Материалы


26 августа - день памяти преподобного Максима Исповедника

25.08.2024

«я думаю… о том, чтобы мне не отступить от правой веры…» 


Памяти Святого преподобного Максима Исповедника

Александр Рожинцев


1.png«И мир будет двигаться и страдать, пока не достигнет своего конца, который есть и его начало».

Святой Максим Исповедник (ок. 580–662/663) , выдающийся византийский мыслитель и богослов, один из непревзойденных богословов, христианских мистиков - защитников Символа Веры и догматов Святой Церкви от ересей монофизитства, монофелитства и произвола светской власти. Блистательный автор многих богословских трудов и философско-религиозных идей.

Родился в старинной, знатной и благочестивой константинопольской семье, получил прекрасное образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его логическая культура, большая начитанность и не только в церковной, но и в светской литературе. По природе слабый и склонный к созерцательности и Богопознанию, он, не смотря на видимую немощь, отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием.

В молодые годы он начал служебную карьеру, достигнув уважения и доверия при дворе. Византийский Император Ираклий ( 610-641 ) назначил его своим “первым секретарем” – главой канцелярии. Но, более одушевляемый не мирскими заботами, а рассуждениями о Божественной природе, преподобный уклонился от столь желанной для многих его современников государственной службы. Он принял монашество (в 613-614 ) и удалился на другой берег Босфора в Хрисопольскую обитель близ Халкидона, в место «где процветало тогда любомудрие», где принял он постриг. Его смиренный подвиг стяжал ему уважение братии, и против воли он был избран игуменом монастыря. По смирению он не принял священнического сана и оставался до конца дней только монахом. С 30-х годов VII века жизнь преподобного уже не связана с пребыванием в обители. С тех пор его жизнь неразрывно будет связана с догматической борьбой против монофелитов, исповедавших одну Божественную природу в Господе нашем Иисусе Христе.

Из Константинополя, охваченного ересью, Максим направляется на Запад. Но путь его будет труден и долог. Некоторое время он провел на Крите, где спорил с севирианами. В конце 30-х годов он жил в Александрии и только в начале 40-х годов он уже в латинской Африке, куда в это время перекидывается ересь монофелитов. В 643 году по просьбе Святого Софрония (память 11 (24) марта), будущего Иерусалимского Патриарха, преподобный Максим отправляется в Африку в г. Александрию , вместе с наместником Императора Григорием . Последний чтил его труды, и стремился использовать Православие в своей личной борьбе с императором, но, позднее, потерпел поражение и погиб. Однако дружба его со Святым Максимом использовалась врагами для воздвижения клеветы на Святителя и последующего обвинения его в государственной измене. После гибели наместника в Египте Григория Святой Максим был вынужден укрыться в Риме.

Здесь преподобный Максим организует православное противодействие. По свидетельству жития Святого « все жители не только Африки, но и близ лежащих островов, почитали Максима, как своего наставника и вождя ». Так, в числе других богословов преподобный Максим Исповедник обращался к христианам с беседами о вреде монофизитства и других ересей. Святой Максим Исповедник много путешествовал по стране, вступал в отношения с епископами, вел обширную переписку. Но главным событием этого африканского периода жизни преподобного был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским патриархом Пирром в июне 645 года.

В 645 году в Карфагене на публичном диспуте с бежавшим из Константинополя в Африку монофизитским патриархом Пирром преподобный проявил такую силу веры, и весь блеск своей диалектики, что Пирр сдался. Сохранилась подробная запись этого спора, сделанная, вероятно, присутствовавшими нотариями.

Вместе с Максимом Пирр отправился в Рим и здесь публично отрекся от ереси, после чего был признан в сане и принят в общение. Однако, ненадолго. В 649-м году, снова по совету преподобного, вновь избранный папа Мартин Первый ( 649-655 ) созвал по настоянию преподобного большой Латеранский Собор ( 649 ) в Риме. Кроме 150 западных епископов на нем присутствовало 37 греческих авв, прибывших тогда в Рим. На соборе было вынесено ясное и решительное догматическое постановление о неслитном двойстве естественных волений и действий во Христе. Это был резкий ответ на требование подписать присланный из Константинополя « Типос веры ». « Типос » был на соборе отвергнут как и прежний Екфезис императора Ираклия ( 638 ) проводит осуждение ереси монофелитства и утверждающих его императорских указов. Более того, монофелитские патриархи Кир, Сергий, Пирр и Павел были отлучены и преданы анафемы. Акты собора вместе с сопроводительными папским посланием были разосланы всюду, « ко всем верным ».

Защитников Православия, как ослушников царской воли, вскоре постигла суровая кара.

В 653-м году военной силой был схвачен папа Мартин, отвезен в Константинополь, и после торопливого суда сослан. Одновременно взяли под стражу и Максим Исповедник.

3.pngВ Константинополе преподобного судили как государственного преступника, возмутителя спокойствия: мира церковного и гражданского. Суд над Максимом Исповедником был убийственным и неистовым. В житии о нем имеется подробный и яркий рассказ, со слов одного из учеников преподобного – Анастасия апокрисария, взятого вместе с ним.

Политические обвинения не были только предлогом, ибо в Святом Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовная независимость и твердое отрицание прав царя в вопросах веры, отрицание церковного авторитета царской власти. Раздражало и то, что в спокойном сознании своей правоты он противоборствовал целому сонму соглашателей иерархического сана. Это казалось самомнением, точно волю свою он ставил выше всего, ибо говорил: « я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры…»»Не дело царей, но дело священников изследовать и определять спасительные догматы кафолической церкви»… Царь христиан не священник, не предстоит Алтарю, не совершает Таинств, не носит знаков священства…

С преподобным долго и настойчиво спорили; и когда он все таки оказался непреклонным, ему был вынесен приговор о ссылке, в крепость Бизию (во Фракии). В заточении его продолжали убеждать и перевозили с одного места заключения в другое.

В 656 году в отношении Святого снова прибегли к допросам, угрозам, избиениям, безуспешно пытались натравить на него толпу, и, наконец, сослали на окраину империи в Перверис .

В 662 году преподобного Максима привезли в Константинополь на суд. Здесь его подвергли кровавым истязаниям, вместе с его учениками. От преподобного любыми способами: посулами и угрозами добивались отречения от постановлений Латеранского Собора. Его обвиняли и в ереси Оригена, и в государственной измене (припомнили дружбу с Григорием ), и в отрицании священного сана императора (Святой Максим отрицал за императором право вмешиваться в догматические решения Церкви).

Префект получил приказ императора подвергнуть непокорных пытке; урезать до корня непокорный язык и отсечь правую руку. В таком виде Святого Максима Исповедника протащили по всем 12 частям города и затем сослали в землю Лазов (Кахетия) на восточном берегу Черного моря . Здесь изуродованный пытками богослов в крепости Схимарис томился в темнице три года и скончался 13 августа 662 или 663 года. Предание гласит, что перед смертью Святитель и его ученики, не смотря на усеченный язык, заговорили.

Позднее VI Вселенский Собор ( 680-682 ) утвердил правоту преподобного Максима Исповедника о единстве в Боге Иисусе Христе двух природ Божией и человеческой, и навсегда осудил ереси монофелитства и монофизитства . Страдания и подвиг непреклонного защитника веры произвели сильное впечатление на современников. На месте кончины преподобного, на Кавказе, о нем сохранилась живая и благоговейная память, ныне возрождающаяся вновь.

С Торжеством Православия на VI Вселенском соборе был высоко оценен и подвиг преподобного Максима . Его высоко чтили в Византии, как великого учителя и проповедника о Христе, « сожигающего своим огненосным словом наглоязычие еретиков ». Его почитали и как писателя, особенно как мистика * и аскета. Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов.

Святые Отцы Церкви употребляли термин “мистический”* в приложении к познанию и созерцанию Бога. Однако, значение этого слова в трудах богословов несколько иное, чем принято понимать его сейчас, и обозначает “таинственный” , выражая само содержание созерцания, каковым являются именно тайны . Созерцание здесь следует понимать как особое индивидуальное переживание верующего, по мере общения его с Богом - богоощущение. Наиболее яркими представителями мистического общения с Богом были Святые Апостолы Павел и Иоанн Богослов . В первые столетия христианства Церковь не отвергала гносис, но укрощала его стремление войти в нее, через ереси отдельных богословов. В той или иной степени под влиянием мистических настроений оказались яркие представители Восточной Церкви; Климент Александрийский , Ориген , Афанасий Великий , Григорий Нисский , Макарий Великий , Дионисий Ареопагит , Исаак Сирин и Максим Исповедник .

Сочинения Максима Исповедника сохранились в многочисленных списках, но далеко не все они изданы и теперь. Его влияние чувствуется во всех областях позднейшей византийской письменности. Он был ярким выразителем преданий и стремлений византийской старины и катафатического * богословия.

*Катафатическое богословие - богословская система во Восточной Церкви, допускающая возможность познания Бога по плодам его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного Им мира. Принципы системы были заложены Свв. Иоанном Дамаскином и Григорием Нисским .

Бурная и страдальческая жизнь не помешала преподобному стать автором многих богословских трудов. « Даже и на малое время не переставал он составлять сочинения », писано о нем в житии. Ведь он был не только богословом, но и мистиком, учителем созерцательного подвига и любви. И его богословие питается, прежде всего, из глубин духовного опыта. Он не строил богословской системы, но всего больше он любил писать главы в виде наставлений.

Большинство его творений именно отрывки, главы, заметки. Он любил писать отрывочно. Лишь вынужденно и в спорах он рассуждает. Чаще всего он объясняет. Предпочитает уходить вглубь, обнажать глубины каждой темы, - а не в ширь. Преподобный Максим был больше чем эрудитом, но и не был только хранителем отеческих преданий. Он жил в них и они творчески оживали. Всего сильнее в его творениях чувствуется влияние Святых Отцов Церкви* и прежде всего Вселенского учителя Григория Богослова .

* Отцы Церкви - так первоначально называли епископов христианских общин. Но с конца IV века н. э. в сочинениях Василия Великого и Григория Богослова так стали называть тех церковных авторов прошлого, которые имели особый вес в богословии; ортодоксальность их учения, святость жизни, заслуги перед христианской Церковью и древность. В начале 18 века время деятельности Отцов Церкви на Западе было ограничено Исидором Севильским (ум. 636 ), а на Востоке - Иоанном Дамаскином (ум. ок. 749 ). Те церковные авторы, учение которых не признается Церковью полностью ортодоксальным ( Ориген , Тертуллиан и др.), именуются в католицизме церковными писателями . Однако в внецерковной практике они тоже именуются Отцами Церкви .

Читать труды преподобного нелегко. Но, как говорил Фотий, Патриарх Константинопольский (память 6 (19) февраля), « повсюду светится его благочестие и чистая, искренняя любовь ко Христу ». В ряду творений Максима прежде всего нужно назвать его экзегетические * очерки – размышления по поводу отдельных «трудных мест».

2.pngВо всех своих произведениях Святой Максим стремился только раскрыть и утвердить предание веры. Более всего говорит он о Воплощении. В его внутреннем опыте этот догмат был всегда основным.

Преподобный Максим предрек человечеству тот путь, по которому прошел Сам Богочеловек и по которому мы сейчас идем, претерпевая лишения, соблазны, страдая и очищаясь от греха. Многие истины, открытые Святому Духом Истины были одобрены и взяты на вооружение VI Вселенским Собором, который прошел уже после смерти преподобного в 680-681 гг. в Константинополе. Но благодаря духовному подвигу Максима Исповедника и многих других страдальцев за веру – ереси монофизитства был вынесен окончательный приговор.

Словом Святого Максима, произнесенным более 13 веков назад я и хочу завершить повествование о его жизни:

« В телесном, тленном (тварном) мире происходит, по замыслу Божиему, необходимое движение, какое можно именовать «природной силой». Она стремиться к своему концу. И мир будет двигаться и страдать, пока не достигнет своего конца, который есть и его начало. Причина этого движения человечества к смерти и воскрешению – свободное отпадение нас от Бога, в нарушении заповеди Адамом, утрата нами Богоподобия, забвение о своем происхождении. В результате мы сосредоточились на себе, погрязли в себялюбии, что стало источником нашего наслаждения. Оно разрушило первозданную гармонию и привело к разложению, страданию и смерти. Так определился первый период нашего бытия – путь через наслаждение к смерти.

Творение мира в итоге приняло форму разделения единой, т. е. гармоничной природы. Все сотворенное Творцом распадается на пять подразделений, основополагающих, но омраченных грехом. Первое – всецелость сотворенной природы. Второе – рожденная природа разделилась на умопостигаемое и чувственное. Третье – чувственная природа разделилась на небо и землю. Четвертое – земля разделилась на рай и круг земной. Пятое – центр земли – человек, как олицетворение всего сотворенного распался на мужа и жену и разделился во множестве различий (расы, национальности, религии). В этом и есть греховная разделенность всего мира. Но только Богочеловек мог воссоединить разделенное – Иисус Христос. Он явил Собою образ человека чистого, не касаемого отметами порочности. Он объединил в себе Рай и круг земной, небо и землю, чувственное и умопостигаемое. Христос все соединил с Богом, поэтому именно в Нем наше спасение ».

По словам Святого преподобного Максима Исповедника с Воскресением Господа и до дня Страшного Суда человечество, объединяющее весь мир, с течением времени достигнет своего предела. Когда все люди родятся, но не все еще умрут, оставшиеся в живых изменятся, а мертвые воскреснут, и те, и другие, чтобы предстать пред Богом в соединении, для возвращения нам Творцом первоначальной благодати. Воскресшие тела будут индивидуальными, без уродств и изъянов. Очевидно, воскреснет общий но совершенный вид, но индивидуальность каждого будет определяться его личным нравственным свойством, душевною чистотой и праведностью, о чем нам писали Апостолы и говорил Сам Иисус. Зло же в виде духов, демонов и насаждаемых ими страстей, конечно, препятствует этому, порабощая тела и души, ныне живущих пороками и соблазнами. Но замысел Божий исполнится. Внезапно.

Тропарь Максиму Исповеднику, глас 8:

Православия наставниче, /
благоче­стия учителю и чистоты, /
вселенныя светильниче, /
монашествующих богодухновенное удобрение, /
Максиме премудре, /
ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. /
Моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://www.otechestvo.org.ua/main/20062/304.htm


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс