Проповеди в Неделю 17 по Пятидесятнице, по Воздвижении
Слово в Неделю по Воздвижении
Священномученик Сергий Мечёв
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святая Церковь в Неделю перед Воздвижением и в неделю по Воздвижении останавливает наше внимание на значении Креста Господня, а также на тех крестах, которые каждый из нас должен нести, желает он этого или нет.
В Евангелии, читаемом на литургии в Неделю по Воздвижении, св. Церковь раскрывает нам значение христианского подвига: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 8:34).
Взятие своего креста, отвержение себя грешного и скверного и шествие за Господом — вот те основы христианского подвига, которые Церковь раскрывает нам сегодня и в которых она считает необходимым еще раз утвердить нас в этот попразднственный день.
В чем же заключается наше делание? Прежде всего в том, чтобы взять крест свой. И если ты хочешь идти по пути этого делания, то бери именно тот крест, который дал тебе Господь. А, между тем, почти каждый из нас недоволен именно своим крестом. Как часто мы жалуемся на него и говорим себе: «Все сделаю, только не это». У кого нет семьи — жалуется, что ему тяжело одному, а другой стремится уйти от своей семейной обстановки: больные жалуются на здоровье, а здоровье говорят порой: «Заболеть бы!».
Это происходит оттого, что мы, в большинстве случаев не имеем настоящей христианской жизни, а живем «идейным» христианством, которое не может помогать нам в несении нашего креста.
Для того, чтобы стяжать истинно христианскую жизнь, нам нужно прийти ко Христу, последовать Ему и поучиться у Него: «Научитеся от Мене, яко кроток семь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Тогда иго будет благо, бремя креста сделается легким, и мы вступим на путь истинного делания, потому что, как нам говорит один св. Отец: «Прилепившись к тем, кто имеет эту жизнь, ты и сам становишься не рассуждающим, не проповедающим, а делающим».
Если наше делание заключается в том, чтобы взять свой крест, то нам мало знать, что христианину нужен крест, надо еще понести его, пойти с ним по Господнему пути.
Как же нам нести свой крест? Св. Отцы говорят, что для этого мы должны прежде всего вооружиться терпением, а терпение, по словам преп. Иоанна Лествичника, «есть предназначение себя к ожиданию ежедневной скорби». Такое устроение есть залог того, что человек будет бороться и не падет. Подобно человеку, исходящему на брань — он готов идти тесным путем и переносить всяческие трудности.
Но нам мало знать, что терпение есть ожидание всякой скорби, что терпение есть тесный путь. Нужно еще понять, в чем заключаются источники встречающихся в нашей жизни скорбей. И этому также может научить нас терпение, потому что оно есть «отсечение оправдания и обвинение себя». Если со мною случается скорбь, я не должен в ней обвинять других и оправдывать себя тем, что если бы не тот или другой человек, то я бы не скорбел. «Принимай все как случающееся по твоей вине», — так говорят св. отцы. И терпение мы должны иметь не на словах, не в идее, а в жизни; мы должны сделать его руководящим правилом нашей жизни.
Терпение есть необходимое условие, без которого мы не можем понести данного нам Господом креста. Но в чем же состоит самый крест наш? Не в том, конечно, что мы часто бываем в храме и выстаиваем здесь длинные службы. Ведь Церковь есть «земное небо», она есть место, где мы приготовляемся к небесной жизни, а есть еще и земля, на которую мы посланы Богом и которую часто забываем.
И если нам бывает порой трудно молиться и если, стоя в храме, мы не чувствуем, что находимся на земном небе, то это потому, что мы не готовимся к этому в жизни, потому что на земле, на которую послал нас Господь, мы не понесли по-настоящему данного нам Господом креста.
Где же наш настоящий крест? Прежде всего в смиренном сознании наших грехов и, при помощи благодати, но при участии и наших усилий, изживание их. И, во-вторых, в том, чтобы переносить окружающие нас злобу, зависть и грехи всех наших ближних.
Борьба со всем этим не на жизнь, а на смерть и есть истинное несение нашего креста.
Борьба эта начинается с того, что живет внутри нас, в нашей душе. Ибо, если Царствие Божие внутри нас, то и вся греховная гадость тоже в нас. Не смотри по сторонам, а помни о своей душе. Распятие своей души со всеми страстьми и похотьми и непрестанное очищение себя пред Господом — это одна сторона нашего креста. А другая заключается в преодолении грехов в окружающих нас людях. Видя их грехи, мы должны смотреть на них, как на больных, требующих уврачевания, и врачевание это мы должны совершать с кротостью и терпением.
Св. отцы говорили: «Если думаешь вынуть сучец из глаза ближнего, не употребляй для этого бревна, но уврачуй кротостью и долготерпением» (Иоанн Лествичник). Бревно — это грубое обращение и резкие слова.
Зачастую мы и сами не несем своего креста, а своею грубостью способствуем тому, чтобы и окружающие нас бросили свои кресты. Это относится прежде всего к нашим семьям, к братьям и сестрам по плоти, и братьям и сестрам по спасению в нашем храме. Так часто приходится видеть именно эти бревна! На бревно можно ответить железом, а на железо уже и словесным убийством. И в бросании креста нашими ближними виноваты мы сами.
А Господь требует от нас совершенно иного отношения к нашим ближним. Что из того, что другой согрешил, а ты разве не грешишь? Почему же ты бьешь его, а не пожалеешь? Ведь он уж и так много вреда себе сделал. Если мы по-настоящему верим во Христа и в Его Крест, то не простые слова для нас — взять свой крест и помочь окружающим нести их кресты. Очень многое зависит от нашего отношения к окружающим. Иоанн Лествичник говорит, что один волк с помощью беса может возмутить все стадо, а один брат с помощью ангела может вести весь корабль.
Не для того говорится это поучение, чтобы вы послушали его, рассказали о нем своим ближним и на этом закончили. Это будет пустословие. Давайте именно теперь, когда мы поклоняемся Кресту, осмотримся вокруг себя и заглянем в свою душу, и мало-помалу начнем нести свой крест: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Давайте начнем хоть немного делать, а не говорить. Начнем хотя бы с того, чтобы смирить себя и промолчать при оскорблении. Каждый вечер, читая молитву св. Иоанна Златоуста, мы просим: «Господи, даждь ми смирение», а это означает «пошли мне человека, который бы меня смирил».
Идя по пути крестоношения, мы должны брать на себя не только свой крест, но и кресты окружающих нас ближних.
Неся каждый свой крест со смирением и кротостью, будем в терпении отсекать всякое самооправдание, внимать себе, и тогда не на словах только, а на деле мы поймем, что означает великая заповедь Господня:
Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе,
и возьмет крест свой и по Мне грядет.
http://www.hram-vsr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2027&catid=67&Itemid=112
Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем! Сегодня Неделя по Воздвижении, т. е первый воскресный день, прилучившийся после праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Сегодня Святая Церковь заповедует читать отрывок (Мк. 8, 34 – 9, 1), посвященный словам Христа, которые Он некогда сказал перед своими учениками: «Тот, кто хочет за Мной идти, пусть отвержется себя и идет вслед за Мной»; «Тот, кто постыдится Меня или слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во Славе Своей» (см.: Мк. 8, 34; 38). И еще есть другие слова: «Тот, кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее, а тот, кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот сбережет ее. Какой выкуп душе своей даст человек, если мир весь приобрящет, а душу свою отщетит?» (см.: Мф. 16, 25–26; Лк. 17, 33). Этими словами Святая Церковь утверждает нас в деле нашего крестоношения.
Если человек исповедует, что он верующий, что он православный, то это значит, что он не может не нести свой крест. Но как мы несем крест? Господь неслучайно обращает на это наше внимание.
Часто человеку бывает непонятно, что такое крест, и стыдно исповедовать Сына Человеческого
и слова Его (то есть Его святые заповеди) перед другими людьми.
Очень часто человеку бывает непонятно, что такое крест. Очень часто человеку бывает стыдно исповедовать Сына Человеческого и слова Его (то есть Его святые заповеди) перед другими людьми. Ему кажется, что гораздо проще приобрести мир. Но в глазах Божиих жизнь человека, душа человека гораздо ценнее и несоизмеримо дороже, чем все богатство мира сего: «Если человек весь мир приобретет, а душу свою погубит, какой он даст выкуп за нее?» (см.: Мк. 8, 36–37). Она бесценна! Именно об этом нам хочет сказать Христос.
«Тот, кто постыдится исповедовать Меня, — говорит Христос, — и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во Славе Своей». Но чтобы исповедовать Его и Его слова, ведь их надо знать! А кто из нас их знает? Мы только понаслышке, поверхностно что-то знаем о Христе и Его Евангелии. Как же мы можем исповедовать Его, да еще и не постыдиться это сделать?
Чего стыдится современный человек в этом мире больше всего и почему? На этот вопрос важно ответить каждому из нас.
Когда человек теряет страх Божий, он перестает стыдиться Бога. Он перестает бояться Бога (см.: Лк. 12, 5; Евр. 10, 31). Тогда он начинает бояться чего-то другого: в человека вложена потребность страха Божия, но поскольку его нет, а природа не терпит пустоты, то человек начинает искать, чего бы ему бояться, как это ни странно звучит.
Мы знаем, как многие боятся мира сего. Боятся не в том смысле, что он их погубит, — нет! Они стесняются перед другими не исповедовать, что они являются поклонниками этого мира. Человек внимательно следит за модой, он очень жадно следит за международными и локальными событиями, делает из них выводы, «держит нос по ветру» и пытается быть абсолютно таким же, как и все. Он боится, что, если мир заметит, что он не такой, то ему станет от этого плохо.
Незаметно для себя мы становимся такими врагами Божиими, ставя на главное место в своих сердцах любовь к миру.
А за этой любовью в нас вкрадывается рабство миру.
Но Апостол Иаков в своём Послании говорит: «Тот, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Божиим» (см.: Иак. 4, 4). Очень часто мы незаметно для себя становимся такими врагами Божиими, ставя на главное место в своих сердцах любовь к миру. А за этой любовью в нас вкрадывается рабство миру.
Сегодняшнее Евангелие отвечает нам на вопрос, почему это происходит: у человека, который теряет страх Божий, а значит, теряет возможность и желание внутреннего делания перед глазами Божиими, начинается делание внешнее перед глазами ближних, которые смотрят на него.
Самое страшное, пожалуй, что может быть для верующего человека — это грех лицемерия. Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (см.: Лк. 12, 1), – сказал Господь. Но эти слова слышим не только мы. Их слышит еще и диавол, и в отличие от нас он эти слова прекрасно понимает. Он понимает, что самая главная его задача — повернуть человека в сторону лицемерия.
Посмотрим на себя внимательно. Ведь достаточно легко мы убедили себя, что мы праведники, что мы верующие — в силу того, что ходим в храм, участвуем в церковных таинствах, общаемся с ближними, исполняем заповеди Христовы. Так ведь? А если это так, тогда что нам остается – продолжать играть эту роль…
Господь говорит: «Тот, кто постыдится исповедовать Меня в роде сем прелюбодейном и грешном…». Если я исповедую, что я грешник (а по-другому у верующего человека быть не может, потому что он и ждет Христа как Спасителя, Который пришел в мир грешников спасти), то это значит, слова об исповедовании Христа перед родом грешным говорят в первую очередь о том, что я должен перед самим собой как грешным человеком исповедовать Христа как Спасителя Своего. А исповедовать можно только единым образом: исполнять безжалостно по отношению к себе заповеди Божии.
Исповедовать Христа можно только единым образом: исполнять безжалостно по отношению к себе заповеди Божии.
Христос сказал: «Тот, кто погубит душу свою ради меня и Евангелия…». И вот ветхозаветный человек, находящийся во мне, всячески этому противостоит. Он не хочет, чтобы его заколали, убивали. Он делает все, для того чтобы жить безбедно и комфортно. Но исповедовать Христа я могу, только доверившись Его Слову, а Господь призывает распять такого (ветхого) человека в себе самом.
Каким образом это сделать? В определенном смысле сегодняшняя притча о прощенном должнике (Мф. 18, 23-35), говорит о том, с чего надо начинать.
Мы очень удобопреклонны к осуждению и ко гневу. Каждый из нас легко может подтвердить, как просто мы вспыхиваем по самым разным мелочам. И, как это ни странно, почему-то именно по мелочам нас легче всего «завести», т. е. сделать злыми и ожесточенными. Но притча указывает на то, что Господь гораздо большее нам прощает в сравнении с теми мелочами, которые выводят нас из себя.
Ведь, если мы посмотрим внимательно на свои отношения с Господом, то мало кто из нас ощущает себя должником перед Ним и даже, как ни странно, многие из нас считают Бога должным нам. Кто-то очень усердно молился, разбив лоб, но не получил просимого. И считает такой человек, что Бог рано или поздно уже должен дать ему то, о чем он так сильно просил. Другой человек, получивший массу талантов и пользующийся ими, считает, что так и должно быть, и совершенно забывает благодарить Господа за эти великие дары.
Мало кто из нас ощущает себя должником перед Богом, и даже, как ни странно, многие из нас считают Бога должным нам.
Встает человек на молитву или приходит в храм — и уже считает, что Господь должен ему почему-то дать молитвенное, благостное настроение, влить в его сердце радостнотворное состояние, любовь к ближним. Очень часто приходит человек на исповедь и буквально жалуется — как бы на обстоятельства, но получается, что на Бога: не дает ему Бог того, что он просил у Него! Но разве человек и Бог сравнимы между собой? Разве человек, когда-нибудь сможет быть действительно достойным того, чтобы Бог по заслугам посетил его? Конечно, нет! Бог спасает нас исключительно по Своей любви к нам и надеется, что ответная любовь зажжется и в наших сердцах.
В сегодняшний день, когда мы еще раз поклонились Животворящему Кресту Господню, когда мы слышим слова Христа о том, что должны бесстрашно исповедовать Его и Слова Его перед родом сим прелюбодейным и грешным, будем более внимательно относиться к этому призыву. Будем стараться глубже познать свою жизнь и ответить на вопрос, исповедуем ли мы Его, готовы ли мы это делать, или своим внешним видом, пусть даже очень православным, мы исповедуем исключительно мир, лежащий во зле, и то, что мы рабы этого мира.
Хочется пожелать всем нам, чтобы ум Христов, который призывает стяжать всех верующих апостол Павел, располагал нас иметь любовь и к Богу, и к ближнему, готовность пожертвовать собой, чтобы получить прощение от Господа. Чтобы наших сердец и наших умов коснулось Царствие Божие, пришедшее в силе, о котором упоминает Христос в сегодняшнем Евангелии, (см.: Мф. 9, 1). Тогда все в нашей жизни будет по-Божьему, тогда мы, действительно, будем исповедниками Христа.
Аминь.
Следование за Христом – обязательное отвержение себя. Проповедь на Евангелие от Марка (8:34-38 – 9:1)
Иерей Олег Шабалин
Совсем недавно, братья и сестры, мы с вами встречали праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а сегодня, в первую неделю после этого праздника, Церковь назидает нас в том, что есть крест для каждого из нас и каким образом мы должны нести его в своей жизни.
Сегодня мы об этом ясно слышали слова нашего Спасителя, чтомые во святом Евангелии. Господь говорит нам ясно: "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8: 34). И это те слова, которые так или иначе всегда повторяются во Святом Евангелии. Везде говорит нам Господь, что самое важное на пути, ведущем ко спасению, это отвержение себя. И именно поэтому нам с вами важно понять, что это означает. Мы в полноте можем себе представить, что значит отвергнуть другого человека. Это значит отвергнуть его помощь, его мнение, его слова или даже его любовь. Это означает вывести его из круга своего общения, не принимать ничего, исходящего от него. Вот так мы отвергаем своих близких.
А как отвергать себя? Это на самом деле то же самое. Все, что от нас исходит, нужно отвергать, потому что все это не есть доброе, все это в основном то, что диктуется нам грехом и страстями. Именно поэтому нужно не иметь доверия к себе никогда и нигде. И тогда только мы сможем действительно уйти от греха и страстей. Когда мы отвергнем те искушающие предложения, которые исходят из похоти нашего гордого сердца, тогда сможем пребывать в чистоте.
Но мы можем подумать, что достаточно отвергнуться того, что в нас есть плохого, а хорошее принимать. Но вот вопрос, а кто рассудит, что в нас хорошее и что плохое? Господь рассудит, когда будет всеобщее воскресение и суд. А сейчас кто нам об этом скажет? Потому святые отцы нам говорят, что нужно в любом случае не иметь доверия к себе.
Отвергнувшись себя, мы сможем взять крест, который дарует нам Господь, и идти за Ним. Следование за Христом – обязательное отвержение себя. Поэтому Господь далее говорит: "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее" (Мк. 8: 35). И это правда. Мы часто желаем свою душу сберечь – от трудностей, которые есть вокруг нас, от людей, которые нам досаждают. Нов этом случае мы ее погубим, отдадим ее в руку врагу, потеряем. Потому что путь Христов направлен не к тому, чтобы сберечь свою душу, а чтобы всегда и всюду заботиться о благе людей вокруг нас.
«…а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 35), говорит Господь. Если мы, отвергнувшись себя, своих желаний, эмоций и чувств, начнем служить Богу через служение людям, заботясь об их благоденствии, об их возрастании в добродетелях, тогда мы будем служить Христу. И тогда путь ко спасению будет для нас плодоносным.
Вот так Господь в простых и ясных словах открывает нам путь, который ведет в Царство Божие. Но мы понимаем, что для того, чтобы изменить свое сердце согласно этим словам, потребуется многий труд. И для этого тоже нужна решимость. Нам часто не хочется трудиться, но путь христианина – это целожизненный подвиг.
Мы видим свою постоянную греховность, немощь и понимаем, что спасаемся мы не своими трудами, а только по милости Божией. Ведь какие бы мы труды не прилагали, мы ничего не можем сделать для того, чтобы стать такими как Христос, хотя бы мы и стремились к этому.
Убежать от греха подчас невозможно в этом мире, поэтому остается только просить Спасителя «Помилуй нас!». И дай Бог, чтобы Господь внял нашим молитвам и привел бы нас ко спасению, несмотря на нашу греховность.
Назад в раздел