Материалы


10 декабря - празднование иконы Богородицы "Знамение"

09.12.2023

Курская Коренная икона Божией матери "Знамение"


Прошло более 7 веков с момента обретения в курских лесах иконы, одной из святынь России, а затем – и русского зарубежья. Через этот образ Богородица являла многие щедроты всем верящим Её заступничеству. Не оскудевает Ее помощь и сейчас.


История

Явление образа Богородицы

XIII век. По Руси прокатилось страшное татарское нашествие. Страна лежала в руинах. Вот и там, где стоял когда-то город Курск, давно было пепелище. В эти места теперь заходили только жители соседнего Рыльска – обычно поохотиться.

Интересный факт

8 сентября 1295 г., один из горожан шел по берегу речки Тускари «в поисках прибытка», как говорит современник. Но вместо этого вдруг обнаружил «ниц лежащую» икону.

Откуда? Как? Удивленный, охотник поднял образ – и внезапно там, где была икона, пробился родник. Потрясенный «благочестивый муж» (имя которого история не сохранила) не посмел взять образ с собой, но поставил на дереве, после чего рассказал обо всем товарищам. Тут же, не откладывая, срубили деревянную часовню. Через несколько часов о чуде знал весь город.


Прославление

Уже на следующий день часовня наполнилась паломниками, жаждущими утешения, поддержки, исцеления. Не все, впрочем, уверовали, видя явное чудесное явление – разве возможно оно, когда Русская земля совсем, кажется, Богом оставлена?

Возможно, так мыслил Рыльский князь Василий: хотя и разрешил, по горячему желанию верующих, принести образ в город, но сам навстречу не вышел. Вразумление, согласно преданию, последовало сразу.

Интересный факт

Едва образ внесли в Рыльск, князь Василий неожиданно потерял зрение. Лишь поняв причину своей болезни и раскаявшись, он был исцелен. Умиленный князь тут же велел строить храм во имя Рождества Богородицы. Ведь явление образа как раз пришлось на этот праздник, 8 сентября.

Встречается, однако, другая версия событий. Согласно этой трактовке, князь Василий был наказан не столько за неверие, сколько за своеволие. Амбициозный правитель вовсе не отказывался почитать святыню. Скорее, наоборот: упорно стремился перенести образ в Рыльск для славы города, за что и был ослеплен.

Чудесное указание о месте поставления святыни

Так или иначе, из города святыня скоро удалилась. Через некоторое время огорченные горожане обнаружили ее исчезновение, а нашли образ – на месте обретения на берегу реки. Несколько раз рыльчане уносили икону. Но она всегда возвращалась туда, где Богородице было благоугодно пребывать: на берег речки Тускарь. Сюда многие годы стекались паломники, здесь служились молебны. С тех пор икона, названная Коренной (так как найдена у корней дерева) источала многие чудеса и исцеления более 200 лет.

Посещение столицы

Начало общероссийского почитания образа – 1597 г. Тогда икона была привезена в столицу.

Патриарх Иов и царь Феодор лично встречали святыню. Лучшими иконописцами был обновлен скромный и простой оклад: на нем изобразили Господа и ветхозаветных пророков. А царица Ирина подарила ризы и вышитую ею пелену. Затем образ вернулся на место своего пребывания.
Вскоре вместо старой деревянной часовенки появился монастырь – Коренная пустынь с главным храмом Рождества Богородицы.
Между тем, близилось время, когда России потребовалось особое небесное заступничество.

Смутное время

После кончины Феодора Иоанновича на рубеже XVI-XVII в. наступает безвременье. Прерывается династия, идет борьба за трон и власть. Суд Божий, кажется, совершается над Россией. Кроме политических неурядиц, на страну обрушивается сразу несколько подряд неурожайных лет, начинается голод. Затем в пределы России вступают захватчики – поляки, шведы. Тогда у русских людей, прогневавших Бога своими грехами, оставалась лишь надежда на заступничество Пресвятой Девы. Не случайно к XVII столетию относится множество копий Курского Коренного чудотворного образа.

Интересный факт

Перед святыней благоговели не только цари, но и самозванец Лжедмитрий I, который велел доставить образ в Москву. В царском дворце образ находился до конца Смуты, пережив падение Самозванца, распри бояр, воцарение новой династии.

После Смуты, в 1615 г., новый царь Михаил Романов вернул икону в Курск. До 1618 г. каждый мог поклониться святыне в соборном храме.
После освящения церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни образ стали приносить туда на 9 пятницу после Пасхи. Крестный ход с иконой стал местной традицией. Так продолжалось до революции 1917 г.

Расставание с Россией

В 1918 г. икона и ее список были похищены из Знаменского монастыря неизвестными, но позже случайно обнаружены в мешке рядом с колодцем. Похитителями были скорее всего, чекисты. После прихода белой армии генерала Кутепова в здании Дворянского собрания, где была резиденция большевистской власти, нашли ризы от украденных икон. Хотя возвращение иконы и ее списка стало праздником для верующих, вскоре стало очевидно, что белое движение обречено, и Курск будет оставлен. Генерал Кутепов прямо предложил еп. Феофану и монахам покинуть город вместе с чтимой святыней.
В 1919 г. икона была вывезена из города и вскоре покинула Россию.

Епископ Феофан (Гаврилов), уехавший из России со святыней, и монахи, тоже не пожелавшие с ней расстаться, через территорию Турции и Греции довезли образ до Сербии. Однако вскоре барон Врангель попросил владыку Феофана привезти святыню в Крым, последний оплот белого движения. Возможно, он надеялся на чудесную помощь. Но судьба армии уже была решена.

Осенью 1920 г. Курская Коренная окончательно покидает страну.

Символ русского зарубежья

Вся дальнейшая история святыни связана с Зарубежной Церковью. На некоторое время икону принял сербский монастырь Язак на Фрушковой горе, спустя несколько лет – Белград, где шло формирование самостоятельной церковной организации. Курская икона объединяла верующих, оставшихся без родины, становясь общей памятью и надеждой. С 1944 г. образ был в Германии, куда переехал Синод РПЦЗ. Затем Курская Коренная почти постоянно путешествовала не только по Европе и Америке, посещала храмовые приходы и лагеря беженцев. Хранителями «Одигитрии русского зарубежья», как ее называли, в разные годы были уважаемые пастыри, иерархи Зарубежной Церкви: владыка Феофан (Гаврилов), известный богослов архимандрит Аверкий (Таушев) и другие. В 1951 г. святой образ привезли в Нью-Йорк. Отсюда его не раз возили для поклонения по разным городам США.

Интересный факт

Известно, что свт. Иоанн (Шаховской) в 1966 г. лично доставлял святыню в Сиэтл. Согласно сохранившимся воспоминаниям, на молитве перед иконой он и скончался.

Сложилось так, что Америка стала местом постоянного пребывания Курской Коренной.

Возвращение

Долгое время в Россию святыню не привозили. Причиной этого был раскол между Русской Церковью Московского Патриархата и Русской Зарубежной церковью. Только преодоление многолетнего разделения позволило вернуть образ домой в 2009 г.

Где сейчас находится образ

В настоящее время икона постоянно пребывает в США. Святыню принял освященный в ее честь Знаменский собор в Нью-Йорке.
, на родину она приезжает каждый год, посещая Курскую Богородичную Коренную пустынь. Монашеская жизнь здесь стала возрождаться с 1989 г. Возродилась и традиция крестных ходов с участием все большего числа верующих.

Чудеса

Исцеления от болезней, помощь в житейских скорбях, другие чудесные события, связанные с образом, стали записываться с XIV в. Вот некоторые из них.

Неопалимая купина

В конце XIV в. стало широко известно чудо, совершившееся во время татарского набега 1383 г. Тогда при часовне на месте явления образа жил священник. По своему чрезвычайному благочестию, от народа он имел прозвище Боголюб. Судя по сохранившимся преданиям, иерей стяжал особое благоволение Богородицы. Когда случился татарский набег, захватчики пытались поджечь деревянную часовню, но она не загоралась, хотя они тщательно обложили ее хворостом. Разозлившись, татары разрубили икону на две части и выбросили. Самого священника татары захватили, но скоро заступничеством Пречистой, освободили. Вернувшись, Боголюб первым делом устремился к часовне. Ему удалось найти икону.
Части ее, приложенные друг к другу, чудесным образом срослись.

Покров Богоматери

Записан и такой случай XIV столетия. Некий человек по имени Мамота, спасаясь от татар, забрался на дерево близ часовни. Враги были близко, несчастный взмолился к Царице Небесной. Вдруг Мамоту накрыла какая-то тень, как бы человеческая, и подошедшие враги не увидели никого.

Спасение Курска

Во время Смуты начала XVII в. к Курску подошли польские отряды гетмана Жолкевского. Город оказался не готов к осаде, укрепления – ненадежны, поэтому куряне надеялись только на свою Заступницу. Их надежды не были посрамлены. Сразу несколько человек из защитников города рассказали о бывших им видениях Царицы Небесной – Пресвятая молилась за горожан, советовала, как лучше обороняться. Поляки попытались штурмовать Курск, но вынуждены были уйти. Позже рассказывали, что польское войско видело пресветлую Жену, грозившую врагам, отчего пришло в страх. Видимо, после подобных случаев к иконе часто стали обращаться с молитвой о помощи в защите от врагов.

Помощница воинов

Образ не раз выезжал из монастыря в расположение русских войск, ожидавших духовной поддержки. В 1676 г. отправлялся к донским казакам, в 1687 г. участвовал в Крымском походе князя Василия Голицына. В 1812 году список иконы побывал в действующей армии, сражающейся с Наполеоном.

Целительница

Из многих чудес над болящими, видимо, самое известное – помощь Прохору Мошнину, жителю Курска, в 1767 г. Отрок Прохор был опасно болен, почти при смерти. Мать, Агафия, уже почти отчаялась видеть сына живым, но постоянно просила за него Матерь Божию. Молитва была услышана, и во сне мальчику явилась Богородица. Она пообещала исцелить отрока.

Житийная икона прп. Серафима Саровского с сюжетом исцеления отрока Прохора Пресвятой Богородицей

Через несколько дней начался традиционный крестный ход с иконой. Маршрут его движения проходил рядом с домом. Внезапно начался дождь. Крестоходцы, для сокращения пути, свернули и двинулись прямо через двор Мошниных.

Интересный факт

Обрадованная Агафия с сыном на руках выбежала навстречу святыне, и Прохор смог приложиться к ней. Совсем скоро он совершенно поправился. Позже этот мальчик стал известен всей России как преподобный Серафим Саровский.

И снова Неопалимая купина

В 1898 г. группа революционно настроенных студентов и учеников ремесленного училища устроила взрыв в соборе Знаменского монастыря, стремясь уничтожить икону. Взрыв был большой силы: случился пожар, сильно пострадали ступени и сень над образом. Но сам образ остался совершенно невредим. Происшедшее, однако, стало грозным предзнаменованием грядущих событий, когда вновь, как и века назад, России понадобится сугубая молитва: оставалось менее 20 лет до революции.

Святые лики

Курская Коренная относится к типу «Знамение» (другое название – «Богоматерь Воплощение»). Смысл слова – откровение и знание о Спасителе. Первой известной иконой такого типа на Руси стала Новгородская Богоматерь Знамение 1170-го года.

Описание

Курская Коренная икона «Знамение», обретенная в XIII в., очень невелика: ее длина и ширина составляет 16х16,5 сантиметров.

После того, как икону дополнили образами Господа и Пророков, размеры ее несколько больше. Образ имел богатые ризы (дар царицы Ирины Феодоровны конца XVI в.), но они были утрачены во время гражданской войны. Миру образ известен сейчас в ризах более скромных. Прежде они были запасными для иконы.

Богословский смысл

Такие образы, одни из древнейших, с IV в. встречаются в римских катакомбах, с V-VI вв. получают распространение в Византии. Богородица представлена имеющей на лоне Своем Сына – Иисуса, воплотившегося для спасения мира.

Этот богословский смысл особенно подчеркнут в Курской Коренной иконе: на окладе образа в XVI в. были сделаны изображения Бога Отца с исходящим от Него Св. Духом, и ветхозаветных пророков. В их руках – свитки со словами о пришествии Мессии и пророчествами о Матери Божией. Это подчеркивает полноту соединения Ветхого и Нового Закона, Божества и Человечества во Христе, осуществленное через Богородицу.

Миру Ходатаица

Руки Богородицы подняты к небу. Это молитвенный жест, связанный с преданием себя на волю Господа, открытостью небу. С воздетыми руками совершали моления древние христиане. Сейчас поднятые руки – священнический жест в самые важные моменты богослужения, когда необходима усиленная молитва. Не случайно именно образ «Знамение» явился во времена, требующие особого молитвенного предстательства за Русь.

Вспоминая о возрожденном крестном ходе со святыней на её Родине, секретарь Курской Епархии отметил подъем всей духовной жизни Курска.

– Каким образом это событие повлияло на духовную жизнь людей? – Стало больше людей в храмах. У многих в душе произошло переосмысление ценностей. Об этом многие говорят. Архиепископ Курский и Рыльский Герман заметил, что проповедь самого искусного современного проповедника, будь он хоть профессором духовной академии, не приведет к вере столько людей и не сделает столько, сколько сделала Пресвятая Богородица, придя к нам в Своем чудотворном образе.

Курская Коренная, маленькая икона в скромном окладе – свидетель жизни России, взлетов и падений, засилья безбожия и религиозного возрождения. Чудеса, творимые образом до сего дня, продолжают давать людям надежду на то, что в самых тяжелых обстоятельствах есть Богородица, Которая пребывает с христианами, прося Господа об их нуждах.

Дни празднования

  • 8 (21) марта (день спасения иконы из рук большевиков)
  • 8 (21) сентября (обретение образа)
  • 27 ноября (10 декабря) (празднование иконе «Знамение»)
  • 9-я пятница по Пасхе (освящение храма Рождества Богородицы в Курской Коренной пустыни)

Автор: Наталья Сазонова

Молитва

Молитва первая

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

https://yandex.ru/turbo/pravoslavie.wiki/s/kurskaja-korennaja-ikona.html


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс