Материалы


Цикл экскурсий "Православный Петербург"

Основание Санкт-Петербурга


Карта 1700.jpgС первых лет существования Древней Руси местность, где

лежит теперь Санкт-Петербург, входила в состав обширной

Новгородской области.

Летописец Нестор говорит, что по Неве ходили новгородцы

в Варяжское море, а там и до Рима.

1300 г. – шведский маршал с войском прибыл на берега

Невы и основал крепость Ландскрона (Венец края). Это

место расположения Александро-Невской лавры.

1301 г. – на призыв новгородцев суздальский великий князь

уничтожил поселение шведов.

1348 г. – шведская флотилия под предводительством

короля Магнуса вошла в устье Невы. «Препирательства» о

вере закончились владением новгородцами этой местности

в течение 200 лет.

Книги XVI и XVII столетий указывают, что узкая полоса суши

по обеим сторонам Невы, вплоть до Финского залива,

составляла погост «Спасский» и «Городенский. Все же

острова, составляемые протоками Невы при её устье, у

новгородцев носили название «Фomenu» от финского слова

«tamminen» - дубовый.

В 1616 г. Шведский полководец Яков Делагарди предложил

королю возобновить крепость на Неве при устье реки Охты.

После утверждения Столбовского договора 26 февраля 1617

г. В 1632 г. Шведы поставили новое укрепление Ниеншанц.

Русские называли это место «Канцы».

По словам современников, в Ниеншанце было много

превосходных пильных заводов, и там строились хорошие

корабли.

Помимо шведского, финского и немецкого приходов в нем

находился и православный с Церковью.

От Ниеншанца ходил паром на левый берег Невы к

русскому селению Спасское (место Смольного монастыря).

Ниеншанц вскоре после постройки выгорел почти дотла.

По шведскому плану 1676 г. Известно 40 населенных

местечек.

Карта 1705.jpgМестность Волкова кладбища названа «Antolaba»,

Выборгская часть Петербурга названа «Avista», между

Мойкой и Фонтанкой названо «Peryka-saari», т.е. земля,

смешанная с навозом. Аптекарский остров записан «Korpy-

saari», река Карповка сохраняет ныне это название: «korpi»

- пустынный, необитаемый лес. Имя «Голодай» происходит

от финского «halawa» - ивовое дерево. Лахта – «lahti» -

залив.

Известно, что русский язык был довольно распространен во

времена шведского владычества: король Швеции даже

учредил в Стокгольме русскую типографию с целью

печатать и распространять между православными духовные

книги.

Позднее шведское правительство приняло насильственные

меры против православия и стало склонять насильно

вступать в лютеранскую веру. Эти меры привели к сильному

неудовольствию, особенно племя «водь». Они обратились к

русскому правительству и путем дипломатических

переговоров добились соблюдения условий мирного

договора относительно свободы веры.

По словам летописцев, в XVI в. В Вотской и Ижорской

землях крепко держались язычества: «существовали

скверные мольбища идольские, поклонялись лесам, горам,

рекам, приносили кровные жертвы, закалывали

собственных детей.

Новгородский епископ Макарий прилагал большие усилия

по истреблению язычества.

В апреле 1703 г. Русские войска под командой Шереметева

обложили Ниеншанц, сам Петр принимал участие в осаде.

Город сдался 1 мая и был переименован Петром в

Шлотбург.

Через 11 лет после осады в городе остались только

развалины, глубокие рвы, колодцы, подвальные ямы; все

строительные материалы из разрушенных домов пошли на

постройку петербургских зданий. Большая часть жителей

уведена в плен.

В 1714 г. Поселились в Ниеншанце новые жители,

высланные по указу Петра из других городов Российской

империи. Большая часть из них – плотники. Поселились они

и поберегу вдоль Невы. Слобода эта теперь – МАЛАЯ ОХТА,

остатки же города Ниеншанца приходятся между БОЛЬШОЙ

и МАЛОЙ ОХТОЙ.

Карта 1738.jpgПервое известие о построении Петербурга помещено в

ведомостях 1703 г.: Его царское величество по взятии

Шлотбурга, в одной миле оттуда, ближе к восточному

морю, на острове новую и зело угодную крепость построить

велел; в ней же есть шесть бастионов, где работали 20

тысяч подкопщиков, и тое крепость на свое государское

именование прозванием Петербургом обновити указал».

Земляными работами занимались пленные шведы, а также

присланные из внутренних губерний. Казенные рабочие

получали только пищу, а вольны еще 3 копейки в день.

Большая часть работ производилась голыми руками.

Государь положил первый камень постройки 16 мая 1703 г.

В день св. Троицы. Петр I, осматривая остров, вырезал два

куска дерна, положил крестообразно, сказав: «Здесь быть

городу» и начал копать ров. В ров поставили ящик,

высеченный из камня; духовенство окропило этот ящик

святой водой, государь поставил в него золотой ковчег с

мощами св. Андрея Первозванного, после того царь покрыл

ящик каменной плитой, на которой была вырезана надпись

«От воплощения Иисуса Христа 1703, 16 мая, основан

царствующий град великим государем царей и великим

князем Петром Алексеевичем, самодержцем российским».





Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс