Материалы


О сказках... и жизненных сценариях

Максим Степаненко

О сказках... И почему я против "православных" ежиков и современных православных сказок?

"Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок"

А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке" 1.png

 

Почему я, православный христианин и миссионер, выступаю против "православных" ежиков и именно "православных сказок", написанных конкретным человеком?

Во-первых, потому что Бог, Церковь, Православие, жития Святых – все это не должно ассоциироваться в детской душе со сказкой и мифами.

Во-вторых, упоминание имени Божьего в сказках – это нарушение заповеди: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20:7).

Часто приходится слышать возражения не в меру "продвинутых" православных, мол, в сказках герои сталкиваются  с мифическими существами, колдунами, магами, ведьмами, сами пользуются магией и магическими предметами, а магия - это грех… Сказки якобы опасны для воспитания детей, они могут захотеть заниматься гаданиями и магией. Нужны как раз "православные сказки" без магии и колдовства. Что можно ответить?

Главное предназначение сказки – показать ребенку некую общую модель поведения мужчины и женщины в тех или иных ситуациях. Чтением сказок ребенку прививаются именно эти модели поведения, а не детали их исполнения. Какая в русских сказках модель поведения мужчины на примере Ивана? Будь скромен; скрывай свой ум перед врагами; попав трудную ситуацию, не теряй самообладания; будь упорным в достижения цели; сильных врагов бери умом и хитростью; помогай слабым и этим заработаешь себе верных друзей; не бросай в беде свою любовь; сделал ошибки, имей мужество ответить за них и преодолеть последствия своих ошибок. Во многих сказках достичь цели, выйти из трудной ситуации, герою нельзя без помощи и вмешательства неких высших сил – и это тоже правильная установка.

 2.png

Сказки помогают детям придти к подсознательной уверенности, что всегда побеждает добро и любовь, правда и мужество. Это дает больше уверенности ребенку, ему будет гораздо легче справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.

Никак нельзя исключать сказки из воспитания детей. Дети мыслят образами, и лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им.

Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.

Великий русский (и православный!) педагог Константин Ушинский считал, что гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития детей невозможно без сказок. Благодаря сказкам в душе ребенка с логикой срастается добрый поэтический образ, развитие ума идет вместе с развитием фантазии и чувственности. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. При этом он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

Поэтому третья причина, почему я против новых православных сказок – их искусственность и оторванность от истинных народных образов (архетипов).

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.

Жизнь маленького ребенка просто обязана быть интересно-сказочной и доброй. Дед Мороз с письмами ему и подарками под елкой. Папа принес с работы шоколадку или яблоко – это зайчик передал или белочка… Уже в 15 – 17 лет на наших детей обрушатся жесткие реалии жизни и сказка уйдет. Но сейчас в свои 40 лет, воспоминания из радостного и сказочного детства радуют сердце, и позволяют легче переносить тяготы жизни. Детская радость  и счастье от подарков, таинственно появившихся под елкой, удивление чудом, пока все на улице звали Деда Мороза, приносит великую радость и родителям.

Сказка бережет детскую душу от взрослых проблем этого мира…

Таким образом, повторюсь, главное значение сказки  - с помощью образов привить ребенку правильную модель поведения в жизни, а не рассказать о Боге, вере и истинах веры, привить религиозную модель поведения.

Именно поэтому присутствие религиозных моментов, явления святых, упоминание Бога – все это совершенно не уместно, т.к. это противоречит изначальной психологически-воспитательной, а не религиозной сути сказки, не говоря уже о приведенных выше трех возражений. Религия и сказка - это принципиальные антагонисты!

Религиозным воспитанием родители должны заниматься не через сказки, а через чтение Священного Писания, житий и трудов святых, и дети это должны воспринимать ни в коем случае в контексте сказок и былин.

Будут ли дети приобретать магическое мышление от чтения сказок? Нет. Подавляющее большинство из них... Об этом пишут чрезмерно старые  и скучные дяди и тети, которые забыли свое детство (возможно оно у них было серым и не чудесным, они подсознательно хотят, чтобы у их внуков оно было таким серым). Я, увы, был лишен религиозного воспитания в детстве и понимания того, что магия и гадание – грех. Читал сказки запоем. И… никогда не считал магизм сказок реальной силой. Дорогие мамы и папы, не нужно детей считать за дураков, они со временем понимают, где выдумка, а где реальность. Бывают исключения, но это исключения!

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка - людям указка

Важно также понимать, что модель поведения в сказках имеет национальные особенности. Мне лично никогда не нравились западные сказки, и сказки западных (даже христианских!) писателей, они у меня вызывали антипатию. Модели поведения (архетипы) не совпадали...

 3.png

 В свое время психоаналитик Эрик Берн указывал, что самые любимые сказки в детстве - это сценарии жизни, которые человек выбрал для себя. Поэтому сказка, семейная сказка – это одно из сокровенных и интимных моментов в воспитании детей. Безумие давать воспитывать своих малых детей чужим людям с больной психикой и нравственно-религиозным извращенцам. Давать ребенку чужие и тем более дурные сказки и мультфильмы – это и есть предоставление своего ребенка для воспитания болящим и извращенным "сказочникам".

Поэтому важно, чтобы ребенок с измальства воспитывался именно на традиционных русских народных сказках, а не на иностранной мифологии, и тем более не на современных искусственных и извращенных сценариях поведения героев новых мультфильмов.

Считаю, ребенок до пяти – шести лет, когда идет закладка его характера, должен слушать только русские народные сказки, смотреть только отечественные мультфильмы, сделанные в советское время. Особенно много добротных (в т.ч. и добротно прорисованных) сказок породил "Союзмультфильм" в 50-60-е года. Лучшие мультипликационные проекты современной России для малых детей – "Гора самоцветов" и "Лунтик", для детей постарше - "Смешарики" (пока создатели не начали по спецзаказу учить детей "правам детей" и рекламировать молочные продукты).

Родительский опыт убеждает в нежелательности практически всех импортных мультсериалов… Их опасность не только в ложных образах, деструктивных моделях поведения, но и в нескончаемости, когда ребенок оказывается в длительном туннеле этих деструктивных образов и моделей поведения, в конечном итоге приводят их к разрушению психики.

Один большой "плохой" мультфильм больше двух – трех раз за год ребенок не смотрит, а сериалы показываются каждый день в течение года или даже более.

В современном кинематографе и мультипликации происходит просто повальное изменение  и подмена древних образов, когда персонажи изначально отрицательные становятся положительными. Дракон (Змей-Горыныч), змея, крокодил не только в древнем христианском мире, но и у основной части народов – это символ враждебного зла, у христиан дракон и змея – это образ диавола.

И что мы видим? Добрых людоедов (Шрек), доброго дракона (Мулан), доброго и безобидного Змея-Горыныча (известный российский былинный мульт-китч), милого советский крокодила Гену (еще полвека назад у Чуковского крокодил ел солнце и был главной африканской опасностью) с его искусственным безОбразным другом Чебурашкой. Хотя по содержанию упомянутый "Лунтик"  - хороший и добрый мультфильм, искусственно образный  (или даже безОбразный) Лунтик "напрягает".

В последнем мультфильме made in USA "Хранители снов" величественные, мудрые  и бессмертные эльфы, воспетые в толкиеновском "Властелине колец" превращены в маленьких, опять (!) дебильных, комичных гномов-неумех, а подарки "Северному человеку" (вот так теперь называют Санта Клауса толерасты) делают "милые" йети, до недавнего времени -  чудовища и ужас всех народов, которые о них что-то знают…

Увы, современные российские мультфильмы а-ля былина не менее опасны для детской психики, чем западные безумные мультипликационные фантазии. Современные герои этих мультфильмов представлены в комичном, извращенно-поведенческом виде, фактически - это фрики. Мужчины имеют признаки дебилов и подкаблучников; девушки и жены – представлены как лидеры, которые превосходят во всем мужчин и чаще всего издеваются над ними. Обращаю внимание, что в традиционных сказках нет комичных героев, все персонажи ведут себя серьезно. Первая комичность сказочных героев стала появляться в первых фильмах и мультпересказах с середины XX века, и касалась разве что зайчиков и белочек… Образ положительного героя – это образ для подражания и восхищения, помощники героя – звери, птицы, конь и т.п. – заслуживают трепетного уважения. В современных российских сказках происходит злонамеренная порча образа героя, его дебилизация и осмеяние.

 4.png

Например, в последнем варианте мультфильма "Илья Муромец" величественный и мужественный богатырь превращен в наивного суеверного подкаблучника.

Одними из самых опасных для детской психики являются аниме-сериалы, которые разрушительны, прежде всего, для половой (гендерной) самоидентификации детей и подростков из-за намеренно бесполого вида героев, в период подросткового взросления аниме-сериалы - это психологический яд. 5.png

 

6.png

 

7.png


Впрочем и во многих американских мультфильмах женщины ведут себя как мужчины, если не хуже: жестоко дернуться и даже без сожаления убивают (принцессы Фиона и Жасмин).

Про бесстыдство, эротизм, пошлые шутки  и говорить не приходится...

 http://www.k-istine.ru/head/daily_reflection/daily_reflection-128.htm

 

 



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс