Материалы


Праздничные пасхальные богослужения

Праздничные пасхальные богослужения

Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных.

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Праздник Христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Эти семь дней называют Светлой седмицей (неделей). По 66-му правилу VI Вселенского Собора, «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до Фоминой недели во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя о Христе, и Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь». И сейчас чтению этот обычай сохраняется благочестивыми мирянами, которые стараются во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения. По завершении Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху, но с уже с меньшей торжественностью, до Вознесения Господня.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Славя Па́сху свяще́нную и та́инственную, Па́сху Христа́ Изба́вителя, Па́сху две́ри ра́йские нам отверза́ющую, в продолжение всей седмицы Церковь оставляет Царские врата отверстыми (то есть открытыми), даже во время Причащения священнослужителей.

Перед началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи (25 мая), вместо Царю́ Небе́сный поется Христо́с воскре́се (трижды).

В течение всей Светлой Седмицы утреня Пасхи совершается с переменой облачений и каждениями, а по окончании Божественной литургии бывает Крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится Крест Христов. Этим мы выражаем свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Во всю Светлую седмицу на Пасхальный Крестный ход выносятся, помимо фонаря, запрестольного креста и образа Пресвятой Богородицы, хоругвей, Евангелия и иконы «Воскресения Христова», артос и святая вода.

Во время Крестного хода делается четыре остановки, на которых читается Евангелие о Воскресении Господа. На каждой остановке священник осеняет верующих Крестом и окропляет святой водой на четыре стороны. Когда все вошли в храм, возглашается сугубая ектения о здравии. В заключение Пасхального молебна поются стихиры Пасхи:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха происходяща.

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Всю Пасхальную неделю звонят во все колокола, причем подняться на колокольню может любой желающий – конечно, получив благословение настоятеля.

В пятницу Светлой Пасхальной седмицы прибавляется еще один праздник, посвященный Божией Матери и именуемый «Живоносный Источник». В этот день перед Крестным ходом совершается Пасхальное освящение воды.

Начиная с первого дня Пасхи, и до вечерни праздника Святой Троицы (4 июня), коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

После Светлой седмицы во все воскресные дни до Отдания Пасхи крестный ход совершается по тому же чину, только без артоса, который присутствует лишь на Светлой седмице.

Слово «а́ртос» переводится с греческого языка, как «квасной хлеб». Другое название - просфора всецелая. Артос освящается в первый день Святой Пасхи, в конце ночной Пасхальной литургии. Его размещают на солее перед образом Спасителя. Здесь, перед иконостасом, он лежит в течение всей Светлой седмицы.

На артосе изображен Крест, но на нем виден только терновый венец, Иисуса Христа нет. Это символизирует победу Христа над смертью и само его Воскресение.

Употребление артоса берет начало от первых веков христианства. После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Его ученики часто собирались на общую молитву, воспоминали Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Первое место за столом они всегда оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб для преломления и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали этот хлеб, говоря: «Христос воскресе!»

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви в день Христова Воскресения и установили полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что воскресший Спаситель стал для всех нас хлебом жизни. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. В Субботу Светлой седмицы, после Крестного хода и особой молитвы, он раздается всем верующим как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами: «Христос воскресе!»

Артос, как и просфору, хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос нельзя выбрасывать в мусор, их следует сжечь или же пустить по реке с чистой водой

В пасхальные дни принято христосоваться. Все: дети и взрослые, мужчины и женщины - трижды целуют друг друга. Также существует такой обычай, когда младшие словами «Христос воскресе!» первыми приветствуют окружающих, а старшие отвечают им: «Воистину воскресе!»

Христосование происходит в знак радости Воскресения Христова, которая переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни наших обидчиков.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!                             ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс