Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: За порогом смерти

За порогом смерти

Во все века человека чрезвычайно интересовало – что же там, за порогом земной жизни? Существует ли жизнь после смерти? Нужно ли готовиться к новой жизни, или телесная смерть – это конец всего? Разные ответы на этот вопрос порождают принципиально различные жизненные стратегии, нравственные нормы, даже разные культурологические модели государственного устройства.

Ответ на этот вопрос ранее могла дать только религия. Ведь, если за гробом есть жизнь, то она может быть только нематериальной, духовной, неявленной нашим органам чувств – иначе мы бы о ней просто знали. Религиозная практика позволяет заглянуть за завесу смерти, но вИдение духовной реальности все равно остается туманным. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12). Тем не менее, в православии сформировались определенные представления о посмертной участи человека.

В середине 20 века возникла реаниматология – раздел медицины, изучающий способы выведения человека из состояния клинической смерти. Оказалось, что в течение примерно пяти минут после остановки сердца и прекращения работы мозга, человека еще возможно возвратить к жизни. И очнувшийся из небытия человек начинал говорить невероятные вещи о том, что с ними происходило в эти минуты.

Из сопоставления рассказов многих тысяч людей (мужчин и женщин, молодых и старых, верующих и атеистов), переживших клиническую смерть, вырисовывается следующая картина. Когда в процессе умирания человек достигает своего предельного изнеможения, он слышит, как доктор объявляет его умершим. Потом он видит своего "двойника" - бездыханное тело - лежащим внизу, а доктора и сестер пытающимися его оживить. Эти неожиданные картины производят в человеке большой шок, потому что он впервые в своей жизни видит себя со стороны. И тут он обнаруживает, что все его обычные способности - видеть, слышать, мыслить, чувствовать и т.д. - продолжают нормально действовать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки. Оказавшись парящим в воздухе, человек инстинктивно пытается дать о себе знать: что-то сказать или дотронуться до кого-нибудь. Но к своему ужасу он обнаруживает, что он отрезан от всех: ни голоса его никто не слышит, ни прикосновения его никто не замечает, рука его свободно проходит через любое тело. Тем не менее он, его «Я» - живет. Душа вышла из тела и осталась живой.

Эти «отчеты» о посмертных наблюдениях и переживаниях позволяют сделать два крайне важных вывода.

1. Человек действительно, как уже давно говорило христианство, двусоставен, он состоит из тела и души. В смерти прекращает существование только тело, жизнь души продолжается. Тело – лишь видимый образ невидимого.

2. Личность человека, то «Я», которое делает человека человеком, которое видит, слышит, думает, чувствует, помнит – принадлежит именно душе, а вовсе не телу.

То есть, теперь научное представление о смерти совпадает с христианским: за порогом смерти жизнь продолжается и человек вступает в неявленный, духовный мир.

Там нас ждет встреча с Богом лицом к Лицу и так называемый Частный Суд. Только там человек узнает, правильно ли он прожил свою земную жизнь, приготовился ли к встрече с Господом, способен ли он находиться в Божественном Свете. Праведники услышат: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам от сложения мира" (Мф., 25, 34). Грешникам будет вынесен другой вердикт: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его" (Мф., 25, 41). Праведники отправятся в рай, грешники – в ад.

Святые отцы Церкви сходятся в представлении о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Бог зла не творил, и никому из Своих созданий зла не желает. Господь всех осеняет Светом Своей Божественной Любви "Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы" (1 Иоан. 1:5). Тьма – это просто отсутствие света. Если человек не научился благодарно откликаться на Божию Любовь, то Свет будет обжигать его, как огонь. А «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43). «Любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников (в аду) и веселит собой соблюдших долг свой» (св. Исаак Сирин).

В таких различных состояниях души умерших будут пребывать до времени Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Это будет мировая катастрофа, конец ныне существующей вселенной. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). И скажет Господь: "Се, творю все новое" (Откр.21:5). Свидетельствует Апостол Иоанн Богослов: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1) И тогда воскреснут все люди, жившие когда-либо на земле. Оживут телесно для Страшного Суда, для окончательного решения своей участи уже на веки вечные. «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:29).

Когда это произойдет? "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13, 32). Смешно и нелепо выглядят попытки современных доморощенных пророков предсказать дату конца Света. «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7) – говорит Господь. Наше дело – всегда быть готовыми дать Богу отчет о нашей земной жизни.

Часто людей неверующих смущает православное представление о том, что при воскресении мертвых каждый человек явится в своем теле. Как же так, тела умерших ведь уже давно истлели в земле? Где поместятся многие миллиарды людей? Новое тело – это будет не просто другой набор атомов, соединенных по известным нам законам строения материи, это будет по-другому устроенная материя, обладающая принципиально новыми свойствами. Такое вполне возможно, ведь душа наша тоже материальна (человек в посмертном опыте видит свое новое, парящее в воздухе тело), но это иная, «разряженная» материя (тело видится прозрачным). «Я», формирующее человека, принадлежит душе. Так почему не представить себе, что это «Я» может быть облечено в плоть, неведомую нам по своим свойствам, новую (третью по счету) материю? Господу, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил.3:21) это возможно.

Воскресения не избежать никому. Но «качество жизни» в духовном мире у всех будет разным. Тех, кто встретился с Богом уже здесь, на земле, кто соединился с Ним в церковном таинстве Причастия, ждет радостное бытие в Царствии Небесном. А те, кто прожил жизнь без Бога, или с собственноручно изобретенным «богом в душе», не смогут увидеть там Свет реального Бога, а значит – окажутся в вечной тьме. Незавидна их участь!



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс