Неприличная тема
«Неприличная» тема
Есть тема, о которой говорить в «приличном обществе» не принято, – действительно, зачем навевать печаль-тоску, вспоминая о конечности своей жизни, о смерти, которой миновать все равно не удастся? Но не похоже ли это на поведение людей, которые во время чумы устроили бал? Они знают, что завтра умрут, но сегодня веселятся, будто охвачены безумием. О «неприличной» теме − протоиерей Геннадий Князев, руководитель отдела социального служения и благотворительности Кемеровской епархии, настоятель Пантелеимоновского храма в Кемерове. Почему смерть – это экзамен?
− Действительно, люди неверующие стараются этого вопроса не касаться, не слушать, когда им начинаешь говорить о смерти. Почему? Смерть в конечном итоге неизбежна, но атеист пытается хотя бы не думать о ней.
Совершенно по-другому дело обстоит с человеком верующим. У Святых Отцов часто встречается такое выражение: «помни о смерти» или «помни час смертный». Смерть с точки зрения атеиста − это конец всему, это очень страшный момент в его жизни, момент, когда все заканчивается – все, чем он пользовался, чем он жил и к чему стремился, все цели, устремления. Наступает предел всему, и дальше уже ничего нет. Часто в хосписах приходится наблюдать умирающих людей, которые в Бога не верят и не хотят в Него поверить даже в последний час. Это ужасная смерть, уход, полный отчаяния.
Религия существует для того, чтобы мы соединились с Богом. Проблема нашей смерти и решается этим моментом соединения с Богом. Апостол Павел говорит: «смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». Для религиозного человека смерть − это только начало, начало чего-то нового и очень важного.
А сама смерть − это экзамен, к которому человек готовится всю свою жизнь. И очень страшно к этому экзамену прийти не готовым. Христианин помнит час смертный всю свою жизнь, потому что понимает, что, в конце концов, в страшный час смерти он даст перед Богом ответ за то, как он прожил свою жизнь.
Поэтому религиозный путь и путь атеизма − это два совершенно разных жизненных пути. На атеистическом пути человеку предлагаются такие лозунги: «ешь, человек, пей и веселись, ибо завтра ты умрешь», «человек, ты живешь один раз, и тебе можно все». Именно перед лицом смерти, как бы атеист ни подменял свои ценности, как бы ни хотел стремиться к чему-то прекрасному без Бога, все доброе и плохое не имеет никакого смысла. Для неверующего нет никакого смысла жить в нищете, не воровать, жить правильно − ты ж завтра умрешь и все, что ты делал, станет бессмысленным.
А религиозный человек на вопрос о смерти отвечает по-другому. Он говорит: «человек, ты живешь один раз, и тебя ожидает смерть, и перед лицом этой смерти избери доброту и правду нормой своей жизни, потому что от твоего ответа в час смерти зависит твоя будущая жизнь в вечности».
Если для атеиста смерть − это час прекращения его существования, то для религиозного человека, как ни странно, смерть − всего лишь момент жизни, важный, необходимый, неминуемый, но все же момент, после которого начинается новая жизнь в зависимости от того, как ты прожил земную жизнь.
http://prichod.ru/the-word-of-the-pastor/20837/
Назад в раздел