Охтинские бабушки в музее христианской культуры
Охтинские бабушки в музее христианской культуры
Когда мы попали в этот музей, то могли обмениваться лишь междометиями. Первый итог был: «Вот это да!»
Музей уникален! Находится он в здании на Рижском проспекте 9, в помещении бывшей Экспедиции заготовления государственных бумаг (Гознак по современному). Желая отметить спасение Императорской семьи при крушении в 1888 году поезда в Борках, рабочие и служащие Экспедиции постановили устроить на собственные пожертвования церковь.
Храм на 1500 человек был заложен во имя преподобномученника Андрея Критского, чья память приходилась на день спасения (30 октября). Преподобномученик Андрей Критский – это не тот святой, канон которого мы читаем Великим постом. Жил он при императоре иконоборце Константине Копрониме. Поводя на острове Крит строгую подвижническую жизнь, святой узнал о гонении на святые иконы. Воспламенившись ревностью о Боге, преподобный Андрей отправился в Константинополь и смело обличил императора в его нечестии. За это он был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, где утверждал в благочестии приходивших к нему христиан. Мученическая кончина св. Андрея последовала во время жестоких истязаний в 767 г.
В советские времена церковь была закрыта. Возрождение ее стало возможным благодаря благотворителю Константину Голощапову — ктитору Константино-Еленинского монастыря, подворьем которой она является. Церковь расположена на третьем этаже, а на первом этаже и на галерее, музей – иконы, церковная утварь, картины на библейские сюжеты.
Директор музея Марина Иннокентиевна Кришталь представила нашей группе экскурсовода – Наталию Владимировну, сотрудницу музея. Как интересно она рассказывала! Не просто описывала, что изображено на иконах и картинах, а вводила нас в мир образов и символов православного искусства, раскрывала принципы прочтения иконы, обращала внимание на значимость деталей… Мы узнали много нового. Оказывается, например, что на некоторых византийских иконах житийные сцены, помещенные вокруг образа святого (их называют клеймами), читаются не как обычно - по часовой стрелке с верхнего левого угла. Чтение их начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, затем попеременно слева направо на боковых полях и заканчивается в правом углу нижнего поля. А из красной нити в руках Пресвятой Богородицы, которая присутствует на некоторых иконах Благовещения, Божия Матерь плетет завесу, раздравшуюся через 34 года в Иерусалимском храме.
Я не знаток иконописи, но все же икон повидала немало. А в музее то и дело обнаруживала неизвестные для себя варианты знакомых сюжетов.
«Сошествие во ад», где под ногами Спасителя изображены падшие ангелы, на которых написаны различные грехи.
Подробнейшая минейная икона («календарь» православных святых).
Греческая мозаика 6-го века «Пресвятая Богородица с Архангелами».
Икона Распятия Христа, где Господь окружен круглыми клеймами (гораздо чаще они имеют прямоугольную форму), в которых изображены последние минуты земной жизни апостолов. И еще, и еще иконы…
По словам более искусствоведчески грамотных сестер, такого и в Русском музее не увидишь.
Коллекция нательных крестов раннехристианского периода. Оказывается, в первые века христианства крест был равноконечным, а привычную форму приобрел только к 5 веку. И лишь в 9 веке на кресте появилось изображение Иисуса Христа. Все детали наполнены смыслом. Узоры, которыми иногда обрамляется крест, символизируют виноградную лозу; изображение круга в центре креста – это знак тернового венца Спасителя.
Большой процессионный крест времен Константина Великого. И серебряное блюдо этого великого императора, эдиктом которого от 313 года христианство в римской империи приобрело статус государственной религии. И еще, и еще… Только по первому этажу музея можно ходить часами.
На галерее - коллекция картин русских и западноевропейских. Трудно поверить в то, что все это - подлиники! Среди имён живописцев представленных работ: Лука Пенни, художник круга Рафаэля, Лионелло Спада, мастер XVII века, последователь Караваджо, Франческо Фонтебассо (авторский вариант картины «Тайная вечеря», хранящейся в Эрмитаже),
незаслуженно забытый К.Н.Кудрявцев (19 век), картина которого «Изгнание Агари с Измаилом» ещё при жизни автора неоднократно удостаивалась наград.
В общем, со второго этажа Охтинские бабушки тоже уходили неохотно..
Поднимаемся на третий этаж, в храм. И снова остановка. На лестничной площадке – огромная картина Густава Доре «Се, человек».
Чтобы описать храм преподобномученика Андрея Критского, у меня не хватает слов, его нужно видеть! Среди святынь храма - старинные ковчеги с Шипом от Тернового Венца Спасителя, частицами мощей св.Николая, св.Спиридона Тримифунтского, св.Зосимы и Марии Египетской, св. Иоанна Дамаскина, свв.прав. Захария и Елисаветы, мчц. Татианы и других святых.
Мощевики равноапостольных Константина и Елены выполнены в форме рук и располагаются перед иконами святых.
Сюда обязательно нужно придти снова, причем минимум дважды, чтобы и разглядеть всю храмовую роскошь, и помолиться в этом чудном храме.
Приношу извинения за качество фотографий.
Назад в раздел