Материалы


Неделя 4-я Великого поста - преподобного Иоанна Лествичника

24.03.2022

 
В богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении "Лествица рая" изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в "Лествице" указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

Преподобный Иоанн Лествичник: житие, проповеди, книги, молитвы (+Видео)


Житие преподобного Иоанна Лествичника

О происхождении Иоанна Лествичника почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В возрасте шестнадцати лет Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн принял постриг. Один из присутствовавших при этом, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…”

Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему. Однажды к нему пришли некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного Иоанна, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…” Преподобный, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение Иоанн так и назвал – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. “Лествица” предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

Примеры, находящиеся в “Лествице”, служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение мыслей преподобного Иоанна, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени “Лествицы” – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12).

После четырех лет управления обителью, преподобный вернулся к уединению и безмолвию и вскоре почил о Господе.

http://www.pravmir.ru/nedelya-prp-ioanna-lestvichnika-zhitie-propovedi-knigi-molitvy-video/

Священник Вадим Леонов

Проповедь в день преподобного Иоанна Лествичника

Монахи или не монахи – все мы люди и сделаны «из одного теста».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Когда кто-либо, собираясь в неизведанное трудное путешествие, возьмет все необходимое, но забудет маршрутную карту, то нетрудно догадаться, что к конечной цели он, скорее всего, не дойдет, истратив все силы на пустое блуждание. Более того, такой человек рискует подвергнуть себя большой опасности. Ибо недостаточно знать цель, иметь рвение и силы, необходим и опыт другого человека, который уже ходил по этому пути и может предупредить о поджидающих опасностях. Подробная маршрутная карта является воплощения этого ценного опыта.

В духовной жизни человека происходит нечто подобное. Если мы решились жить по заповедям Христовым и восходить к Богу – это замечательно. Но, если на этом сложном пути мы не имеем опытного наставника или, по крайней мере, не руководствуемся наставлениями святых отцов, которые на своем опыте изведали все, воздвигаемые диаволом препятствия, то однозначно мы рискуем, при всех наших благих пожеланиях, оказаться вдали от Бога и истратить все наши душевные и телесные силу впустую.

Поэтому сегодня, в 4-й воскресный день Великого Поста Церковь вспоминает пр. Иоанна Лествичника и его замечательную книгу «Лествицу», как некий образец бесценного святоотеческого опыта, который нам крайне необходим особенно сейчас, в дни Поста, когда мы прикладываем усилия к очищению души. Его книгу уместно сравнить с подробной маршрутной картой, где расписаны все основные шаги духовного пути, а точнее сказать, каждая ступенька духовной лестницы, возводящей человека от земли к Богу. Этой маршрутной картой православные христиане пользуются уже более 14-ти веков, и время показало бесценность этого святоотеческого опыта.

«Лествица» преподобного Иоанна игумена Синайского написана монахом, по просьбе монахов, но не только для монахов. Во-первых, сам факт, что Православная Церковь Великим Постом предлагает «Лествицу» всем своим чадам, свидетельствует, что эта книга может стать духовным руководством для каждого из нас, вне зависимости от нашего мирского состояния и церковного положения. Во-вторых, и это главное, …монахи …не монахи – все мы люди и сделаны «из одного теста», у всех нас единая человеческая природа, поэтому и пороки, и добродетели действуют в нас одинаково. Поэтому для всех нас аскетическое учение святых отцов в равной степени важно. В молитвенной тиши монастырей, в большей степени чем в миру, удалось рассмотреть тонкости духовной жизни и зафиксировать их в виде бесценных святоотеческих аскетических сочинений, которые для каждого верующего должны стать одновременно и зеркалом, и окном. Зеркалом, в котором мы без искажений и прикрас сможем увидеть свой реальный духовный лик, искаженный грехом; и окном, открывающим перед нами истинную красоту духовной жизни с Богом.

Сегодня нельзя не вспомнить некоторые поучения преподобного Иоанна Лествичника, весьма уместные в дни Великого Поста. Он писал: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (Сл. 7, 70). По мысли святого отца покаяние должно быть сердцевиной духовного делания каждого христианина вне зависимости от личных качеств и времени пребывания в ограде Церкви. Без покаяния иные духовные усилия становятся бесплодными. Но он же и предупреждает, что в покаянном делании может быть и множество ошибок. В частности, преподобный Иоанн учит, что, вступив на путь покаяния, нельзя постоянно успокаивать себя Божественным человеколюбием, ибо через помыслы о милосердии и человеколюбии диавол быстро приводит людей к духовному бесчувствию собственных грехопадений: «Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся того пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив; ибо это он делает с тем намерением, чтобы отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного страха. Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься во глубину отчаяния» (Сл. 6, 10). То есть только тогда, когда воспоминание о личных грехах приводит человека в отчаяние – тогда и уместно воспоминание и размышление о человеколюбии нашего Творца. Святой отец ясно показывает, что мысль о безмерном милосердии Божием есть духовное «обезболивающее» лекарство, которое необходимо употреблять только при определенных духовных состояния, но не когда вздумается человеку. Ибо неразумие в этом духовном вопросе может привести к тому, что человек, может начать бесконтрольно грешить, считая человеколюбивого Бога «обязанным» умилосердиться и простить его.

Тех, кто приступил к добродетельной жизни, святой отец предупреждает о возможных опасностях и учит: «Во всех деяниях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и в сем умышлении не получают успеха: тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно» (Сл. 26, 8,). Поэтому ни перед добрым дело, ни во время его совершения, ни после нельзя предаваться духовной беспечности, ибо не дремлют, желающие расхитить наши духовные плоды.

Конечно, нет возможности в кратком слове даже упомянуть о всех полезных наставлениях святого отца. Жаждущий может сам напиться из этого благодатного источника живой воды, который много веков струится в ограде Православной Церкви. Не ошибемся, если скажем, что для нас, молящихся в храме св. Екатерины чтение «Лествицы» будет особенно благотворным, ибо пр. Иоанн Лествичник был игуменом горы Синайской – того самого монастыря, где покоятся нетленные мощи небесной покровительницы нашего храма. Так что он особенно духовно близок к нам и по его молитвам и святой великомученицы Екатерины Господь поможет нам обогатиться духовным сокровищем, содержащемся в этой замечательной книге.

В прошлый воскресный день Церковь призывала нас взять на плечи свой крест и безропотно нести его, а сегодня нам открылось, что нести его придется не по ровной дороге, а возносить по лестнице вверх, поднимаясь со ступени на ступень. Узнав об этом никто да не унывает, ибо Тот, Кто повелел нам безропотно принять крест свой – Господь наш Иисус Христос, – Он же и сказал нам в подкрепления: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29-30).

Аминь.

Москва, храм св. вмц. Екатерины на Всполье. 18 марта 2007 года

http://www.pravmir.ru/monaxi-ili-ne-monaxivse-my-lyudi-i-sdelany-iz-odnogo-testa-propoved-v-den-prepodobnogo-ioanna-lestvichnika/


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс