МИССИОНЕРСКИЕ ЛИСТКИ ко Дню Святой Троицы
День Святой Троицы
День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. Сошествием Святого Духа на апостолов (Деян.2:1-4) завершилось откровение Триипостасного Бога человеку. Дух Святой дал апостолам благодать священства для устроения Церкви
Наш Бог – Пресвятая Троица, Един по природе и Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой. Все Три Его Лица, Ипостаси, обладают всей полнотой Божественной природы. Бог есть Троица, но не есть три разных сущности. Мы не исповедуем трех Богов, а исповедуем одного, единого по Природе и Троичного в Лицах, Бога. Три Ипостаси - это не три свойства, не три силы, не три имени или явления одного и того же Божественного Лица, а Три реально существующих Личности.
Мы знаем о Троичности Бога из Евангелия. Например, во время Крещения Иисуса Христа – Бога Сына, глас Бога Отца с неба повелел слушать Его, а Дух Святой в виде голубя сошел на Него (Мф.3:16-17). Разъясняют нам Троический догмат святые отцы православия, люди, которые познали Бога в своем мистическом опыте. Наш опыт богообщения невелик, Бога мы не ведаем, великую тайну Троичности наш разум не вмещает. А понять хочется…
Чтобы приблизиться к пониманию, обратимся к самим себе, ведь человек – икона Бога. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Не «Моему», но «Нашему». Значит, по образу Троицы, Триипостасного единства.
Все мы – люди, природа, естество у нас общее – человеческое. И каждый человек уникален, каждая человеческая личность отличается от всех остальных – как и Божественные Лица отличаются друг от друга Своими личными свойствами (нерожденность Отца, рожденность Сына и исхождение Духа Святого).
Однако, конкретный человек не обладает, подобно Лицам Троицы, всей полнотой своей природы. Грех, вошедший в мир грехопадением Адама и Евы, разделил и обособил людей. Началось с самих прародителей: «узрели они, что наги» (Быт.3:7). Они были «одной плотью», в единстве своем содержащим всю человеческое естество, а стали «отдельностями» – мужчиной и женщиной.
Последствия первородного греха перешли на все человечество. Мы – индивидуальности, реализующие в себе лишь малую часть единой человеческой природы. Наше сознание ограничено (куда нам до всеведения Адама); лжеименный разум мнит себя самобытным; искаженная грехом воля пытается противостоять воле Божией…
«Приватизированная» часть естества у каждого своя, поэтому один человек так непохож на другого. Но при этом каждый горделиво считает себя, только себя, подлинным человеком, и свое вИдение мира – единственно правильным. Конфликты всех уровней основаны на том, что каждая сторона считает себя носителем «истинной человечности».
Как же нам быть? Как восстановить в себе утраченное единство, которое необходимо, чтобы встретиться в Царствии Небесном с Богом? Ведь, по слову Господа нашего Иисуса Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Как исполнить завет Господа о людях: «Да будут едины, якоже и Мы» (Ин.17:11)?
«Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26) Именно затем и пришел на землю Богочеловек Иисус Христос. Потому то Он основал здесь Свою Церковь, Тело Христово. Дух Святой незримо пребывает в ней, преображая и освящая людей, являющихся членами Церкви.
Церковь есть образ Пресвятой Троицы. В Церкви множество человеческих личностей спасаются, обретая всю полноту человеческой природы. Причем не только все вместе, но и каждый в отдельности.
Но для спасения, для единения с Богом во Христе, чтобы суметь возлюбить ближнего как самого себя, необходимы личностные усилия. Человек должен добровольно отказаться от того, что он привык считать своим «Я», от своей индивидуальности, которая есть частичность природы. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:25). Только тогда мы обретаем то таинственное единство, которое безмерно превышает все, даже самые близкие мирские человеческие отношения. Только тогда мы познаем Любовь.
Великими трудами дается нам это единение. Делами и мыслями каждого из нас управляет наследованное от прародителей противостояние: «Я» - «Другой». Как Ева в своем падении обвиняла змея, так и мы во всех наших бедах и горестях виним тех, кто нас окружает. Мы гневаемся на них, обижаемся, завидуем, осуждаем, презираем… Мы гордимся своей исключительностью, тщеславимся знаниями, богатством, успешностью… Повторяем в себе вслед за фарисеем: «несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18:11).
Церковь дает нам в Таинстве Покаяния отпущение этих грехов, постепенно освобождая от восприятия ближнего как врага, конкурента, недоброжелателя. Мы начинаем видеть в ДРУГОМ такого же грешника, как Я, понимать и принимать его, «впускаем его в себя»… И свершается литургическая молитва: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Вкушая в Таинстве Причастия Тело и Кровь Христовы, каждый из нас как личность и все мы вместе, как единоприродный Человек, соединяемся со Христом, и Он возносит нас к Богу.
"Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради."
С давних пор существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами. Троицкая зелень символизирует нашу душу, которая расцветает оттого, что к ней прикоснулась благодать Святаго Духа. Зелень свежа только тогда, когда растет на дереве, лозе; оторвешь – погибает. Так и человек спасается только если он в Церкви Христовой призывает Духа Святаго: «Прииди и вселися в ны…», призывает и в день праздника Пресвятой Троицы, и во все дни своей земной жизни.
ТРОИЦА – Праздник единения людей в Духе
Наш Бог – Пресвятая Троица – Един по природе и Троичен в Лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Дух Святой. Учение о Троице не является изобретением богословов, его невозможно постигнуть рассудком. Оно – богооткровенная истина, которая открывается через покаяние, через всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа.
Учение о Триедином Боге достигло полноты в день Пятидесятницы (на 50-й день после Пасхи), когда произошло сошествие Духа Святого на апостолов. Его ниспослал на землю Бог-Отец, по ходатайству Бога-Сына. Церковь, основанная Богом-Сыном Иисусом Христом, исполнилась Святым Духом, Который ее животворит и наполняет Божественной благодатью – и ныне, и присно, и во веки веков.
Троический догмат имеет прямое отношение к нам, людям, носящим в себе образ и подобие Божие. Как Бог Един существом, но троичен в Лицах, так и мы призваны обрести единство духа, не теряя при этом собственного «Я». «Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17:11) – говорит Господь. Как возможно достичь такого? Ответ тоже дан Господом: «Да любите друг друга» (Ин.13:34). Только непреложная любовь к ближним позволяет человеку стать тем Человеком, которому предстоит – по благодати Божией – воссоединиться со Творцом.
Единодушие мы обретаем в Церкви Христовой, через участие в Таинствах – Крещении, Исповеди, Причастии Святых Христовых Тайн, через соборную молитву. Здесь мы явственно ощущаем безграничную Божию Любовь и учимся любить сами. Здесь мы черпаем безграничные духовные силы, дающие нам возможность вечной жизни в Царствии Божием, которое и есть Церковь.
Березовые ветви и цветы, которые мы приносим в этот день в храм – это многозначный символ. Они символизируют и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (лилия), и душу, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.
Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а будучи оторвана, засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, то есть за Христа, она живет, цветет и благоухает. Но стоит ей оторваться от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти побеги, оторванные от своего корня.
Будем стремиться всегда быть вместе - и с людьми, и с Богом.
Назад в раздел
День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. Сошествием Святого Духа на апостолов (Деян.2:1-4) завершилось откровение Триипостасного Бога человеку. Дух Святой дал апостолам благодать священства для устроения Церкви
Наш Бог – Пресвятая Троица, Един по природе и Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой. Все Три Его Лица, Ипостаси, обладают всей полнотой Божественной природы. Бог есть Троица, но не есть три разных сущности. Мы не исповедуем трех Богов, а исповедуем одного, единого по Природе и Троичного в Лицах, Бога. Три Ипостаси - это не три свойства, не три силы, не три имени или явления одного и того же Божественного Лица, а Три реально существующих Личности.
Мы знаем о Троичности Бога из Евангелия. Например, во время Крещения Иисуса Христа – Бога Сына, глас Бога Отца с неба повелел слушать Его, а Дух Святой в виде голубя сошел на Него (Мф.3:16-17). Разъясняют нам Троический догмат святые отцы православия, люди, которые познали Бога в своем мистическом опыте. Наш опыт богообщения невелик, Бога мы не ведаем, великую тайну Троичности наш разум не вмещает. А понять хочется…
Чтобы приблизиться к пониманию, обратимся к самим себе, ведь человек – икона Бога. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Не «Моему», но «Нашему». Значит, по образу Троицы, Триипостасного единства.
Все мы – люди, природа, естество у нас общее – человеческое. И каждый человек уникален, каждая человеческая личность отличается от всех остальных – как и Божественные Лица отличаются друг от друга Своими личными свойствами (нерожденность Отца, рожденность Сына и исхождение Духа Святого).
Однако, конкретный человек не обладает, подобно Лицам Троицы, всей полнотой своей природы. Грех, вошедший в мир грехопадением Адама и Евы, разделил и обособил людей. Началось с самих прародителей: «узрели они, что наги» (Быт.3:7). Они были «одной плотью», в единстве своем содержащим всю человеческое естество, а стали «отдельностями» – мужчиной и женщиной.
Последствия первородного греха перешли на все человечество. Мы – индивидуальности, реализующие в себе лишь малую часть единой человеческой природы. Наше сознание ограничено (куда нам до всеведения Адама); лжеименный разум мнит себя самобытным; искаженная грехом воля пытается противостоять воле Божией…
«Приватизированная» часть естества у каждого своя, поэтому один человек так непохож на другого. Но при этом каждый горделиво считает себя, только себя, подлинным человеком, и свое вИдение мира – единственно правильным. Конфликты всех уровней основаны на том, что каждая сторона считает себя носителем «истинной человечности».
Как же нам быть? Как восстановить в себе утраченное единство, которое необходимо, чтобы встретиться в Царствии Небесном с Богом? Ведь, по слову Господа нашего Иисуса Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Как исполнить завет Господа о людях: «Да будут едины, якоже и Мы» (Ин.17:11)?
«Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26) Именно затем и пришел на землю Богочеловек Иисус Христос. Потому то Он основал здесь Свою Церковь, Тело Христово. Дух Святой незримо пребывает в ней, преображая и освящая людей, являющихся членами Церкви.
Церковь есть образ Пресвятой Троицы. В Церкви множество человеческих личностей спасаются, обретая всю полноту человеческой природы. Причем не только все вместе, но и каждый в отдельности.
Но для спасения, для единения с Богом во Христе, чтобы суметь возлюбить ближнего как самого себя, необходимы личностные усилия. Человек должен добровольно отказаться от того, что он привык считать своим «Я», от своей индивидуальности, которая есть частичность природы. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:25). Только тогда мы обретаем то таинственное единство, которое безмерно превышает все, даже самые близкие мирские человеческие отношения. Только тогда мы познаем Любовь.
Великими трудами дается нам это единение. Делами и мыслями каждого из нас управляет наследованное от прародителей противостояние: «Я» - «Другой». Как Ева в своем падении обвиняла змея, так и мы во всех наших бедах и горестях виним тех, кто нас окружает. Мы гневаемся на них, обижаемся, завидуем, осуждаем, презираем… Мы гордимся своей исключительностью, тщеславимся знаниями, богатством, успешностью… Повторяем в себе вслед за фарисеем: «несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18:11).
Церковь дает нам в Таинстве Покаяния отпущение этих грехов, постепенно освобождая от восприятия ближнего как врага, конкурента, недоброжелателя. Мы начинаем видеть в ДРУГОМ такого же грешника, как Я, понимать и принимать его, «впускаем его в себя»… И свершается литургическая молитва: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Вкушая в Таинстве Причастия Тело и Кровь Христовы, каждый из нас как личность и все мы вместе, как единоприродный Человек, соединяемся со Христом, и Он возносит нас к Богу.
"Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради."
С давних пор существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами. Троицкая зелень символизирует нашу душу, которая расцветает оттого, что к ней прикоснулась благодать Святаго Духа. Зелень свежа только тогда, когда растет на дереве, лозе; оторвешь – погибает. Так и человек спасается только если он в Церкви Христовой призывает Духа Святаго: «Прииди и вселися в ны…», призывает и в день праздника Пресвятой Троицы, и во все дни своей земной жизни.
ТРОИЦА – Праздник единения людей в Духе
Наш Бог – Пресвятая Троица – Един по природе и Троичен в Лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Дух Святой. Учение о Троице не является изобретением богословов, его невозможно постигнуть рассудком. Оно – богооткровенная истина, которая открывается через покаяние, через всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа.
Учение о Триедином Боге достигло полноты в день Пятидесятницы (на 50-й день после Пасхи), когда произошло сошествие Духа Святого на апостолов. Его ниспослал на землю Бог-Отец, по ходатайству Бога-Сына. Церковь, основанная Богом-Сыном Иисусом Христом, исполнилась Святым Духом, Который ее животворит и наполняет Божественной благодатью – и ныне, и присно, и во веки веков.
Троический догмат имеет прямое отношение к нам, людям, носящим в себе образ и подобие Божие. Как Бог Един существом, но троичен в Лицах, так и мы призваны обрести единство духа, не теряя при этом собственного «Я». «Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17:11) – говорит Господь. Как возможно достичь такого? Ответ тоже дан Господом: «Да любите друг друга» (Ин.13:34). Только непреложная любовь к ближним позволяет человеку стать тем Человеком, которому предстоит – по благодати Божией – воссоединиться со Творцом.
Единодушие мы обретаем в Церкви Христовой, через участие в Таинствах – Крещении, Исповеди, Причастии Святых Христовых Тайн, через соборную молитву. Здесь мы явственно ощущаем безграничную Божию Любовь и учимся любить сами. Здесь мы черпаем безграничные духовные силы, дающие нам возможность вечной жизни в Царствии Божием, которое и есть Церковь.
Березовые ветви и цветы, которые мы приносим в этот день в храм – это многозначный символ. Они символизируют и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (лилия), и душу, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.
Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а будучи оторвана, засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, то есть за Христа, она живет, цветет и благоухает. Но стоит ей оторваться от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти побеги, оторванные от своего корня.
Будем стремиться всегда быть вместе - и с людьми, и с Богом.
Назад в раздел