Материалы


18-го апреля начинается Страстная Седмица

17.04.2022

6.pngСТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Начинается Страстная Седмица, последняя неделя перед Пасхой, неделя, которая посвящена воспоминанию и переживанию последних дней земной жизни Спасителя, Его крестных страданий и смерти.

За несколько веков до рождения Спасителя ветхозаветному пророку Исаии была приоткрыта тайна искупительных страданий и смерти Христа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…» (Ис.53,3).

В глубине души каждый из нас рано или поздно чувствует необходимость искупления своего греха. Грех всегда отражается в душе тревогой и ощущением нечистой совести. В истории человечества было очень много различных религиозных культов. Они могли на время заполнить душевную пустоту, но внутреннего мира, очищения совести они дать не могли и не могут. Пока человек является рабом греха, ничем невозможно разрушить преграду, стоящую между ним и Богом.

«Бог во Христе примирил с Собою мир…» (2 Кор.5,19). Не Себя с миром, но мир с Собой. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16), - говорит нам Святое Евангелие.

Неоднократно любознательный человеческий ум стремился проникнуть сквозь непроницаемую завесу священной тайны Христовых страданий, – и всякий раз ощущал свою ограниченность, признавая себя побежденным перед ее безмерным величием и непостижимостью.

Множество ученых тщательнейшим образом проверяли и перепроверяли описание сцен суда, приговора и распятия Христа. Они убедились, что рассказы четырех различных евангелистов об этих событиях исторически достоверны вплоть до мельчайших деталей. Была косвенно установлена личность главного свидетеля гонений на Иисуса Христа; при раскопках точно обнаружилось место, где был произнесен приговор. Погребальное полотно (плащаница) Христа сохранилась до наших дней.

Своими страданиями на Кресте Господь искупил верующих в Него людей от рабства греху, порабощения диаволу и вечной смерти.

Каждый из дней Страстной недели получил название великого. Понедельник, вторник и среда Страстной недели посвящены последним беседам Иисуса Христа с народом и учениками. Их главная суть – Второе Пришествие Спасителя на землю и то, что нам в нравственном и духовном смысле необходимо быть готовыми к встрече Господа. Евангелие рассказывает нам о печальной участи бесплодной смоковницы, которая изображает всякую душу, не приносящую плодов покаяния.

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю Иисуса Христа со Своими учениками, первое Святое Причастие учеников, то, что является стержнем духовной жизни Церкви. Верующие стараются в этот день причаститься Святых Таин, так же как на Пасху или накануне ее. Вечером этого дня совершается богослужение, в ходе которого читается двенадцать евангельских фрагментов, повествующих о страданиях и крестной смерти Спасителя.

9.jpgВ Пятницу в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, совершается вечерня в воспоминание снятия с Креста Тела Христова. Из алтаря, с Престола, как бы с Голгофы, священнослужители выносят Плащаницу (иконописное изображение снятого с Креста Тела Спасителя) и полагают на особо приготовленном столе (гробнице) посреди храма для поклонения. Вечером этого дня Плащаница обносится вокруг храма крестным ходом в воспоминание погребения Иисуса Христа. Плащаница находится на середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа в погребальной пещере.

Утром в Великую Субботу на богослужении читаются 15 отрывков из Ветхого Завета Библии, которые представляют собой важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа.

После Литургии в субботу совершается освящение куличей, пасок и яиц для разговения верующих после Великого поста.

В 12-м часу ночи Плащаница переносится в алтарь и остается на Престоле до самого Вознесения Господня, в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения из мертвых. Наступает тишина. В переполненных храмах люди взволнованно ждут приближающегося Пасхального торжества.

Следует особо сказать о самом смысле христианской Пасхи. После Великой Пятницы – дня распятия Спасителя, Христос погребен. Но жизнь бьет ключом из Его гроба. В день Своей смерти Христос сошел Своей душой в ад, в котором томились души умерших, и блистанием Божества победно сокрушил державу смерти. Он освободил ее пленников, уверовавших в Него, и возвратился назад, совершив Пасху Нового Завета, то есть, совершив переход от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению. И через толщу веков до нас, так же как и до современников Христа, доносится голос древнего пророка Исаии: «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис.52,15).

К сожалению, даже у многих верующих мысли и душа в эти святые дни, как никогда, бывают наполнены житейской суетой, связанной с приготовлением к празднику Пасхи. Обычаи и традиции заслоняют собой то, выражением чего они являются. В эти святые дни лучше придем лишний раз в храм. Придем для того, чтобы предстать очищенной душой, спокойным сердцем и глубокой мыслью перед образом страждущего ради нашего спасения Господа.

http://delo.teolog.ru/deloN9038


Возврат к списку

© 2010-2022 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс