Материалы


Прикрываясь святым

Прикрываясь святымБезымянный.png

Кажется, Россия уже пережила те времена, когда мы с восторгом бездумно принимали все, что подбрасывалось нам Западом. Сегодня мы стали понимать, что у нас свой путь, свои ценности, свои устои. Безусловно, в этом процессе огромную роль играет Церковь, чей авторитет в обществе усиливается с каждым годом. И все же следы культурной экспансии остаются и многие, модные лет 15 назад, веяния нашли благодатную среду на русской почве. Наиболее «живучим» из них оказался так называемый День святого Валентина – День всех влюбленных. И хотя на эту тему исписано тысячи страниц, все же попытаемся разобраться еще раз: что же не так в этом «празднике»? К тому же аргументы его сторонников достаточно убедительны: день всех влюбленных отождествлен с именем христианского святого, был установлен, хотя ни не православной, но все же христианской церковью, празднуется уже более 1600 лет, празднуется во всем мире и, в конце концов, что же плохого, если в этот праздник оказывается особое внимание любимым людям? Действительно, на первый взгляд плохого ничего, если бы не одно «но»: все эти доводы — ложь от начала и до конца.

Об истории этого праздника из издания в издание кочует несколько небылиц, общий смысл которых сводится примерно к следующему: «В III веке император Клавдий II собирался покорять мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало воинственным планам. Источник всех бед Клавдий II видел в браке, и поэтому запретил обряд венчания. Но между любящими сердцами нет преград — и вот некий епископ Валентин пренебрег запретом тиран и стал тайно венчать влюбленных. Очень скоро Валентин был изобличен и брошен в темницу. За несколько дней до назначенной казни, к нему привели дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна, Валентин излечил ее, а заодно и влюбился. За день до казни он написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка получила записку, где епископ писал о своей любви и подписался «Твой Валентин». Отсюда записки в день святого Валентина — «валентинки» — выглядят совершенно естественной и даже необходимой частью праздника. В 496 году римский папа Геласий I объявил 14 февраля Днем Святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают его своим заступником и стараются в день его памяти устраивать свадьбы и венчаться. Это, говорят, залог вечной любви…»

Совершенная недостоверность этой легенды подтверждается уже тем, что древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака совершалось через благословение на совместную жизнь, краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания сформировался к IX веку. К тому же весьма странен и образ воспылавшего страстью епископа, который, таким образом, забыл про монашеские обеты, но, несмотря на это, был канонизирован. Однако Церковь, действительно, знает нескольких святых носивших имя Валентин, пострадавших за веру на заре христианства.

О первом из них известно только то, что он вместе с другими христианами погиб в Карфагене. Второй Валентин был епископом Интерамны — современный город Тернии. Он сподобился дара врачевать болезней, призывая имя Господа Иисуса Христа. Однажды святой исцелил юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника. Язычник-градоначальник обрушил на святителя Валентина весь свой гнев. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой мужественно отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен. Однако время этих событий точно неизвестно. Третий мученик пресвитер Валентин пострадал в Риме в царствование императора Клавдия II между 268-270годами. Язычники обезглавили пресвитера Валентина и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия за смелое исповедание Христа.

До относительно недавнего времени 14 февраля католики праздновали память пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Но, во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, их общецерковное почитание было упразднено. Православная Церковь же напротив чтит память этих святых: мученика Валентина Доростольского - 7 мая, священномученика Валентина Интерамского (Италийского) — 12 августа, священномученика Валентина Римлянина — 19 июля. Однако, как мы видим, их жития ни чего общего с распространенной ныне легендой не имеют. Причем, даже католическая традиция отнюдь не связывала возникновение Дня всех влюбленных ни с одним из мучеников Валентинов, а происхождение, этого праздника носит чисто светский, а вернее, языческий характер.

Считается, что День всех влюбленных существует уже более 16 веков, но праздники любви известны с дохристианских времен. По одной из версий, история праздника дня святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима. Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперка), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. После пира молодые люди брали бичи, изготовленные из шкур жертвенных животных, и голыми бежали по городу, ударяя ими встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. Во время этого празднования, молодые девушки писали любовные записки мужчинам и вкладывают их в специальную урну для жребия. Мужчина, который вынимал такую записку, должен был ухаживать за той, кто её написал. И чаще всего, эти ухаживания оканчивались любовными утехами. В этот день все женщины приносили ей жертвы, прося здоровое потомство и заступничество в любовных делах. Эти празднества были так популярны, что существовали долгое время даже с приходом христианства. В 494 году Папа Геласий I, действительно, запретил это языческое буйство. Но, сторонники раскрепощенных нравов нашли выход, прикрывшись именем святого, празднование памяти которого выпадало примерно на то же время. В Средние Века, не смотря на противодействия Церкви, языческие корни Дня всех влюбленных пытались завуалировать, придав празднику ореол романтизма. В это время в некоторых странах родился обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, который попав в Новый Свет, был поставлен на широкую ногу и популяризован коммерсантами, почуявшими, что на этой чепухе можно неплохо нажиться.

Сегодня, в разных странах к Дню святого Валентина относятся по-разному, где-то он празднуют широко, где-то весьма скромно. Но, интересно, что даже тогда, когда католическая церковь еще чтила память мучеников Валентинов, далеко не везде праздник ассоциировался с влюбленными. Немцы, например, до сих пор считают святого Валентина покровителем… психически больных и украшают в этот день все лечебницы алыми лентами.

Как мы видим, День всех влюбленных ни когда не имел ничего общего ни с христианством, ни с жизнью святых, почитавшихся и католической, и Православной Церквями. Но, возразят, что же все-таки плохого в воспевании любви? Безусловно, ничего, если только не задумываться какое именно чувство воспевает этот праздник. Истинную любовь, отношения, соединяющие мужа и жену «в плоть едину» или псевдо-любовь, страсть, влюбленность?

Веря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои представления о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты – Лейлу и Меджнуна… Но все они – лишь прекрасные поэтические образы, которые меркнут перед реальным историческим примером христианской любви, идеалом супружества — святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Идеалом любви, имеющей своим источника Бога, Который Сам есть Любовь. Идеалом настолько высоким, что история их жизни – «Повесть о Петре и Февронии», даже во времена богоборчества была общепризнанным памятником древнерусской литературы, воспевающим ту любовь, которая разительно отличается от всех прочих, и западных, и восточных, представлений о ней. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь – житием, сами супруги – святыми. Пример отношений святых Петра и Февронии, которые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, даже близко нельзя ставить с опошлено-коммерческой идеей Дня всех влюбленных, призывающей чествовать «сладкие парочки».

Обо всем этом стоит задуматься даже тем, кто рассматривает День всех влюбленных только как повод лишний раз «оттянуться», и всегда помнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Николай Жидков

http://arzblag.ortox.ru/2013/02/13/prikryvayas-svyatym/


Бизнес или любовь?

Священнослужители о «дне влюбленных»

Анна Ерахина

Сегодня во всем мире влюбленные отмечают «день святого Валентина». Своим отношением к этому «празднику» делятся священнослужителей Русской Православной Церкви: священник Филипп Ильяшенко, священник Дионисий Каменщиков и диакон Владимир Василик.

«Молодые люди редко задумываются над тем,
что им предлагают праздновать»

1.png

Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— В дне святого Валентина нет ничего духовного. Это очередной мощный маркетинговый ход и хороший способ для выкачивания денег из населения. Замечу, что то же самое бывает и на Хэллоуин. Для молодежи «день святого Валентина» — очередной повод, чтобы повеселиться. Молодые люди редко задумываются над тем, что им предлагают праздновать — главное, чтобы праздник был окутан ореолом романтики, а также сопровождался красивой атрибутикой. «День святого Валентина» – с этой точки зрения праздник идеальный. Только он не имеет никакого отношения ни к настоящей христианской любви, ни к святости.

Святого Валентина нет в православный святцах. В Католической церкви известно три святых с именами Валентин, и непонятно, память которого из них следует праздновать 14 февраля. Во второй половине XX века Католическая Церковь в этот день вообще исключила имя святого Валентина из литургического поминовения.

Сегодня сложно убедить молодежь в том, что отмечать «день святого Валентина» не стоит. Напротив, все делается для того, чтобы молодые люди поддавались всей «прелести» этого праздника. Никто не предупреждает молодежь о том, что если строить личные отношения на тех принципах, которые им предлагает современная индустрия развлечения, в том числе и в «день святого Валентина», эти отношения рано или поздно зайдут в тупик. Христианская любовь между молодым человеком и девушкой заканчивается обычно браком и семьей. Вообще любовь должна быть нацелена на создание семьи. В семье она может созреть, сформироваться, проявиться в своей высшей степени – жертвенности. Ведь христианская любовь — это прежде всего жертвенность. Современные же чувства чаще всего строятся на эгоизме. Данный вектор нужно изменить, иначе такие отношения неминуемо закончатся крахом.

На мой взгляд, лучшая альтернатива «дню святого Валентина» – это день Петра и Февронии. Их отношения — ярчайший пример христианской любви.

***

«Празднование этого дня похоже на некий коммерческий проект»

2.pngСвященник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, председатель епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы:

— В период раннего христианства была обозначена некая апостольская норма. В данную норму входила идея строительства храмов истинного Бога на тех местах, где раньше располагались святилища сокрушенных идолов. Это свидетельствовало о победе истины над ложью. Данная норма существовала с древности, но она не имела никакого отношения к тому, что сегодня называется «день святого Валентина».

На самом деле этот день никакого отношения к влюбленным не имеет. Что мы знаем об этом католическом святом? Существует некая легенда о том, что во времена Римской Империи воюющая римская армия испытывала острый недостаток в солдатах для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его планов — браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как прокормить семью. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Влюбляться солдаты меньше не стали, и, к их счастью, нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин. С тех пор Валентин считается покровителем всех влюблённых. По другой версии священник Валентин влюбился в некую девушку и написал ей письмо, ставшее известным после его смерти. Это не более чем некая красивая легенда, которую сложно признать за достоверную.

Судя по всему, с еще большим сомнением можно говорить, что этот праздник в нынешнем своем воплощении связан с подвигом древнего святого. Скорее, в наши дни этот «праздник» связан, прежде всего, с каким-то языческим праздником плодородия или культом деторождения, известном в древнем Риме.

Современное празднование дня святого Валентина больше похоже на некий коммерческий проект, который прикрыт высшим чувством. В этот день коммерсанты стараются побольше продать чего бы то ни было: конфет, «валентинок» и многого другого.

В наше безнравственное время праздник «всех влюбленных» имеет достаточно выраженные аморальные черты

В наше безнравственное время праздник «всех влюбленных» имеет достаточно выраженные аморальные черты. Я имею в виду, что сейчас любовь часто понимается как что-то близкое к инстинкту, что-то тождественное физиологии. И такое понимание любви унижает человеческое достоинство и величайшее из чувств — любовь. Поэтому мое отношение к этому «празднику» совершенно отрицательное.

Какие аргументы можно привести человеку, который привык жить безнравственно и понимает любовь как физиологию, а о верности и целомудрии вообще не имеет понятия? Много можем сказать, но что такой человек сможет услышать? Ничего! В Евангелие говорится: «Не мечите бисер» перед известными животными. Апостол говорит: «Учи желающего слушать тебя». А тому человеку, который готов слушать, нужно сказать, что этот день никакого отношения к любви не имеет.

У нас есть прекрасный праздник — день семьи, любви и верности, день святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля. Их союз явил православным христианам образец любви, мудрости и верности друг другу. Поэтому зачем нам воцерковлять день святого Валентина? С тем же успехом мы можем «воцерковить» Хэллоуин или Вальпургиеву ночь. Мне кажется, что это совершенно не нужно. Каждое время предлагает что-то свое, но не нужно подстраивать жизнь Церкви под светскую жизнь.

Мы с вами живем в эпоху «обманутого поколения 1990-х годов». Это поколение родилось в годы краха Советского союза, оно выросло на лжи переходного «безвременья». Это поколение людей, во многом потерявших некий жизненный идеал. Сейчас они доросли до самостоятельного возраста. Для многих, если не большинства из них, смысл жизни в том, чтобы получить все лучшее от жизни да побыстрее. Поэтому для многих из них важнее чуждые Православию и России идеалы и праздники.

***

«Это всего лишь романтическая легенда,
которая ведет молодежь к вседозволенности»

3.pngДиакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии:

— Во-первых, ни один из известных нам святых по имени Валентин никакого отношения к влюбленным не имеет. 14 февраля — день спаривания птиц в средневековой европейской традиции.

Во-вторых, история святого Валентина — всего лишь романтическая легенда, которая ведет молодежь к вседозволенности, непристойному выражению своих чувств. Вспомните, как ухаживали друг за другом наши отцы и деды. Как это было целомудренно и красиво. Мой друг (сейчас майор в отставке) впервые поцеловал свою жену после свадьбы. Люди всегда были сдержанны в своих чувствах. В результате многие жили в браке душа в душу долгие годы по 30–50 лет. Сейчас молодые люди целуются у всех на виду, не храня тайны и таинства своих отношений. А потом или разводятся или разбегаются, потому что зачастую не затрудняют себя регистрацией отношений. Они не хранят чистоты телесной и духовного целомудрия, зато стремятся сохранить «незапятнанными» свои паспорта. Справедливо говорят отцы Церкви: Когда двое грешников любят друг друга, знайте, что каждый угождает только самому себе. Эта любовь не христианская, она не несет в себе жертвы ради другого, в ней нет ответственности, достоинства и постоянства.

Как это преодолеть? Современного человека нужно научить жить, а не существовать. Как сказал поэт:

Чтоб звучали шаги, как поступки,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.

Это достаточно сложная наука, которую нужно начинать преподавать еще в семье, потом в школе и вузе. Молодым людям с детства нужно прививать чувство чести, целомудрия, мужества, ответственности, любовь к Родине и традициям, чтобы потом не получилось того, что получается сегодня, когда мы подвергаемся духовной оккупации. Молодежь празднует чужие праздники, а про праздник русских святых Петра и Февронии 8 июля все забывают. А именно в примере этих святых можно научиться подлинной любви, верности и чести.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/68444.htm






Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс