Материалы


Проповеди в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Неделя 9-я по Пятидесятнице.

В это воскресенье за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Матфея (глава 14, стихи 22-34), повествующий о спасении утопающего апостола Петра.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.


Антоний Сурожский.pngПроповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 9-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.

В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.

И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: Не бойтесь! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше...

Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.

И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: Не бойтесь, это Я!..

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: „Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!”, – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.

Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

http://www.iakovlevskoe.ru/bible/229-week9


Ты - сын Божий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Митрополит Владимир (Слободан)

Ты - сын Божий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице


Однажды на берегу Генисаретского озера Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого Он повелел ученикам Своим плыть на другую сторону моря, а Сам пошел на гору помолиться. Ночью, когда ученики были уже на середине моря, Иисус Христос пошел к ним по воде. Увидевши Его идущим по морю, как по суше, ученики испугались, думали, что это призрак. Иисус же сказал им: “Не бойтесь, это Я”. “Если это Ты, - сказал Ему Петр, - то повели мне придти к Тебе по воде”. “Иди”, - ответил ему Христос. И Петр пошел. Но, испугавшись сильного ветра, начал тонуть и закричал: “Господи! спаси меня”. Иисус Христос простер ему руку и сказал: “Маловерный! зачем ты усомнился?” Потом вошли оба в лодку. Бывшие в лодке подошли к Иисусу, поклонились Ему и сказали: “Истинно Ты Сын Божий” (Мф.14,22-33).

Во-первых, это повествование напоминает нам о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус, Бог и Человек, часто молился в уединении.

Во-вторых, оно учит нас мужеству и неустрашимости в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях, уверяет в том, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него. Апостолы, бывшие тогда еще несовершенными в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную, волнующуюся страстями и напастями жизнь; лодка означает тело наше, в котором вместе с душою дух наш переплывает житейское море.

В разной степени мы все испытываем бурю бед и жизненных трудностей. У нас болезненно расстроены грехами и воображение, и мысли, и чувства, и воля. Часто мы всего и всех боимся, и это потому, что у нас еще слаба вера. Кто вошел в тесное единение с Богом, тот теряет страх перед всем земным, перед самой преисподней. “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защитник живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на меня полк бесовский, не убоится сердце мое, аще восстанет на меня брань демонская, на Него уповаю” (Пс.26,1,3).

Необходимо вспомнить еще о смелой просьбе Петра придти по воде к Господу. Просьба Петра, с одной стороны, достойна одобрения, как плод веры его в Иисуса и любви к Нему, а с другой стороны, достойна осуждения, ибо, не утвердившись еще в вере и любви, имея только начатки таковых, он захотел без нужды чуда.

Так бывает и с нами: когда мы с уверенностью делаем или говорим что-либо, тогда и речь льется плавно и дело делается справно, а как станем колебаться, сомневаться, бояться-тогда и слово замирает и дело страдает. Когда мы молимся с верою и упованием, молитва наша бывает легкой и полезной, как только усомнимся или забудем о присутствии Божием, или развлечемся посторонними мечтами, и молитва погаснет, и мы чувствуем духовное крушение, утопание сердечное. Так много значит вера!

“Спаси меня!” - воскликнул утопающий Петр, и Господь простер ему руку помощи. Мы все тонем в грехах, как в море, потому и нам, как Петру, надобно чаще обращаться к Спасителю с покаянной просьбой: “Господи! спаси меня”. И Господь не даст нам погибнуть. Когда Господь вошел в лодку, ветер тотчас утих. Так и в нас утихнет немедленно буря греховная и наступит желанная тишина помыслов и чувств.

Кроме исторической стороны в евангельском повествовании заключается и другой глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики всю ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой, море - с миром, бурю - с гонениями. Вздымались яростные волны сектантства, лжеучения и лжемудрствования, которые готовы были, по-видимому, потопить ее. Но Христос никогда не оставлял Своей Церкви, которую Он приобрел Кровию Своею. Вынесенная учениками буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас, бурю жизненных опасностей. Доблесть истинного христианина в том и заключается, чтобы он не предавался отчаянию, а боролся до последнего, в полной уверенности, что рано или поздно Господь подаст ему всесильную руку помощи. В этой уверенности - истинный якорь христианского спасения и залог победы.

В короткое время Господь совершил перед Своими учениками три чуда: напитал пять тысяч человек пятью хлебами, ходил по воде, как по суше, по Его слову апостол Петр сделал то же. Господь совершил это для того, чтобы научить учеников Своих, а через них и нас веровать в Него, как в Сына Божия. Господь знает, что вера в Него - самое главное и важное для людей на земле. Апостолам нужна была вера, чтобы научить вере в Бога всех людей. Людям необходима вера потому, что, только имея веру в Бога, можно спастись.

Господи! Мы исповедуем вместе с Твоими учениками и апостолами, что Ты воистину Сын Божий (Мф. 14,33), Ты - наш Спаситель! Ты - наша жизнь! Ты- Бог наш! Мы на Тебя надеемся и Тебе славу воссылаем во веки веков.

Аминь.

http://mv.ipodiakony.org.ua/slovo-pastyrya/propovedi/voskresnye/398-ty-syn-bozhij-propoved-v-nedelyu-9-yu-po-pyatidesyatnitse


Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

прот александр глебов.pngПротоиерей Александр Глебов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее апостольское чтение из первой главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, известное, как слово о Кресте. И оно должно быть хорошо знакомо постоянным прихожанам наших храмов, поскольку читается в дни и праздники, связанные с воспоминанием креста Господня и крестных страданий Спасителя.

Этот отрывок начинается словами апостола: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». Юродство значит глупость или безумие. Вообще? во всем этом слове апостола Павла о кресте идет противопоставление мудрости и глупости. Это противопоставление было характерно для древнего мира. Люди часто думают, что они мудрые. Но чем больше человек говорит о своей мудрости, тем он глупее.

Поэтому еще в Ветхом Завете было сказано: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Имеются в виду не подлинные мудрецы, а те, кто считает себя таковыми. Подлинные мудрецы о своей мудрости не говорят. Например, один из умнейших людей своего времени философ Сократ любил повторять: Я знаю, что я ничего не знаю. Да, действительно, чем больше человек знает, тем шире перед ним раскрывается область неведомого и непознаваемого. Ну а человек глупый думает, что он знает все.

Возвращаясь к тексту, надо задаться вопросом, а почему же слово о кресте, ну конечно, не о кресте, как об орудии казни, а слово о Боге, распятом на кресте, для многих является юродством, то есть безумием, глупостью?

Древний мир, мир апостольского времени, был миром религиозным в отличие от нашего времени. Иудеи верили в единого истинного Бога, а все остальные народы, будучи язычниками, верили в многочисленных богов, которых сами для себя создавали. Но как иудеи, так и язычники в своих представлениях о Боге исходили из того, что Он – Всемогущий.

И если язычники, эллины, как называет их апостол Павел, в своих мифах о богах допускали, что среди них бывают воины, победители и побежденные, бывают более могущественные боги, бывают менее могущественные, но представить себе, что Бог мог быть мучим и убит людьми – ну, для них это был полный абсурд. Действительно, безумие, глупость, юродство.

Ну а иудеи? Для них ожидаемый Мессия это царь, который железной рукой, будет карать грешников. Огнем и мечом будем мстить всему миру за многовековые угнетения израильского народа. Он будет неуязвим и царству Его не будет конца. А проповедь о том, что Мессия будет распят на кресте, как последний преступник, — а ведь действительно, распинали-то в древнем мире только рабов и самых законченных негодяев, плебс, — так вот проповедь о такой судьбе Мессии для иудеев, это, как сказал апостол, соблазн. А мы проповедуем Христа распятого для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. Соблазн по-гречески значит скандал. И слово это взято из охотничьего лексикона. Когда охотник ставит ловушку или капкан с приманкой, то это называлось скандал.

То есть для иудеев проповедь о распятом Христе представлялась ловушкой, провокацией, капканом, который ведет к погибели. Ну а для эллинов сама мысль о смерти Бога от руки человека – это безумие.

Можно сказать, что иудеи и эллины это такие условные представители вообще не верующего во Христа мира. Потому что отрицают веру во Христа распятого обычно по этим двум соображениям. Кто-то, как иудеи, видит в проповеди о Христе какой-то подвох, обман, ловушку. А для кого-то сама идея Бога, страдающего и умирающего, она лишена всякого смысла.

Потому что ну тогда вообще, зачем такой Бог нужен, если Он страдал и умер? Но для нас, принимающих веру во Христа, как Спасителя и Господа, смысл Его крестных страданий остается тоже непостижимой тайной.

Вот еще в IV веке святитель Григорий Богослов задавался вопросом: а кому Христос принес Себя в жертву на кресте? Ведь жертва приносится кому-то. Так вот Он-то кому принес жертву? Богу Отцу? И отвечает на этот вопрос: Ну а каким образом страдания и смерть Сына могут быть приятны Отцу?

Ну вот представьте себе, если кто-то на нас сердится, а мы возьмем и убьем сына этого человека, то сменит ли он по отношению к нам гнев на милость? Конечно, нет. Значит, жертва Сына Божия была явно не Богу Отцу. Но кому же тогда? Дьяволу? Но сама мысль о том, что Бог приносит жертву умилостивления дьяволу, она является кощунственной и не укладывается в наше представление о Боге. Да и вообще, почему Богу надо было пройти через страдания, чтобы искупить людей. Опять-таки, термин искупить. Бог как бы выкупает нас у кого-то, дает выкуп за освобождение. Как сегодня террористы захватывают заложников и требуют выкуп за их освобождение.

Вот все эти обозначения тайны нашего спасения, такие как жертва или искупление, они не дают исчерпывающего ответа на вопрос о смысле крестных страданий Христа. Это остается непонятным и непостижимым. Как для нас навсегда останется загадкой творение мира из ничего, ведь понятно, что из ничего и быть ничего не может. Но мы, до конца не понимая, верим, что если Бог так, а не как-то иначе спас мир, значит, именно в страдании на кресте Сына Божия была необходимость. Иного способа не было. Почему? Не знаем. Но Бог поступил именно так. И единственный ответ, который может быть приемлем для нас, он заключается в том, что в искупительной жертве Спасителя была явлена любовь Божия к нам. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, — говорит Господь в Евангелии от Иоанна. То есть такими словами Сам Христос приоткрывает нам тайну Своих страданий.

И когда мы читаем в Евангелии историю страданий Христа, то, что это? что это повод, чтобы проникнуться каким-то сентиментальным чувством, или чтобы скупая слеза выкатилась из чьих-то глаз? Нет. Это напоминание о том, какая жертва была принесена за нас. Жертва, которая покрывает все наши грехи.

Накануне Своих страданий Господь сказал Своим ученикам: Дерзайте. Я победил мир. И вот на кресте эта пока еще невидимая победа совершилась. И спасение пришло к людям через страдания Бога.

Да, наше сознание не может проникнуть в глубины этой Божественной тайны. Почему именно через страдания, а не как-то иначе роду человеческому дано было прощение, исцеление и спасение? Это тайна Божественного домостроительства.

Но этот пример может помочь нам смотреть на свои собственные жизненные испытания как бы с другой стороны. Он может помочь нам понять ту горькую истину, что нередко то, что нам неприятно, что нас ранит, в то же время является единственным, что исцеляет наше сердце, что не оставляет нас равнодушными, толстокожими и непроницаемыми, как для скорби человеческой, так и для Божественной благодати.

Победа, одержанная Господом на кресте, продолжает совершаться в этом мире. И в первую очередь она совершается в нашем сердце. Это внутреннее борение человека, внутреннее преображение человека и приближение его к Богу. Вот, что жертва Христова дарует нам. Она дарует нам поток благодати Божией, воссоздающей и обновляющей нас, благодать, которая попаляет тернии всех наших согрешений и помогает нам идти по пути, заповеданному нам Господом и Спасителем. Аминь.

http://alchevskpravoslavniy.ru/prpovedi/propoved-v-nedelyu-9-yu-po-pyatidesyatnice-protoiereya-aleksandra-glebova.html






Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс