Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Подарок христианства

Подарок христианства

Ирина Гончаренко

Вопрос уважаемому читателю. Вы хозяин своей судьбы? Могу с уверенностью предположить, что ответом будет «да» или «в значительной мере да». Это подарок от христианства.

Как совмещается всеведение и всемогущество Божие со свободой человека? Бог не насилует человеческой свободы. Он знает будущее не потому, что дёргает нас за ниточки, как марионеток, а потому, что существует вне времени и пространства. Так мы знаем прошлое вовсе не потому, что всё в нём организовано нами.

Со свободой воли связан и вопрос о природе зла. Христианский взгляд противоположен широко бытующему ныне и модному дуализму. Зло не является необходимой составляющей мира, оно несамостоятельно и вторично. Бог зла не создал, оно возникает тогда, когда люди, наделённые свободой воли, делают неправильный выбор.

Трагедия грехопадения в том, что люди разорвали связь с Богом — Источником жизни. Есть очень хорошее сравнение, позволяющее нам понять, почему страшен грех. Представьте себе водолаза, которого опустили на дно не с аквалангом, а в скафандре и подают ему кислород через подсоединённый шланг. Что будет с водолазом, который захочет, чтобы шланг этот не мешал, и оторвёт его?

Очень вероятно, что статью эту читает влюблённый человек, ибо люди чаще всего влюблены от детского сада до преклонных лет. Скажите, пожалуйста, вы согласитесь, чтобы предмет вашей сердечной склонности сидел рядом с вами, крепко привязанный к стулу? Никогда. Вы хотите свободного ответного чувства. И уходит сам собой вопрос, почему Бог не создал нас неспособными ко злу хорошими и послушными зомби или биороботами.

Именно христианство дало возможность уже в двадцатом веке Юрию Левитанскому написать:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Говоря о том, что христианство принесло в мир, нельзя не сказать о подаренном людям новом взгляде на самих себя. Сейчас много говорится о том, что мы дети природы. Есть любители потолковать о космических энергиях. Христианство открыло человеку, что он больше космоса, что бесконечный мир со всеми далёкими галактиками менее значителен, чем человек.

Хочется процитировать Клайва Стейплза Льюиса, которого уважаемый читатель, возможно, знает по «Хроникам Нарнии» или хотя бы по экранизации одной из них «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Льюис писал: «Природа смертна — мы её переживём. Когда погаснут все солнца, каждый из нас будет жить. Как поразительно жить среди богов, зная, что самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого не вынесли; или станет немыслимо, невообразимо страшным... Вы никогда не общались со смертным. Смертны нации и культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Мы сохраним в вечности свою сущность, вспоминая галактики, словно старые сказки».

Читатели «Мастера и Маргариты», вы никогда не хотели спросить, в чём состоит то самое кантовское доказательство бытия Бога, за которое Иван Бездомный хотел сослать философа «в Соловки года на три»?

Первый тезис Канта: всё в мире подчинено закону причинности, все события соединены причинно-следственными связями. Второй тезис: если человек тоже подчинён этому закону, то он не может нести нравственную ответственность за свои поступки. Третий тезис: если мы утверждаем нравственную ответственность человека, мы должны признать его свободу. Ничто в мире не может действовать свободно, а человек может. Выходит, человек есть нечто большее, чем мир. В человеке проступает иное измерение бытия — не ограниченное пространством, временем, детерминизмом*; он одарён свободой, нравственностью и разумом. Такое бытие на языке философии называется Богом.

* Детерминизм (от лат. «determinare» — «определять») — философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Я закончила пересказывать доказательство, но проститься с Кантом невозможно без ещё одной из него цитаты: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/podarok_khristianstva.html



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс