Материалы


Публикация в "Православной газете"

Протоиерей Андрей Панков: Почему нам иногда кажется, что Господь не слышит наши молитвы?

№24 (1017) / 24 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Отче, я понимаю, что мы несколько обобщенно обозначили тему беседы, но я, например, могу с уверенностью сказать, что мне в моем новоначалии казалось: все, что я прошу, должно исполняться. Потом я был очень разочарован, что что-то прошу, а ничего не происходит, потом перестал вообще думать об этом, и сейчас задаюсь вопросом: почему нам иногда кажется, что Господь не слышит наших молитв?

– Я согласен, что это общий вопрос. Следует внести некую ясность о категориях людей, которые задаются такими вопросами. Есть люди, только приближающиеся к таинствам Церкви, воцерковляющиеся – к сожалению, ощущение собственной греховности приходит со временем, с годами. Люди, не зная Закона Божия, живут во грехе. Пребывая в этом состоянии и сравнивая себя с окружающими, они считают, что все, в принципе, очень хорошо в их жизни, но когда они молятся Господу, чуда не происходит.

Человек должен осознать, что его жизнь должна быть соотнесена с Евангелием: не с соседями, не со знакомыми по работе, а с образом Господа нашего Иисуса Христа – это образец и канон, в соответствии с которым мы сверяем собственную жизнь. Если есть в ней что-то греховное, что-то явно противное воле Божией, то это и есть ответ… Ветхозаветная история, в частности, подтверждает этот тезис. Иудеи задавались вопросом, что Господь отстранился от Израиля и не слышит его молитв, и пророки в своих вдохновенных речах говорили, что Израиль забыл Бога, давно живет уже жизнью языческой – и при этом требует от Бога непосредственного участия в его жизни.

Но если мы говорим о людях воцерковленных, о людях, ведущих церковную жизнь, то здесь уже несколько все иначе происходит. Мы задаемся вопросом «Почему Бог не слышит наших молитв?», но, по сути, мы задаем вопрос: «Почему Бог не исполняет желаний, с которыми мы обращаемся к Нему?» – бывает, мы долгое время молимся Ему о чем-то, а Господь медлит с ответом. Либо мы говорим об этом внутреннем таинственном ощущении Бога в сердце, которое нам открывает дверь в мир иной.

Нужно, я полагаю, задуматься вот о чем: к сожалению, большей частью мы все пребываем в духовном младенчестве и у нас не выработано навыка желать того, что желает Бог. У нас столько желаний (или нежеланий) и мы так сильно чего-то хотим (или не хотим), что внутреннее состояние эмоционального подъема затрудняет путь гласа Божия к нашему сердцу. Чтобы приблизиться к Господу, нужно в некотором смысле отрешиться от своих желаний или нежеланий – принести Богу некую жертву души: чтобы приблизиться к Богу, человек отрекается от всех своих стремлений или нежеланий.

Вопрос телезрителя: «Можно ли так считать: кто дольше молится, того Господь больше одаривает?».

– Вопрос тоже несколько общий: речь идет не столько о длительности молитвы, сколько о качестве ее. Я хочу сказать следующее: если человек приобрел навык молитвы, ощутил ее вкус, веяние благодати Духа Святого в сердце своем и значительную часть жизни своей посвящает этому, то в некоторой степени, безусловно, можно утверждать, что Бог больше слышит человека, который любит беседовать с Ним. Хотя, с другой стороны, если молитва – это механическое действие длительное время, то, я думаю, здесь некоторая бессмысленность может присутствовать.

Значит ли это, что наша греховность мешает нам услышать Господа?

– Совершенно верно. Наша греховность не может быть препятствием для Божественной любви по отношению к нам – любовь Господа преодолевает любые препятствия, но наша греховность становится именно нашей проблемой: страсть, которую человек вынашивает в себе, ставит препятствие между Богом и человеком. Но это препятствие со стороны человека, а не Бога.

Наверное, нам очень нравится наша страсть?

– Безусловно. Как услышать Бога, как почувствовать Его присутствие в своей собственной жизни? Я хочу вернуться к одному из основных тезисов. Если ты становишься на молитву и хочешь Бога услышать, то нужно отречься от своих сильных желаний или от своих страхов – передать все в руки Божии: «Господи, Ты ведаешь, как нужно лучше», и хотя бы на какое-то время отказаться от всего, погрузиться в православную молитву как это положено – сердцем устремиться к Господу. Я могу говорить только из своего скромного опыта, что Господь ускоряет встречу с человеком, Он стремится к нему, – но только тогда, когда мы Ему позволяем это сделать.

Мы знаем такое выражение: «Господь целует и намерение». Если у человека есть желание молиться, то, наверное, даже оно может помочь услышать Господа в себе?

– Безусловно. Но мы говорим о факте Божественного присутствия в своем сердце, а это просто слова. Когда человек соприкасается с Богом, с этой реальностью, то он подсознательно ощущает то, что Бог может даровать ему нечто значительно большее, чем он своим скудным умом и скудным воображением может представить, и это осознается не в мыслях, не в каких-то последовательностях логических рассуждений – это данность, которую ты ощущаешь и приемлешь в своем собственном сердце.

По сути, то, о чем сейчас я говорю, и есть веяние Духа Святого – присутствие чего-то иного в нашей жизни, в сердце, в душе, в том, что нас наполняет, чем мы живем.

Вопрос телезрителя: «В Нагорной проповеди Господь призывает нас: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. В чем принципиальная смысловая разница в совершенстве и безгрешности? Почему Он не сказал: будьте безгрешны?».

– Совершенство и безгрешность – в некотором смысле созвучные термины. И в Евангелии далее говорится, в чем состоит совершенство: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Наше совершенство заключается в нашей способности любить не только наших друзей, но и наших врагов.

Безусловно, если с такой точки зрения воспринимать этот тезис, то возлюбить врага своими собственными силами в принципе невозможно. Можно об этом говорить много, но чтобы это реализовалось, Дух Святой должен прийти в сердце человека. Некая иная сила должна наполнить человека, и тогда он становится способным к поступкам, противоречащим законам этого мира. Но Дух Святой не внидет в злохудожную душу, так что наличие греха в человеке – всегда препятствие для воздействия Божественной силы. И то, что сказано Господом, не противоречит тезису о безгрешности – одно с другим связано.

Если мы грешны и степень нашей греховности зашкаливает, то мы обречены никогда не принять Духа Святого?

– Человек, погруженный в грех абсолютно, не ощущает собственной греховности. То, что мы ощущаем свой собственный грех, – уже действие Духа Святого в нашем сердце. Абсолютная безгрешность недостижима в нашем мире (Господь и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки) – это есть некое наше восхождение. Речь идет о грехах, которые явно препятствуют действию благодати Божией, явно противоречат правде Божией.

Говоря об этом, мы сразу касаемся Исповеди. Мы знаем, что перед Причастием должны исповедоваться, и здесь возникает очень простой вопрос. Если я – по возможности – причащаюсь на неделе каждый день, то начинаю изобретать, в чем же мне покаяться. Если мы стараемся исправить свой грех, каждый день исповедоваться, возникает проблема: как же понять свою греховность? Греховность и покаяние в данном случае – разные вещи?

– Из своей пастырской практики я должен сказать следующее. Сталкиваясь с людьми, которые часто причащаются и исповедуются, я иногда фиксирую не столько перечисление грехов как факта, а осознание человеком своей собственной греховности: когда человек от сердца говорит, что он грешен, я не смею допытываться – в чем. Поэтому для людей, которые часто причащаются, целесообразно изменить порядок Исповеди. А порядок, в большинстве своем действующий в нашем храме, тоже имеет свой смысл: форма бережет дух. Нужно прийти к батюшке, нужно исповедоваться, нужно произнести слова как результат своей внутренней работы, связанной с очищением, и причаститься Святых Христовых Таин.

Вопрос телезрительницы: «Может, просто верить в Божий Промысл? И молиться словами: „Помоги, Господи, в чем Тебе угодно будет помочь”?».

– Такая молитва – признак совершенства. Очень хороший вопрос по той причине, что он в некотором смысле перекликается с темой нашего предыдущего обсуждения. Нужно ли в молитве произносить наши желания? Во-первых, Бог лучше нас знает, что нам нужно, и наперед знает, что мы Ему скажем. Жизнь человеческая Господом устроена так, что мы, проходя ее этапы (в частности отцовство), можем в некотором смысле понять, что думает Господь о нас самих, глядя на наших собственных детей. Ребенок, в принципе, хочет известного: уроки не делать, побольше гулять, есть побольше конфет, иметь современные электронные устройства – и тому подобное. Конечно, сердце отца преклоняется к желаниям ребенка – отец понимает: то, что ребенок хочет, это ерунда, чепуха, но ради любви, ради движения ребенка навстречу ему отец исполнит все, что пожелало дитя (лишь бы оно не покалечилось от своих собственных желаний).

Я думаю, в этом плане нам нужно смотреть на свою собственную молитву: полагать прежде всего не свое желание, а то, что хочет от нас Отец наш Небесный – стремление услышать Его волю в своем сердце, исполнить ее. После этого, может быть, следует произнести свои простые просьбы. Почему следует? Из чего мы узнаем, что Бог нас любит, как не через исполнение того, о чем мы Его просим? Это самый простой, короткий путь, когда наши желания, произнесенные в молитве правильно, исполняются: мы ощущаем близость Божию в нашей жизни. Вопрос не «нужно говорить это или не нужно» – вопрос, как это говорить и с каким внутренним настроем, с какой внутренней иерархией: что на первом месте, что на втором. Всерьез.

Мне думается, когда мы преклоняем свое сердце в смирении перед Господом, отсекаем свои желания, не делаем их абсолютными для себя, то для Него составляет радость исполнять и наши маленькие желания. Не говоря уже о больших, о которых мы, может, и понятия не имеем…

Как почувствовать любовь Божию? Даже не в ответе на молитвы – как почувствовать любовь Божию к себе?

– Почувствовать можно, когда человек молится православно, сердечной молитвой – когда Дух Святой посещает сердце, чувствуешь все: и жизнь будущего века отражается в твоем сердце, и любовь Божия, и забота о тебе, и то, что для тебя есть надежда – и она открыта Господом, она непреложна. Это делает тебя счастливым, наполняет радостью твою собственную жизнь. На какое-то мгновение приоткрывается дверца: ты это как бы видишь.

Все, что Господь говорил в Евангелии, все, что молящийся человек переживает в своем сердце, – и есть свидетельство любви Божией.

Вот экстраполируем на ситуацию с детьми… У меня тоже был отец, он скончался в 2013 году. Я его любовь ощутил, когда он ушел, когда прошли годы, когда уже оглядываешься назад. А в сам момент ты не понимаешь, что делал для тебя отец, и чувство, которым он был движим. Я думаю, мы в свое время, каждый в свой час, оборачиваясь назад, безусловно, ощутим и осознаем ту великую любовь, которую Господь явил нам в жизни.

Вопрос телезрительницы Татьяны из Подмосковья: «Батюшка сказал прекрасные слова: „Божий Промысл о нас – это целый шедевр”. Как же люди не могут справиться со своими грехами? Просят: «Господи, помоги!», падают в отчаяние – доходит даже до суицида. Как понять такой Промысл?».

– Здесь фундаментальная вещь, которую нужно понять.

Главная христианская добродетель – любовь, и она невозможна без свободы выбора человека. Невозможно насильно любить, невозможно насильно сотворить рукотворного Бога. Обожение «по программе» невозможно.

Промысл Божий – шедевр для каждого отдельного человека, но будем ли мы следовать этому шедевру, зависит от нас: здесь воля Божия как бы останавливается – она не подавляет нашу собственную волю. Это необходимое условие нашего возрастания.

Про суицид я должен сказать – это трагедия. Наша жизнь чрезвычайно серьезна хотя бы потому, что содержит такие драматические моменты. Когда сталкиваешься с этим, то понимаешь, что все всерьез, – и только один раз.

По поводу грехов хочу сказать следующее. Безусловно, грехи ранят Господа и вызывают боль в наших сердцах, когда мы осознаем степень их губительности. Наибольшая мучительность греха заключается в том, что ты осознаешь, что твой грех – это как бы некое выражение твоего отношения к своему Творцу, как ты отвечаешь на Его безусловную любовь.

Жизнь человека, пока он находится в этом мире, не завершена, и апостол Павел в посланиях однажды сказал: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Невероятным, непостижимым образом наши грехи, наше отступление от Бога, наши ошибки благодаря Промыслу Божиему, который есть шедевр, обращаются в нашу любовь к Богу – этим все и должно завершиться. Я считаю, грех человеческий противоречит замыслу Божиему, но в то же время – благодаря величайшей, непостижимой премудрости Божией – он каким-то образом включен в нашу неминуемую победу над смертью и грехом. В этом одна из сторон гениальности Промысла Божиего.

Я как-то слушал лекцию Осипова, и он говорил, в чем состоит разница между атеизмом и христианством. Атеист говорит: «Верь, человек, после смерти тебя ждет смерть вечная». Христианин говорит: «Верь, человек, после смерти тебя ждет жизнь вечная». Разница так очевидна, что опять возникает вопрос о молитве. Если я понимаю, что меня ждет вечность и я сам определяю либо вечность мучений, либо вечность любви и радости, то от моей молитвы зависит многое. Моя способность говорить с Господом определяет во многом мою собственную судьбу.

– Невероятно, но это так. Это противоречит логике, которая говорит: зачем молиться Богу, когда Он все знает Сам? Но тут включается фактор, разрушающий логику и здравый человеческий смысл.

Этот фактор называется любовь. Любовь превосходит все, это высшая точка добродетели. И непостижимым образом Господь знает, что нам нужно, что для нас правильно, когда мы молимся к Нему с просьбой – и эта молитва есть акт любви: Он изменяет Промысл и включает наши молитвы в Свой потрясающий план. Смысл молитвы заключается в любви как высшей христианской добродетели, в нашей любви по отношению к Богу и в любви Бога по отношению к нам…

Вопрос телезрительницы: «Вера в видении своих грехов, смирение – дар Божий. Кому дается этот дар и по каким заслугам? Еще мы знаем, что есть люди, своим произвольным намерением решившие жить без Бога. Виновны ли они в этом? Или можно рассматривать это так, что они жертвы, что они получили этот дар?» И следующий вопрос: «Дух Божий или мирской – это тоже дар? Кому он дается?».

– Очень хороший и глубокий вопрос. Если не ошибаюсь, у Оригена есть замечательная фраза, что он говорил ко многим, но для тех, кто не имел внутреннего помазания Духом, его слова были бессмысленными. И мы задаемся вопросом: внутреннее помазание Духом одним дается, а другим нет? Апостол Павел в посланиях вопрос решил очень просто: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Это такой ветхозаветный взгляд, новозаветное же восприятие Бога как Отца абсолютной любви говорит нам, что Бог не может действовать избирательно: выбрать Своих любимчиков и с ними общаться, а остальных отвергнуть. Все приведены в этот мир, все сотворены любовью Божией, ко всем любовь обращена. Здесь тайна состоит не в выборе Бога, а в выборе самого человека – это глубинный, сокровенный процесс определения своей свободы выбора. Одно сердце откликается на Евангелие, а другое не откликается – и Бог не виноват в этом: человек сам решает, хочет он идти за Ним или нет.

Я не верю, что любовь Божия закрыта для атеистов: Господь любит и атеистов, и верующих людей. Может быть, и инославных, по-иному исповедующих Божество. Любовь Божия обращена ко всем, но ответит ли этот человек на эту любовь, зависит исключительно от самого человека. Поэтому я думаю, что этот вопрос – наличие внутреннего помазания Духом – должен быть обращен не к Богу, а к самому человеку. Это тайна.

Подведем итоги: чтобы Господь услышал наши молитвы, у нас есть прямой, не очень сложный путь – приходя на Литургию, понимать, куда мы пришли и что происходит во время Божественной литургии. Дорогой отец Андрей, я чрезвычайно благодарен, что Вы пришли на нашу передачу! Что же нужно делать, если нам кажется, что Господь не слышит наши молитвы?

– Со смирением принять всю свою жизнь, пожертвовать все свои желания и все свои страхи пред Господом, склонить голову и принять Его святой Промысл – и Господь будет рядом. Господь вас благословит во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Записали:
Светлана Тодосейчук и
Владислав Рябов



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс