Богословский семинар
Протоиерей Кирилл Копейкин: Митрополит Антоний Сурожский, на мой взгляд, один из крупнейших богословов ХХ века, говорил, что единственно подлинный материализм – это христианство. Что он имел в виду? Что мы верим в материю не как во что-то инертное, мёртвое, а как в то, что призвано Богом к преображению. И владыка Антоний очень точно замечает: это ведь и происходит в Церкви.
Есть ли мытарства в проповеди Апостолов? Кому дадим отчет — Богу или бесам? Кто имеет власть на мытарствах? Может ли Бог совершать Свой суд через бесов? - Размышляет Сергей Худиев.
Слово о кресте …для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор.1:18)
Раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
О том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни.
В 787 году императрица Ирина созвала VII Вселенский Собор, на котором было принято догматическое установление почитания икон, подготовленное главным борцом с иконоборчеством, преподобным Иоанном Дамаскиным.
Протоиерей Сергий Архипов: все, что случается с человеком в его жизни, строго обусловлено теми процессами, которые происходят в его душе. То, что происходит в его мысленной сфере, определяет всю его внешнюю жизнь, его слова, поступки и их следствия. Если же высказать это еще проще, то внутри себя, в своих помыслах проживает человек всю свою жизнь.
"Много путей благочестия, и много путей погибели; и часто случается, что путь неудобный для одного, бывает благопоспешен для другого; а между тем, намерение идущих обеими стезями благоугодно Господу".
Игумен Петр (Мещеринов): Сегодня Неделя о Страшном суде. В церкви читается Евангелие об овцах и козлищах, и произносятся проповеди, выводящие из этого евангельского отрывка учение о посмертной участи человека. Но одного этого места недостаточно для составления должного представления о столь важном для каждого из нас предмете.
Исцеление души бывает не от знания истин Божиих, а от их делания. Теоретическое знание без делания заповедей Божиих пользы не приносит
Федор Гайда: От нас самих зависит, сделаем ли мы прогресс своей религией, превратим ли инфляцию ценностей в жизненную практику.
Отрывок из книги преподобного Софрония (Сахарова) "Преподобный старец Силуан Афонский"
Вселенские Соборы созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.
Кирилл Дегтярев. О смысле науки с православной точки зрения. О ложности противопоставления веры и науки. Каким может быть социальный заказ веры науке?
Отрывки из проповеди митрополита Антония Сурожского и "Дневников" протопресвитера Александра Шмемана.
Отрывок из трактата Герхарда Терстегена "Рассуждение о границах человеческого ума в деле постижения божественных истин"
В чисто эволюционной парадигме возможностей для сопротивления нет. Только если мы придаем абсолютное значение человеческой жизни, во всей конкретности его духовно-материального существа, только тогда существует идейная опора для борьбы с идеологией трансгуманизма.
Протоиерей Игорь Рябко: Окна нашей души выходят в разные миры, но «Я», тот кто сморит в эти окна – один, и он не может смотреть во все окна, в одно и то же время. Как правило любимым, становиться только одно окно, и через него в нас входит или тьма, и свет. Лица душ наших современников, лепятся лекалами массовой культуры, они зеркальные отражение наших СМИ.
О связи двух Заветов, об их глубинном единстве и о разнице между ними рассказывает постоянный автор журнала "Православие и современность" диакон Владимир Василик.
Валентина Лаза: Начиная с эпохи раннего христианства, весь христианский мир мыслился как мир детства, так как при крещении (которое часто совершалось над взрослыми людьми) человек переживал второе рождение и становился tabula rasa, младенцем во Христе. Человек приобретал целостность присущую лишь детям, которые не знают еще раскола на прошлое, настоящее и будущее - поэтому причастны Вечности.
Сергей Комаров: Всякий верующий человек стремится к праведности. Но правильно ли мы понимаем это слово? Есть ветхозаветное и новозаветное понимание праведности.
Архимандрит Рафаил (Карелин): Модернисты говорят, что надо идти за временем, чтобы быть понятным людям. Но куда идет человечество и куда идет время?
Александр Щипков: Есть два типа восприятия культуры: как «возделывание земли» и как «украшение себя». Гламур восходит ко второй из них, которая более характерна для обществ с сильными магическими корнями. Шесть лет назад сказано, а как злободневно!
Валентин Катасонов: Святитель Николай Сербский о соотношении ветхозаветного и новозаветного законов
Протоиерей Андрей Ткачёв: Будем искать в садах и виноградниках Святых Писаний духовных ягод, то есть подлинного смысла. Подлинный же смысл вещей и событий никогда не лежит на поверхности. Он требует поиска, труда и погружения, а открывается внимательным и терпеливым.
Протоиерей Федор Бородин: По высказываниям огромного количества святых отцов, настоящий, назовем его «взрослый» христианин – это тот, кто опытно и безошибочно чувствует приближение или оставление благодатью Божией. Мало того, он понимает, почему благодать его оставила. Например, потому, что он разгневался и осудил. Понимаете, христианство – это жизнь на земле по небесным законам. И в принципе это невыполнимая вещь.
Священник Филипп Парфенов:
Богооставленность – естественное и, пожалуй, неизбежное последствие творения мира и разумных, свободных существ в нем. Мы не знаем по-настоящему, могли ли первые люди жить иначе, то есть сохранить тот первозданный рай, который они призваны были возделывать. Теоретически, с очень небольшой, даже мизерной долей вероятности, могли бы. Но в реальности произошло то, что произошло.
Об этом протопресвитер Александр Шмеман писал в своих "Дневниках" ровно 42 года тому назад.
Игумен Нектарий (Морозов): Есть вещи, о которых говорить достаточно трудно, а именно: о любви, смирении и иных добродетелях, которые известны нам в большей степени теоретически. Когда же мы говорим о грехе, мы, к сожалению, говорим о том, что знаем очень хорошо.
Сергей Комаров: Думаю, что если повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей.
«Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву»
Диакон Георгий Максимов: Когда мы, православные, говорим о вере с протестантом, то с его стороны можем услышать самые разные вопросы. И об иконах, и о крещении младенцев, и о почитании святых и так далее. Но есть один вопрос, который они сами никогда не затронут. Хотя именно он самый важный, в нем кроется коренное различие между нами. Этот вопрос – учение о Церкви.
"Протестанты мечтали наполнить Богом всё вокруг, но в результате они создали мир, где Бога НЕТ НИГДЕ! Если бы Лютер и Кальвин увидели современный мир, построенный на основе их идей, они бы содрогнулись от ужаса!"
В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви
Священник Георгий Чистяков:
Мы как-то забываем, что христианство начинается с коленопреклонения. «Войди в комнату свою и, затворив дверь, – говорит нам Спаситель в Нагорной проповеди, – обратись с молитвой к Отцу твоему, который втайне»
29-го июля Церковь вспоминает святых отцов 4-го Вселенского Собора, на котором был сформулирован христологический догмат.
Александр А. Соколовский:
Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертью всего искупленного человечества, так Вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32).
Изменение души, уже находящейся в вечности, зависит от нашего изменения, так как все мы имеем общую природу. Меняясь сами, мы изменяем и участь наших умерших родственников (да и всего человечества в целом). Поэтому забота о наших близких, отошедших в мир иной должна выливаться не в пассивное исполнение тех или иных обрядов, а в личное изменение себя.
Владимир Шалларь: Хотя мы потеряли «РХ» и миримся со стыдливым «н.э.», — нельзя забыть, что мы отсчитываем годы от рождения Того, Кто был распят и воскрес. Здесь мы расскажем об одном святоотеческом творении от каждого из веков христианства. 21 книга тех, кто прославлял Того, Чьё рождение — отправная точка нашего летоисчисления.
Авдеенко Е.А.:
Что человек называет, тем он обладает. То, что называет Бог, не подлежит человеку – ни власти его, ни познанию. Через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества – над миром и над собой.
Валентин Катасонов:
В Новое время обожествляться стал человек вообще. Его даже не надо было ‘прописывать’ на небесах или Олимпе. Такое обожествление получило название гуманизма, гуманистического язычества.
Митрополит Антоний (Храповицкий):
что и насколько совместимо с условиями
современной культурной жизни.
На своем пути к Богу личность преодолевает три состояния – раба, наемника и сына. О становлении в добродетели размышляет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).
Ко дню памяти святых отцов 6-ти Вселенских Соборов публикуем краткое изложение догматического богословия, сформулированного их трудами.
В день Святого Духа архимандрит Савва (Мажуко) рассказывает о Третьей Ипостаси Святой Троицы.
Виктор Лега:
Христианство включает в себя научный взгляд, но христианское понимание мира гораздо шире. Кроме мира материального, подчиняющегося законам природы, есть мир духовный, у которого тоже есть свои «законы» – прежде всего нравственные принципы, то есть заповеди.
Надо учиться путешествовать и не бояться выходить в путь. Потому что вся наша жизнь – это такой путь, на котором разное может быть, но важно, чтобы то, что бывает, оно было настоящим.
В день памяти священномученика Илариона публикуем его письмо "Кельнский собор" о том, чем различаются православная и католическая храмовая архитектура и как облик храмов связан с духовностью.
Что же это такое – умное делание, какой в нем смысл, и нужно ли это христианам в условиях современной жизни?
Валерий Духанин.
По трудам святителя Игнатия Брянчанинова
Архимандрит Серафим (Алексиев):
В современной культуре слово «духовность» часто используется неправильно, описывая проявления душевности, хотя и высшие. В этом смысле говорят о «духовной культуре», о «духовном прогрессе»… Однако христианские учители и мудрецы понимали, что душевность без подлинной духовности недостаточна для человека, созданного по образу Божию.
Мария Езерская:
"Рейтингование» всего и вся изначально чуждо и враждебно православной христианской традиции. Христианскому сознанию присущи понятия иерархии и ценностных приоритетов.
Архимандрит Рафаил Карелин:
Православный мистик - тот, кто любит Христа больше всего на свете и стремится к постоянному богообщению, как сказано в Псалтири: “Ищу лица Твоего, Господи”.
Протоиерей Владимир Дмитриев
Что же значит Вознесение? Это расставание?
Остались ли люди на земле одни, как и прежде?
Мы просто были навещены — и вновь оставлены?
На небесах мы получили Ходатая — но на земле мы по прежнему одни?
О назначении человека
Христианское отношение к грешным и злым.
Христианская мораль как мораль силы.
Священник Филипп Парфенов:
Притча о Милосердном самарянине (Лк. 10, 2-37) – это отдельное малое Евангелие в большом.
Сергей Аверинцев:
Основа общения — уважение к свободе личного бытия того, с кем мы общаемся. Злая воля «самости» стремится поработить ближнего, поглотить его личность. Она посягает и на верховную свободу Бога. Это странно и страшно, однако довольно обычно: человек, казалось бы, искренне верующий, спешит безапелляционно решать за Бога, подсказывать ему свои приговоры, выражает собственную волю как Его волю.
12 февраля мы празднуем Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Священник Иоанн Валентин Истрати
Протоиерей Кирилл Копейкин: То, что мы называем материальным миром, — это психическое. Просто это не наше психическое, и мы воспринимаем это как некоторую жесткую реальность. Но это психическое Бога. Так же, когда мы создаём, например, поэмы или роман, — где оно существует? В этом же смысле существует мир, созданный Словом Божиим.
Галина Руссо
Два известнейших в России святителя - Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник часто расходились во взглядах на духовную жизнь. Это и неудивительно - сами они прожили очень разные жизни.
Игумен Петр Мещеринов
О том, какой образ духовной жизни задает нам принятие богословия каждого из святителей.
Святитель Николай Велимирович: Тот, кто с послушанием и смирением приступит к Господу Иисусу Христу, тот никогда более не пожелает от Него разлучиться.
Этот текст – промежуточный итог усвоения автором некоторых аспектов святоотеческой антропологии. Надеюсь, что в нем нет ничего нового, кроме, может быть, группировки материала и аналогий, приводимых в конце. Р.Б. Галина Руссо
Галина Руссо
Реферат: "Божественные энергии Григория Паламы, логосы Максима Исповедника и их участие в Творении мира, изложенное в современной научной терминологии."
5 сентября - день памяти святого Иринея Лионского.Читайте о его главном сочинении: «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания»
1 - 81 из 81
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец