Собор Архистратига Михаила
19.11.2024
СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ,
АРХАНГЕЛОВ: ГАВРИИЛА, РАФАИЛА, УРИИЛА, СЕЛАФИИЛА,
ИЕГУДИИЛА, ВАРАХИИЛА И ИЕРЕМИИЛА.
Благочестно праздновать собор святых ангелов святая Церковь приняла по преданию богодухновенных отцов после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди, отступив от Бога, Создателя своего, стали поклоняться созданию Божию и делам рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, принося жертвы солнцу, луне и звездам, в которых, по их мнению, находилась живая душа, - в то время люди поклонялись и приносили жертвы и Ангелам, как сказано в книге Царств: "кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному" (4 Цар. 23:5), то есть Ангелам, ибо они и называются Воинством Небесным. Так, и в Новом Завете евангелист Лука, повествуя об обстоятельствах события Рождества Христова и описывая явление Ангелов вифлеемским пастухам, называет их Воинством Небесным, по сказанному в Евангелии: "Внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лук. 2:13-14).
Такое неправильное почитание ангелов было сильно распространено во времена святых апостолов. Святой апостол Павел о таком неправильном почитании так говорит: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом, и не держась главы" (Кол. 2:18-19), то есть Христа. "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся, по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:20-23).
Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышлявшие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу.
Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари, и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий. Архангела же Михаила называли богом евреев. Наконец, иные, предававшиеся чародейству и волхвованию, под именем Ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами.
В особенности же такие ереси умножились в Колоссах - многолюдном городе в древней Малой Азии, принадлежавшем к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание Ангелов.
И вот тогда, около 364 года, на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем между Первым и Вторым Вселенскими Соборами, такое еретическое поклонение Ангелам, как творцам и правителям мира, было отвергнуто и осуждено. 35-ое правило Лаодикийского Собора гласит: "Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и Ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению". Т.е. этим правилом Лаодикийского Собора были осуждены еретики, молящиеся не Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым Божиим человекам и Ангелам, а только Ангелам, как бы творцам и правителям мира. И тогда же было установлено православное почитание Ангелов, как служителей Божиих, и было установлено праздновать Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 ноября старого стиля, что соответствует 21 ноября нового стиля.
Почему отцы Лаодикийского собора постановили праздновать Ангельский собор именно 8 ноября? Потому что ноябрь - девятый месяц от марта (с которого в древности начинался год) - что соответствует числу 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор, т.е. собрание всех Сил Небесных в день Второго и Славного Пришествия Христова, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день восьмой", ему же не будет конца, "когда, - по слову Евангелиста Матфея, - приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним" (Мф. 25:31).
После Лаодикийского собора в тех же Колоссах, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали строить благолепные храмы во имя святого Архистратига Михаила - начальника Воинства Небесного. О том же, что именно Михаил начальствует над Ангелами мы видим из различных мест Священного Писания, и особенно ясно из Откровения Господа Иисуса Христа, т.е. Апокалипсиса, где в 12 главе повествуется о войне, которая произошла на Небе. Там сказано, что в той войне "Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Апок. 12:7-9).
О том же, что Воинство Небесное иерархично и состоит из девяти ангельских чинов мы знаем из Церковного Предания и от ученика Апостола Павла - свщмч. Дионисия Ареопагита, который подробно повествует об этом в книге под названием "О Небесной иерархии".
Итак, как сказал Апостол Павел в Послании к Коринфяном, "Бог не есть Бог неустройства" (1Кор. 14:33), так премудростью Божией Воинство Небесное разделено на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В каждой из них - по три чина.
Первую иерархию - высшую, и ближайшую к Пресвятой Троице составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Пророк Исайя, когда был призываем Богом к своему пророческому служению, видел в видении Господа, окруженного Серафимами. И он повествует об этом в шестой главе своей книги пророчеств так: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Исайя 6:1-10).
По учению Церкви Серафимы - огнеобразны, как близ предстоящие Богу, вид даже славы Которого при даровании Закона при горе Синай был "пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий" (Исх. 24:17). Также, и в 103-ем псалме царь Давид по вдохновению пишет о Господе: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий" (Псал. 103:4). Итак, Серафимы пламенеют любовью к Богу, и других побуждают к такой же любви, о чем говорит и само именование их серафимами, что в переводе с еврейского языка значит - пламенеющий.
Далее в высшей триаде Небесной иерархии, по учению свщмч. Дионисия Ареопагита, поставляются многоочитые Херувимы. Которые более других чинов ангельских всегда сияют светом богопознания, ведением таин Божиих и глубины Божественной премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие Божественной мудростью. Именование их херувимами в переводе с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как именно через херувимов ниспосылается премудрость и подается просвещение духовных очей для боговидения и богопознания.
В Священном Писании Херувим встречается уже в третьей главе книги Бытия, где повествуется о том, как после грехопадения и изгнания Адама и Евы из рая, Господь "поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3:24). Далее, в книге Исход, в 25-ой главе, где повествуется о том, как Господь дал повеления Моисею об устроении скинии Завета, которая была прообразом будущего Иерусалимского храма, говорится и о том, что Господь повелел Моисею на крышке ковчега Завета поставить и золотые изображения Херувимов, одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края крышки. И чтобы они были с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу (Исх. 25:19-20).
Также, и пророк Иезекииль в видении видел славу Божию, пребывающую на Херувимах, и подробно пишет об этом видении в 8, 9 и 10 главе своей пророческой книги. Описывая же Херувимов, он сообщает, что "все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей... И у каждого из Херувимов четыре лица: первое лицо - лицо херувимово, второе лицо - лицо человеческое, третье лицо львиное, и четвертое лицо орлиное" (Иез. 10:12-14). Подобное же описание Херувимов мы видим и у тайнозрителя Откровения Господа Иисуса Христа - Апостола Иоанна Богослова, который в 4-ой главе Апокалипсиса описывает видение Бога на Небесном престоле. И далее Апостол Иоанн пишет, что видел "посреди престола Божия и вокруг престола четыре живых существа, исполненных очей спереди и сзади. И первое живое существо было подобно льву, и второе живое существо подобно тельцу, и третье живое существо имело лице, как человек, и четвертое живое существо подобно орлу летящему. И каждое из четырех живых существ имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Апок. 4:6-8). И хотя Апостол Иоанн Богослов и не называет этих живых существ, однако, по подобию описания их у пророка Иезекииля, мы узнаем в них многоочитых Херувимов. По толкованию богословов, множество их очей символизирует всеохватывающее знание мира, присущее провидению Божию. А то, что они, по слову Апокалипсиса, исполнены внутри очей, говорит об их глубоком, внутреннем понимании сущности творения Божия. Они поклоняются Богу и воздают Ему хвалу за сотворенный мир. И их подобие льву, тельцу, человеку и орлу олицетворяет самое благородное, сильное, мудрое и возвышенное в творении Божием.
Затем, в высшей триаде Небесной Иерархии предстоят Творцу всего сущего богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных Престолах (как пишет прп. Максим Исповедник) разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по их сущности, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Господа Иисуса Христа (как пишет свт. Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: "Ты воссел на престоле, Судия праведный" (Псал. 9:5). Поэтому через них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных царей и судей.
В средней триаде Небесной Иерархии также заключается три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти.
Господства носят такое именование потому, что они владычествуют над последующими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как пишет свщмч. Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью непрестанно служат Богу. Через них, поставленные от Бога на земле власти, получают силу к благоразумному владению и мудрому управлению народами. Господства учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.
Следующий чин средней триады Небесной Иерархии именуется Силами. Эти святые духи исполнены божественной крепости, и всегда молниеносно исполняют волю Всемогущего Бога. Они совершают великие чудеса и ниспосылают ту же силу чудотворения и прозорливости угодникам Божиим, достойным такого Дара. Святые Силы помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них креста, и носят немощи немощных. Они также укрепляют страдальцев Божиих в терпении, чтобы они не изнемогали в скорби, но мужественно переносили все напасти со смирением, благодаря Бога, все устраивающего к пользе нашей.
Власти, - следующий чин средней триады ангельских чинов, - называются так потому, что имеют власть укрощать силу диавола, и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Они отражают от людей бесовские нападения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами. Они помогают христовым подвижникам побеждать диавола.
В низшей триаде Небесной Иерархии находится также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими Ангелами, направляя их к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной, и охрана всех государств и всех народов, ибо каждое государство и народ из Небесного чина, называемого Началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны. Затем, служение этого Ангельского чина (по объяснению свт. Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради честолюбия и тщеславия, но ради славы Божией, и ради пользы ближних, служа общим нуждам всех своих подчиненных.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как пишет в своей книге "О Небесной Иерархии" свщмч. Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, которое они получают от высших чинов Небесной Иерархии, и возвещают Ангелам и людям. Также свт. Григорий Двоеслов пишет, что Архангелы укрепляют в людях Веру в Бога, просвещая их ум светом познания Священного Писания, и открывая тайны спасения рода человеческого.
Ангелы - в Небесной Иерархии находятся ниже всех Небесных чинов, но ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии, и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас - верующих, и людей добродетельных поддерживают от падения, падших - поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем идти путем христовым.
Но и все вместе чины Небесной Иерархии называются общим именем - Ангелами. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют различные наименования (Серафимы, Херувимы, Престолы и иные), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение" (Евр. 1:14). Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, которое определил ему Творец и Вседержитель.
Небесная Иерархия была сотворена Богом еще до творения первого человека Адама. И еще тогда, один из высших Ангелов, которого Церковное Предание называет падшим херувимом, имя которому было Денница, что значит утренняя заря, и Люцифер, что значит Светоносный, возгордился своим могуществом и совершенством, и, возмечтав о царственной чести великого Бога, восстал против своего Творца и Вседержителя, и родил ложь, объявив себя равным Богу. Ибо до него лжи во всем Творении Божием не было, почему и Господь в Священном Писании называет диавола "отцом лжи" (Иоан. 8:44). Сотворив своей ложью смуту на Небе, Люцифер увлек за собой треть Ангелов из различных чинов Небесной Иерархии, которые, восстав против Бога, стали называться уже нечистыми духами, демонами и бесами, а Денница и Люцифер - князь их, стал называться сатаной, что в переводе с еврейского значит противник, и диаволом, что в переводе с греческого значит клеветник, ибо он клевещет на все творение Божие.
Так произошла первая революция, ставшая источником и движущей силой всех смут и потрясений в истории человечества. Священное Предание Церкви говорит, что смута на Небе была остановлена Архангелом Михаилом (само имя которого переводится с еврейского как возглас: "Кто как Бог!"), который, имея в себе ревностную любовь к Богу, своим призывом к верности Творцу и Вседержителю, остановил смуту, произведенную диавольской ложью в умах сотворенных духов, собрал верных Творцу Ангелов, и, самим делом возведенный в достоинство Архистратига Небесных Сил бесплотных, возглавил Воинство Небесное.
И тогда, как нам повествует тайнозритель Откровения Господа Иисуса Христа, Апостол Иоанн Богослов, "произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, - как пишет об этом видении Апокалипсиса Апостол Иоанн Богослов, - говорящий на небе: Ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, Небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени" (Апок. 12:7-12).
Вот так, своей ревностью о славе Божией Архангел Михаил взошел над всеми девятью Небесными чинами Ангелов и, как верный служитель Божий, был поставлен Архистратигом Небесных Сил бесплотных.
По Церковному Преданию, запечатленному в богослужебных текстах, Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех их бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона. Священное Писание повествует об этом так: "Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: Нет, я вождь Воинства Господня... Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: Что господин мой скажет рабу своему? Вождь Воинства Господня сказал Иисусу: Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал... Тогда сказал Господь Иисусу: Вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его,.. Пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день], и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом, а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания..." (Иисус Навин 5:13 - 6:4).
Архистратиг Божий Михаил оградил от огня трех святых отроков - Ананию, Азарию и Мисаила, брошенных в вавилонскую печь на сожжение за отказ поклониться идолу. (Дан. 3:92-95). Также, по воле Божией, Архистратиг Михаил перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному во рве со львами (кондак акафиста, 8).
Архистратиг Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения его иудеями (Иуда 1:9).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил и на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян,... внегда по Божию попущению, грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени, и пожже, и поиде к Новому граду, и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву, и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел, и глагола князем своим указуя перстом: Сей ми возбрани пойти на Великий Новгород".
Предстательства за города русские Пресвятой Владычицы нашей Богородицы всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига Михаила. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных и дворцовых храмов. В древнем Киеве, сразу по принятии христианства, был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы также стоят во многих русских городах. Пожалуй, не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.
Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них, - икона "Благословенное воинство", - написанная для Успенского собора Московского Кремля, на которой святые воины - русские князья, изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания Церкви известны также имена и других Архангелов, которых Церковь сегодня поименно чтит:
Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26);
Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:16; Тов. 12:15);
Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5:20);
Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5:16);
Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;
Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий;
Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке, и зеркалом из ясписа - в левой.
Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - пламень огненный.
Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил - держит в руке весы.
http://www.na-gore.ru/articles/arch_michael.htm
Слово Архимандрита Иоанна (Крестьянкин) в праздник Архистратига Михаила
По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их Собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!
Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас.
О великий Архистратиже Божий Михаиле – победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные други мои, праздник и прославление Архистратига Михаила и неисчислимого сонма Ангелов. Это великий праздник для всей Православной Церкви, а для нас он сугубый: храм, в котором мы с вами сейчас находимся, освящен в честь Архистратига Михаила – вождя и предводителя всего Небесного Ангельского Воинства, верных и ревностных служителей Вседержителя и Творца Бога. День этот (8 ноября по церковному календарю) – главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. А Церковь именует его Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.
Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу – вождю Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный им дракон. С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?! Мы знаем с вами, други мои, что весь ангельский мир, который был создан еще до создания человека и всего видимого мира, был наделен при творении великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского мира один из верховных ангелов – Денница – открыл в самом себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» – обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного – Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто как Бог!» – смело и решительно заявляет он, свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра превозмогли над силами зла… Денница свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога.
Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И борьба сия в высшей степени ожесточится перед концом мира. Теперь всем нам должно быть понятно, почему Архистратиг Михаил изображается в таком воинственном виде. Он защитник Церкви Божией. И вид его должен приводить в страх врагов Божиих. Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного защитника – победоносного вождя Небесных Сил. Мы должны помнить, что охранительный меч его будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом, против которого борется Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать, не захотят грешить. Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят грешить! Как это для нас с вами назидательно. Не захотеть грешить – значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы. Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.
Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение. Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей. Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они — светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму? Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них. Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии, приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.
Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими Божественный свет? Способны ли люди на это?! Да! Люди безупречной жизни и пламенной любви к Богу зримо для окружающих в определенные моменты жизни светятся этим Божественным светом. Читая жития святых, мы найдем много примеров тому. Про таких людей богослужебные тексты говорят нам: «Ангельски пожив на земли»… – или – «житие твое равноангельно бысть». Назову вам, как пример, два имени наших соотечественников, живших в очень близкие к нам времена. Это всем нам хорошо известный преподобный Серафим Саровский и менее известный харьковский святитель Мелетий. Оба они носили в своих сердцах горящий пламень любви к Богу. Вспомните также повествование из Деяний апостольских. Когда судили первомученика архидиакона Стефана, он сказал, что видит небо отверстым и славу Божию – и все, сидящие в синедрионе, видели лицо его как лицо Ангела. Это свидетельствует о возможности и доступности для нас еще в этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы только стремление к этому с нашей стороны. Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу. Они еще стремятся подражать Ему и в действиях. Ангельскому миру усваивается истинный дух разума, действительное участие в человеческой истории. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям. Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных бесплотных Сил. Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных помыслов, желаний и тем более дел. Стой постоянно на страже твоей души, пекись о ее чистоте – и увидишь и Ангелов, и с их помощью приблизишься и к Богу, и увидишь Его, ибо сказано: чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5,8). Очисти свое сердце и удостоишься тогда высокой радости, как некогда праотец Авраам, принять под сенью своей Ангелов. Старайся избегать общения с грешниками и сам не твори греховных дел – и тогда, как праведного Лота, изведет и тебя за руку твой Ангел из погибельного окружения мирской суеты. Будь кротким, смиренным, побеждай зло добром. И тогда, как некогда Иакова, встретит и тебя на пути твоего шествия к Богу сонм Ангелов (Быт. 32,1). Уясните себе, други мои, как важно нам зорко следить за своим поведением, чтобы не удалять от себя наших верных помощников – Ангелов. По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их Собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем! Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить свое сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждет Бог. И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом Хранителем. Для этого очень полезно читать ежедневно не только молитвы к Ангелу Хранителю, вошедшие в состав наших утренних и вечерних молитв, но и специально составленные в помощь нам «Размышления на каждый день об ангелах». Их всего 31, по числу дней в месяце. Они кратки по содержанию. И они помогут нам любить Бога, как должны любить верные чада Божии. Особенно, если почаще будем произносить слова из размышления на 19-й день. «Вдохни в мое сердце, Ангел мой, хоть несколько искр той любви, которою ты пламенеешь!»
В заключение к нашему очень краткому пояснению значения нынешнего празднества в честь Архистратига Михаила и всего Собора Ангелов Божиих добавим еще следующее. Мы знаем из Священного Писания, что в день Страшного суда Господня, в день восьмой, когда придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним, пошлет Господь Ангелов собрать по всему миру и сжечь плевелы, а пшеницу – то есть избранных верных чад Своих – убрать в житницу Его. О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и нас, ныне с честью празднующих их Собор! Аминь.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Проповеди. Том II
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: зачем нужны ангелы?
Как представляет себе ангелов среднестатистический человек? Среднестатистический христианин? А каковы они на самом деле?
Наверное, нет более опошленного в массовом сознании образа, чем ангельский. Что только не творили над ним на протяжении последних свыше полутора тысяч лет (т. е., начиная с Высокого Возрождения), руководствуясь плотским умом, идя на поводу у собственных фантазий или же действуя в угоду заказчикам и массовому потребителю, художники и поэты всех времен и народов христианской цивилизации.
Слащавые изображения, знакомые большинству из нас по произведениям западной религиозной живописи, на которую, особенно начиная с эпохи Петра I, холуйски стали равняться наши отечественные «богомазы», сформировали в массовом сознании порочные стереотипы, согласно которым Ангел — это такое странное человекообразное существо с крыльями из марципана, причем зачастую явно женского пола (варианты типажей — от «доктора Вари» до Елены Ваенги), или же, если и мужского, то в виде генетически модифицированных толстоморденьких карапузов, полученных не иначе как путем скрещивания шалуна Купидона и Gallus domesticus породы «русская белая».
Как тут не вспомнить слова протопопа Аввакума: «…пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано»?
Причем он же и объясняет причину распространения такого типа изображений: «А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горная… пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стулцы». Трудно не согласиться с возмущением о. Аввакума, если помнить, что иконопись — одна из форм Священного Предания.
ачавшееся еще в допетровскую эпоху, «одебелевание» иконописи, то есть утрата прежней прозрачности плоти изображаемых, уплотнение или, лучше сказать, оплотянение ликов, искажающее восприятие Божественного Откровения, особенно неуместно в изображениях Ангелов. Религиозному сознанию приходится как бы прорываться сквозь ложные стереотипы, которые нынче насаждаются еще и новейшими техническими средствами современного кинематографа.
Только путем приобщения к благодатной духовной реальности возможно преодоление напластований «бабьих басен» и ненаучной фантастики, облепивших Священное Предание.
Под приобщением имеется в виду не только ознакомление с источниками достойными доверия, то есть с наследием Отцов, но и непосредственное приобщение горнему миру путем духовного единения с Богом и Его святыми как в личной молитве, так и за богослужением.
В особенности это касается богослужений, посвященных Небесным Силам.
21 ноября (8 ноября по Юлианскому календарю) мы празднуем Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, отмечать который было определено в IV в. Поместным Лаодикийским Собором, 35-е правило которого отвергает поклонение Ангелам как творцам и правителям мира. Дата выбрана не случайно. Ноябрь — девятый месяц года по римскому календарю, который начинался (кстати, как и у славян) с весны. Март — первый месяц и т. д.
Некоторые месяцы сохранили в своих названиях корни латинских числительных: сентябрь (september) — седьмой (septĭmus), октябрь (october) — восьмой (octāvus), ноябрь (november) — девятый (nonus), декабрь (december) — десятый (decĭmus). Девятый месяц выбран в честь девяти чинов Небесной Иерархии, а восьмой день (восемь — число, означающее вечность) символизирует День Господень: день Всеобщего воскресения, с которого начинается иное бытие — вечное; день, когда Сын Божий вновь явится, но уже не в «рабьем зраке», а «в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8; 38).
Ангельский мир — мир духовный; мир, предшествующий человечеству и в святости, и в падении, и в увлечении злом, и в сопротивлении ему. Первым пал Денница, увлекший за собой часть ангелов, и он же выместил свою ненависть к Богу на Его образе — на человеке, которого соблазнил в погибель (вот, где корни иконоборчества). Первым противостал Деннице Архистратиг Божий Михаил, возглавивший Ангелов, устоявших в истине. По примеру Ангелов, не познавших зла, противостоят соблазну и люди, преодолевающие свою «удобопреклонность ко греху».
Небесное воинство сражается с «миродержителями тьмы века сего» (Еф. 6; 12) за «лежащий во зле» мир (1 Ин. 5; 19): за каждого из нас. Только мы, порой, себе эту борьбу представляем как-то очень своеобразно, в смысле, по своему образу — падшему, оземлененному, страстному, представляем и смысл ангельского служения: так, словно нет другого предназначения у ангельского мира, кроме как обслуживать наши персональные или геополитические интересы!..
Никто не спорит: и Писание, и Предание полны примерами, когда Небесное Воинство помогало сражающимся за правое дело, но в этом ли смысл существования ангельского мира? Каждый может вспомнить хотя бы один, а то и несколько примеров из жизни, когда явно «кто-то» уберег его самого или кого-нибудь из хорошо знакомых людей от неминуемого увечья или даже смерти. Но в этом ли основное предназначение Ангела-Хранителя?
«А в чем же?!» — воскликнет иной «православный-как-все». В самом деле, в чем же еще предназначение Ангела-Хранителя (коль уж о нем зашла речь), он же — «хранитель»?.. Раз так, значит, он должен нас хранить, то есть, беречь от всяких неприятностей, напастей и скорбей, чтобы нам не оказаться «не в том месте и не в то время», чтобы авиабилеты на обреченный рейс закончились пред нашим носом, а щипцы, побывавшие во рту больного, допустим, гепатитом «В» (очень, скажу я вам, устойчивый вирус), и недодержанные в автоклаве из-за нехватки инструментов, не попали бы в руках стоматолога в тот момент, когда в его кресле оказались именно мы. Ну и прочее в том же плане: этакий невидимый сотрудник департамента профилактики несчастных случаев и коррекции кармы.
Мне даже как-то неудобно кого бы то ни было разочаровывать, но не то, чтобы Ангел-Хранитель этими вопросами не занимается (занимается, можно выдохнуть), только далеко не в первую очередь. Насколько душа важнее тела, настолько забота об ее здоровье и выживании значимей, чем забота о физическом выживании и здоровье, о преходящих благах, имеющих пусть и высокую, но все же относительную ценность.
Тем более, это касается Ангелов, имеющих более масштабные задания: они заботятся о благе мира сего, но в первую очередь о благе значимом для вечности, а прочие блага, хоть и не выпадают из их поля зрения, но все же не имеют приоритетного значения. Поэтому не стоит рассматривать все подряд неприятности, будь то личного плана или глобального, как признак ослабления заботы ангельского мира о нас.
Наоборот, иной раз именно давая, по попущению Божию, нам (в любом масштабе) почувствовать причинно-следственную связь греховного настроения или действия с ощутимым (то есть, воспринимаемым нашими пятью чувствами и эмоционально переживаемым) ущербом — именно этим Силы Небесные удерживают нас от соскальзывания, а то и решительного шага в погибель.
И не в войне с нечистой силой — смысл сотворения ангельского мира. Бог ничего и никого не создавал ради разделения и борьбы, хотя бы и священной. Ангельский мир — это мир служебных духов, прославляющих Творца и служащих Ему, в том числе через заботу обо всем видимом творении Божием, и в первую очередь о «венце творения» — человеке. И если бы не грехопадение наших прародителей, эта забота не носила бы характера битвы, поле которой — сердца людей.
«Яко огнь, и пламень, и свет, безплотныя сущия, от вещественныя тли умом восперяеми, бренными устнами, невещественныя со страхом песньми да почтим», — восклицаем мы в каноне на утрени праздника. От нашей сгорбленности духовной, прижимающей взгляд к земле, то есть от мышления и действий по образу мира сего, от всего материального и преходящего, человек призывается устремить взгляд к миру горнему, к свободе в Боге, и почтить в песнях Архистратига Божия Михаила и весь сонм Небесных Сил бесплотных. Почитание молитвенное, однако, лишь точка опоры для почитания практического: «Ангельскому поревнуем житию, и мысли вперим к высоте» (там же).
«Поревнуем» не том смысле только, что удивимся и восхитимся, а в том, что постараемся посильно подражать им.
Оправдывая свои слабости, иной раз говорим: «ну мы же люди — не ангелы…», как если бы противостояние греху было делом исключительно ангельским, а человеку по природе свойственно было бы заблуждаться и грешить. Вот, дескать, их дело стоять в истине, а мы на то и люди, чтобы грешить. Это лукавая позиция. Да, человеку присущ грех. Но присущ не по природе, а наподобие хронической наследственной болезни, которая настолько давно, поколениями передается, что ее перестают воспринимать как что-то чуждое.
Однако, хотя «привычка — вторая натура», но все же не первая. А первая — неистребимый образ Божий и призвание к богоуподоблению. И как бы грех ни опутывал, ни пропитывал наше существо, как бы мы ни падали и как бы нам ни казалось, что это и есть наша натура, наша сущность, а потому надо отложить «мечты, отвлеченные от реальности» и жить «по-людски», какими бы чуждыми ни казались призывы подражать ангельскому житию — тут дай Бог только не отчаиваться и не сворачивать с узкой евангельской тропы на кажущиеся попутными магистрали.
Пока человек помнит, что Евангелие — это общая норма, а не инструкция для святых «от чрева матери», он на пути спасения. Пусть даже он на этом пути не стоит, а валяется, но он валяется на пути заповедей, на пути святом, не уступая соблазну пойти путем соседним, путем, на котором заповеди нет, не отрицаются, но руководством к действию они являются, лишь когда «обстоятельства позволяют», вернее, когда рассмотрение жизненных обстоятельств в свете Евангелия не ставит под угрозу личные или корпоративные интересы.
Возможно, это странным покажется, но человек павший и все никак не встающий, однако же, и не сходящий со спасительного пути, т. е. не перестающий соотносить свои помыслы и поступки с Евангелием (а ведь проще жить, если принять установку на облегченную схему якобы христианской жизни), он, даже находясь, казалось бы, в падении, на самом деле не погибает, потому что продолжает бороться, стараясь свести до минимума свой грех и, не переставая предпринимать усилия, чтобы хоть как то, хоть ползком по этому пути двигаться, не оставляет надежды со временем встать и пойти по-человечески.
Конечно, падшее состояние ангельским едва ли назовешь, но в том-то и особенность человека, что он постоянно перед выбором, кому из духовного мира отдать предпочтение, на кого ориентироваться: на бесов, которые пребывают в нераскаянном падении, или на Ангелов, которым свойственно быть непоколебимыми в добре. И в зависимости от выбора, человек или придумывает себе «удобную религию», или старается честно в свете Евангелия оценивать не только свои поступки, но и мотивы их, свои внутренние побуждения, не позволяя себе лукавить.
Ангелы — светоносны по восприятию от Первого Света — Бога. Лукавство — тоже свет, но искусственный, поддельный, который излучают падшие ангелы для обольщения человека. А потому практическое почитание Ангелов Божиих состоит в том, чтобы отвергать лукавый свет и руководствоваться светом Истины.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ
КАТОЛИЧЕСКИЕ ИКОНЫ