Материалы


Почему тебя интересует другой?

Ты — ценен. Почему тебя интересует другой? Живи своей связью с Богом.

Архимандрит Андрей (Конанос)


Христос Пастырь добрый. Иконописец: livemaster.ru/painter-andrey
Христос Пастырь добрый.

Здравствуй, дорогой мой брат, дорогая моя сестра!

Молюсь, чтобы у тебя всё было хорошо. Молюсь, чтобы в душе у тебя был мир и утешение. Молюсь, чтобы ты был личностью, постоянно развивающейся, чтобы был прилежным, то есть заботился о своей душе и молился Богу, да подаст тебе этот дар.

Как-то один человек сказал мне, что он так молится о своей душе: «Чтобы я преуспевал»:

— Я об этом молю Бога, — поведал он мне, — чтобы я преуспевал. Чтобы дни шли, а я продвигался вперед.

Как говорится в одной из молитв на Святой Литургии, да дарует нам Бог преуспеяние в жизни, вере и духовном благоразумии. Чтобы мы продвигались вперед, чтобы становились зрелыми, чтобы обрабатывали свою душу. Чтобы были спокойными и довольными, тихими людьми, совершенными, завершенными личностями. Чтобы достигли того, о чем говорится в Священном Писании, — состояния мужа совершенна, меры полного возраста Христова совершенства (ср.: Еф. 4: 13).

Это трудно. Давайте покажу вам на одном отрицательном примере, что значит не быть таким человеком, такой развитой и уравновешенной личностью.

Как же мы радуемся, когда кто-нибудь скажет нам доброе слово, как мы хотим услышать что-нибудь хорошее от другого человека! И как часто нас устраивает компания других только потому, что мы не выносим собственной компании, то есть компании собственного «я»! Мы не можем сидеть одни, мы не можем найти в самих себе покоя и постоянно хотим утвердиться через других.

Нас охватывает эта стойкая неуверенность, это желание, чтобы другие придавали нам ценность: «Я чего-то стою, если ты улыбнешься мне; я чего-то стою, если ты заговоришь со мной; я чего-то стою, если ты возьмешь меня в свою компанию. Однако если ты этого не сделаешь, я ничего не стою». Христос хочет, чтобы мы преодолели это и достигли чувства полноты завершенной личности.

Не знаю, среди всего того, о чем ты думаешь, задумываешься ли ты об этом как о цели жизни. Другими словами, чтобы ты в данный момент ощущал такой покой в себе, что сидел бы дома один, гулял по улицам своего города, разглядывал, скажем, витрины, заглядывал в магазины, зашел в библиотеку, отправился куда-нибудь один и не ощущал бы одиночества. Чтобы ты ушел куда-нибудь, где нет людей, и был бы счастлив, чтобы ты чувствовал, что у тебя есть компания — компания собственного «я». Но только это не как нарциссизм, не как зацикленность на самом себе, когда ты считаешь себя чем-то крайне важным и не нуждающимся ни в ком больше, — не так презрительно и эгоистично по отношению к другим, а как ощущение полноты.

Я ощущаю полноту внутри себя. Я не получаю свою ценность от других. Моя ценность очень велика, ведь я несу на себе печать Божию, ведь во мне есть Его образ, Его благодать, душа, которую Он мне даровал, Его дыхание. Вот что придает мне ценность, а не то, что скажут обо мне другие, то есть если они меня заругают, то я уже ничто, а если превознесут до небес, то я чего-то стою.

Нет. Ты ценен! Ты ценен, поскольку ты — Божие творение, Божие создание; поскольку Бог любит тебя и всё небо интересуется тобой, любит тебя, заботится о тебе и придает тебе значение. Даже если никто не позвонит тебе сегодня по телефону, никто не заговорит с тобой, в тебе имеется гигантская динамика, ты обладаешь ценностью. Ты личность. Творения, подобного тебе, нет на всей земле. Не существует никого такого, как ты, с твоими чертами, твоими дарованиями, твоими проблемами, твоими странностями, своеобразностью, с твоим характером. Ты тот, кто ты есть! Ты та, кто ты есть. И ты ценна! И ты ценен! И Христос любит тебя, уважает и хочет тебя укрепить.

Какие слова — «Укрепи свою душу»! Для этого надо, чтобы ты имел личную связь со Христом. И чтобы ты при этом нашел золотую середину. Личную связь, которая не изолирует тебя от сообщества твоих братьев, например от верующих в твоем приходе, от бесед, на которые ходишь, от собрания, куда ты отправишься вместе с другими верующими. Ты не будешь самоизолироваться, но и когда пойдешь туда, тебе не надо идти для того, чтобы обрести от этого ценность. Ты не черпаешь своей ценности из подобных вещей. Ты и так обладаешь собственной ценностью! И даже если ты болен и прикован к постели или коляске, если ты не можешь шелохнуться и сидишь на уколах, ты всё равно ценен! И ничего, что никто не придает тебе значения…

Легко говорить и слушать, но когда это чувство проистекает из тебя и когда ты это понимаешь, это действительно велико. И трудно. В Евангелии есть несколько личностей, думая о которых, я убеждаюсь, что у них была сильная душа, судя по тому, как они держались в отдельных случаях, как поступали, как говорили Христу, как жили. «Я пойду, чтобы найти Бога и связаться с Ним. И неважно, что будут делать другие. Меня не интересует, как люди на меня посмотрят, что они скажут обо мне. У меня сильная душа. Я верю, что смогу приблизиться к моему Богу».

Хотя, опять же, это дарует Бог. Но всё же я не какой-нибудь сломленный, безвольный человек, не имеющий собственной динамики, я не жду, чтобы другие меня всё время подталкивали вперед.

Исцеление кровоточивой. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Исцеление кровоточивой.

Вспоминаю пример женщины, страдавшей кровотечением. Когда Христос пошел, намереваясь совершить чудо, она встала у Него на пути, и тут произошло второе чудо, а затем произошли и другие чудеса, большая часть которых нам неизвестна, но о некоторых всё же написано в Евангелии. Параллельные чудеса! Вереница чудес, происходящих одно за другим!

Иаир говорит Христу:

— Приди, исцели мою дочь, прошу Тебя, ведь она умирает!

И Христос отвечает ему:

— Я приду. Пойдем к тебе.

По пути большая толпа окружила Господа. В толпе была и одна женщина, не просившая апостолов походатайствовать о ней (я это и имею в виду под «сильной душой»): «Пойду, чтобы найти Бога. Я найду Бога непосредственно сама. Не буду просить людей, не буду просить у них ничего. Не буду зависеть ни от кого, не буду создавать себе кумиров, потому что моя цель — как раз не иметь кумиров, а найти Бога, Который не кумир. Он выше всех кумиров. Если же на пути к Богу я использую людей как кумиров и обожествляю их, ожидая от них большего, чем они могут дать мне, тогда я не добьюсь своего. Поэтому пойду к Нему сама».

У этой женщины, должно быть, была очень спокойная душа. Может, из ее тела и текла кровь и она годы подряд страдала, может, она и потратила все свои деньги на врачей и ничего больше в жизни не видела, но, думаю, душа у нее была здоровая. Так я считаю. Это была замечательная женщина. Смелая душа.

Она идет и прикасается ко Господу, не к Самому Господу, не к Его пресвятым ногам, а к Его одежде, и чувствует, как исходит сила из Его Тела, как она выздоравливает и кровотечение в ней прекращается. Христос, ощутив, что из Него исходит сила, поворачивается к народу и спрашивает, кто прикоснулся к Нему, а апостолы удивляются:

— Чему Ты удивляешься? Столько народу вокруг Тебя, столько людей теснит Тебя. А Ты что почувствовал?

Христос им отвечает:

— Хотя много людей и теснит Меня, но один человек взял у Меня нечто такое, чего вы, остальные, не взяли. Вы все рядом со Мной, но не привлекаете к себе того, что Я могу вам дать. Я рядом с вами, но вы не берете того, что у Меня есть.

Это женщина взяла нечто у Христа, а другие — нет. А почему она взяла? Думаю, потому, что у нее имелась смелость, имелась красивая душа, сильно преуспевшая. Когда тело ее было наклонено и касалось одежды Господа, Его хитона, влачившегося по земле, душа ее стояла прямо и видела исцеление.

Мы всегда хотим, чтобы кто-нибудь походатайствовал о нас, всегда зависим от того, что скажут другие, ищем какого-то средства, какого-то посредника. Не знаю, случается ли это с тобой часто. Но будь осторожен, и когда обращаешься к какому-нибудь святому как посреднику. Надо отдавать себе отчет в том, как ты делаешь его посредником: не обожествляешь ли его, не делаешь ли кумиром, не боготворишь ли его, не ставишь ли выше Бога, но просишь ли его, чтобы он привел тебя ко Христу, Который укрепил бы твою душу и ты бы не был постоянно привязан к подобным зависимостям.

Внимай тому, кем ты восхищаешься. Внимай, какими людьми восхищаешься и до какой степени, чтобы это восхищение не превратилось в конце концов в идолизацию. Потому что в итоге это тебя измучает, разочарует, уязвит. Ведь люди уязвляют друг друга.

Бывает, ты говоришь: «Вот этот потрясающ! Тот потрясающ!» — и восхищаешься проповедниками, священниками, восхищаешься людьми.

«А разве это плохо — восхищаться?» — скажет кто-нибудь. Это неплохо, когда человек восхищается, вдохновляется, укрепляется, набирается смелости. Да. Но только до какой степени? До какой степени?

Вот я указываю тебе рукой на райские кущи, указываю на Бога, а ты смотришь на мою руку и впечатляешься. Ты впечатляешься устами того, кто говорит о Боге, а твоя цель — пойти к Нему, потому что эти уста — земной прах. И прах тоже может говорить о Боге, но если ты не пойдешь к Богу, а будешь сидеть в прахе, то сам станешь прахом. В определенный момент начнешь разочаровываться, ты не будешь преуспевать духовно.

Это не люди нам помогают. Не люди нас спасают. Прими же решение: оторвись от них, укрепи свою душу и обрети личную связь с Богом. Предоставь людям давать тебе то, что у них есть, но желай большего, не жди от них того, чего у них нет, и в то же время люби всех. И ты уже будешь любить их как должно. Будешь любить их, сострадать им, будешь вместе с ними, не будешь самоизолироваться, но уже будешь знать, что больше тебе нечего взять у них. «Мой Бог существует. Именно Его я ищу».

И в тот час, когда Христос совершил первое чудо с этой женщиной, которая, как написано, «в страхе и трепете» призналась, что это она прикоснулась к Нему, и поэтому Он почувствовал, как вышла сила из Него, в этот самый час, когда чудо происходит и все впечатляются, снова случается что-то, что начинает колебать уверенность человека в Боге.

Думаю, и в моей, и в твоей жизни постоянно присутствует эта нестабильность. У тебя есть вера как полнота, как динамика, как ощущение внутренней самодостаточности, смиренной, Божественной самодостаточности, но потом снова происходит что-нибудь, отчего ты начинаешь колебаться, и ты говоришь себе: «Но что опять происходит? Опять проблема? В конце концов, Боже, Ты спасешь меня или нет? В конце концов, Ты существуешь или нет? В конце концов, Ты любишь меня или нет? Желаешь мне добра или хочешь, чтобы я испытывал боль?»

Христос воскрешает дочь Иаира
Христос воскрешает дочь Иаира

В тот час, когда Христос совершает чудо, приходит некто и говорит Иаиру:

Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Это напрасный труд, вы зря старались.

И Христос тут же поворачивается к Иаиру — тут же, это движение было мгновенным:

Не бойся, только веруй. Не бойся. Не бойся. Не слушай, что тебе говорят другие.

Ты видел? Опять другие. Потому я и говорю тебе: не ищи поддержки у людей. Те же самые люди, которые только что видели чудо, и предполагается, что приведут тебя ко Христу и скажут: «Он потрясающ!» — они же сами потом и разочаруют тебя и поколеблют. Ты примкни к людям, коснись их, однако не хватайся за них, не прилепляйся к ним, потому что, если они упадут, упадешь и ты.

— Не бойся, только веруй!

— Но…

— Никаких «но». Ты на Меня смотри! Ты, Иаир, на Меня смотри! Разве ты не хочешь, чтобы Я исцелил твоего ребенка? Разве ты не доверяешься Мне? Разве ты не Меня зовешь?

— Да, но вокруг столько народу…

— Ты живи, не глядя на людей! Ты живи среди людей, глаза которых прикованы ко Мне.

Они пошли в дом Иаира, и тут произошло, как ты знаешь, чудо воскрешения его дочери, наперекор всей безнадежности, которая могла бы охватить душу этого человека, что, конечно, было бы совершенно естественно. Потому что сейчас мы с тобой говорим об этом и делаем толкования и объяснения, но если случится, чтобы кто-нибудь сказал тебе: «Твой ребенок умер», — тебе будет очень трудно сказать: «Да ладно, это ничего, что умер. Когда Христос рядом со мной, всё поправимо!»

Мы судим об этом теоретически, но на практике душе очень трудно выдержать эти часы искушения, когда наша вера проходит через страшное горнило, эти часы, в которые наша любовь к Господу будет проверена огромными опасностями и испытаниями.

«Там, Я хочу, чтобы ты был Мой». — «Там я и хочу быть!» Сейчас ты думаешь, что готов на мученичество. Слышишь что-нибудь и говоришь: «Сейчас душа моя сильна». Но сейчас у тебя нет никаких проблем. А в испытании душа колеблется, там колени подкашиваются, там ты чувствуешь себя, как пташки зимой, дрожащие от стужи, которым некуда спрятаться. И тебя охватывает неимоверная неуверенность, тебя охватывает паника. Ты чувствуешь, что теряешь почву под ногами. Ты не знаешь, куда обратиться, кому сказать: «На помощь!» Богу? «Но какому Богу, — говоришь ты себе, — если Он меня разочаровал в этот самый момент. Он, только что бывший моей надеждой, сейчас опять становится моей горестью, моей мукой. Он снова становится Тем, о Ком в конечном счете я не понимаю, чего Он хочет — спасти меня или измучить?»

И так под этими ударами, в этом испытании душа твоя созревает, возрастает, обогащается, облагораживается, укрепляется, совершенствуется, освящается — происходит всё то, о чем упоминает Священное Писание, всё то, чем ты живешь в душе, когда доверительно соглашаешься предать себя Тому, Кто хочет сделать тебя сильным.

Это упражнение, которое Христос задает тебе по многу раз, очень трудное. Однако когда учитель задает ученику трудное упражнение, это означает, что он верит в него и считает, что тот достоин выполнить его.

— Я считаю, что ты способен решить это упражнение. А если и не способен, то станешь способным. Ты не можешь всё время решать задачу: 1 + 1 = 2 и 2 + 2 = 4. Надо научиться и возводить во вторую и в третью степень, надо решать и более трудные проблемы. Я считаю, что ты достоин этого и способен. Когда Я создаю тебе трудности, Я не презираю тебя, а хочу, чтобы ты окреп.

В этом тайна. И когда мы ее постигнем, мы предадимся Богу. Хотя этот процесс и заставляет нас испытывать боль, хотя он и вынуждает нас попотеть, но он приводит нас к совершенно блестящему результату. Может, не сразу, но немного спустя ты поймешь это. Это увидят и твои ближние, люди увидят, что ты личность, что ты уже можешь помочь. И вот, твое слово уже находит отклик и трогает душу другого, потому что оно — слово завершённого человека, человека с сильной душой.

Представь себе кого-то, кто претерпел по жизни болезни, гонения, несправедливость, клевету, насмешки, претерпел большие несправедливости; или другого, дом которого ограбили, и он прошел через огромную опасность, умер очень дорогой ему близкий, его разлучили с дорогими сердцу людьми, — у такого человека после этого бывает сильная душа. Он уже не прилепляется с легкостью к людям, потому что понял относительность всего человеческого. И, несмотря на это, любит их намного больше, потому что сострадает всем. Он приобретает это как опыт, как душевное качество.

Ты слышал это слово сострадание? Люди, испытавшие боль, становятся потом самыми сострадательными. Они сострадают другим, потому что, сами испытав боль, понимают других. И хотя они их понимают и любят, но не прилепляются к ним, их не интересует мнение людей, не интересует. Они преодолели всё это. В горниле испытания, через которое они прошли, всё это становится второстепенным, незначительным, бессмысленным, глупостью, назови его как хочешь.

Однажды ко мне пришел человек, перенесший онкологическое заболевание, он делал химиотерапию, преодолел свою проблему и вылечился. Он посетовал, что теперь у него уже нет того времени, чтобы читать духовные книги, — у него много работы. Я сказал ему:

— А что тебе читать сейчас? Ты уже усвоил все сочинения. Ты усвоил все сочинения святителя Иоанна Златоуста. Написанное в «Патерике» о болезни, терпении, молитве, выдержке и т.д., ты это уже пережил. Ты превратил святоотеческое богословие и жития святых в реальность. Ты превратил их в реальность в своей жизни, потому что согласился быть соработником Богу в тех уроках, которые Он преподал тебе на деле.

В противном случае пришлось бы сказать, что всякий, кто страдал, становится святым. Но это не так, не каждый становится святым: все страдают, но не все становятся святыми. Потому что некоторые противятся, негодуют, не хотят выучить урок, который Бог преподает им через испытание, через опасность, и живут в своем мирке, настаивают на своем, не хотят становиться зрелыми. Но если кто-нибудь станет Его соработником, тот становится грандиозной личностью. Завершенным человеком.

Вот что сказал мне однажды один человек:

— Когда думаешь о том, каким ты был в прошлом, то не надо нравиться самому себе так уж сильно. Надо чувствовать, что ты постоянно меняешься, что постоянно что-то старое умирает в тебе и приходит новое.

Чтобы ты стал другим человеком, чтобы ты стяжал новый ум, новые глаза, новое восприятие жизни — что-то старое пусть умирает в тебе, а что-то новое пусть оживает. Объясню тебе это и иначе, другими словами.

Если прошло несколько лет, в течение которых ты был с Богом, любил Его, молился, подвизался, прикладывал усилия, тогда логично, чтобы ты казался другим для того, кто слышал, как ты говорил годы назад, и видит тебя сейчас. Он видит в тебе новые черты, появившиеся вследствие этой боли, зрелости, борьбы, видит перемены, которые Христос внес в твою жизнь. Не сказано ли: десница Вышнего изменилась (ср.: Пс. 76: 11)?

Ну а ты сам как, изменился? Ты преобразился? Ты позволил этой деснице Вышнего, то есть правой руке, благой руке, самой искусной, самой умелой руке Всевышнего Бога, изваять из тебя красивую личность?



Вот еще один случай, который мне очень понравился. После Своего Воскресения Господь был вместе с учениками и сказал святому апостолу Петру, чтобы он следовал за Ним:

Иди за Мною (Ин.21,19).

А святой апостол Петр, видя неподалеку святого Иоанна, спрашивает Господа:

А он что? (Ин. 21,21) Да, я приду, ну а он? А Иоанн что?

И Христос ему отвечает:

Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? (Ин. 21, 19–22) Тебе какое дело? Что ты волнуешься за него? Какое тебе дело до его жизни?

Видишь, здесь Бог говорит о каком-то пренебрежении, которое, однако, не есть пренебрежение от злобы, пренебрежение от равнодушия. Речь идет о чем-то, что входит в твою жизнь и желает разрушить твою связь с Богом. Почему тебя сейчас интересует другой? Ты живи своей связью с Богом и оставь других, не интересуйся, что они делают и что говорят по данному вопросу.

— Ты любишь Меня? Тогда иди вслед за Мной. Паси Моих агнцев (ср. Ин. 21, 15)

Зачем ты занимаешься другими? Ты понял, что несешь внутри себя свое сокровище, свою красоту, свою прекрасную компанию, которая есть твоя молитва? Ты понял, что если не создашь личной связи с Богом, то наступит момент, когда тебе придется испытать огромную боль, ты будешь искушен и будешь страдать? Почувствуй же Бога — в мире ты и твой Бог, — и оставь других.

— Иди вслед за Мной. Я люблю тебя. Я хочу сделать тебя сильным.

Я восхищаюсь тем, как некоторые подвижники на Святой Горе Афонской сидят себе одни, и их не интересует, что скажут им люди. Да рядом с ними в принципе и нет никого, кто мог бы сказать им: «Браво, отче! То, что ты сделал сегодня, было замечательно!» — или высказал бы замечание иного рода. Они не интересуются мнением людей, они интересуются мнением Бога.

Ты видел, что хочет сделать Бог? Он хочет сделать тебя зрелым, сделать меня зрелым. И не думай, Василий Хаджиниколау (спасибо тебе, что ты и сегодня вместе с нами и делаешь нашу передачу богаче своей прекрасной музыкой), будто то, о чем я говорю, я уже осуществил на деле. Однако я об этом ревную! Ревную об этом. Действительно. То есть каждый раз, когда я читаю эти места в Евангелии, я думаю: как прекрасна эта связь людей с Богом, как прекрасно, что Он хочет сделать их зрелыми, возвысить их, вознести:

— Не надо, не сиди там, иди сюда, поднимись. Стань более красивой душой, стань еще святее. Покажи и эту часть твоей души, погребенную в тебе под пылью. Прояви еще немного терпения. Покажи его.

Как же произойдет всё то, о чем мы говорим? Через восхождения и падения. У тебя есть Христос — ты теряешь Христа. Христос приходит — и уходит. Ученики видят Его после Воскресения, идут рядом с Ним по дороге в Еммаус и разговаривают (ср. Лк. 24, 13 и далее). (Может, дома у тебя есть такая икона? Классическая, старая, но замечательная по своей атмосфере, где видно, как Господь идет со Своими учениками, святыми апостолами Лукой и Клеопой.)

Когда они стали ощущать, что сердце в них согревается, как будто начинает пылать, Христос преломляет хлеб и подает им — и в тот самый час, когда они уже стали ощущать Христа, Он вдруг снова уходит! Но почему уходит? По той же самой причине — чтобы сделать их более сильными. Сделать их сильнее. Он появляется и исчезает, и оставляет в душе у них ощущение сладости — тепло, веру, силу веровать, осязать и ощущать, что Невидимый присутствует, чувствовать, что они держат Того, Кто постоянно от них ускользает.

И хотя Он уходит, но оставляет после Себя благоухание, Свою сладость, ревность, жажду.

Потом они идут к апостолам:

— Мы видели воскресшего Господа!

И говорят друг другу с удивлением:

— А помните, как в тот час сердце наше чувствовало, будто в нас что-то пылает? Будто пламя какое-то в душе, что-то пылало в нас. И когда мы почувствовали это, Христос исчез.

Христос хочет, чтобы мы любили Его без этой уверенности, что держим Его, без всякой уверенности вообще. Он хочет оставить нас в этом пустом пространстве, где ты можешь совершать самые красивые полеты, выписывать самые красивые фигуры в небе Его любви, в океане жизни, посреди колышущихся волн. Ты думаешь, что в этом океане сам не знаешь, куда плывешь, но Он тебе говорит:

— Предоставь ветру, он будет вести тебя.

— Но у меня нет компаса. Я чувствую, что не знаю ничего.

— Положись на Меня, и всё получится хорошо.

Если ты поймешь всё это, то осознаешь присутствие Бога тогда, когда тебе кажется, будто Он отсутствует. Знай, что когда Он отсутствует, когда ты Его не чувствуешь, не видишь, когда понимаешь, что Его нет, тогда, скорее всего, и есть тот момент, когда Он только что протянул тебе Свой хлеб и исчез, прежде чем ты поймешь это. Он говорит тебе:

— Я хочу, чтобы ты стяжал другую связь со Мною, по ту сторону схем, цветов, видений, взглядов, прикосновений, несомненности и уверенности. Я хочу, чтобы ты чувствовал, что держишь Меня в своем сердце.

Тот, Кто всегда приходит и уходит, Тот, Кто оставляет в нас Свой отпечаток, и мы не знаем точно, где Он теперь, и не можем затем описать Его другим, однако они что-то видят в наших глазах и понимают, что Господь прошел через нашу душу и оставил что-то, и это дает нам простор для нового движения вперед, для новых шагов.

Такими вы станете, говорят, в состоянии вечности, Царства Божия — там, где Бог всегда будет тем, чем мы будем наслаждаться и чего будем всё больше хотеть. Мы будем искать Его не как нечто непознанное, чего мы не знаем, а как что-то известное, чем мы не можем насытиться. Что-то такое, что мы держим, но оно от нас ускользает, что-то такое, что не примыкает к нам вплотную, чтобы мы могли сказать, что стали на якорь, что обрели уверенность, что мы Его знаем.

Видишь, как всё это взаимосвязано? Всё это, если о нем задуматься, делает тебя очень динамичным, очень уверенным и в то же время очень неуверенным во всем в своей жизни.

Например, если ты сейчас пойдешь поговорить со своим ребенком после того, что мы сказали, и скажешь ему что-нибудь о Боге, о жизни, дашь какой-нибудь совет, то ты почувствуешь, что ты уверен в том, что говоришь ему: что это правильно, что так надо, что Бог этого хочет, что он должен возвращаться домой во столько-то часов, что он так должен делать, туда должен пойти, это должен купить… Ты чувствуешь уверенность, чувствуешь, что знаешь всё. Тогда как Сам Бог в отношениях с тобой постоянно говорит тебе:

— Я Бог, Я Бог неожиданностей. Я хочу тебя сделать зрелым, и чтобы ты понял, что когда твой ум ощущает уверенность, Я не всегда нахожусь в этой уверенности. Я также и в неуверенности, в неожиданности, Я в том, что ты чувствуешь, что теряешь это, однако ты этого не теряешь.

Другими словами, иногда ты можешь оставить своего ребенка, чтобы он пошел на улицу, и сказать ему:

— Хорошо, дитя мое, поскольку ты не можешь понять, что должен вернуться в 12 с половиной или в час, то я буду молиться Богу, а ты возвращайся в который хочешь час, в который час просветит тебя Бог.

И когда, как ты считаешь, что уже оставляешь его, ты гораздо, гораздо больше присутствуешь в его сердце своими словами: «Приходи, в который час Бог тебя просветит», потому что и сам становишься Божественным в своем нраве и отношении к нему. А когда думаешь, что держишь ребенка в руках, закрываешь его в комнате и говоришь себе: «Он внутри. Я его держу!», — он ускользает от тебя.

Ты позволяешь ему выйти, но, по сути, держишь его; даешь ему уйти видимо, внешне, но поставил на нем печать, и ребенок говорит себе: «В тот час, когда мать и отец говорили мне, не ощущал ли я в себе, будто сердце мое пылает? Не буду возвращаться в три, вернусь раньше». Или: «Вернусь в три, но буду внимать себе. Буду вести себя так, словно мать и отец стоят здесь передо мной, и не буду делать ничего плохого: ни наркотиков принимать, ни пить, ни скитаться, ни богохульствовать, ни ругаться. Буду вести себя так, словно мать и отец стоят передо мной, хоть и запоздаю».

Однажды один парень сказал мне:

— В это время как раз собираются все, как же я вернусь домой? Отец говорит, чтобы я шел гулять в 9, но в 9 все мои друзья спят. Они проснутся в 11 вечера, примут душ, соберутся и в 12 выйдут. А отец говорит мне, чтобы я возвращался домой в 11 с половиной. Но в 11 с половиной мои друзья даже еще не вышли!

О чем же хочет сказать нам всё это? Оно хочет разрушить уверенность, имеющуюся у нас, уверенность, убежденность, которую нам хочется иметь, программу. А Христос говорит:

— У Меня нет программы. Я совершил непредначертанные вещи, в смысле изумления, отсутствия схемы, а не в смысле отсутствия заботы, любви и порядка в Моей жизни. Не было дней, когда Я сказал бы, что сегодня принимаю людей, а завтра нет, что сейчас Я пойду в такой-то дом, что сегодня мы посещаем порядочных, а завтра грешных…

Простота — вот что Бог внесет в твою жизнь. Ты не можешь втиснуть жизнь в схему, она не вмещается в схему, ни Бог не вмещается, ни Его дела, ни способ, каким Он управляет нашей жизнью.

Выйди же из привычного комфорта. Нет ничего надежного. Жизнь таит в себе неожиданности. Сам Бог есть неожиданность. Научись и сам входить в Его атмосферу, если хочешь стяжать Его этос. А если не хочешь, делай что хочешь, и, может, когда тебе будет лет 80, 90 — сколько даст тебе Бог жить, — ты выучишь этот урок.

Многие родители, думавшие, что втиснут всё в схему, получили урок. Они думали, что всё железно, что управляют своей жизнью, домом, семьей, но в конечном счете увидели, что не могут управлять ничем из всего этого. Видишь, например, как отец «читает проповеди», а его ребенок стал анархистом. Бог говорит ему:

— Прими наставление. Пойми, что ты не можешь быть резким, не можешь быть совершенным, переломи себя, расслабься. Стань немножко подобным тесту и позволь и себе преобразиться в жизни, дай и себе преобразиться. Пойми Мои способы. Пойми, что всё вокруг не односторонне, всё происходит не как ты хочешь, а как хочет Бог. Кто выучивает уроки Бога и входит в Его атмосферу, те преуспевают в этой жизни.

Вот это я хотел сказать тебе сегодня. Ты сейчас слушаешь меня и думаешь: «Ну да, всё так и есть, как ты говоришь. Мне очень понравилось, что ты сказал, и тронуло меня, и мне хочется встретиться с тобой и поговорить». Ты сейчас совершаешь ошибку. Потому что я столько времени доказываю тебе, что нет смысла говорить со мной, с тем или иным человеком, и ждать, что получишь от него что-то такое, что ты и сам знаешь.

Ты ведь не лишен ничего. У тебя просто низкая самооценка (ты много раз говоришь об этом), низкое самоуважение, ты себя недооцениваешь. Но это не смирение. Чувство собственной неполноценности — это не смирение. Смирение не значит говорить: «Я не могу стоять на ногах и все время нуждаюсь в других», — потому что так ты оскорбляешь Бога, ты как будто говоришь Ему, что Он не дал тебе дарований, больших способностей, щедрой души, возможностей подвизаться.

Обопрись же о посошок, о малый жезл собственной молитвы, собственной связи с Богом, заступничества святых, Пресвятой Богородицы, твоего духовного наставника, людей, оказавшихся рядом с тобой. Но одно дело — заступничество, а другое — зависимость, болезненная привязанность, когда всё у тебя проходит через людей. Такими ли хочет сделать нас Бог? Не говорит ли апостол, что мы имеем дерзновение и обращаемся к «престолу благодати» с открытым лицом? (ср. 2 Кор. 3,18.) Не прикрывая лица, как Моисей в Ветхом Завете, закрывавшийся покрывалом, чтобы не увидеть Бога в Его сиянии. Сейчас мы идем прямо к Богу. У нас есть это преимущество. И становимся зрелыми, развиваемся, прогрессируем духовно.

Сегодня я попытался немного затронуть этот аспект — как нам преуспевать духовно и крепнуть в жизненной борьбе. Ты запомнил это? Тогда помолись и за меня, чтобы того, о чем я говорю, я и сам как-нибудь достиг и чтобы Бог дал мне это как дар. Это значит, что меня не должно интересовать, делают ли другие что-то конкретное, чтобы мне тоже начать делать это или не начинать. У меня должно быть свое мнение, я не должен быть раболепным, я должен быть в силах сказать что-то независимо от того, согласен ли с этим другой или же у него испортится мнение обо мне. Если я не говорю этого для того, чтобы у него не испортилось мнение обо мне, значит, у меня нет свободы. Правильно? «Свободная личность». Разве тебе не нравится быть свободной личностью? Чтобы ты мог не соглашаться с кем-то, мог высказать перед ним свое мнение, каким бы благочестивым он ни был.

Один ребенок сказал мне о своем духовном наставнике в школе следующее:

— Он сказал что-то, и хоть мне и хотелось выразить другое мнение, но я не сделал этого.

Это нездоровые отношения. Когда ты идешь к Богу и высказываешь свою жалобу, несогласие, свое мнение, свое борение, что «это меня напрягает, я не могу, я не хочу этого», то надо, чтобы ты мог говорить, открыться, чтобы то, что ты будешь делать потом, было твоим свободным выбором. И чтобы ты не делал вынужденных действий, потому что принуждение накапливается, накапливается, накапливается и превращается потом в токсины, которые повреждают твое тело и душу. Ты понимаешь это?

Болезненная связь в Божиих вопросах, вместо того, чтобы вносить душевное и телесное здоровье, быть, как говорится, «во исцеление души и тела», несет с собой душевную и телесную болезнь. И поскольку мы духовные наставники, поскольку мы священники, исповедующие людей, то мы можем говорить об этих вещах, потому что нередко видим (естественно, мы не можем сказать, кто и что конкретно), что есть люди, которые хоть и жили близ Бога, однако не научились, не помогли себе стать завершёнными личностями, а нанесли себе вред.

Сейчас ты спросишь меня, где же золотая середина во всем этом, то есть как быть и личностью, и смиренным, не отделяться от своих братий, не быть обособленным, быть со всеми вместе. Как говорил отец Иероним Эгинский, «вместе со всеми, но один», — когда ты со всеми, чувствовать себя и одним тоже. Дело тут в рассудительности. Но, естественно, не жди рассудительности от одного того, что ты решил положить начало, не жди сразу же рассудительности. Это произойдет по мере того, как мы будем стареть, седеть, по мере того как будут проходить годы. Ну, тогда мы будем мудрее и благоразумнее во всём этом.

Тогда мы будем совершать и ошибки. Тогда и мы, как святой апостол Петр, будем говорить:

— А что будет с другими? Что будут делать другие?

А Христос снова скажет нам:

— А тебе что до этого? Почему тебя интересует это? Ты смотри, укрепляй свою связь со Мной, смотри, люби Меня, старайся на Меня смотреть, Мной интересоваться. Будь готов отдать Мне душу свою.

И думаю, что Бог возьмет нас тогда, когда мы будем достаточно зрелыми, чтобы выдержать это великое путешествие, которое есть путешествие одиночное, ибо, как сказано, «напрасно умоляют глаза», куда бы ни обращала взор свой душа, выходя из тела: на людей и даже на ангелов. Мы говорим, что ангелы нам помогают. Да, помогают, но в ту минуту душа показывает, так сказать, собственное качество, то, что она накопила, какой сильной она стала.

Думаю, что Бог возьмет нас тогда, когда мы научимся стоять перед Ним самостоятельно, со смиренным дерзновением, и говорить Ему: «Отче наш!» Ты видишь? «Отче мой», но одновременно и «Отче наш». Не «Отче мой» в том смысле, что я отделяюсь от других, — я называю Его «Отче мой», однако ощущаю и свое единство с другими.

Я молюсь, чтобы этот час задержался, то есть молюсь, чтобы все мы жили долгие годы, но в то же время молюсь, чтобы эти годы не проходили просто так. И сегодняшний день чтобы тоже не прошел просто так, а чтобы ты постарался использовать те события и обстоятельства, которые Бог предоставит тебе, чтобы стать зрелым.

Ты видишь, что сегодня с утра произошло всякое, однако ты не понял уроков. Бог посылает тебе уроки, которые должны сделать твою душу сильнее: урок терпения — его ты пропустил этим утром, потому что, скажем, упустил автобус и стал злиться; урок смирения — ты и его пропустил, потому что на рабочем месте тебе нагрубили, а ты поносил их в уме; урок любви — его ты выучил, потому что увидел автомобиль, обгоняющий тебя, и дал ему встать впереди себя на светофоре, сказал: «Пусть он пройдет впереди меня, меня от этого не убудет».

Это уроки. Уроки, которые, дай Бог, чтобы не оказались бесполезными для всех нас.

Молюсь, чтобы истекший час не был потерян для нас. Молюсь, чтобы ты меня простил, потому что и я из этой немощной души, какая у меня есть, говорю вещи, которые, может, и ошибочны, страстны, проблематичны. Но верю, что ты можешь привести их в порядок в самом себе, исправить их и очистить собственной душой, собственной молитвой, не правда ли? В духе того, о чем я говорил.

Не принимая пассивно всего, на что тебе указывают, окрепни и начни думать сам. И из того, что слышишь, подумай о чем-нибудь лучшем, подумай о более правильном, и когда поймешь это правильное, вспомни и о нас, совершивших ошибку и сказавших неправильные вещи. А потом из окрепшей души, которая у тебя будет, ты помолишься и за нас, и за Василия Хаджиниколау, чья музыка всегда нас сопровождает (спасибо ему и сегодня), и за всех готовивших радиопередачу, и за всех слушавших, и за всех наших братий, обретающихся во всем мире.

Перевела с болгарского Станка Косова

http://www.pravoslavie.ru/96340.html

Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс