"Не искушай Господа Бога твоего"
«Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7)
Православие – сокровенная религия, религия внутреннего преображения человека. Входя в мир Церкви, каждый человек вступает в личные взаимоотношения с Богом. И это взаимоотношения, незнакомые большинству из нас – взаимоотношения Любви. Именно так, с большой буквы. Той Любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Любви, которая не ищет своей выгоды, ни материальной, ни психологической, ни даже душевной. Когда любящий не требует, чтобы его любили в ответ, а только надеется на это. Как и Сам Господь не настаивает на Своем, а всего лишь призывает нас к Любви – «Се, стою у двери и стучу» (Откр.3:20)
В мирской жизни любовь, как правило, воспринимается по-иному. Раз я тебя люблю, то ты должен/должна: любить меня / интересоваться моими делами / обеспечивать меня… список бесконечен. То есть, отдавая свою любовь, мы требуем чего-то взамен. Грубо говоря, вступаем с другим человеком в отношения «купли – продажи».
И часто именно с таким мировосприятием мы приходим к Господу. Я принесу своего малыша к Причастию, а Ты, Боже, сделай так, чтобы он не болел. Раз мы обвенчались, то теперь Ты, Господи, отвечаешь за нашу «любовь до гроба». Как же так, Господи, я заказала сорокоуст перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», а мой муж от алкоголизма не излечился. Я, как положено, освятил автомобиль, а он попал в аварию. Уже два года, Господи, я не ем скоромного в пост, а Ты так и не посетил меня Своею благодатью.
Человек считает, что он обращается к Господу, верит в Него. А на самом деле он не понимает самой сути христианства, верит не в Бога, а в действенность какого-то обряда. Никакими, даже самыми благочестивыми действиями нельзя истребовать у Бога гарантий того, что наша просьба непременно будет исполнена. Мы верим, что Господь Своим Промыслом ведет нас по жизни, надеемся на Его благодатную поддержку. Но и знаем, что если мы, по человеческой немощи, желаем того, что для нас душевредно, помощь получим вряд ли. Потому что Его волей определяется жизнь каждого человека, а не нашей. Даже только мысль о возможности «сделки» с Богом, о возможности магическими средствами воздействовать на Его Промысел, является проявлением недоверия к Богу, попыткой искусить Его.
Особенно трудно принять главенство воли Божией в том, что касается наших умерших близких. Мы искренне хотим облегчить их посмертную участь, и знаем, что для этого должны делать. Молитва, домашняя и церковная, чтение Псалтири, постоянное испрашивание Божией милости для них, молитвенное обращение к святым с просьбой о ходатайстве за наших усопших. С верой в милосердие Божие, но безо всяких претензий на то, что Господь «обязан» исполнить наши чаяния.
Любые попытки диктовать свою волю Богу, по меньшей мере смешны, а когда они исходят из церковной среды, то и опасны для православного народа. Скажем, схимонахия Антония учит, что мертвого младенца после аборта можно «отмолить» (то есть обеспечить ему благоприятную посмертную участь), а заодно и получить прощение своему греху детоубийства, если «вычитать» 200 молитв и сделать 160 земных поклонов. Предлагается совершить эти внешние проявления благочестия, но не говорится о том, что грех, прежде всего, требует искреннего раскаяния и изменения своей жизни. К чему это приводит, рассказывает женщина, прошедшая через увлечение околоправославной магией: «Когда я поверила в это «правило», душа моя обрадовалась той великой милости, которую, согласно этому «правилу», дает Бог нашим женщинам, убивавшим своих детей во чреве по неведению. Но я никак не думала, что это «правило» может работать наоборот. Вначале приходит чувство успокоения, а затем возникает соблазн. Ведь если так просто отмолить этот страшный грех, то можно и снова сделать аборт. Или просто предохраняться, но для спокойствия души пять раз в год вычитывать то, что предлагает в своем таком удобном «правиле» схимонахиня Антония… Соблазн велик, а главное, все это напоминает католические индульгенции»
Другой пример. В интернете «гуляет» «наказ», приписываемый украинскому святителю Петру Могиле, составителю требника, и сейчас используемого православной Церковью. Предшествует «наказу» такая история. Святой Петр Могила, после смерти, когда пришел на тот свет и увидел, что там творится, как души усопших страдают - попросил Господа воскресить его и вернуть на короткое время на землю, чтобы он, Петр, написал это поучение - наказ еще живущим на земле. Священникам приснился сон, чтобы откопали они гроб с телом святого Петра. Они, собрались и, помолившись, решили так и сделать. Святой Петр, встав из гроба, написал этот наказ-поучение и, вернувшись в гроб, снова ушел в Царство Небесное. Никакими историческими свидетельствами этот рассказ не подтверждается, но, тем не менее, он тиражируется не только на оккультных, но и на православных сайтах.
Сам «наказ» звучит так: «А тот кто, прочтет в течение года двадцать (20) псалтырей, двадцать (20) канонов о упокоении, и каждую субботу, на обедню подаст в Церкви просфору о упокоении душ своих родителей, то какая бы грешная душа не была – будет избавлена от тьмы и мучений, и отведена будет в Страну Божиего света» Еще речь идет о поминовении на 40-ка литургиях, причем приводится точный перечень событий, которые при этом происходят. Вот его фрагменты:
За три (3) Литургии, когда служатся они о душах усопших, Ангелы Божии молятся пред Престолом Божиим. Испрашивают милосердия Божия; просят Господа повелеть Ангелу войти во ад и окропить грешную душу святою водою.
Еще десять (10) служб – Ангелы просят Господа повеления подвести грешную душу к вратам ада.
На тридцать пятой (35) службе – Ангел Божий принес чистое белье, одеяния и облек их в одежды светлые.
На тридцать шестой (36) службе – Ангел Божий повел их к дверям Рая.
Соответствует церковным установлениям здесь лишь то, что по усопшим действительно читается Псалтирь и другие молитвы. Но любовь к нашим родным людям побуждает сердце молиться за них всю жизнь, безо всяких временных и числовых ограничений. И уповать на милосердие любящего Отца.
Одно из основных правил духовной безопасности можно сформулировать так: Как только вас попытаются убедить, что к спасению или к прощению любых грехов, ведут автоматические действия, не связанные с покаянием и исправлением собственного естества, - бегите. В библиотеку и в храм на богослужения – изучать основы православного вероучения и усваивать его суть и дух.
Назад в раздел