Материалы


Проповеди в Неделю сыропустную

Неделя Сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощенное воскресение.

архим Кирилл Павлов.pngСлово архимандрита Кирилла (Павлова)

Адамово изгнание… Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Без этого все сердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему?

Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения…

Во-вторых, потому, что Царство Божие — светлое общество сынов Божиих… может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними — сонаследниками этого Царства?..

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый…

Очевидно, что без искреннего все сердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава…

Не таковаго поста Аз избрах, — говорит Господь через пророка Исаию, — но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7).

Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею?..

Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но — с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним?..

Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения…

Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения, к Жертве… без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к ближним, мы попираем Святыню и Кровь Господа вменяем ни во что…

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь.

http://lecco.prihod.ru/index.php/propovedi/propovedi-2014/nedelya-syropustnaya-adamovo-izgnanie-iz-raya-proshhennoe-voskresenie/


Проповедь «О воспоминании Адамова изгнания»

митр владимир иким.pngМитрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

Быт. 1,27

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Все мы, дети всех народов и племен, состоим в кровном родстве. Происхождение наше Божественно, но светоносная природа наша на заре Творения подверглась порче. В памяти человечества нет ничего плачевнее, чем воспоминание о грехопадении первых людей, Адама и Евы.

Первые люди были прекрасны. Лишь в доверчивом взгляде, чистой улыбке ребенка мы можем угадывать отблеск той утраченной красоты. Не зная греха, Адам и Ева наслаждались полнотой бытия в чудесном райском саду. Ничего не запрещал Всеблагой Творец любимым Своим созданиям, кроме одного плода, внешне привлекательного, но таившего внутри смерть и ад. Ибо этот маленький плод заключал в себе все будущие грехи человечества.

Мала и ничтожна капля отравы, однако стоит проглотить ее, и человек падает замертво. Вот так же в капле сока запретного плода таились потоки крови и слез, все чудовищные преступления и нравственные пороки всемирной истории.

Всещедрый Творец наделил человека многими дарованиями, среди них и высочайшим даром — свободой воли. Небесный Отец ждал от людей не слепого подчинения, а ответной любви. Бог не скрыл от Своих детей существования коварного дерева, Он просто предупредил: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

Увы, прародители наши не поверили Богу и изменили Ему! Не Всеблагому Отцу, не Творцу своему поверили они, а ползучей твари, в которую вселился диавол.

Чем же прельстил Адама и Еву лукавый змий? Ложью и клеветой на Творца соблазнил он их, собственной гордыней и завистью ко Господу прельстил, сказал: будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).

Первые люди не нуждались в познании добра и зла. Они сами были добром, образом и подобием Всевышнего Добра, Которое есть Бог. А познать зло для них означало впустить зло в собственные души, омрачив их первозданный свет.

Вкусив от запретного плода, Адам и Ева поняли, что они наги, и прикрылись листьями. Но они не поняли самого страшного: обнажились их души и стали доступны для тлетворного проникновения греха. Так отпали первые люди от Бога и подпали власти человекоубийцы-диавола. Прародители наши не соблюли дарованной им чистоты, поэтому не могли оставаться в Господнем Царстве Чистоты — и были изгнаны.

Каждый из нас отпал от Бога вместе с прародителями. Кто осмелится сказать, что сохранил в себе детскую невинность, чистоту помыслов, совершенную любовь? Кто не поддавался нашептыванию лукавых соблазнов, не осквернял в себе образ Божий? Даже лучшие из людей, подобно святому апостолу Павлу, могут сказать о себе: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Сок запретного плода, отравив сердца потомков Адама и Евы, ввергает их во все более мрачные бездны грехопадения. От Каинова братоубийства до новейших братоубийственных войн, от древних Содома и Гоморры до современного нравственного распада протянулась цепь беззаконий. Эти беззакония рода человеческого вопиют к небесам, требуя отмщения.

Но нет пределов любви и милости Господней. Бог пожалел заблудшее и падшее Свое создание и не оставил его. Устами пророков и праведников призывал Господь людей вспомнить о Божественном своем происхождении и возродиться в Духе и Истине. А когда настала полнота времен, послал Бог на землю обетованного Спасителя миру, Иисуса Христа.

Непостигаемую умом человеческим любовь явил Господь, искупив нас из рабства греху. Единородный Сын Божий облекся в человеческое тело, дабы вновь освятить его, предал Себя на страдания и смерть, пролил Пречистую Свою Кровь, дабы омыть Адамов грех и последовавшие за ним неисчислимые прегрешения людские. Как вместе с падшим Адамом все мы погрузились в пучину смерти, так с Воскресшим Христом каждый из нас получил надежду вернуться к Источнику жизни Вечной.

Описывая страдания Спасителя, преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Яркое солнце с небесной высоты, увидев поругание Владыки на древе крестном, изменилось в лице, удержало лучи своей светлости, не потерпело взирать на поругание Владыки, облеклось печалью и тьмою. Все твари были в страхе и трепете, когда страдал Спаситель, Небесный Царь. А мы, грешные, за которых и предан Единый Безгрешный, все еще остаемся небрежными».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Для наших прародителей воздержание от запретного плода было бы знаком любви ко Господу. Если мы, их потомки, хотим возвратиться ко Господу Милующему, мы должны стяжать добродетель воздержания.

Ныне перед нами открываются двери Великого поста, дорога духовного обновления, по которой мы должны прийти к Светлому Воскресению. Не только в воздержании от жирной пищи и хмельного пития заключается пост, такое воздержание — благое подспорье, чтобы мы смогли очистить от скверны наши чувства и помыслы. Отрешившись от житейской суеты, в благоговейной молитве наедине с Господом должен проводить христианин дни Великого поста. Но как предстать перед Господом Всемилостивым, если сам ты немилостив? Как предстать перед Божественной любовью, если в душе твоей живет ненависть? Потому-то этот день, канун Великого поста, именует Святая Церковь Прощеным воскресеньем и призывает нас ныне примириться со всеми, кто обидел нас, и искренне покаяться перед теми, кого мы обидели.

«В прощении обид другим состоит истинное познание Бога, которое объемлет собою всякое познание. Заповедь о прощении ближних есть мать всех заповедей. При исполнении оной мы можем любить Бога всем сердцем, а ближних, как самих себя. Наши посты, бдения и умерщвление тела полезны нам только тогда, когда мы исполняем сию заповедь. Тогда сердце наше и внутренний наш человек принимают участие во исполнении внешних наших подвигов, а не отвергают их», — говорит преподобный Марк Подвижник.

Братия и сестры возлюбленные, вспомните, как тяжко мы с вами грешим, как много прогневляем Господа. Но стоит нам уронить несколько слезинок покаяния — и Он, Милосердный, прощает нас. Иисус Христос, Которому мы призваны подражать, молился за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). А мы, называющие себя христианами, копим гнев на ближних своих и готовы мстить им за малейшую обиду.

Все мы родня по плоти в Адаме и родные по духу во Христе. В каждом человеке должны мы прозревать живую икону, образ и подобие Божие. Неужели же мы не найдем в себе сил для примирения друг с другом, для единения в святом братолюбии?

Трудным кажется прощать и просить прощение, но лишь из-за гордыни, которую внушает нам древний змий. Зато как легко и радостно становится на душе, когда примиришься с ближними. Это святая радость, радость о Господе!

Переступим же порог Великого поста с сердцами, очищенными от памятозлобия, и да будет нам по слову Господню: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Аминь.

http://shipulino.ru/propovedi/55-propoved-4


Воспоминание Адамова изгнания.

лоргус.png  Протоиерей Андрей Лоргус

В «Прощеное воскресение», в последнее воскресение перед началом Великого поста, Церковь напоминает всем нам событие далекой древности, проклятие и изгнание Адама и Евы из Эдемского сада. Церковь предусмотрела это так же, как и в предыдущие воскресные дни, как подготовку к Великому посту.

Почему именно это, ветхозаветное, одно из древнейших событий, изгнание Адама и Евы из Эдема, почему оно относится к Великому посту? Потому что с этого проклятия, которое Бог дал первым двум людям, которым мы все являемся потомками, начинается история падшего человечества, к которому мы с вами принадлежим. Это история, которая совершалась за стенами Эдемского сада. Это изгнание было проклятием, было наказанием и в то же время исправлением, которое Бог дал за грех Адама и Евы. И этот грех разлучил человека, первого человека, с Богом. И тень этого греха лежит на всех нас. Мы все являемся наследниками той природы, которую получаем от своих родителей, а родители от своих родителей — и так до Адама и Евы. Мы все являемся носителями той уже искаженной грехом природы, которая восходит к Адаму и Еве. И поэтому их изгнание из Эдема и на нас сказывается, и в нашей природе. Но это не тот грех, о котором мы можем молиться как о личном грехе, он не личный. Никто из нас не причастен лично греху Адама и Евы. Но все мы причастны, потому что все мы человеки, от единой природы Адама. И поэтому Адамово изгнание есть и наше изгнание.

Часто новоначальные христиане спрашивают: почему так жестоко поступил Господь с первыми людьми? Так ли велико было их преступление, так ли велико было это ослушание, что нужно было их наказать изгнанием навсегда из Эдемского сада, насовсем? Совсем лишить их поддержки Эдема, совсем их лишить того блаженства, которое они имели по дару Господа?

Но у нас нет ответа, потому что между грехом и наказанием нет прямой причинно-следственной связи, которая объяснялась бы справедливостью, одинаковым весом, каким-то равноценным значением. Так может быть только на рынке, где мы уравниваем вес продукта с гирями. Но в суде Божием совсем не так. Поэтому мы не можем сказать, какому наказанию может соответствовать какой грех, или наоборот, за какой грех какое будет наказание. Потому что наказание, наказ — это тот урок, который дает Господь человеку для его исправления. Но кроме этого есть еще в Адамове изгнании другая особая вещь. Господь говорит: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт, 3:22), Не должны были Адам и Ева сохранить в себе райского достоинства, совершенства, света, обожения, которое они имели. Не должны сохранить, потому что грех, ими совершенный, обладает необратимостью — как мало какие грехи, которые мы иногда называем смертными, хотя, конечно, это название не соответствует сути греха.

Некоторые грехи являются необратимыми. Есть такие поступки в жизни человека, которые вернуть нельзя, как, например, убийство другого, смерть, которая является следствием моего поступка, выбора, случайная или намеренная, — делает меня убийцей, и я не могу вернуться к себе прежнему после этого события. Есть такие события в жизни человека, перед которыми он должен остановиться и подумать: обратно дороги не будет. Так и Адам с Евой. Они совершили поступок необратимый. Он необратимо изменил их природу — и нашу с вами. Он необратимо изменил соотношение между человеком и Богом. И это была воля человеческая. И так часто в нашей воле совершать или не совершать необратимые поступки.

Многие поступки Господь прощает и не вменяет человеку в вину, исправляет и благодатью Своею залечивает раны душевные — злобы, ненависти, вражды, лжи, предательства. Но есть вещи, которые необратимы по природе, по той природе, которую дал Господь и которая, как бы ни милостив был Господь, но она останется в природе человека, она останется в наших отношениях, она останется в нашей истории, в нашей судьбе, и останется, увы, навсегда, хотя бы мы и плакали и каялись, и приносили бы свой пост. Мы будем нести искаженную природу, которую оставил нам Адам. И поэтому перед постом это напоминание нам, что мы не только раскаиваемся в совершенных нами грехах, но пост еще и есть несение тяжести нашей общечеловеческой судьбы и природы, которая, увы, искажена. Она несовершенна, она вот такая, что мы болеем, склонны к лжи и вражде, удобопреклонны греху — вот в чем наша беда. Это не грех, это наша беда, это наше несчастье.

И Великий пост — это плач и скорбь нашей общечеловеческой природы, искаженной грехом. Это наш плач, Адамов плач о том, что с нами произошло, о том, какие мы, о том, какая наша судьба останется поврежденная, искаженная, не светлая, не прямая до конца. Это вовсе не означает, что мы должны с унынием смотреть на нашу жизнь. В нашей жизни много того, что преодолевает и может преодолеть это наше несчастье. Но пост — это время покаяния, это и время несения особого труда. И в пост мы особым образом сталкиваемся с этой трудностью, с этой дебелой плотью, которая является следствием человеческого поступка Адама. И поэтому Адамово изгнание — особая тема; может быть, не самая важная для одного или другого из нас. Но это наша общая тема, которая склоняет нас к покаянию, склоняет нас к воспоминанию, склоняет нас к смирению и принятию судьбы, человеческой природы, человеческой истории, но и победы Воскресения Христова в этой судьбе и в этой природе. И если бы не было этой победы, то наш пост был бы временем скорби. А наш пост — это время ожидания, ожидания победы над грехом.

http://www.ovco.org/2014/03/5471


Адамово изгнание

DSCF4452.JPGПротоиерей Андрей Панков

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Воскресный день накануне Великого и спасительного поста именуется в Православной Церкви Прощённым воскресеньем и днём воспоминания Адамова изгнания. В богослужебных книгах пишется, что воспоминание Адамова изгнания неслучайно, ибо Адам пал через беззаконное вкушение пищи. Из священной истории все мы с вами знаем о том, что Господь некогда сотворил человека. И человек был своего рода величайшим творением Божиим, сочетавшим в себе земное и небесное, два мира, две природы. Но случилось так, что диавол соблазнил первых людей.

Особенность творения человека заключалась в том, что ему уготовано было стать богом. Но невозможно сотворить из человека бога без воли самого человека. Вот для того, чтобы человек упражнялся в добродетели, верности, любви, благоговении перед своим Творцом, Господь насадил в Эдеме древо познания добра и зла. Заповедав человеку, чтобы он никогда не вкушал от плодов этого древа. И через послушание, через исполнение этой заповеди, первые люди — Адам и Ева — упражнялись в добродетели, совершенствовались и приближались к величайшему замыслу Создателя. Отношения между первыми людьми и Богом трудно себе представить, ибо это были отношения Отца и детей, Творца и творения. Отношения величайшей любви, доверия, чистоты и послушания.

И мы знаем с вами, что змей, который был мудрейшим из всех зверей Эдема, некогда обращаясь к Еве, сказал: "Правда ли, что Бог запретил вам есть от всех деревьев эдемских?" Ева ответила: "Нет, мы можем есть от всех деревьев, но только от древа познания добра и зла не можем есть. И даже", — прибавляет Ева по свойству женского существа, — "мы даже не можем прикасаться к этим плодам". И в этот момент змей произносит страшные слова, которые ядом вольются в сердце Евы: "Знает Бог, что в тот день, когда вы вкусите эти плоды, вы сами станете как боги!" И Ева, взглянув на древо познания добра и зла, увидела, что плоды его приятны для глаз и, наверное, вкусны. И совершила величайшее злодеяние, суть которого заключалась не столько во вкушении запрещённых плодов, сколько в признании Бога обманщиком, тираном, который сознательно держит в неведении первых людей. И совершив это злодеяние, как часто бывает, человек находится первое время в состоянии эйфории и опьянения грехом. Явившись своему мужу она говорит: "Вот, я вкусила от древа познания добра и зла и теперь я — богиня! Сколько же ты будешь находиться в рабском послушании у своего Создателя?" И как это тоже часто бывает, мужчина дрогнул перед словами женщины. И совершилось великое злодеяние — падение, суть которого означает попрание любви Божией и предательство своего Создателя и Творца.

Это злодеяние повлекло за собой чрезвычайные последствия. Поэт говорит: "Ангел сдвинул планету". И природа человеческая нарушилась. В неё вошли болезни, страдания и смерть. Конечно же первые люди не стали богами, и слова дьявола были ложью от начала и до конца. Но дело было сделано — человек совершил непоправимое, то, что невозможно устранить одними лишь человеческими силами. И мы знаем с вами о том, что Господь — не по гневу или строгости, граничащей с жестокостью — изгоняет Адама из эдемского сада. Потому что с этого момента начинается история выздоровления человеческого естества, человеческой природы. Эдем берётся от нашего мира. У входа в райский сад поставляется херувим с обращающимся огненным мечом. Очень скоро у Адама происходит горькое прозрение, очень скоро он познаёт глубину своего падения. Священное Предание говорит нам о том, что Адам во все дни своей жизни приходил к вратам в эдемский сад, к своему потерянному царству и рыдал о содеянном, прося у Господа прощения за совершённое им.

Каким образом, дорогие мои, эта история относится ко всем нам? Мы все являемся чрезвычайно близки Адаму и Еве, ибо все мы их потомки. И жестокая правда нашего мира заключается в том, что если мы не освящены водой и Духом, если мы не живём по любви, если мы не причастники Христу, то мы — дети предателей, наследники тех, кто попрал любовь Божию. И если это неодолимое стремление к предательству не преодолевается в нас благодатью Божией, то нам по слову Божию уготована смерть.

К сожалению, жизнь наша бывает, порой, сложна. И в разных обстоятельствах не всегда мы принимаем правильные решения. Порой, по лени, по малодушию, по трусости, по тщеславию мы совершаем те или иные грехи, попираем любовь Божию. И Святая Церковь в качестве очищающего средства полагает нам Великий пост — время воздержания, время, когда все мы должны задуматься о том, какой жизнью мы живём. Соответствует ли наша жизнь заповедям Христовым, или мы идём путём Адама, путём разрушения своей собственной жизни. Это время, в которое Господь призывает нас всех к покаянию. Призывает к тому, чтобы мы приблизились ко Спасителю.

Но, с другой стороны, как мы можем приблизиться к Богу, если мы сами, в сердце своем имеем обиду и что-либо против наших ближних? Если мы не простили грехи тех, кто нас окружает. Тех кто, может быть, по эмоциям, по неосторожности, по неразумию, по своей слабости совершили перед нами то или иное зло — обидели нас, оскорбили, забыли... И для того, чтобы начать этот постный путь восхождения ко Господу, путь приближения к исполнению заповедей Христовых, Церковь полагает нам особый день — Прощённое воскресенье. День, в который мы воспоминаем падение Адама и просим друг у друга прощения с тем, чтобы Господь благословил нас на этот путь очищения.

Дай, Господи, дорогие мои, чтобы в этот день, вспоминая нашу великую и в то же время трагическую человеческую историю, мы нашли в себе мужество, твёрдость и веру попрать свою собственную гордыню. И, смирившись, поклониться своему ближнему, попросить у него прощения, для того чтобы освободить душу от тяжести греха обиды и с ревностью начать путь своего собственного покаяния и приближения к Богу. Аминь.







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс