Материалы


ТВОРЕНИЕ ИЛИ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ

АННОТАЦИЯ

Как возник наш мир?

Космология говорит о Большом взрыве т.н. космологической сингулярности – материального объекта размером со спичечный коробок, имеющем сверхвысокую температуру и бесконечную массу. Откуда взялся этот объект, наука молчит.

Возникновение Вселенной признается случайным событием. Но случайностей оказывается слишком много (примеры).

«Теория Большого взрыва» - это математическая модель, основанная на априорных предпосылках и не объясняющая множество фактов – например, распределение материи во Вселенной.

Вместе с тем, учеными открыты явления, хорошо вписывающиеся в Библейскую картину сотворения мира – например, существование первичного света в начале времени (которое возникло вместе со Вселенной).

Главным противоречием между научной и библейской картинами сотворения мира является вопрос о возрасте Вселенной. Оно снимается исходя из представлений прп. Ефрема Сирина о кажущемся возрасте.

Бог придумал мир, как писатель придумывает роман. Он сотворил мир Своим Словом. «Мои мысли – не ваши мысли», говорит Господь. Его мысли воплощаются в материю.

Современная физика говорит, что все материализуется из пустоты – «квантово-механического вакуума». Православие говорит, что мир существует только благодаря энергиям (=действиям) Бога. Мир стоит, пока звучит Слово.

Ключевая идея квантовой физики – мир творится наблюдением; ничего не существует, пока не появляется наблюдатель. В качестве наблюдателя рассматривается человек.

В рамках православных представлений Творцом и Первым Наблюдателем Вселенной был Господь. Он создал основу материального мира, как бы «исходник» компьютерной игры, и передал этот мир в управление человеку.


ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО ИЛИ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ.


Наука объясняет возникновение Вселенной с помощью гипотезы Большого взрыва (не теории!).

Вспомним научные постулаты:

- Вселенная существует объективно, независимо от человека;

- законы природы неизменны

- процессы можно реконструировать по их следам – и это будут объективные реконструкции, не зависящие от позиции исследователя.

Согласно гипотезе Большого Взрыва, все началось около 14 миллиардов лет назад. Вселенная существовала в виде небольшого материального объекта диаметром несколько миллиметров, состоящего из очень маленьких частиц (как атом). Научным языком такое состояние называется космологическая сингулярность. Она имела очень высокую температуру и была очень плотной – имела бесконечную массу, и, что из этого следует — бесконечную силу гравитации.

Сингулярность это вообще плейсхолдер (слово–заменитель) фразы "я не знаю".

Ученые утверждают, что этот объект был таким горячим, что в определенный момент времени он взорвался, создав пространство для создания Вселенной, а другие считают, что был не «взрыв», а произошло «расширение» от крошечного размера до размера Вселенной, где мы живем сегодня. Причем расширение до размеров солнечной системы произошло с неимоверной скоростью – сопоставимой со скоростью света (300 000 км/с). Утверждают, что это расширение происходит и сейчас.

Пытаясь объяснить происхождение Вселенной, сторонники теории большого взрыва сталкиваются с серьезной проблемой, поскольку исходное состояние Вселенной в разработанной ими модели не поддается математическому описанию. Согласно всем существующим теориям большого взрыва, вначале Вселенная представляла собой точку пространства бесконечно малого объема, имевшую бесконечно большую плотность и температуру. Такое начальное состояние в принципе не может быть описано математически. Об этом состоянии ровным счетом ничего нельзя сказать. Все расчеты заходят в тупик.

Понятно, что любая гипотеза о происхождении Вселенной, которая постулирует, что исходное состояние Вселенной не поддается физическому описанию, выглядит довольно подозрительно. Но это еще полбеды. Следующий вопрос: откуда взялась сама сингулярность? И ученые вынуждены объявить математически неописуемую точку бесконечной плотности и бесконечно малых размеров, существующую вне пространства и времени, безначальной причиной всех причин.

Глубже можно не вникать. Схема создания гипотезы большого взрыва такая:

Сейчас наблюдаются расширение Вселенной (инфляция) – Вселенная раздувается как воздушный шарик. Наблюдаемое расширение экстраполируют назад во времени и приходят к бесконечной плотности и температуре в конечный момент времени в прошлом (14 млрд лет назад). Размеры Вселенной тогда равнялись нулю — она была сжата в точку. Это та самая космологическая сингулярность.

Время при этом измеряют годами (год – время тленного мира – время полного оборота Земли вокруг Солнца). Различия времен ДО и ПОСЛЕ грехопадения ученые, естественно, не учитывают. Возможного изменения физических законов – тоже.

Теория Большого взрыва не даёт никакой возможности говорить о чём-либо, что предшествовало этому моменту (потому что наша математическая модель пространства-времени в момент Большого взрыва теряет применимость). Это сигнализирует о недостаточности описания Вселенной классической общей теорией относительности. Насколько близко к сингулярности можно экстраполировать известную физику, является предметом научных дебатов. То есть вопрос – насколько «вглубь» работают известные сейчас физические законы, остается открытым. И вопрос о том, так же они работали, или нет – тоже. Как и вопрос о том, откуда взялись эти физические законы? Они что, были спрятаны в этой загадочной «космологической сингулярности»? Какова правомерность такой экстраполяции?

Физики С. Хоукинг и Г. Эллис мудро предостерегают своих излишне увлекающихся коллег: «Предположение о том, что законы физики, открытые и изученные в лаборатории, будут справедливы в других точках пространственно-временного континуума, безусловно, очень смелая экстраполяция».

Сомнительной представляется и сама возможность того, что какая-нибудь версия теории большого взрыва может предсказать наблюдаемое распределение материи во Вселенной. Если мы двигаемся «назад», то (В МОДЕЛИ!) высокоорганизованное нынешнее состояние в конце концов превращается во «Вселенную» диаметром 10 сантиметров, наполненную однородным сверхплотным, перегретым газом. Если начинать двигаться от космологической сингулярности «вперед», к нашему времени, то если этот сверхплотный перегретый газ начинает расширяться и остывать, то он должен превратиться в однородное облако газа. Как из этого облака возникли галактики, звезды, планеты? Какие механизмы включались, какие законы работали? Откуда взялись силы гравитации, создавшие звезды и планеты? Причем на фоне стремительного – взрывного - расширения? Нет ответа! Даже для того, чтобы построить модель превращения сингулярности в облако однородного газа, ученые пускаются на многие ухищрения и делают сомнительные допущения. А уж о модели, приводящей ко Вселенной в том виде, в каком мы ее знаем, и говорить не приходится.

Хорошая научная теория дает возможность предсказывать многие сложные природные явления, исходя из простой теоретической схемы. Но в любой версии теории большого взрыва все наоборот: в результате сложных математических выкладок мы получаем расширяющийся пузырь однородного газа.

Псевдонаучной казуистикой является утверждение о том, что Вселенная появилась по воле слепого случая. Эти слова ровным счетом ничего не объясняют. Сказать, что нечто, появившееся один раз, появилось случайно - значит просто сказать, что оно появилось. Такого рода утверждения нельзя считать научным объяснением, так как они не содержат в себе никакой новой информации. Другими словами, эти «объяснения» ни на шаг не приблизили ученых к решению проблемы происхождения Вселенной.

О случайности следует сказать особо. Если вероятность события (а эта величина поддается расчету или оценке) составляет ничтожно малую величину, мы делаем из этого практические выводы. Если кто-то на твоих глазах десять раз подряд не глядя извлекает из колоды карт, скажем, даму пик, у тебя нет сомнений, что это не «случай», а ловкость рук. Однако, глядя на мироздание, мы почему-то пожимаем плечами, когда обнаруживаем еще более невероятные «случайности».

Луна, единственный спутник Земли, постоянно обращена к нам одной стороной. По законам механики это означает, что период вращения Луны вдоль своей оси СЛУЧАЙНО совпадает с периодом совсем другого процесса: вращения Луны вокруг Земли. Далее: Солнце и Луна видятся нам как одинаковые по величине. Особенно ясно это видно во время солнечных затмений, которые СЛУЧАЙНО наблюдаются весьма часто. Это означает, что орбиты Земли и Луны как спутников СЛУЧАЙНО находятся в таком соотношении, что сферические углы нашего взгляда на них совпадают. Вероятность возникновения таких случайностей ничтожна, но она еще уменьшается, если учесть, что речь идет о планете Земля, на которой СЛУЧАЙНО возникли существа, способные задуматься над этими явлениями. И этим существам время от времени в головы приходит простая мысль: «А может быть, Луну кто-то СОЗНАТЕЛЬНО так здорово подвесил? Чтобы люди почаще задумывались».

Круговые орбиты планет солнечной системы, если считать, что они подчиняются законам Кеплера и Ньютона, являются неустойчивыми. При любом возмущении (например, при столкновении с крупным блуждающим небесным телом) орбита Земли должна стать эллиптической (что сделало бы невозможной жизнь на Земле). СЛУЧАЙНО орбита не может стать круговой. В космонавтике это хорошо знают и для получения круговой орбиты используют СОЗНАТЕЛЬНУЮ целенаправленную корректировку.

В происхождении вселенной много и других необъяснимых явлений. Например, как из ионизованной плазмы СЛУЧАЙНО образовались ядра тяжелых химических элементов, которые в природном состоянии, как известно, непрерывно распадаются? Физики получают небольшие количества трансурановых элементов, но это требует СОЗНАТЕЛЬНЫХ, творческих действий.

Простая логика подсказывает, что невероятное сочетание случайностей никак не может быть фундаментом бесконечно сложной, глубоко продуманной конструкции Вселенной.

Нужно понимать, что «теория большого взрыва», которую нам представляют как реальность - это модель, описывающая наблюдаемые ныне факты и приводящая, в результате экстраполяций, к фантастическим представлениям о начале процесса.

Нет, измерено и посчитано-то наверняка все правильно. Хуже с тем, что постулируется. (Неизменность времени и законов природы).

. “Мы надеемся уложить все мироздание в простую и короткую формулу, которую можно будет печатать на майках”, - утверждает Л. Ледерман, директор Национальной лаборатории ядерной физики им. Ферми в Батавии, штат Иллинойс.

Модели – моделями, а даже самим ученым в них верится с трудом.

Профессор Массачузетского Технологического Института Алан Гат пишет:

"Момент сотворения мира остается необъясненным."

Профессор Кэмбриджского Университета Стивен Хокинг пишет:

"Сотворение мира лежит вне пределов ныне известных законов физики."

Профессор Калифорнийского Университета Джозеф Силк начинает свою книгу о современной космологии словами:

"Большой взрыв - это современная версия сотворения мира" – то есть, осознанно или нет, использует религиозную терминологию.

В наши дни тема сотворения мира непременно занимает центральное место в любой серьезной дискуссии о космологии. Что имеют в виду космологи, когда они употребляют термин "сотворение мира"? Что, конкретно, было сотворено? Ученые обнаружили, что Вселенная началась с внезапного появления, из ничего, гигантского огненного шара, обычно называемого "первичный сгусток энергии". Произошел "световой взрыв", которому британский астрофизик Фред Хойл дал название "большого взрыва". Остатки первичного огненного шара были обнаружены в 1965 году двумя американскими физиками, Арно Пензиасом и Робертом Уилсоном, которые получили за это важное открытие Нобелевскую премию.

Открытие существования первоначального света прояснило вековую загадку в рассказе о сотворении мира, как оно описано в Книге Бытия. В Первый День Творения, недвусмысленно говорит Книга Бытия, "И стал свет" (1:3). Но в ту пору не было ни звезд, ни солнца, ни луны, ни людей, ни какого-либо иного известного источника света. Как же тогда следует понимать "свет", упомянутый в Книге Бытия?

Ученые обнаружили, что свет существовал в самом начале времен: первичный огненный шар, чье появление возвестило возникновение Вселенной. Сотворение света не совершилось внутри существующего мира. Скорее, оно и было сотворением мира. Если гипотеза ученых верна, то можно считать, что Книга Бытия описывает не два отдельных акта создания в первый день - сотворение мира и сотворение света - но один, единый акт.

*****

Часто возникает вопрос: а что же существовало до "большого взрыва", до этого события, обозначившего сотворение мира. Профессор Принстонского Университета Джон Уилер объясняет, что до сотворения мира не существовало само понятие времени. "До Большого Взрыва вообще не было никакого "до". Законы природы появились вместе с Большим Взрывом, так же как и пространство и время." Ученые, подчеркивает Уилер, рассматривают пространство и время как "сцену", на которой разыгрываются события физического мира. Если физический мир не существует - если не существует Вселенная - то не может существовать ни время, ни пространство. "Время" и "пространство" не являются независимыми сущностями; эти понятия могут иметь смысл только после создания физического мира. Полное согласие с концепцией Творения. (Господь «веки сотворил») Различие только во времени «Х» - начала творения - но о времени мы уже говорили.

Обращаем внимание!

Ученые имеют дело со следами процессов образования Вселенной. То есть, все предлагаемые модели – это реконструкции. А все реконструкции основываются на том, 1) как именно человек видит мир и 2) какую именно систему представлений он использует как базовую. Проверить прямыми наблюдениями невозможно. Значит, используется критерий внутренней непротиворечивости. А противоречия есть. Например, расширение Вселенной противоречит действию силы гравитации. Наверняка у космологов есть объяснения этому противоречию. Объяснения можно придумать всегда.

В детали гипотезы Большого взрыва мы вникать не можем, но это и не нужно. Мы уже увидели, что между моделями, которые ее описывают, и концепцией Творения мира Богом очень много пересечений. А принципиальное различие ровно одно – это вопрос времени, которое потребовалось для возникновения Вселенной. Но говорить о продолжительности негэнтропийного времени, находясь во времени энтропийном, неправомерно! Так что вся гипотеза Большого взрыва вполне может быть описанием Творения мира.

Получается, что шесть дней Творения (о продолжительности которых мы не можем говорить принципиально) = 14 млрд. лет нашего, энтропийного времени.

Вселенная была создана за 6 дней. 14 млрд лет – кажущийся возраст.

(Луна, деревья, Адам - были созданы мгновенно, а выглядели так, как будто им много лет.)

Мы не знаем, как Бог сотворил мир – и не можем этого знать в принципе! И точно так же ученые не могут знать, ни откуда взялась та точка пространства бесконечно малого объема, имевшую бесконечно большую плотность и температуру, с которой началась Вселенная в модели Большого взрыва, ни какие законы и механизмы привели к формированию наблюдаемой ныне Вселенной. Выбор - это вопрос веры! А дальше мы увидим, что в ИХ вере гораздо больше противоречий, чем в НАШЕЙ.

ТВОРЕНИЕ

Мир сотворен из ничего. Это значит, что Господь все существующее привел в бытие из полного небытия.

«Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи, — учил святой Ириней Лионский. — Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала».

До создания мира вообще ничего не было: ни материи, ни пространства, ни самого времени — нам это крайне трудно представить.

Раз не было времени, то уже становится неуместен вопрос: что было до этого? так как «было» — одна из категорий времени. Известно одно: Бог существовал всегда (В Вечности).

Бог придумал мир, как писатель придумывает роман. Откуда у автора появляется текст? Свои мысли он облекает в слова.

Но мысли Господа могут материализоваться. «Мои мысли – не ваши мысли…». Его мысли имеют не просто другое содержание, а другой статус – они воплощаются в материю. Свой «роман» Он написал Словом.

Некогда мир не существовал, и можно предположить, что мира могло бы и не быть. Но однажды получив бытие, тварь будет существовать вечно. Слово Божие не следует уподоблять произносимому слову человеческому, которое, выйдя из уст, тотчас прекращается и в воздухе исчезает. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего: слово Его исходит, но не проходит. ...Слово Господне пребывает вовек (1Пет. 1, 25). И не на время, но навсегда сотворил – Своим творческим глаголом привел тварь в бытие. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится... (Пс. 92, 1) Даже разрушение этого мира в огне Апокалипсиса не будет возвратом к небытию. Будут новое небо и новая земля (Откр. 21, 1). Божественная воля, вызвавшая мир к бытию, непреложна. Рукописи не горят.

Богооткровенное учение о творении мира не могло быть плодом человеческого рассудка. Переход твари от полного небытия к бытию не постижим для мысли. По словам В. Лосского, происхождение и бытие мира не менее таинственны, чем бытие Самой Божественной Троицы. Чтобы приблизиться к созерцанию этой тайны Откровения, необходимо усилие веры, «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим», – пишет святой Апостол Павел (Евр. 11, 3).

В христианстве существует четкое «онтологическое разграничение между сущностью Бога, определяющей внутреннее бытие Трех Лиц Святой Троицы, и Его творческим и «промыслительным» действием вовне, проявляющимся в тварном мире» (сущность и энергии). При сотворении материальной природы Бог не соединяется с ней по сущности, а лишь создает и содержит ее Своей силой. «Присутствие Бога в созданном мире динамично — это присутствие силами и действиями» (свт. Афанасий Великий). Действие силы Божией вызывает появление энергии, которая затем превращается в ВЕЩЕСТВО. Таким образом, вещественный мир создается из энергии, которая не существует в качестве самостоятельной субстанции, а возникает в результате деятельности Бога, направленной на создание тварного бытия. Сила действия Бога и есть то «ничто», из которого творится мир.

Св. Григорий Нисский еще в IV в. привел логичные доказательства не материальной, а силовой, или энергетической, природы вещества. По его мнению, «каждый материальный предмет не есть что-либо простое по своей природе, а слагается из взаимодействия нескольких качеств или сил. Пока эти силы действуют вместе, предмет существует. Как только взаимодействие порвано, предмет исчезает, и вместо него остаются одни только составлявшие его силы». «Это обстоятельство, — по словам св. Григория Нисского, — должно привести нас к совершенному отрицанию понятия материи или вещества, потому что реально этому понятию ничего не соответствует. Вещь составляет взаимодействие разных сил и качеств, и бытие вещи состоит не в чем ином, как только в этом взаимодействии. Бестелесное Божество производит нематериальные умопредставляемые силы, и уже взаимное стечение этих последних приводит в бытие вещественную природу». Таким образом, св. Григорий Нисский заменил понятие вещества представлением о материальном мире как совокупном действии нематериальных по своей природе сил.

Атомы - не как составные частицы вещества, а производящие вещество силы. Не сила есть принадлежность вещества, а, напротив, вещество есть результат сил. Эти силы своим взаимоотношением и своим совокупным действием образуют всю эмпирическую действительность, весь вещественный, реальный мир. ГН.

*****

По представлениям современной физики все материализуется из пустоты. Эта пустота получила названия «квантово-механический вакуум», «квантовое поле», «нулевое поле» или «матрица». Пустота содержит энергию, которая может превращаться в материю.

Материя состоит из сконцентрированной энергии — это фундаментальное открытие физики 20 века.

Эйнштейн, после долгих размышлений об устройства мира сказал: «Единственная существующая во вселенной реальность — это поле». Подобно тому, как волны являются творением моря, все проявления материи: организмы, планеты, звезды, галактики — это творения поля.

А вот что говорит богословие.

Существует в собственном смысле этого слова только Бог, Который есть Сущий, Само Бытие. Созданный Богом материальный мир тоже реально существует, но он лишен самобытного бытия; это есть лишь энергетическая, динамическая «субстанция» движения, вызванная действием Бога в мире. Материя как энергетическая сущность возникает только при действии Божественной силы и может бесследно исчезнуть, если Творец того пожелает и перестанет действовать. Материальный мир — это овеществленное действие Бога. Поэтому можно сказать, что существует только Бог и Его действие, в результате которого появляется мир. Бог поддерживает мир в бытии, и автономно от Бога мир существовать не может. Мир стоит, пока звучит Слово.

Божественная природа онтологически принципиально отличается от природы материальной. Божественная природа самобытна, вечна, неизменна, и в ней заключено все бытие. «Бог, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — есть Сам свет, Сама благость, Сама жизнь, Сама сущность, так как Он не от другого имеет Свое бытие или что-либо из того, что есть, но Сам есть источник бытия для того, что существует: для того, что живет — источник жизни, для того, что пользуется разумом — разума, для всего — причина всяких благ». Материальная природа сотворена, динамична по своей сущности, имеет начало, постоянно изменяется и существует только благодаря действию Божества.

Ученые по традиции отвергают любые объяснения происхождения Вселенной, которые предполагают вмешательство сверхъестественных сил. Особое сопротивление у них вызывает концепция Верховной Личности — Бога-Творца, создавшего мир. По их мнению, подобные представления антинаучны. В механистической картине мира Богу, если Его существование вообще признается, отводится роль статиста, в чьи обязанности входит заводить часовой механизм Вселенной. После этого Ему остается только наблюдать за ходом дальнейших событий, развивающихся по непреложным законам природы. Таким образом, Бог либо оказывается в подчинении у законов природы, либо Его отождествляют с аморфной энергией Вселенной.

В картине, созданной теоретиками большого взрыва, просто нет места для Бога-Личности, верховного творца и властелина мироздания. Австрийский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шрёдингер, сформулировавший основное уравнение квантовой механики, пишет в своей книге «Ум и материя»: «Личностному богу нет места в модели мира, которая была построена ценой исключения всего личностного». Таким образом, не нужно думать, что, исключая Бога из своей модели Вселенной или резко ограничивая Его роль, ученые делают это на основании своих открытий. В действительности все обстоит наоборот: метод, выбранный ими, с самого начала не предусматривает присутствия Бога.

Тем не менее, в современной науке появляется множество свидетельств того, что мир сотворен именно Личностью.

Эффект наблюдателя. Бог – Супер-наблюдатель.

Мы о нем говорили на прошлой лекции.

«Ключевая идея квантовой теории — наблюдатель необходим не только для того, чтобы наблюдать свойства атомного явления, но и для того, чтобы эти свойства вообще возникли». МИР ТВОРИТСЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ.

Доказан для субатомного уровня.

Действие квантовых законов, работающих на уровне крошечных частиц, обычно незаметно в нашем мире больших макрообъектов.

Потому тем ценнее недавние эксперименты группы профессора Шваба из США, в которых квантовые эффекты продемонстрировали на чуть более ощутимом объекте — крошечной алюминиевой полоске.

Эту полоску закрепили с обеих сторон так, чтобы ее середина была в подвешенном состоянии и могла вибрировать под внешним воздействием. Кроме того, рядом с полоской находился прибор, способный с высокой точностью регистрировать ее положение.

В результате экспериментаторы обнаружили два интересных эффекта. Во-первых, любое измерение положения объекта, наблюдение за полоской не проходило для нее бесследно — после каждого измерения положение полоски менялось. Грубо говоря, экспериментаторы с большой точностью определяли координаты полоски и тем самым, по принципу Гейзенберга, меняли ее скорость, а значит и последующее положение.

Во-вторых, что уже совсем неожиданно, некоторые измерения еще и приводили к охлаждению полоски. Получается, наблюдатель может лишь одним своим присутствием менять физические характеристики объектов.

Его суть. Пока частицу не наблюдают, не измеряют и никак на нее не воздействуют, она находится в любопытном состоянии, которое является суперпозицией всех возможных состояний. Однако когда частицу наблюдают, измеряют или воздействуют на нее, это состояние суперпозиции исчезает: частица находится в единственном состоянии, как и любой «обычный» предмет. Так как состояние суперпозиции описывается как сложная волновая функция, связанная с именем Эрвина Шредингера, то, когда состояние суперпозиции исчезает, говорят, что происходит коллапс волновой функции Шредингера.

Проблема в том, что невозможно сказать, какое из множества возможных виртуальных состояний примет частица. Выбор частицы совершенно не зависит от условий, которые запускают коллапс волновой функции. Далеко не всегда это наиболее вероятное состояние.

Нобелевский лауреат В. Гейзенберг говорит: “Оказалось, что мы больше не способны отделить поведение частицы от процесса наблюдения. В результате нам приходится мириться с тем, что законы природы, которые квантовая механика формулирует в математическом виде, имеют отношение не к поведению элементарных частиц как таковых, а только к нашему знанию об этих частицах”. В квантовой механике наряду с объектом исследования и инструментами исследования элементом анализируемой картины становится наблюдатель

Известный физик Джон Арчибальд Уилер разработал теорию, которая предполагает, что человеческое наблюдение создает вселенную. Он утверждает, что вселенная существует в состоянии неопределенного квантового потенциала, пока сознательный наблюдатель не соберет реальность в единое состояние. По сути, вселенная требует участия сознания, чтобы получилась то, что мы называем объективной реальностью. ЧЬЕ ЭТО СОЗНАНИЕ – УЧЕНЫЕ, как правило, НЕ УТОЧНЯЮТ.

Создатель квантовой физики Макс Планк во время своей речи при получении Нобелевской премии произнес следующее: «Все во Вселенной создается и существует благодаря силе. Мы должны предполагать, что за этой силой стоит сознательный разум, который является матрицей всякой материи».

Сравним со словами Григория Нисского: «Бестелесное Божество производит нематериальные умопредставляемые силы, и уже взаимное стечение этих последних приводит в бытие вещественную природу». Один к одному!

Ученые (не все, конечно), уже готовы признать, что вещественного мира не существует без человека, и творит его именно человек. Мы – не готовы!

Кто же конкретно вправе считаться тем наблюдателем, чьё сознание играет ключевую роль в проявлении нашей реальности: физика-экспериментатора, каждого отдельного человека, человечества в целом, этакое коллективное сознательное?

Если признать, что в нашем мире есть некая Сущность, которая оказывает влияние на его, мира, реализацию, воплощение, о-веществование, то физики могут назвать такую сущность Сверхнаблюдателем, Супернаблюдателем. Люди же, далекие от квантовой физики, назовут его просто – Богом или Творцом.

Бог, Своими мыслями (информацией), облеченными в Слово, сотворил мир – в полном соответствии с Шестодневом. («Мои мысли не ваши мысли»). Базовый мир, как бы «исходник» в компьютерной игре. Человеку – образу и подобию Божию – тоже была дана способность творения (способность управления вещественным миром). Но, после грехопадения, эта способность утрачена (полностью или частично. Сдвинуть гору можно – но только по вере – то есть силой Божией). Творчество теперь понимается преимущественно как «художественное» - музыка, живопись, литература…- то есть как реализация не вещественного мира, а мира собственных мыслей, идей, образов.

А о том, что же такое – наши «собственные» мысли – мы поговорим позднее.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс