Материалы

Наши люди на Соловках

Наши люди на Соловках.

Антон Бодунов и Александр Овечкин

Совсем недавно православный молодёжный клуб Встреча вернулся из традиционного летнего похода. Хочется поделиться с вами, любезные читатели, светлой радостью и яркими моментами, сопутствовавшими нам в дороге!

Немного предыстории. Изначально выбирали из трёх направлений, были идеи отправится в Беларусь, Оптину пустынь и, наконец, на Русский Север в глобальном смысле. Выбор пал на Северное направление, тем более желание туда отправиться было уже давно. Но кого-то испугали холода, кто-то уже успел купить себе билеты в тёплые края, у кого-то не совпал отпуск… В общем довольно долго желающих отправится в поход было критически мало, мы даже думали о том, чтобы поменять направление. Однако премьер клуба решил не менять коней на переправе - сказано на Север, значит на Север! Позже решили ограничится в этот раз только Соловецким монастырём, так как времени на поход было не так уж и много (всего восемь дней).

Соловецкие острова – этот уникальный и многообразный мир – уже многие века притягивают к себе всех людей. И древний монастырь с богатой событиями историей, и храмы удивительной архитектуры, мощная и непреступная крепость, и архипелаг с удивительными ландшафтами, разнообразными флорой и фауной посреди сурового моря… В общем, мы решили, что именно туда нам и надо.

Всё больше из тех участников клуба, кто сначала не мог определиться, решались присоединиться к столь интересной поездке. А некоторые ребята даже самостоятельно закупали билеты уже после централизованной их покупки. Отрадно вспомнить, что к нам присоединился наш новый участник – Сергей из Красноярска. Он специально для этих целей взял дополнительный отпуск и прилетел к нам на самолёте. В итоге на удивление всем в поход отправилось семнадцать человек, включая отца Константина, матушку Елену и их старшеньких – Толю и Колю.

И вот билеты куплены, наше руководство провело всю предварительную работу (а походом руководили Рома Подбиралин и Оля Варламова, за что им большое человеческое спасибо), все вещи собраны, походники постарались как-то внутренне подготовиться к предстоящей поездке. В назначенное время, пятницу 19 июля к четырём часам вечера в Успенский храм стали стекаться люди, увешанные рюкзаками. Со спальниками, пенками, палатками и прочим скарбом. Смотрелись мы забавно!

Когда основная часть ребят пришла в храм, то вещи и мирские заботы отложили на время и отслужили молебен, на котором чувствовалось единение сердец и душ. Когда же мы закончили, то посмотрели на часы и поняли, что не стоит терять время - до поезда оставалось совсем чуть-чуть…

На поезд мы успели благополучно, добрались на нем до Кеми и до беломорского побережья на автобусе, а там пересели на теплоход «Василий Косяков». Таким образом, знакомство с русским севером началось с морского путешествия.

Море, небо, теплоход – мы отправились в поход!

По прибытии на Большой Соловецкий остров встреченцы сразу направились в церковь святителя Филиппа, приложиться к святым мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа – первых насельников Соловецких островов. Великолепие старинного монастыря, на территории которого находится собор, поразило всех наших паломников до глубины души. Прогулявшись по набережной бухты Благополучия и насладившись дивной атмосферой этого замечательного места, часть ребят отправились разбивать палаточный лагерь. И мы так разместились, что из нашего лагеря открылся прекрасный вид на Соловецкий монастырь.

Другая часть уже пошла на всенощную службу. Потом они объединились в храме. После всенощной наших паломников ждала исповедь. В этот день, кстати сказать, паломников в храме было столько, что исповедь в храме одновременно вели десять священников. После исповеди все дружно пошли на ужин. После ужина еще читали Последование ко святому причащению, и спать улеглись далеко заполночь.

Утро следующего дня для встреченцев началось с литургии и причащения в том же храме святителя Филиппа. Особенно примечательно, что воскресная служба в этот день включала в себя еще и крестный ход вокруг монастыря, поскольку было празднование Казанской иконы Божией матери. И ребята вместе с сотнями других паломников приняли в нем участие. Даже погода в этот радостный день была поистине светла и ласкова. После вкуснейшего обеда в палаточном лагере и небольшого отдыха, ребята заказали экскурсию по Соловецкому монастырю. Она оказалась очень содержательной и длилась больше 4 часов. Спасибо экскурсоводу Елене! Вечер этого дня завершился ужином и вечерней молитвой. И еще, некоторым ребятам в этот день удалось окунуться в Святое озеро рядом с монастырем – благо погода и температура воды позволяла.

А в понедельник мы решили отправится на Секирную гору. Добраться туда можно было двумя путями: по суше и водным путём по каналам. Мы выбрали второй путь. Потом в конце путешествия было подмечено, что лодки практически единственный транспорт, существенно не изменившийся со времён Иисуса Христа. До лодочной станции надо было идти пешком по лесной дороге. Светило ласковое солнце, и наше настроение было приподнято. Пелись песни, путь был лёгок. Несколько раз мы останавливались полакомиться ягодами. Оторваться от такой трапезы было сложно, но нужно было идти вперёд.

Наконец, впереди мы увидели небольшое строение и пирс. Разместившись на четырёх лодках, мы стали отплывать. Многие ребята давно не брали в руки вёсла, а некоторые вообще в первый раз в жизни получили возможность грести. Однако какой-то детский азарт постепенно овладел нами. Соревновательный дух витал в воздухе, и каждая команда старалась обогнать другую. Надо сказать, что плыли мы по красивейшим местам, через каналы прорытые монахами в ручную. Под конец пути мы поняли, что намного лучше не соревноваться в том, кто первый придёт, а любоваться окружающей нас природой.

И вот, спустя двенадцать километров пути мы прибыли на место. Пришвартовали лодки, а вёсла забрали с собой. По совету владелицы лодок мы спрятали вёсла в лесу, поднявшись в горку над дорогой.

Дальше следовал пеший путь.

Первым делом мы попали в Савватиевский скит. Там в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» мы отслужили молебен и снова отправились в путь.

Дальше нас ждала Секирная гора. Чтобы на неё подняться, нужно было преодолеть деревянную лестницу из 299 ступенек.

Подъём был не лёгкий, но приятный. На вершине нас ждал чудесный вид. На горе располагается Свято-Вознесенский храм. В советское время здесь располагался штрафной изолятор. Тяжело было читать истории узников этого места.

На обратном пути мы проскочили поворот на Исааковскую пустынь. Когда наша команда подошла к пустыни с другой стороны, оказалось, что проход через неё был закрыт.

Отыскав свои вёсла в тайнике, мы снова пустились вплавь. На этот раз старались больше внимания уделять природе, окружавшей нас. На какое-то время набежали тучки, но зато позже мы стали свидетелями чудесной картины: солнечные лучи прорывались сквозь серую завесу. А отец Константин пел что-то прекрасное сидя в своей лодке. В результате путешествия мы вернулись значительно позже, чем планировали. Уставшие, но довольные.

Вечером просидели у костра до двух часов ночи. На следующий день планировалась поездка на остров Анзер. Но объявили штормовое предупреждение, и шансы отплыть на остров стали малы, а всё таки они были. Чтобы отправится на Анзер, нужно было встать в пять утра. Несмотря на то, что оставалось спать три часа, единогласно проголосовали за поездку. С ночи приготовили кашу в дорогу.

Утром все дружно собрались и отправились к монастырю ждать решение капитанов. Там уже стояли несколько группок также жаждущих отплыть с острова. Мы стояли и пели тропари Николаю Чудотворцу и Иоанну Кронштадтскому. Готовы были принять любое решение капитанов. Наконец пришёл их представитель и объявил, что из-за шторма корабли в море не выйдут. Время было шесть утра, и мы отправились на братский молебен, разумно решив, что это будет лучше, чем просто идти в лагерь. После молебна позавтракали и легли отсыпаться.

Выспавшись, мы отправились в Морской музей. Там было много интересных экспонатов, рассказывающих о истории мореплавания в здешних краях. Кроме того на первом этаже волонтёрами из разных регионов России строился корабль по старинным чертежам. В одном из залов музея играла классическая музыка, и ребята отдохнули присев послушать её на скамейку.

После мы отправились в Филиппову пустынь. Она построена на месте явления Иисуса Христа игумену Филиппу, будущему митрополиту Московскому. Перед тем как туда пойти мы долго искали акафист, а нашли его уже в пустыни на источнике.

В лагере нас ждал приятный сюрприз от московских соседей. Они уезжали в этот вечер и оставили нам большую коробку съестного и разных полезных вещей, сопроводив это запиской: «С добрым приветом от уехавших «московских» соседей нашим северным соседям. Даруем вам тазик, продукты, тарелку, средство от комаров. Нам было очень приятно с вами познакомиться. Ваши москвичи».

Вечером желающие попали на концерт народных песен, состоявшийся в помещении Морского музея. Их исполняла наша соотечественница, живущая ныне в Австрии. В Архангельскую область она приехала собирать фольклор. А оказавшись в монастыре и пообщавшись с одним из монахов, решила устроить не запланированный концерт.

Перед сном в этот вечер мы читали Евангелие…

День равноапостольной княгини Ольги выдался насыщенным. Днём матушка Елена с Ромой и Леной отправились в ботанический сад. Остальная команда решила совершить велопробег на остров Большая Муксалма. На Соловках вообще много станций велопроката, выбирай любую. Когда велосипеды были разобраны, отец Константин распределил последовательность движения. Возглавил данное мероприятие Саша Шипило, ездивший на Большую Муксалму день назад.

Путь пролегал по лесной дороге. Многочисленные ямы, занимавшие всю проезжую, часть были наполнены водой. Поэтому частенько приходилось слезать с велосипедов и везти их рядом с собой. Но это только подзадоривало нас. Дорога петляла. Вокруг пролетали деревья, облака и обрывки детства, всплывавшие в памяти. Многие из нас не катались на велосипеде уже давно, и это была отличная возможность вспомнить былое. Лица были наполнены светлым счастьем. В особенности приятно было смотреть на улыбчивое лицо батюшки.

Большая Муксалма соединена с Соловецким островом дамбой. Дамба не прямая, а петляет как наша жизнь. И с неё открываются замечательные панорамы во все стороны. На острове расположены Сергиево-Радонежский скит и две часовни. В общей сложности наше путешествие заняло более четырёх часов. Думаю многие после такого драйва задумались о покупке скоростных велосипедов.

Вечером нас ждала баня. И это было чудесно и по всем правилам банного искусства. Все остались довольны таким приятным отдыхом.

В этот день у нас был гость иеромонах Пётр. Одна наша сестра после литургии перепутала его со своим знакомым с прошлого года и пригласила к нам в гости. Они разговаривали довольно долго, и лишь в самом конце отец Пётр сказал, что он не тот за кого его принимают. Но он вовсе не обиделся. Даже заявил, что все монахи похожи между собой, и приглашение принял.

И вот во время готовки ужина мы наблюдали такую картину: от дверей монастыря отделяется чёрная тучка и на хорошей скорости начинает двигаться в нашу сторону. Как оказалось – это был отец Пётр на велосипеде. Он подъехал как раз к ужину. На наше предложение присоединиться к трапезе смиренно отказался. Мол вы сами ешьте, а я буду лучше рассказывать. Мы оказались свидетелями интересной истории монастыря. В процессе рассказа к нам присоединились другие слушатели. Беседа затянулась за полночь. И переросла в размышления о современных процессах в церкви.

Четверг был свободным днём. Так что нам удалось выспаться, после ночного разговора. Каждый отправился по своим делам. В основном покупать сувениры и гулять по монастырю, стараясь сохранить в памяти его чудесный вид. Кроме того желающие посетили музей, посвящённый памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения. В музее обширная экспозиция, множество карт и фотографий. На стендах описывается тяжёлый быт заключённых. Читать всё это довольно сложно, на душе остаётся мрачный осадок от тех безумий, творившихся в святом месте.

Наконец настало время собирать наш палаточный городок и отправляться в обратный путь. На пароме наших ребят и вещи, находившиеся на верхней палубе, залило водой. Вот такой привет от Белого моря.

Прибыв в Кемь, мы расположились в живописном месте, на берегу реки. Где были устроены прощальные шашлыки с обсуждением прошедшего похода. Интересно, что это был четверг, а рядом оказалась старинная деревянная Успенская церковь. В общем, Встреча состоялась.

Наш поезд отъезжал из Кеми в четыре ночи. И наш пеший путь от стоянки до вокзала пролегал через пустынный город. Это было очень кстати, можно было погрузиться в свои мысли.

В Петербурге на перроне нас встречали родственники и друзья. А также яркое солнце.

Фото: Антон Бодунов

Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50