Материалы


Чтобы Успенский пост не прошел зря


Чтобы Успенский пост не прошел зря

Священник Константин Камышанов

Пост – это не просто ограничение себя в пище и усиленное молитвенное правило. Пост – это время, которое мы можем посвятить исследованию своих отношений с Богом. О том, как правильно это сделать, размышляет священник Константин Камышанов.

Чтобы Успенский пост не прошел зря

    Апостол Павел: «Ночь прошла, а день приблизился». Продолжим мысль: «Пост прошел, и что приблизилось»?

    Протоиерей Константин Камышанов

    Пост как диета и чтение – очень скучная и тяжелая вещь. Но должна же быть в них какая-то радость и какая-то цель вне поста?

    Должна!

    В церкви четыре Поста: два Божиих и два Его святых.

    Рождественский посвящен намерению Христа прийти в мир.

    Пасхальный – Его победе над смертью.

    Апостольский – это время малого рождества людей. Он есть проекция на людей Рождества.

    А Успенский – малая пасха – победа над смертью. Он есть проекция на людей Пасхи.

    Успенским постом мы восхищаемся первой успешной попыткой не Бога, а человека победить смерть. Разве это не достойно удивления: экзистенциональную вещь – смерть, лежащую в основе мира от начала времен, одолевает смертный человек. «Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама» – и вдруг ее власть пала.

    Ясное дело, что воздержание от мяса и регулярное чтение молитвенных правил нам не даст этой победы. Не потому, что эти занятия плохие, а потому, что они не могут быть самостоятельной целью.

    Настоящей целью является не обряд и даже не стяжание духа. Это только условия. Целью является наше воссоединение с Богом.

    Казалось бы, нет ничего проще, ведь многие из нас почти еженедельно соединяются с Христом всем своим существом, принимая в себя Его тело и кровь. По существу, точно так же Бога приняла и Дева Мария.

    Но, приняв Бога в себя, мы и Мария дали разный результат. Она не только дала кров и тепло Христу, но сама уподобилась Богу, стала как Бог – тем, чем задумывал Бог человека при сотворении мира. Мы, принимая в себя Христа, ничуть не изменяемся. В чем причина?

    Христос тот же. Земля та же. Небо то же. Причина – в нас. Если мы не изменяемся, значит, мы не принимаем Христа как Бога. Мы, принимая причастие, можем не соединиться со Христом, как вода с маслом.

    С Богом возможны три формы отношений: Бог надо мной, Бог равен мне и Бог подо мной.

    Если Бог выше меня, и я это осознаю, то вся моя жизнь и все мои мысли и чувства должны принадлежать Ему. Но этого нет.

    Если Бог равен мне, то я должен так же преобразиться, получить возможность беседовать с Богом Отцом, видеть Духа Святого или хотя бы исцелять.

    Но нет. У нас реализован третий сценарий. Бог служит на посылках. Мы по своему подобию подозреваем, что Он могуч, велик, богат и несколько глуховат. Нам нужно Его растрясти, разжалобить и надоесть этой Молчащей Горе, чтобы Она выбросила из своих бездонных недр немного здоровья, денег, покой и негу.

    Такое отношение к Богу – даже не язычество. Первобытный магизм. Нажал кнопку поста – еда упала. Нажал два раза кнопку молитвы – дали попить или денег.

    Я не хочу вести речь к тому, что человек есть тварь неблагодарная и самовлюбленная. Хотя чаще всего так и бывает. Наоборот, хочется зайти с другой стороны и сказать этому божку и существу, на сердце которого лежит великий образ Бога, что с Богом лучше, чем без Него, если ты ищешь блага.

    С Богом нет смерти.

    С Богом покой.

    С Богом исполнение желаний.

    С Ним просто лучше, чем без Него.

    Как Его найти в обычной жизни и убедиться, что с Ним лучше?

    Мерой всех вещей являются те ощущения, которые они оставляют – написал античный философ.

    Мерой наших хлопот являются не дом, деньги, власть, а те ощущения, которые они приносят.

    Можно украсть – и это принесет удовлетворение. А можно воздержаться от воровства, блуда, убийства, лжи – и это принесет не только удовлетворение, но божественную благодать. Сила этой благодати больше силы радости от всего того, что человек может сам себе придумать.

    Такое практическое рассуждение может покоробить тех, кто любит или боится Бога.

    А что? Должны же быть аргументы для с дружбы с Богом не только у любящих Его, но и для наемников и даже рабов Божиих. Бог не отвергает ни наемничества, ни рабства, хотя ожидает сыновства.

    Так вот, посты для таких людей и есть познание благости Бога через опыт.

    Опыт прост. Если душа находится в младенческом состоянии, то для начала ей хорошо узнать благодать чувства воздержания, сопряженного с исполнением заповедей Ветхого Завета. Терпеть труды поста и с детской наивностью и нетерпением внимать тем изменениям, которые дает Бог человеку, ищущему Его – без этого урока никак нельзя.

    Если человек уже узнал голос Бога, то он его может поискать не в гастрономе, а в семье, на работе и вообще среди людей. Гораздо труднее пожертвовать время матери, супругу или ребенку, чем не есть мяса. Лишний час, раз в день, благого общения даст больше, чем вся колбаса вместе взятая.

    Кроме родни, благодать приносят бескорыстие и посильная жертва. Доброе дело есть таблетка от уныния, вредности, самоубийства и прочего помрачения ума.

    Вот человек, узнавший радость Божию и ищущий ее:

    Светлана Шалина, 14 августа в 18:30

    Мариинская больница. Лучше не попадать.

    Хирурги – мастера, ничего худого не хочу сказать. У них поток. Почти конвейер. Но после реанимации попадаешь в палату интенсивной терапии, где нет НИЧЕГО! Только кислород подведён к каждой кровати. Нет нянечек. Ни одной. (Правда, подходят сладкоголосые девушки с Украины и нежно спрашивают: “Сиделочка нужна? Полторы тысячи в сутки”.) Мне была не нужна. За мной муж ухаживал. Но у кого не было “полторы тысячи в сутки”, лежали в собственных испражнениях с утра до утра.

    По утрам, перед обходом, приходил ЮРА, из тех, кого называют “солнечные дети”, и без всякой брезгливости обмывал всех, у кого нет сиделки. А почти ни у кого и не было. Кстати, в палате 10-12 человек, мужчины и женщины все вместе. Вот так.

    Но главное этим постом все же не дела милосердия – хотя без них никуда – а погружение в Бога. Отношения с Богом так же глубоки, захватывающи и животворны, как и захватывающе драматична картина нашей обычной видимой жизни. Отношения с Богом требуют исследования. Этим отношениям стоит посвятить хотя бы две недели в году.

    Погружение в Бога – цель Успенского поста.

    Не просветление, не преображение, не победа над смертью. А именно падание в объятия Бога, приносящее счастье, о котором первой узнала Божия Матерь.

    Внутри нашей души очень много неизведанных мест, в которых открывается дверка к Богу.

    Можно исследовать их самому. Но лучше – на примерах житий, и в особенности Божией Матери. Например, внимательно прочитать Ее диалоги с Господом до рождения Христа и после. Перелистать предания. Найти крупицы духа в молитвах, обращенных к Ней. Но не всего можно добиться земными усилиями. Кроме чтения и разумения умом, между нами и жителями Небесного Иерусалима есть живое духовное общение. Оно постигается мистически. А поскольку нам предлагаются духовные исследования, то и средства нужны духовные.

    Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

    Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.

    Духовные усилия могут быть предприняты как в домашней молитве, так и в результате участия в таинствах. Этим постом Церковь особенно рекомендует духовное обращение к Богородице, как к человеку, лучше всех знающему Христа.

    «Узнать Бога» – может быть, эти слова никогда и не звучали для иных людей.

    Пришла пора.

    Каков Его голос, и как он звучит внутри души, как Он касается сердца, что бывает, когда Он «отворачивается», как без Него, каковы Его объятия и какова сладость заповедей, и что такое Его блаженства? Наконец, что Он за личность, какой Друг и какой Он отец? Как Он умеет дружить, утешать, шутить и тихо улыбаться?

    А у тех, кто знает Бога, я прошу прощения, что написал эти смешные и простые слова. Апостол Павел советует помогать всем тем, кто идет ко Христу, независимо от опыта, и пишет:

    Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи (обращение к опытным).

    Кто ест, не уничижай того, кто не ест. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (обращение к неофитам).

    Любящие Бога, обнимемся и прославим Божию Матерь, первой проложившую самый простой путь к Богу – через мир, свет, покой и благость.

    «Ночь прошла, а день приблизился». Пусть этот пост не пройдет даром и приблизит нам день вечного Царства.

    http://www.pravmir.ru/pogruzhenie-v-boga-chtobyi-post-ne-proshel-darom/



    Назад в раздел
    © 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
    Сайт работает на 1С-Битрикс