МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Знание Бога и знание о Боге
Знание Бога и знание о Боге
Истинная вера в Бога – это знание Бога, основанное на личном опыте общения с Ним. Человек постигает Бога, когда обращается к Нему в молитве, когда старается исполнять Его Заповеди, когда ощущает Его преображающую благодать, когда причащается Святых Христовых Таин…
Богообщение – это своеобразный диалог, а в диалоге обязательно участвуют двое. Господь всегда близ, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф.5:45), Он хочет всем спастись и в разум истины прийти. Но далеко не все оказываются готовыми к разговору с Богом. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). А с чистотой сердца у современного человека как раз и непорядок.
Наши прародители Адам и Ева обладали способностью непосредственного общения с Богом. Обладали – до той поры, пока не решили, что могут обойтись без своего Творца и Создателя, что могут стать богами, вкусив плод с дерева познания добра и зла. Они сделали свой выбор, добровольно отвернулись от Господа, отказались от общения с Ним. Они «заболели» отчуждением от Бога. А у нездоровых родителей рождаются нездоровые дети. И результат их свободного выбора, последствия первородного греха, наследуем все мы. Наши сердца переполнены грехом и закрыты для непосредственной встречи с Господом.
Исцеление человека происходит в Церкви Христовой. Здесь мы встречаемся с Богом, и, освобождаясь постепенно от грехов, приобретаем вЕдение Господа, вступая в личностный диалог с Ним. Здесь мы начинаем ощущать, что время земной жизни дано нам для того, чтобы изменить свою падшую природу.
Нам предстоят очень серьезные и глубокие изменения. Когда Господь сказал богатому юноше, желающему обрести Царствие Небесное: «продай имение твое» - Он имел в виду не только золото и недвижимость. Еще надо отказаться от привычного способа мышления, от свойственного мирскому человеку мировоззрения, перестроить сознание в соответствии с учением Церкви. Наши новые воззрения должны быть основаны на богословском понимании и осмыслении мира и человека. Если духовная жизнь христианина ограничена только областью чувств, а разум не принимает в ней никакого участия, то нормальной духовной жизни, как правило, не получается. То есть, для того, чтобы узнать Бога, необходимы и знания о Боге.
Что мы знаем о Боге? В первую очередь то, что сказал нам о Себе Богочеловек Иисус Христос, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Который знал все. "Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11:27). Изложены эти знания в Четвероевангелии, но человеческому разуму они открываются не сразу. Постигать мы их начинаем по мере погружения в духовную жизнь и исправления своей греховной природы.
Но православные, в отличие от протестантов, не дерзают произвольно толковать евангельские откровения. Мы осознаем, что наше восприятие искажено нашими же грехами. Поэтому мы обращаемся к помощи Святых Отцов Церкви–тех, кто очистил свой разум высокой христианской жизнью и сделал свой разум способным к созерцанию возвышенных истин. Их вИдение евангельских текстов куда глубже и точнее нашего. Они гораздо ближе к Богу и их мистический опыт богообщения позволил им узреть многие тайны Царствия Небесного. Святоотеческие писания содержат также наставления для тех, кто встал на путь очищения сердца, руководство к действию, основанное на личном опыте.
Это огромный пласт литературы, незнакомой мирскому читателю. Представления подвижников православия о мире и о человеке, о духовной жизни, ведущей ко спасению, к жизни вечной – несравненно глубже, чем современная научная парадигма.
К сожалению, множество людей, считающих себя православными, не интересуются богословием. Такие люди считают: не надо учиться, не надо исследовать Писания, достаточно просто жить по Заповедям, и Бог, если потребуется, сам откроет тебе все, что нужно. Однако они, говоря такие вещи, не знают, что проповедуют ересь, осужденную Церковью много веков назад.
Речь о так называемой гносеомахии, что переводится с греческого как «борьба со знаниями». Это учение исключает знание из числа добродетелей, объявляя его ненужным. При этом часто приводятся примеры отдельных святых подвижников, которые действительно были людьми простыми и необразованными. Их пример возводится в абсолют, утверждается, что их судьбы не исключение, а правило и, следовательно, без знания может и даже должен обходиться любой.
Отношение Церкви к гносеомахам — весьма негативное, еще в VIII веке святой Иоанн Дамаскин включил гносеомахию в составленный им список ересей.
Распространение этого взгляда в современном мире, вопиющая безграмотность в вопросах веры, приводит ко множеству печальных последствий:
- Мирские люди в оказываются принципе не способны понимать, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее Таинствами и насколько активным должен быть человек в деле собственного спасения (позиция – «У меня бог в душе»);
- В религиозной жизни появляются фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, магические отношение к святыням, младостарчество…;
- Церковный человек, выстраивающий свою духовную жизнь, рискует, не имея достаточных знаний, впасть в прелесть.
Пословица: «Ученье - свет, а неученье – тьма», крайне актуальна для православных. Ведь это к нам пришел Тот, в Ком «была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:4-5).
В конце сентября начинаются занятия в Воскресной школе нашего храма. Следите за объявлениями!
Назад в раздел