинова печать не только не были сняты с потомков Каина, напротив, они в окончательной форме на них запечатлелись... Если о Ламехе еще сказано по-старому: «Мафусал родил Ламеха», - то о детях Ламеха сказано по-новому: «Ада родила Иавала... имя брату его Иувал» (Быт. 4:20, 21), «Цилла родила Тувалкаина... сестра Тувалкаина - Ноема» (Быт. 4:22). Четверо детей, кто мать, известно, а кто отец? Отец ли им Ламех? Возможно, дети Ламеха стали уже дети жен Ламеха. Если родство в каинитянах начало передаваться через материнскую кровь, то это объясняет, почему на детях жен Ламеха закончилось родословие каинитян. Родословие по матери Св. Писание не ведет: изменение понятия кровного родства в сторону матриархата есть проявление глубочайшего духовного кризиса в народе»[1].

Кстати, Ламех, по преданию, убил Каина. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что со временем Ламех стал слепнуть и во время охоты выпустил стрелу в Каина, спутав его со зверем[2].

Далее описывается потомство Ламеха: Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема (Быт. 4: 20-22). В данном отрывке содержится важная информация.

Из четырех детей Ламеха лишь один (Иавал) занимался сельским хозяйством (скотоводством). Остальные три были уже типичными представителями городской цивилизации. Но прежде остановимся на Иавале. Священник Даниил Сысоев пишет о нем: «Он изобрел кочевническое скотоводство (в отличие от пастуха Авеля, ведшего оседлую жизнь). Таким образом Откровение говорит, что оседлая жизнь древнее кочевнической (в отличии от псевдонаучного мнения о постепенном прогрессе человека и переходе его от кочевания к оседлости). Слово «стада» упомянутые здесь в буквальном переводе означает «купленный скот». Очевидно, он первый усовершенствовал торговую систему введенную Каином и создал рынок животных»[3].

Иувал стал родоначальником такой деятельности, которую мы сегодня называем «культурой и искусством». Однако эта деятельность среди потомков Каина, как отмечают святые отцы, была обращена не к Богу и не питалась Богом, а отражала потребности падшего человека и обожествляла падшего человека. Такая «культура» не приближала человека к Богу, а, наоборот, отдаляла. И даже делала человека богоборцем. Каинитская культура - опасный суррогат «духовности».

Тувалкаин дал начало развитию ремесел и промышленности. Бог не заповедал человеку, изгнанному из рая, заниматься ремеслами и промышленностью. Но попустил. Ведь земля, как обещал Бог Каину, перестала быть столь плодородной, какой она была до второго грехопадения. Ремесла и промышленность стали необходимы для того, чтобы производить сельскохозяйственные орудия, которые позволяли хотя бы частичного компенсировать снижение плодородия.

Плюс к этому, орудия из железа и меди стали нужны человеку для того, чтобы убивать других людей. Началось производство оружия. О том, что убийства стали превращаться в норму жизни, отчасти мы можем судить по следующим словам: И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт. 4:23).

Наконец, среди детей Ламеха упоминается имя Ноемы, сестры Тувалкаина. О ней больше ничего не сказано. Но Ноема в переводе означает «удовольствие». Некоторые толкователи полагают, что Ноема была основоположницей «древнейшей профессии»: «Ученые экзегеты высказывают догадку, что Ноема наряду со своими братьями, тоже была своего рода изобретательницей, а именно - положила начало известному общественному институту, особенно характерному для развращенных каинитов. Полагают даже, что именно она стояла во главе тех «дочерей человеческих», которые вовлекали в падение «сынов Божиих» и тем самым насадили на земле нечестие»[4]. Другие считают Ноему изобретательницею женских нарядов и украшений. В любом случае, ее занятия далеки от того, что заповедовал Бог человеку, изгнанному из рая. Священник Даниил Сысоев обращает внимание на то, что у финикийцев была богиня разврата, которую звали Наама. Он считает, что это слегка измененное имя Ноемы[5]. «Последовательницы» Ноемы в главе VI называются «дочерями человеческими». Они совращали «сынов Божиих» (потомков Сифа). В конечном счете, это стало важной (но не единственной) причиной третьей вселенской катастрофы - всемирного потопа.

Дополнительные сведения и размышления о городской «цивилизации» до потопа.

Появление городов и развитие городской экономики сопровождалось углублением общественного разделения труда, а оно, в свою очередь, порождало товарно-денежные отношения. Священник Даниил Сысоев обратил внимание на то, что Иавал создал рынок животных. Следовательно, были уже товарно-денежные отношения.

Кое-какие дополнительные сведения о том, как жили и чем занимались потомки Каина до Потопа, мы узнаем из «Келейного летописца» святителя Димитрия Ростовского: «Научилось племя Каиново и волхвованиям, чародейству и заговорам, а также и общению с бесами. И было сие племя богопротивно и богомерзко, почему впоследствии и подверглось истреблению потопом»[6].

На некоторые особенности жизни каинитов, появившиеся еще до потопа, обращает внимание древний еврейский историк Иосиф Флавий: «Свои владения он увеличивал грабежами и насилием, и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдства и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях. Изобретением весов и мер он изменил ту простоту нравов, в которой дотоле жили между собою люди, так как жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Он первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте»[7]. Комментируя описание жизни Каина в книге Иосифа Флавия, священник Даниил Сысоев пишет: «...Каина можно считать родоначальником паспортной системы, торговли и частного землевладения»[8].

О разбойном образе потомства Каина пишет также Димитрий Ростовский: «Каков корень, таковы и ветви: каков отец, таковы и чада. Ибо Каин во всем зле для своих детей был пример и начало, и он первый со своим племенем начал определять землю, творить разбои, грабить и собирать богатство не только от труда рук своих, но и от хищения и насилия. И восстали отсюда среди людей войны»[9].

Каиниты перестали полагаться на свой труд, стали грабить и жить за чужой счет. Возникла первая, самая примитивная форма эксплуатации человека человеком. Много позднее появится более «усовершенствованная» форма в виде эксплуатации наемного труда капиталом.

О «цивилизации» и «цивилизованном мире».

В потомках Каина, как отмечал наш богослов В.Н. Лосский, возникла «цивилизация, - эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога. В цивилизации люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, или же заменить Его праздником искусства, томительным утешением музыки»[10]. Авдеенко примерно также определяет «цивилизацию»: «Цивилизация есть деятельность, изначально несущая в себе установку на созидание целостного рукотворного мира. Начало цивилизации - всегда «город»»[11].

3.png

«Цивилизация» как создание рукотворного мира, свободного от Бога, - это и безумный проект Вавилонской башни, который пытался реализовать один из далеких потомков Каина восточный деспот Нимрод (глава Х Книги Бытие). Символом такой «цивилизации» является и новый Вавилон, «великая блудница», который должен пасть в последние времена (глава XVIII Апокалипсиса).

Интересны замечания Ф.М. Достоевского по поводу «цивилизации»: «Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и решительно ничего более. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. По крайне мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уж наверное хуже, гаже кровожаден, чем прежде»[12].

Впрочем, есть и другое понимание цивилизации - как определенного культурно-исторического типа, как модели общества с уникальным духовно-религиозным «кодом». Такое определение цивилизации дано в работах Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова и других отечественных мыслителей. Чтобы различать два понятия я цивилизацию в выше приведенном определении В. Лосского и Е. Авдеенко (т.е. каинитскую цивилизацию) ставлю в кавычки или называю «цивилизованным миром» (тоже в кавычках).

Неотъемлемым атрибутом современной «цивилизации» является «прогресс». Это ключевое понятие современной каинитской идеологии. Любой прогресс: научный, технический, социальный, экономический, информационный и т.п. Понятие крайне невнятное, фактическим современным каинитам заменяет Бога. Чтобы «обосновать» прогресс, каиниты разрабатывают разного рода либеральные теории и учения[13]. В конце XX - начале XXI вв. особенно пышным цветом расцвели разные теории экономического либерализма.

В конце ХХ века, когда в России начались «реформы», нам предлагали стать частью «цивилизованного мира». Не могли же нам прямо сказать, что за этим туманным термином скрывается каинитская «цивилизация».

Капитализм - новое название каинитской «цивилизации»

Итак, уже в главе 4 мы видим зачатки и контуры той «цивилизации», которая сегодня расцвела пышным цветом. Некоторые толкователи и святые отцы называли эту цивилизацию каиновой, или каинитской. Другие определяют ее как «городскую цивилизацию». Для этой цивилизации характерно то, что Каин и его потомки действительно стали изгнанниками и скитальцами на земле. По крайней мере, в трех смыслах. Во-первых, они удалились от Бога. Во-вторых, они стали бояться других людей (Сифа и его потомков). В-третьих, они стали ограждать себя от природы. Эта удаленность от Бога, эти фобии Каина и его потомков привели к тому, что они каиниты «закрылись» в городах. Заметим, что слово «город» происходит от слов «ограда», «ограждение». Жизнь каинитов стала протекать в рамках городской цивилизации. Отличительными особенностями такой цивилизации стала безбожная культура, развитие ремесел и промышленности, появление извращенных (ложных) потребностей, нечестие и откровенный разврат, убийства и обман. Об этом мы узнаем дополнительные сведения из следующей, пятой главы.

2.pngСегодня большая часть человечества на нашей планете проживает в условиях такого общественного порядка, который принято называть капитализмом. Но, кстати, термин «капитализм» вошел в широкий обиход лишь в конце XIX - начале XX вв. Некоторые думают, что это произошло в результате появления фундаментального труда Карла Маркса, который назывался «Капитал». Однако, удивительно, что «классик» предпочитал вместо терминов «капиталистический» и «капитализм» использовать слова «буржуазный», «буржуазный строй». Они происходят от слова «буржуа», которое в Европе понималось как городской житель. Что из этого следует? - Что современный капитализм - продолжение все той же городской, или каинитской цивилизации, которая описана в главе 4 Книги Бытие. Просто все свойства тогдашней цивилизации сегодня приобрели гипертрофированный характер.

Кстати, обращу внимание читателя на то, что Каин поселился в земле Нод. Толкуя главу 4 Книги Бытие, Ефрем Сирин говорит, что земля Нод называлась так из-за сотрясений, которым она подвергалась при пребывании на ней Каина. Мне кажется, что сегодня уже вся планета населена потомками Каина и превратилась в сплошную землю Нод. Это проявляется во всех сферах жизни: политической, военной, финансовой, экономической. В сфере экономики и финансов - постоянные кризисы; колебания валютных курсов; мельтешение индексов, процентных ставок, рейтингов; взлеты и падения биржевых котировок; банкротства одних фирм и учреждение других; мгновенные состояния и не менее быстрые потери капиталов и т.л. и т.п. Все эти колебания и сотрясения в «умных» книжках по экономике называют таинственным словом «волатильность».

О «кризисе окружающей среды».

Сегодня, в XXI веке принято говорить о «кризисе окружающей среды». А ведь сам термин «окружающая среда» передает настороженное отношение современного человека к окружающей его природе. Это отношение не только настороженное, но даже враждебное и агрессивное. Человек выстраивает свои отношения с природой через ее «покорение». Все это отзвуки той второй вселенской катастрофы, которую мы связываем с первым убийством человека. Процесс отчуждения человека от природы стал особенно ощутимым при переходе традиционного (основанного на сельском труде и сельской жизни) общества к капитализму, основанному на промышленности, торговле и ростовщичестве. Мир человека стал ограничиваться городской средой, что еще больше увеличило пропасть между Богом и человеком. Он перестал постигать Бога через рассматривание Его творений[14]. Сегодня отчуждение человека от мира, сотворенного Богом, вышло на новый уровень. Если в XIX - XX вв. человек погрузился в рукотворный мир, который все-таки был материальным, то сегодня он большую часть своего времени проводить в виртуальном мире, который в значительной мере «эмансипировался» от «грубой материи». Человек добровольно запер себя в электронной клетке интернета, компьютерных игр и различных «сетей», стал беззащитной добычей для того, кто в свое время подвиг Каина на убийство Авеля.

Парадокс современной эпохи заключается в том, что погружение человека в виртуальную реальность сочетается с гигантскими масштабами эксплуатации вполне материальных природных ресурсов. Человечество близко к исчерпанию природных богатств планеты. Явно обозначились признаки глобального экологического кризиса. Все это является ярким выражением каинитской «цивилизации» и ее идеологии (фактически религии) экономического роста. Краеугольным камнем каинитской «экономики» (обратите внимание: слово экономика в данном случае я тоже беру в кавычки) является ростовщичество. В каинитской (ростовщической) «экономике» все перевернуто с ног на голову: производство товаров и услуг здесь осуществляется не для того, чтобы удовлетворять жизненно необходимые потребности человека. Оно (производство) становится средством получения денежного дохода для обслуживания долга товаропроизводителей перед ростовщиками (банкирами). А поскольку долговые обязательства перед ростовщиками растут по экспоненте, то и необходим так называемый «экономический рост». «Экономический рост» превращается в «дурную бесконечность». Эта «бесконечность» не только «дурная», но и опасная, так как она требует все новых и новых природных ресурсов. Приближая человечество к экологической катастрофе.

В конце XVIII - начале XIX вв. в Европе и в России среди «образованной публики» популярными стали идеи французского писателя и философа Жан-Жака Руссо, которые выразились в коротком лозунге: «Назад к природе». Он лишь номинально оставался в рамках христианства, а фактически уже с ним порвал. Руссо называл себя деистом, т.е. он признавал, что мир сотворен Богом, но затем, мол. Творец предоставил миру развиваться самостоятельно, без Его вмешательства. Иначе говоря, Руссо отрицал Промысл Божий. Некоторые исследователи полагают, что Руссо занимал даже враждебную по отношению христианству позицию, вносы в него свои «усовершенствования», базировавшиеся на идеях «гуманизма». В России у нас был свой «Руссо» - писатель Лев Толстой, который также пытался «возвращаться к природе», при этом «конструируя» собственное «христианство». Ни Руссо, ни Толстой не могли понять того, что возвращение человека к более совершенной жизни, построенной на гармонии общества и природы, возможно лишь на путях покаяния за те каиновы грехи, которые человек совершил в прошлом и продолжал совершать в настоящем.

Каинитская «цивилизация» и христианство.

Каинитская «цивилизация» никогда не была единственной в истории человечества. Промыслительно Бог ей противопоставил другую цивилизацию (без кавычек), которую можно назвать авелевой - по имени Авеля, убитого Каином. Или сифовой - по имени Сифа, родившегося у Адама и Евы уже после убийства Авеля. У святителя Димитрия Ростовского читаем: «Сиф получил и заповедь от отца Адама - оберегать свое потомство, чтобы оно не смешалось с богоненавистным племенем Каиновым. Ибо в те времена в поднебесной было только два племени, произошедших от двух праотцев: от Каина и Сифа. Племя праведного Сифа жило праведно и свято, угождая Богу, а племя Каиново было злое и развращенное, богопрогневающее и человеконенавистное»[15].

Вся человеческая история - борьба духовных потомков этих двух племен. После пришествия две тысячи лет назад к людям Спасителя потомки Сифа стали христианами, образовали христианскую цивилизацию. Борьба истинного (Православного) христианства с «цивилизованным миром» выступающим под самыми разными «вывесками», все более обостряется. Борьба продлится до последних времен, описанных в Апокалипсисе. Конечно, границы двух цивилизаций не проходят по государственным границам (как некоторые думают). Они проходят через сердца людей. Тем не менее, можно смело сказать, что современный Запад - «сгусток», «концентрат» каинитской «цивилизации». Россия же - главный земной оплот авелевой цивилизации.

Мы начали наш разговор с экономики. Ею же и закончим. Для истинно верующего человека ключевыми являются слова Спасителя из Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).

К сожалению, у нас сегодня «ищущих Царство Божие» очень мало. Поэтому «остальное» у многих порой не «прикладывается». Люди удивляются, не могут понять причины своих скорбей и нищеты. Начинают даже роптать на Бога. Познание тайн экономики требует отхода от прямолинейного (протестантского, материалистического, рационального) мировосприятия. Сегодня это очень сложно, потому что значительная часть нашего взрослого населения прошла «промывку мозгов» в вузах, где раньше преподавалась политэкономия (марксистская версия каинитской идеологии), а ныне мозги «промываются» американской «economics» - протестантско-иудейской модификацией все той же каинитской идеологии.

В нашей стране ведутся активные дискуссии по поводу того, какая модель экономики нам нужна. Но, если мы действительно рассматриваем Священное Писание (и Книгу Бытие) как Откровение Бога, как нравственный и духовный ориентир для христиан, то мы должны признать, что все обсуждаемые варианты модели (даже самые радикальные) все равно находятся в русле каинитской «цивилизации». Идеальной моделью для христиан может и должна быть экономика благодати, о которой мы упомянули в самом начале. В чистом виде она существовала в раю и в усеченном виде за пределами рая до первого в истории человечества убийства. Как человек свои физические, умственные и духовые силы получает через благодать Бога, так и экономика нуждается в благодати. Без благодати Божией вся экономика рассыпается в прах. Как сказал Спаситель, без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5).

Еще хотел бы обратить внимание на то, что слишком много внимания мы (так называемые «православные») уделяем вопросам потребления. Что ж, таков «дух времени», печать «общества потребления». Человек создан по образу и подобию Бога. А коль важнейшее свойство Бога - Творец, то истинно православный человек не может не быть творцом. А экономика - прежде всего, не потребление, а создание, творчество, созидание. Православие, дающее наибольшие возможности человеку преобразить себя по образу и подобию Божию, обеспечивает истинно православному обществу несравненные преимущества в деле экономического строительства (домостроительства). Сегодня мы пребываем в экономической разрухе, при этом постоянно «стенаем» подобно потомкам Каина. Это явный признак того, что мы - лишь номинально православные.

Наверное, мы не сможем сами себя вытянуть за волосы из болота каинитской «цивилизации». Слишком глубоко увязли. Строить дом (экономику) на болоте - занятие малопродуктивное. Нам остается лишь надеяться на помощь Бога, а она может прийти лишь через наше покаяние. Покаяние - это сердцевина христианства.

Посмотрел этимологию слова «покаяние» в разных словарях. Вариантов происхождения много. Один из них связан с именем Каина. Человек «окаянный» - тяготеющий к Каину или даже пребывающий в лоне каинитской «цивилизации». «Раскаяться», «покаяться» - признать свою окаянность и бороться с ней, вырваться из каинитской «цивилизации». Я не филолог и не могу сказать, насколько эта версия убедительна и законна. Но если смотреть на вопрос с точки зрения спасения, то понимание того, что через покаяние ты расторгаешь связи с миром первого убийцы Каина, может очень помочь в этом жизненно важном деле.


[1] Авдеенко Е.А. «Каин» в современном мире.

[2] Святитель Димитрий Ростовский. Келейный летописец. - М.: Паломник, 2000, с. 132.

[3] Священник Даниил Сысоев. Летопись начала. От сотворения мира до исхода. Издание второе, исправленное, дополненное. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, 2011, с. 187.

[4] «Новая толковая Библия». Том 1. - Л.: Искусство, 1990, с.283.

[5] Священник Даниил Сысоев. Указ. соч., с. 191.

[6] Святитель Димитрий Ростовский. Келейный летописец. - М.: Паломник, 2000, с. 122.

[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 1. Глава 2 (http://jhistory.nfurman.com/code/01_001_02.htm)

[8] Священник Даниил Сысоев. Указ. соч., с. 185.

[9] Святитель Димитрий Ростовский. Келейный летописец. - М.: Паломник, 2000, с. 120-121.

[10] В.Н. Лосский. Догматическое богословие. Смысл Ветхого Завета (http://bogoslovie.todn.ru/lossky/17/220/)

[11] Авдеенко Е.А. «Каин» в современном мире.

[12] Достоевский Ф.М. «Записки из подполья», М., 1985, с. 244 (приведенные слова принадлежат человеку «из подполья»).

[13] Жесткая, бескомпромиссная критика «прогресса» и «либерализма» содержится в трудах русских мыслителей конца 19 - начала 20 вв. К. Леонтьева и Л. Тихомирова (см.: Катасонов В.Ю. Русская социологическая мысль на рубеже XIX XX веков. - М.: Родная земля, 2015).

[14] Апостол Павел говорит: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20)

[15] Святитель Димитрий Ростовский. Келейный летописец. - М.: Паломник, 2000, с. 120.

http://ruskline.ru/opp/2015/noyabr/19/kniga_bytie_ob_ekonomike_i_kaine_2/



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс