Проповеди в Рождественский сочельник
Проповедь в Рождественский сочельник
Святейший Патриарх Кирилл
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с преддверием великого светозарного праздника Рождества Христова, который действительно несет нам свет, ибо Сам Христос был светом разума.
Современный человек очень нуждается в том, чтобы иметь этот свет разума, несмотря на множество сил — образовательных, научных, технических, — которые сегодня как бы укрепляют человеческое могущество. На самом деле тема разума остается, как и изначально, непоколебленной в своей основе, потому что знание не является тождественным разуму. Владение технологиями не является тождественным разуму. Политическая сила и экономическое господство не являются синонимами разума. Разум есть сила, позволяющая человеку видеть самое главное и строить свою жизнь в соответствии с главными целями.
Если человек обладает этим ведением, то он может не иметь того образования, которое имеют другие, может не иметь того общественного положения, которое имеют другие, может не иметь той власти, которую имеют другие, — но, обладая силой разума, он знает самое главное. И если у него еще хватает воли подчинить этому ведению свою жизнь, то он живет по Божиему замыслу о нем, по Божией воле, по Божиему закону, которые были положены в основу бытия нашего мира, всего космоса.
В таких простых и ясных словах этот разум открывается каждому человеку — начиная с Вифлеемской пещеры и до Вознесения Господа и Спасителя нашего. Разум сиял на всю вселенную с такой силой, что не было никакой другой силы, в том числе интеллектуальной, способной бросить вызов этому Божественному разуму. Провозглашаемый простыми рыбаками, именно этот разум покорил всю вселенную.
И сегодня мы, верующие люди, с великой радостью приближаясь к празднику Рождества Христова, должны помнить о том великом даре, который через Рождение Сына Божиего явлен нам и всему роду человеческому. Над нами воссиял свет разума, и, преломляя этот свет сквозь кристалл своей душевной жизни, мы способны осветить Божественным светом не только собственную жизнь, но и жизнь окружающего нас мира. Можно себе представить, какой будет свет, если каждый будет преломлять в себе Божественный разум! Любая тьма, любая человеческая неправда, любая кривда будут видны, как на белом фоне видно самое что ни на есть небольшое черное пятнышко.
Трагедия современного мира заключается в том, что нет этого белого фона: черное теряется в сером, коричневом, грязном — не различить. Светлые тона перепутываются с черными и темными, и в этом месиве, в этой каше человек неспособен видеть ни света, ни правды, неспособен видеть и отличать добро от зла.
Свет правды дает нам величайший по силе и по значению духовный, нравственный и интеллектуальный фон, на котором мы обретаем способность различать добро и зло, правду и ложь, свет и тень. Поэтому и в словах тропаря мы воспеваем Христа Спасителя, рожденного в Вифлееме, как Солнце правды. Одухотворенные этой вестью о Рождении Спасителя, которая через праздник Рождества вновь актуализируется для каждого последующего поколения людей, приобщая каждого к этому событию, мы становимся способными видеть величайший смысл, который Бог пожелал передать роду человеческому через Сына Своего, рожденного в Вифлееме.
Поздравляю всех вас с наступающим праздником Рождества Христова! Желаю мира, радости, а более всего — способности преломлять в себе свет Божественного разума и в лучах этого света видеть темное, злое, неправильное, опасное, умело отделяя его от того, что дорого и близко каждому из нас. И да поможет нам Господь в хранении света разума, света истины, явленного нам через Рождество Богомладенца в Вифлеемской пещере. Аминь.
2012 год
ПРОПОВЕДЬ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.
Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.
В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.
Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.
Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.
Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.
Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.
Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.
Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).
В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.
В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.
Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
http://veruyupravoslav.info/news/propoved_v_rozhdestvenskij_sochelnik/2018-01-06-291
Проповедь в Рождественский сочельник
Протоиерей Василий Стойков
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и наречется имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века» (Ис.9:6)
В одной из паремий, которая читалась за богослужением нынешнего дня сочельника Рождества Христова, свидетельствует нам о том, что пророк Исайя за восемь веков до Рождества Христова возвестил вот эти торжественные пророческие слова. Святой пророк Исайя, которого именуют «ветхозаветным евангелистом» за то, что он яснее, отчетливее других предсказал пришествие в мир Господа и действительно, как мы видим из этого изречения, святой пророк Исайя говорит о будущем как о настоящем, о грядущем как уже совершившимся, потому что он, своим пророческим вдохновенным взором, видел то, что произойдет через восемь веков. И, действительно, это совершилось. Это тот самый пророк, который говорил о том, что нарекут имя рожденному Эммануил, что значит «с нами Бог». Это он возвестил о том, что народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, когда явится Господь на землю.
Святая Церковь, напоминая эти пророческие слова, говорит нам о том, что ветхозаветное человечество ожидало пришествия в мир Господа. Да и как можно было не ожидать, если вот такие ясные пророчества слышались из уст такого великого пророка как пророк Исайя, который, как мы видим, ясно указал на то, что произойдет в то время, которое определит Господь для Своего пришествия на землю.
Святой пророк не только говорит о том, что «родится младенец и Сын будет дан», но также говорит о том величии, в котором придет Господь на землю. Хотя этого величия не все заметят, не все поклонятся Господу как подобает, но тем не менее величество, как сказано: «Его величие на раменах Его», то владычество, которое присуще Господу. Святой Иоанн Златоуст, изъясняя вот это пророческое изречение святого пророка Исайи, говорит, что когда пророк сказал: «Великого Совета Ангел» явится, то это не означает, что Господь как бы преобразился в Ангела, нет — это указывает на то, что Сын Божий, как Единосущный Богу Отцу, Участник того предвечного Совета, в котором Господь определил Спасение рода человеческого. Он является Вестником того предвечного Совета, потому что слово «ангел» означает именно «вестник». Господь возвестил эту весть, которая прозвучала впервые на предвечном Совете, когда Господь сказал, что «семя жены сотрет главу змия». И, таким образом, Господь не только возвестил эту радостную весть, но и показал, что она осуществляется в связи с Его пришествием на землю. Далее пророк говорит «Чудный, Советник, крепкий Бог» — это указывает на Божественное достоинство Господа, Который, придя на землю, показал Свою власть над стихиями мира, Он изгонял бесов, совершал великие чудеса, исцеления от многих болезней людей, воскрешал мертвых Своею Силою Божественною и Сам Воскрес как Первоначальник воскрешаемых для будущей жизни. И далее пророк говорит о том, что Господь не только имеет Божественные силы, что является «Владыкой, Начальником мира» , но что Он является так же «Отцом будущего века» — это, по словам святого Иоанна Златоустого, указывает на то, что Господь является Владыкой неба и земли не только того, что касается настоящего, но и того, что относится и к вечности, тех вечных Благ, которые Господь уготовал для то, чтобы люди, уверовавшие в Него, получили, блага, уготованные тем, кто будет достоин такой милости.
И, конечно, дорогие братья и сестры, все эти пророческие слова напоминает нам святая Церковь для того, чтобы, в преддверии Рождества Христова, мы не занимались суетными делами, а занимались размышлением над тем, что возвещали в древности пророки: пророк Исайя и другие, пророчества которых мы слышали сегодня за Божественной Литургией, соединенной с предпразднественной вечерней.
И, таким образом, мы должны размышлять над тем, как «Дивен Бог во святых своих», которые прославляли Его в Ветхом Завете, которые предсказывали Его пришествие, как «Дивен Бог в делах Своих», которые Он совершал и в Ветхом Завете и в Новом Завете совершал множество чудес, о чем свидетельствует нам евангельское повествование, как «Чуден Господь в Своей Благости и Милости», которыми Он обогащает всех нас и за которые мы должны благодарить Господа.
Итак, дорогие братья и сестры, в преддверии праздника Рождества Христова, святая Церковь предлагает нам богатую, духовную сокровищницу, духовную пищу, которой мы должны питаться, размышляя, занимаясь богомыслием перед встречей праздника Рождества Христова, сопереживая вместе с теми, кто ожидал в древности пришествия Господа, радоваться о том, что, действительно, родился «Младо Чадо, Превечный Бог».
Аминь.
http://inmil.ru/propoved-v-rozhdestvenskij-sochelnik/
Назад в раздел