Миссионерские листки к ПАСХЕ
Пасха Господня нам днесь воссия!
Все мы крещены в святой Православной вере, веруем в Господа нашего Иисуса Христа, вверяем Ему свою жизнь. Завтра все мы будем поздравлять друг друга с победой Жизни над смертью, с Праздником вечной радости, со Светлым Христовым Воскресеньем.
«Отчего вся природа улыбается во дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск Фаворского света; тогда небо и земля хвалебно поют: Аллилуиа!»
Сегодня Бог особенно близок к нам, сегодня Его присутствие может ощутить любой человек, даже невоцерковленный. Ведь все мы сотворены Господом, все мы – Его дети, всех нас, до единого, Бог неумолчно призывает к Себе.
«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20) – говорит Господь. А мы – с Ним? Или помним о Боге только пока вкушаем освященную пасхальную снедь?
Мы – разные. И увы, далеко не все настроены на восприятие Божией благодати, щедро изливаемой на весь мир. Иисус Христос Сам говорит об этом в евангельской притче о сеятеле:
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, то иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк.8:5-8).
Семя здесь обозначает Слово Божие, которое мы узнаем из Евангелия. (Евангелие православный человек читает каждый день, и не перестает открывать для себя все новые его глубины.) Земля – сердце человеческое, к которому обращен Божий призыв.
Земля при дороге означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Каменистым местом называет Господь людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.
Добрая земля - это люди, сердце которых открыто для Божественной Истины. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит.
Сегодня – особый день, и слова Господа: «Войди в радость господина твоего» (Мф.25:21) слышат все. Но воскреснут для Царствия Небесного лишь те, кто уже в земной жизни научился следовать за Господом.
Научиться этому можно только в Церкви Христовой. Нельзя быть нецерковным христианином, нельзя быть христианином только «в душе», нельзя любить Бога на расстоянии, как невозможно любить свою мать и не посещать ее, не приносить ей постоянно свою любовь и признательность. Бог ждет изменения жизни каждого из нас, сокрушения и очищения сердца. Освящение кулича или яичек, формально поставленная свеча или поданная записка ничего не изменит в нашей жизни без молитвы, покаяния, причастия.
Стать членом Церкви никогда не поздно. Сегодня во время ночного пасхального богослужения об этом всем нам вновь и вновь напомнит святитель Иоанн Златоуст: « ... Кто работал с первого часа - получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа - с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа - нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа - приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу - и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Итак, все - все войдите в радость Господа своего ... »
Понимаете, общение с Богом, которое мы обретаем в Церкви, это Его дар, это великая радость. И для каждого человека, для каждого из вас у Господа приготовлен персональный, ему только предназначенный дар. Благодать Божия обильно изливается на любого, кто об этом попросит. Стоит только искренне и деятельно захотеть встречи с Господом, и Он войдет в вашу жизнь, наполнив ее смыслом.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20) – говорит Господь. Вы уже слышите – иначе не пришли бы сюда. А чтобы открыть дверь своего сердца навстречу Богу, нужно приступить к церковным Таинствам покаяния и Причастия Святых Христовых Таин. Впустить в себя частицу Бога, чтобы стать Его частью. И обрести счастье, неведомое неверующему человеку.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе!
В этом ликующем приветствии – вся суть христианской веры. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа есть самое главное событие и во всей мировой истории и в жизни каждого христианина.
Сегодня – день нашего спасения. Спасения от чего? От того, чего мы боимся больше всего на свете, настолько боимся, что стараемся на эту тему не говорить и даже не думать!
Сегодня мы спасены от смерти!
Так что же, мы не умрем? Умрем в этом мире, тело наше перестанет быть живым, над ним пропоют скорбные песнопения панихиды, провожая его туда, откуда оно и вышло – в землю.
Но «Я» человеческое – это не только мое нынешнее бренное тело, это и живущая в нем душа. И в Царствии Небесном душа моя облечется в новое, нетленное тело, в котором будет пребывать вечно.
Сам Бог умер как человек, чтобы открыть человеку путь к воскресению.
Мы предназначены нашим Творцом к вечной жизни, хотим мы этого, или нет. Христос пришел на землю для того, чтобы все до единого, и верующие в Него, и неверующие, и те, кто считает: «Да, есть, конечно, какая-то высшая сила», после смерти тленного тела обрели вечную жизнь.
Там-то, в жизни, которая никогда не прекратится, все и откроется. И окажется, что мало было только знать, что Бог существует и святить куличи на Пасху. Что на просьбы: «Господи! Господи! отвори нам», Бог может ответить: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк.13:25,27). Что земная жизнь была дана человеку не для трудовых подвигов, не для самореализации и не для развлечений. А для того, чтобы совлечь с себя ветхого Адама, преобразиться, стать пригодным для Царствия Небесного.
В земной жизни, предвестнице небесной, человек должен изменить саму свою природу, искаженную грехопадением прародителей. Как минимум, узнать, что такое грех, и научиться прикладывать усилия к тому, чтобы от него отвратиться. Понуждать себя к исполнению Заповедей. Положить начало общению с Богом на языке молитвы… Если идти этим путем, то Царствие Божие откроется уже здесь и сейчас.
Чтобы человек уже в земной жизни вкусил Божественной благодати, а после смерти встретился с Господом в раю, Христос основал на земле Свою Церковь. Здесь, в Таинстве Евхаристии, мы соединяемся со Христом, причащаясь Его Тела и Крови. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).
Сегодня, кажется, пасхальная радость разлита в воздухе. Неявленный очам свет льется, сияет и искрится вокруг, создавая атмосферу невыразимого восторга. Ныне особенно ясно слышан глас Господа, Который зовет к Себе всех: молодых и старых, верующих и атеистов, постившихся и непостившихся… Зовет – всех. Откликаются – не все.
Чтобы воскреснуть со Христом, нужно с Ним жить. Храмы, свечи, крашенные яйца – внешние, материальные проявления духовной жизни, ее символы. Если символы не наполнены для человека личным смыслом, они для него мертвы. Господь ждет от нас не внешнего соблюдения обрядов. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне» - говорит Господь (Притч.23:26). Встреча с Богом, жизнь с Богом происходит внутри человека, в его сердце.
Господь основал Свою Церковь как посольство Царствия Небесного на земле. В Церкви реально присутствуют и Сам Иисус Христос, и Дух Святой – две Ипостаси Пресвятой Троицы. Именно в Церкви совершается подлинная встреча человека с Богом. И только в Церкви, при пастырской поддержке священников, человек спасает свою душу и приуготовляет собственное воскресение.
Часто человек думает: «Зачем мне ходить в храм, если у меня Бог в душе?» Это заблуждение. Это повторение попытки Адама и Евы отвернуться от Бога истинного и придумать Бога по своему вкусу. Ответ Бога известен: «смертию умрешь».
«Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим. 2:4). В пасхальном колокольном звоне отчетливо слышно обращение к нашим сердцам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Отворите дверь Господу, чтобы с радостной надеждой на собственное воскресение воскликнуть:
Воистину Воскресе!
Пасха - дверь в Вечность
"Голос вечности один, — неизменяем, непреложен. В ней нет постоянства, переменчивости: в ней день — один, сердце — одно, мысль — одна. Соединяющий все воедино — Христос. Оттуда голос — один." Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Господь подает всем, верующим в Него, обетование вечной жизни. Бог поругаем не бывает, а значит мы, рано или поздно, окажемся в Вечности. После смерти – непременно, хотя «качество» вечности у всех будет разным. А здесь, сейчас? Ведь говорит Апостол: «вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин.5:13). Можем ли мы здесь, в земной жизни, познать вечность? Что же это такое – Вечность, что мы можем сказать о ней, чем она отличается от привычного нам времени?
Вечность противостоит времени. Как можно помыслить это противостояние? Попробуем сначала в земной логике.
Время для нас, прежде всего, это движение от прошлого через настоящее к будущему. Прошлого уже нет, настоящее для нас неуловимо, как только мы о нем подумали, оно уже стало прошлым, будущее еще не наступило.
Бытует представление о вечности как о нескончаемом движении, бесконечно длящемся времени. В земной жизни череда изменчивых мгновений, которую проживает человек, ограничена смертью, а после кончины череда мгновений продолжается беспредельно. Никакого противостояния, вечность тождественна вечному времени.
Но все длящееся, изменяющееся, хоть жизнь человеческая, хоть летний дождик, обязательно имеет начало и конец. А Бог, Владыка вечности, безначален и бесконечен.
Если представить, что движение времени остановилось, то вечность тоже не возникнет. Будет такой гигантский фотоснимок мира, в котором ровным счетом ничего не происходит.
Рассудок человеческий на двух этих возможностях останавливается.
А Вечность, к которой приуготовляет нас Господь, это нечто, и противостоящее времени, и не имеющее конца, и динамичное, допускающее изменения. Она «ЖИВАЯ», это тот «невечерний день», та полнота бытия, где нам предстоит жить блаженно и радостно. Вечность – преодоление времени, его преображение.
Она уже существует, вся целиком, ограниченная пока для нашего ущербного ума Творением мира и Страшным судом, и вместе с тем в ней возможны перемены….
Как же достигается вечность, как прорваться к подлинному и вечному бытию? «Человекам это не возможно». Но Господь дал нам Свою Церковь, богослужебный устав которой открывает нам вечность.
Годовой круг богослужений начинается 14 (1) сентября церковным новолетием. Первый двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы – 21 (7) сентября. Начало самого значимого периода в истории человечества. Далее, если соблюдать не годичную, а событийную хронологию:
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Рождество Господа нашего Иисуса Христа
- Сретение
- Крещение
- Преображение
- Вход Господень в Иерусалим
- Пасха Христова
- Вознесение Господне
- Троица
- Успение Пресвятой Богородицы
Пройдя годовой круг, мы прожили год? Или век? Последний двунадесятый праздник -Воздвижение Креста Господня. Четыре века? Прочувствовав глубоко дни памяти святых, вплоть до новомучеников - два тысячелетия?
Время спрессовалось, сконцентрировалось, сконденсировалось.
Секрет в том, что Бог создал время как приготовление к вечности. Все церковные праздники являются событиями надвременными, пришедшими к нам из вечности, но нам они даны во времени. Через эти праздники и приоткрывается нам дверь в вечность. Не для всех, а только для тех, кто всей душой погружается в празднуемое событие, кто останавливает в себе течение сиюминутных мыслей и чувств, фиксируется на состоянии «здесь и сейчас». Когда в праздник Рождества под песнопение: “Днесь Христос раждается в Вифлееме” человек ощущает– Он действительно рождается сейчас, а вовсе не две с лишним тысячи лет назад. Когда в Великий Четверг мы непостижимым образом разделяем с апостолами Тайную Вечерю. А на Пасху Христос воскресает для нас и мы вместе с Ним – не когда-то, а сегодня.
Седмичный круг богослужений делает время еще «плотнее».
И в недельном богослужебном круге замыкается все бытие. Понедельник Церковь посвящает сотворенным раньше человека Бесплотным Силам; вторник - ветхозаветным пророкам, как предвестникам Царства Христова на земле, и особенно честному и славному пророку - Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Вступая в новозаветные времена, со средой и пятницей Святая Церковь связывает воспоминание о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, самих страданиях и смерти, особенное поклонение воздавая в эти дни Животворящему Кресту - орудию спасительных страданий и искупительной смерти Иисуса Христа. В четверг Церковь прославляет апостолов - первых провозвестников Евангелия, а из преемников их служения - особо Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.
Вместе с тем седмица отражает дни Творения мира Богом. В субботу, Седьмой день, Творение завершено. День Седьмой длится и сейчас, и для нас, живущих на земле, и для всех в вере скончавшихся православных христиан. Это день покоя. Ведь наш земной путь от рождения к смерти должен быть, в идеале, благодушным следованием стезями Божиими. И ожидает верных рабов Его вечный и блаженный покой.
Воскресение, Первый день творения мира, главный день седмицы, есть и Восьмой, новый, таинственный, невечерний день, день будущий. Он ознаменован событием славного Воскресения Христова, он – день Господень, малая Пасха, Царство Христово, ему же не будет конца. Воскресение Господне – залог и нашей посмертной блаженной жизни. В праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории, – её творческое начало и её грандиозное завершение. Рушатся пределы времени и проступает, становится все ощутимей, Вечность.
В суточном круге богослужений вновь заключено все время от сотворения мира. И всякий раз, когда совершается Божественная Литургия, мы причащаемся вечности. Преломляя в простоте сердца Хлеб вечной жизни, мы не совершаем каждый раз что-то заново. Мы лишь участвуем в том, что уже однажды совершил Христос. Мы приглашены к участию в Его Последнем Ужине с учениками, званы быть его учениками. Эта Трапеза Господня – врата вечности, пир Царства Небесного, торжество пасхальной победы над временем, «вечная Пасха» Серафима Саровского. Причащаясь Христу, мы становимся причастны вечности. Вечность не будет, она здесь и сейчас и всегда. Потому что сказал Господь: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28:20).
Особенно ощутима вечность в Пасхальную ночь. Все бытие фокусируется в одной точке, время исчезает, врастая в вечность.
«Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.»
Христос Воскресе!
Назад в раздел