МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Просите, и дано будет вам.
Просите, и дано будет вам
А почему, собственно, надо просить? Что, Всеведущий Господь не знает доподлинно о нуждах каждого человека? Знает, конечно. Все наши потребности, мысли и желания Ему известны может быть и лучше, чем нам самим. Но заповедано именно просить об их исполнении.
Самое главное, что должен постигнуть человек в своей земной жизни – то, что он несамобытен. Бытие, саму возможность жить, жизненные силы мы получаем от нашего Творца. Получаем все, верующие, атеисты, агностики… Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Но далеко не все оказываются готовыми признать собственную зависимость от божественных энергий. Те, например, кто уверен, что человек произошел от обезьяны, пытаются достигнуть всего желаемого путем «самореализации».
Православные воцерковленные люди обычно, на уровне рационального понимания, согласны с тем, что именно Бог определяет нашу жизнь. Но тоже очень часто, что называется, не впускают эту мысль в сердце. И, говоря правильные слова, продолжают в глубине души верить, что человек может добиться всего собственными силами. Вырабатывают свою жизненную стратегию, строят планы, стремятся непременно исполнить свою мечту…Неосознанно повторяя внутри себя, вслед за Раскольниковым: «Тварь я дрожащая или право имею», или, в современном варианте: «Я этого достойна».
Вот для того-то нам и заповедано обо всем просить Господа – чтобы до самых своих глубин проникнуться ощущением собственной несамобытности. Чтобы на деле признать главенство Бога над собой. Чтобы понимание совместилось с внутренним ощущением – да простят нынешние демократы – зависимости от Господа. Все наши просьбы, обращенные к Господу, даже и докучливые, как у вдовы, не дающей покоя неправедному судье – это такая своеобразная тренировка несамостоятельности. Которая окажется, несомненно, необходимой нам в Царствии Небесном.
В Евангелии хорошо просматривается высокая значимость просительного обращения к Господу. Большинство евангельских чудес Иисус Христос совершает, когда Его об этом просят, пусть и опосредованно.
Затем нам и дана старость с ее немощами. Чтобы осознали, наконец, хоть под конец земной жизни, что не может человек ничего сам, не может «прибавить себе роста хотя на один локоть» (Лк.12:25) и жизненного срока хоть на один день.
Но Господь не всегда исполняет наши просьбы. Нередко слышатся возмущенные слова: «Вот, я уж который год прошу у Бога ( ), а Он все не откликается». Иногда даже следует вывод: «Это потому, что Его нет, или потому, что Ему нет никакого дела до человека, или еще – недобрый у вас Бог». А ответ здесь прост. Господь точно знает, приблизит ли исполнение конкретной просьбы каждого из нас ко спасению, или нет. Сами мы доподлинно знать это не в состоянии, тут наша искаженная природа работает. Это тоже очень трудно принять – что ты принципиально не способен отличить, что тебе в добро пойдет, а что во зло. Так что лучше ничего конкретного и не просить, как святитель Филарет Московский: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред тобою, сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».
Даже про собственный путь спасения человеку не слишком многое известно. Не говоря уже о том, чтобы суметь определить, что принесет пользу, а что вред, другому человеку, нашему ближнему. И как тогда выстраивать отношения с окружающими нас людьми, с родственниками, с друзьями, когда они обращаются с просьбами к нам?
В Евангелии написано и об этом. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). Именно просящему! Если же человек не просит у тебя помощи, а ты ему эту помощь навязываешь – из лучших, конечно, побуждений – то ты как бы ставишь себя на место Бога - я, мол, знаю, что тебе пойдет на пользу. Такие ситуации часто возникают в семье, когда родители принуждают выросших детей исполнять их, родительскую, волю. Любя, конечно, но любя «по земному». Никак не хотят принять, что у каждого человека, даже у их собственного ребенка – личные взаимоотношения с Господом.
А вот тому, кто просит – окажи ту помощь, которая ему потребна. Он сам ответственен за свою просьбу, и не стоит рассуждать, будет ли ваше содействие способствовать его спасению. Как в евангельской притче о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга, другу не подобает размышлять, вредно ли для здоровья просящего поедание хлеба на ночь, а надлежит встать и дать ему, сколько просит.
Другое дело, если бы этих хлебов у него не оказалось. Нередко бывает, что у нас просят того, что мы по какой-нибудь серьезной причине не можем исполнить. Ну, так на нет и суда нет. Тот, кто искренне расположен к просящему, не будет винить себя в отказе, а помолится вместе с ним о даровании ему потребной Божией помощи.
Правда, рассуждать все же бывает необходимо. Потому что к вам вполне могут обратиться с просьбой совершить греховный поступок. Скажем, друг начнет упрашивать: «Скажи, что мы с тобой в субботу вместе на рыбалке были. А то у соседа машину угнали, он меня обвиняет, а у меня алиби нет». То есть вам предлагают лжесвидетельствовать, составить ложное алиби. Вы стопроцентно уверены, что приятель ваш к угону автомобиля ни сном, ни духом. По человечески, по дружески, надо бы выручить. А если подумать о том, что Господу угодно, то придется отказать.
И так всегда. Все проверять Евангелием, каждую мысль, каждое действие. Такая это особая книга. Ее одной хватило бы нам для жизни, безо всех остальных можно было бы и обойтись.
Назад в раздел