Мудрые поучения Силуана Афонского
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные НЕ ДАЮТ — в себе жить Благодати Божией, и потому, никогда — не имеют Мира душевного, а в душу послушливого легко входит — Благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.
Кто носит в себе — хотя бы малую Благодать, тот с радостью — ПОДЧИНЯЕТСЯ всякому начальству. Он знает, что Бог — УПРАВЛЯЕТ и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что — есть в мире, и потому, всегда — бывает Покоен и мирен. Потому что во всём – ДОВЕРЯЕТ Господу!
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто СОБЛЮДАЕТ — послушание и мудрость, те и БУДУТ — с тобою и близ Меня».
Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога — за Послушание. Послушливую душу — любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь — слушает молитвы наши и исполняет прошения.
Все, кто последовал Господу нашему Иисусу Христу, — ведут Духовную войну. Этой войне Святые научились долгим опытом от Благодати Святого Духа. Дух Святой наставлял их и вразумлял, и давал силу побеждать врагов, а без Духа Святого душа — не может даже и начать этой войны, потому что она — не знает и не разумеет — кто и где её враги.
Сражение наше — идёт на каждый день и час.
Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой Мир — Потерял.
Если потщеславился или превознесся над братом, то — ПОТЕРЯЛ Благодать.
Если блудный помысл пришёл, и ты не сразу — отогнал его, то душа твоя – ПОТЕРЯЕТ
любовью Божию и дерзновение в молитве.
Если любишь власть или деньги, то никогда — Не познаешь любви Божией.
Если волю свою исполнил, то ты — ПОБЕЖДЁН Врагом, и Уныние придет — в душу твою.
Если ближнего своего ВОЗНЕНАВИДЕЛ, то, значит, — ОТПАЛ ты от Бога, и злой дух –
ОВЛАДЕЛ тобою.
Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь — мир в душе своей.
Если прощаешь брату обиды, и любишь врагов, то получишь — прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.
Почему Святые Отцы послушание СТАВИЛИ — выше Поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания РОЖДАЕТСЯ — Тщеславие, а послушник всё делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек — свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника — ум занят разными делами и осуждением старца, и потому, не может он созерцать Бога.
Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».
Послушанием хранится человек — от Гордости; за Послушание — ДАЁТСЯ молитва; за послушание Даётся — Благодать Святого Духа. Потому послушание выше — Поста и молитвы.
Если бы ангелы (падшие) сохранили Послушание, то пребыли бы на Небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в Раю.
Мирянам послушание одно — НАДО стремиться жить — по Заповедям Божиим и Заповедям Блаженства и слушаться — Святой Православной Церкви.
Господь сказал Своим ученикам: «Мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27). Этот Мир Христов надо просить — у Бога, и Господь даст просящему; и когда получим его, то надо свято — БЕРЕЧЬ его и умножать;
Если постигнет тебя беда, не унывай, но помни, что милостиво Господь смотрит на тебя, и не допускай мысли: «Станет ли Господь смотреть на меня, когда я Его оскорбляю», потому что Господь по естеству — есть Милость, но с верою обратись к Богу и, как евангельский блудный сын, скажи: «Не достоин я назваться сыном Твоим», и увидишь, как будешь ты — мил Отцу, и будет тогда неописуемая радость на душе.
Господь Милостивый ДАЛ всем нам — Покаяние, и Покаянием всё — ИСПРАВЛЯЕТСЯ. Покаянием мы ПОЛУЧАЕМ — Прощение грехов; за доброе Покаяние ПРИХОДИТ — Благодать Святого Духа, и так познаём Бога.
Если кто потерял — Мир и страдает, то пусть покается, и Господь даст ему — Свой мир.
Не скрою от вас, за что Господь дает Свою благодать. Не буду я много писать, но прошу вас — любите друг друга, и увидите тогда — милость Господню. Возлюбим брата, и возлюбит нас Господь. Не думай душа, что любит тебя Господь, если ты на кого-нибудь КОСО — смотришь. О, нет. Скорее бесы тебя любят, ибо ты стал слугою их; но не медли, Покайся, и проси у Господа — СИЛУ любить брата, и увидишь тогда — Мир в душе.
Всеми силами просите у Господа — смирения и братской любви, ибо за любовь к брату туне дает Господь Благодать Свою. Испытай над собою: Один день проси у Бога любви к брату, а другой — живи без любви, и тогда увидишь разницу. Духовные плоды любви ясны: Мир и радость в душе, и все будут тебе родные и милые, и будешь проливать обильные слезы за ближнего и за всякое дыхание и тварь.
Святой Апостол Иоанн Богослов говорит, что Заповеди Божий не тяжки, а легки (1 Иоан. 5, 3). Но легки они только от любви, а если нет любви, то всё — Трудно. Поэтому храни любовь, не теряй её, потому что хотя и возможно её вернуть, но это даётся многими слезами и молитвами, а без любви трудно — жить на свете. А кто пребывает в Злобе, то это СМЕРТЬ — души, от чего да сохранит нас Господь.
Когда душа, которой Господь дал Свою Благодать, по какой-нибудь причине — ПОТЕРЯЕТ её, то сильно — скорбит по ней, и снова желает — Обрести её. О, как умоляет она Владыку, день и ночь, чтобы помиловал её и снова излил на нее Свою милость. И кто может описать воздыхания ее, или слезы. И много, много лет — ТРУДИТСЯ душа, ища той Благодати, которую вкусила и которою — усладилась. И, бывает, долгое время — ИСПЫТЫВАЕТ Господь душу, ВЕРНА ли она Ему; а душа, не видя в себе той сладости, которую познала, снова — ЖАЖДЕТ её, и смиренно ждёт, и влечется к Господу жаром любви.
При Благодати — ЛЕГКО любить Бога и молиться день и ночь; но мудрая душа терпит и сухость, и крепко уповает на Господа, и знает, что Он — не посрамит надежды и даст в свое время. Благодать Божия приходит иногда скоро, а иногда ДОЛГО — Не дается, но мудрая душа смиряется и любит ближнего, и кротко несёт Крест свой, и тем побеждает врагов, которые стараются — оторвать её от Бога.
За что же человек — страдает на земле, несёт скорби и терпит беды?
За то страдаем мы, что НЕ ИМЕЕМ — Смирения. В смиренной душе — живет Дух Святой, и Он дает душе — свободу, мир, любовь, блаженство.
За то страдаем мы, что – НЕ ЛЮБИМ ближнего. Господь говорит: «Любите друг друга и будете — Мои ученики». За любовь к брату — ПРИХОДИТ любовь Божия. Сладка любовь Божия; она есть — дар Духа Святого и в полноте познается только Духом Святым. Но есть средняя любовь, которую имеет человек, когда старается — соблюдать заповеди Христовы и БОИТСЯ, как бы чем – НЕ ОСКОРБИТЬ Бога; и это хорошо. Надо каждый день — понуждать себя на Добро и всеми силами учиться — смирению Христову.
Долго я мучился, не зная пути Господня, но теперь, многими годами и многими скорбями, и Духом Святым – ПОЗНАЛ я наконец-то — волю Божию. И знаю теперь, что Всё, что ЗАПОВЕДАЛ Господь (Мф. 28, 20), надо в Точности — ИСПОЛНЯТЬ, ибо это Есть — ПУТЬ в Царство Небесное, где будем — видеть Бога.
Но не думай, что ты видишь Бога, а смиряй себя и помышляй, что по смерти будешь ввержен в темницу и там будешь томиться. Когда мы плачем и смиряем душу, то Благодать Божия — ХРАНИТ нас, а если, ОСТАВИМ — плач и смирение, то МОЖЕМ увлечься — Помыслами или Видениями. Смиренная душа – НЕ ИМЕЕТ видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а Тщеславный ум — не бывает чистым от помыслов и воображения, и даже, может дойти до того, что будет — ВИДЕТЬ бесов и говорить с ними. Пишу об этом потому, что сам я был — в этой страшной Беде.
Дважды я был — в Прелести. Первый раз, в самом начале, по неопытности, когда я был молодым послушником, и тогда Господь скоро помиловал меня.
Второй раз был я в Прелести уже — от Гордости, и тогда долго я помучился, прежде чем Господь — исцелил меня за молитвы духовника. Случилось это после того, как я принял некое видение. Четырем духовным мужам я открыл об этом видении, и ни один из них не сказал мне, что оно от врага, однако, Прелесть тщеславия — борола меня.
Но потом я и сам понял свою ошибку, потому что снова СТАЛИ мне — ЯВЛЯТЬСЯ бесы не только ночью, но и днём. Душа их видит, но не боится, потому что я чувствовал с собою и милость Божию. И так, много лет страдал я — от них; и если бы Господь не дал мне познать Себя Духом Святым, и если бы не помощь Пресвятой и благой Владычицы, то отчаялся бы я в своем спасении, но теперь КРЕПКО — надеется душа моя на милосердие Божие, хотя по делам моим я достоин мучений и на земле и во Аде.
Долго я не мог разобраться, что со мною. Думаю: людей я не осуждаю; плохих помыслов — не принимаю; послушание делаю исправно; в пище — воздерживаюсь; молюсь непрестанно; почему же бесы — Повадились ко мне? Вижу, что я в Ошибке, но не могу догадаться, почему? Молюсь, они — отойдут на время, а потом снова — Приходят. И долго душа моя была — в этой Борьбе. Говорил об этом нескольким старцам; они молчали; и был я в недоумении.
И вот, однажды сижу я в келии ночью, и бесы — ПРИШЛИ ко мне полная келия. Молюсь усердно, — Господь отгонит их, но они снова — Приходят. Тогда встал я, чтобы сделать поклоны иконам, а бесы вокруг меня, и один впереди, так что я — не могу сделать поклона иконам, иначе получилось бы, что я ему — кланяюсь. Тогда я снова сел и говорю:
«Господи, Ты видишь, что я хочу Тебе молиться чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что должен я делать, чтобы отошли они от меня?»
И был мне ответ от Господа в душе: «Горделивые всегда так — страдают от бесов».
Я говорю: «Господи, Ты Милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?»
И отвечает мне Господь в душе: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».
О, милосердие Божие. Я мерзость пред Богом и людьми, а Господь так любит меня, и вразумляет меня, и исцеляет меня, и Сам учит душу мою смирению и любви, терпению и послушанию, и все милости Свои излил на меня.
С тех пор я держу ум свой — во аде, и горю в мрачном огне, и скучаю о Господе, и слезно ищу Его и говорю: «Скоро я умру и вселюсь в мрачную темницу Ада, и один я буду гореть там, и тосковать о Господе, и плакать: «Где мой Господь, Которого знает душа моя».
И великую пользу получил я от этой мысли: ум мой очистился и душа — обрела Покой.
Чудное дело: Господь мне велел держать ум свой во аде, и не отчаиваться. Так близок Он к нам: «Се Аз с вами до скончания века», и еще «Призови Мя в день скорби твоей, и изму тя, и прославиши Мя» (Мф. 28, 20; Пс. 49,15).
Когда Господь — КОСНЁТСЯ души, то она вся становится — Новою, но это понятно лишь тем, кто познал на опыте, ибо без Духа Святого — НЕЛЬЗЯ познать Небесное, и Дух сей дан на землю — от Господа.
Кто опишет радость знать Господа и ненасытно стремиться к Нему день и ночь? О, как блаженны и счастливы мы христиане. Нет ничего дороже, — как знать Бога; и нет ничего худшего, как — не знать Его. Но и тот блажен, кто хотя и не знает, но верует.
Я стал делать, как научил меня Господь, и усладилась душа моя — Покоем в Боге, и теперь день и ночь прошу я у Бога — Христова смирения. О, это Христово смирение. Я знаю его, хотя стяжать не могу. Я знаю его от Благодати Божией, но описать не умею. Я ищу его, как драгоценный, светлый бисер. Оно приятно для души и слаже всего мира. Я опытом познал его.
Дух Святой на земле — ЖИВЁТ в нас, и Он нас – Просвещает.
Он даёт нам — Разум и Мудрость.
Он даёт нам — Познать Бога.
Он даёт нам — Любить Господа.
Он даёт нам — Мыслить о Боге.
Он даёт нам — Дар слова.
Он дает нам — Славословить Господа.
Он даёт нам — Радость и веселие.
Дух Святой — даёт нам силы вести брань — с врагами и побеждать их.
Молю я всех людей — прибегнем к Покаянию, и тогда узрим милость Господню. А тех, кто ВИДЯТ – всякие Видения и ВЕРЯТ им, молю понять, что от этого у них — является Гордость и с нею сладость Тщеславия, в котором — НЕТ смиренного духа Покаяния, и в этом беда, ибо без Смирения — НЕЛЬЗЯ победить Врагов — бесов.
Я сам дважды ошибался. Один раз Враг мне показал — Свет, и помысл говорил мне: прими, это благодать. Другой раз я принял — одно Видение, и много пострадал за это. Однажды в конце бдения, когда запели «Всякое дыхание да хвалит Господа», я услышал, как Царь Давид в Небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах, и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола, и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто мне не сказал, что это Враг — Посмеялся надо мною, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога, и что, значит, это видение не от врага.
Но Прелесть Тщеславия — борола меня, и я снова — стал видеть бесов. Тогда я познал, что Обманулся, и всё — открывал духовнику, и просил его молитв; и за молитвы его я теперь спасен, и всегда молю Господа — даровать мне духа Смирения. И если бы спросили меня, что ты хочешь от Бога, каких даров? То я сказал бы: духа Смирения, которому радуется Господь больше всего. За смирение Свое Дева Мария стала — Божиею Матерью и прославлена на Небе и на земле более всех. Она вся предавалась — на волю Божию: «Се раба Господня», — сказала Она; и мы все должны — Подражать Святой Деве.
За смирение душа ПОЛУЧАЕТ — Покой в Боге, но чтобы — УДЕРЖАТЬ этот Покой, душа долго учится. Теряем мы сей покой, потому что – НЕ УТВЕРДИЛИСЬ в Смирении. И меня много — Обманывали враги. Я думал: душа моя знает Господа, знает, как Он благ и как много нас любит, как же мне приходят — плохие помыслы? И долго я не мог разобраться, покамест не вразумил меня Господь, и тогда я познал, что — от Гордости являются ПЛОХИЕ мысли.
Один неискусный монах СТРАДАЛ — от бесов, и когда они нападали на него, то он убегал от них, и те — Гонялись за ним.
Если случится с тобою подобное, то не убойся и не беги, но стань мужественно, смири себя и скажи: «Господь, помилуй меня, великого грешника», — и бесы исчезнут; а если будешь трусливо бежать, то они загонят тебя в пропасть. Помни, что в тот час, когда на тебя нападают бесы, смотрит на тебя и Господь: как ты уповаешь на Него?
Если увидишь Сатану, и он будет опалять тебя огнем, и захочет пленить твой ум, то опять — не бойся, но крепко надейся на Бога и говори: «Я хуже всех», и отойдет от тебя враг.
Если почувствуешь, что злой дух — действует внутри тебя, и тогда не робей, но Исповедуйся чисто и усердно проси у Господа — Смиренного духа, и Господь непременно даст, и тогда, по мере смирения своего, ты будешь ощущать в себе Благодать, а когда совсем смирится душа твоя, тогда — обрящешь совершенный Покой.
И такую войну ведёт человек — всю жизнь. Душа, которая познала Господа Духом Святым, если после того и падет — в Прелесть, то не пугается, но помня любовь Божию и зная, что брань с врагами попускается за Тщеславие и Гордость, смиряется и просит у Господа исцеления, и Господь — исцеляет душу, иногда скоро, а иногда медленно, понемногу. Послушливый, который верит духовнику и не верит себе, скоро — Исцелится от всякого Вреда, нанесенного ему врагами, а непослушный — Не исправится.
Война у души с врагом — до гроба. И если на обычной войне убивают только тело, то наша война труднее и опаснее, потому что может — Погибнуть и душа.
За гордость мою Господь — попустил Врагу дважды сотворить брань с моею душою так, что душа моя стояла во Аде, и могу сказать, что если душа мужественна, то устоит, а если нет, то может навеки — Погибнуть.
Всем, кто будет в такой беде, пишу: стойте мужественно и надейтесь на Бога, и враги — не устоят, ибо Господь победил их. Благодатью Божиею я познал, что Господь милостиво — ЗАБОТИТСЯ о нас, и ни одна молитва, ни одна хорошая мысль – НЕ ПРОПАДАЕТ пред Богом.
Господь часто как бы — не слушает нас; но это только потому, что мы – ГОРДЕЛИВЫ и нам не Полезно. Гордость трудно распознать в себе, но гордого Господь — ОСТАВЛЯЕТ помучиться — своим Безсилием, покамест – НЕ СМИРИТСЯ. А когда смирится душа, тогда враги — Побеждены, и душа обретает — великий покой в Боге.
Верьте мне, пред лицом Бога пишу, Которого знает душа моя. Чтобы сохранить Благодать, НАДО всегда — Смиряться. Вот и Бог тех, кто работает Ему, милостиво смиряет. Антоний Великий думал, что он в пустыне — старше всех и совершеннее всех, но Господь направил его к Павлу Фивейскому, и видел Антоний того, кто старше и совершеннее его и смирился.
Преподобный Зосима подумал, что он с детства монах, и никто не может с ним беседовать, но его смирила — Мария Египетская; и увидел он, что очень далеко ему до неё — не пришёл он в её меру. Святителя Тихона (Задонского —) Смирил юродивый; ударил его по щеке и сказал: «Не высокомудрствуй».
Так милостиво Бог — СМИРЯЕТ святых, чтобы они пребывали — смиренными. А нам, тем более надо смиряться. И я день и ночь прошу у Бога — Христова смирения. Дух мой жаждет — стяжать его. Это высший дар Духа Святого. В смирении Христовом и любовь есть, и мир, и кротость, и воздержание, и послушание, и долготерпение, все добродетели — есть в нём.
Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по Привычке, без Сокрушения сердца о грехах — не угодна Господу.
Кто — ЛЮБИТ Господа, тот всегда Его — ПОМНИТ, а память Божия — РОЖДАЕТ молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться – НЕ БУДЕШЬ, а без молитвы душа — не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву — ПРИХОДИТ Благодать Святого Духа. Молитвою — ХРАНИТСЯ человек от Греха, ибо молящийся ум — занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.
Для молитвы нам — ДАНЫ храмы; в храмах служба совершается — по книгам; но и храма с собой не возьмешь, и книги — не всегда имеешь, а внутренняя Иисусова молитва — всегда и ВЕЗДЕ с тобою. В храмах совершаются службы, и Дух Божий живёт, но душа – самый ЛУЧШИЙ храм Божий, и кто молится — в душе, для того весь мир — стал храмом.
Кто молится по привычке, у того – НЕТ и не будет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много — перемен в молитве: бывает борьба — с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба — с людьми, и во всем надо быть — мужественным.
Если молитва угодна Богу, то Дух Божий свидетельствует в душе; Он приятный и Тихий; а раньше я не знал, — принял ли Господь молитву или нет, и как узнать об этом.
Горе и опасности многих научили молиться.
Зашел ко мне в магазин один военный человек; он направлялся в Солунь. Душа моя полюбила его, и я говорю ему: «Молись Господу, чтобы меньше было скорбей».
А он говорит: «Я молиться умею. Я научился на войне, когда бывал в сражениях. Я сильно просил Бога, чтобы Он — ОСТАВИЛ меня в Живых. Пули сыпались, снаряды рвались, и мало кто оставался — в живых, а я много раз – был в сраженьях, и Бог меня — СОХРАНИЛ». Он показал, как молился, и по движению тела его было видно, как весь он — Погружался в Бога.
В этом мире каждый ИМЕЕТ свое — ПОСЛУШАНИЕ: кто — царь, кто — патриарх, кто — повар, или кузнец, учитель, но Господь всех любит, и награда будет тому, кто больше — любит Бога.
Бог — ДАЛ Заповедь — любить Его всем сердцем, всем умом и душою. А без молитвы, как можно Бога — любить? Поэтому ум и сердце человека всегда должны быть всегда Свободными — для Молитвы. Делай добросовестно – дела свои и в душе — молись Господу.
Непрестанная молитва — приходит от Любви, а ТЕРЯЕТСЯ — за Осуждение, за Празднословие и Невоздержание. Кто любит Бога, тот может — помышлять о Нем день и ночь, потому что любить Бога никакие дела — не мешают.
Если ты хочешь — ЧИСТО молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и ВОЗЛЮБИТ — тебя Молитва. Будь послушлив, будь доволен всем, и тогда ум твой — ОЧИСТИТСЯ от Суетных помыслов. Помни, что тебя — всегда ВИДИТ Господь, и будь в Страхе Божием, как бы — не оскорбить, чем-либо брата; НЕ ОСУДИ его и не опечаль его — хотя бы видом, и Дух Святый — Возлюбит тебя, и Сам во всём будет тебе — помогать.
Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой — ЖАЛЕЕТ нас, ПРОЩАЕТ, Исцеляет, и ВРАЗУМЛЯЕТ, и радует, и познается Дух Святой — во смиренной молитве.
Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву — устами и держи ум в словах молитвы, как говорит «Лествица». Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь легко молиться.
Некоторые — ПОВРЕДИЛИ себе сердце, потому что усиливались умом — творить молитву в сердце, и дошли до того, что потом и устами – НЕ МОГЛИ её произносить.
Но знай порядок духовной жизни: ДАРЫ даются — простой, смиренной послушливой душе. Кто послушлив и во всём воздержен: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь — дает молитву, и она легко — совершается в сердце.
Любовь к Богу бывает различная. Кто борется — с Плохими помыслами, тот в своей мере любит Бога. Кто борется — с Грехом, просит Бога, чтобы дал ему силы не грешить, но по немощи ещё — впадает в грех, и скорбит о том и кается, у того Благодать в глубине души и ума, но Страсти ещё — не побеждены.
А у кого побеждены — Страсти, тот уже не имеет борьбы, а только всячески БЛЮДЕТ — себя, как бы не впасть — в грех; у этого Благодать большая и ощутимая. Но кто — чувствует Благодать и в душе и в теле, тот совершен муж, и если — сохранит эту Благодать, то тело его освящается и БУДУТ — мощи.
ПОМНИ два помысла, и бойся их. Один говорит: ты — святой, другой: а другой помысл говорит — ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я — великий грешник, но Господь Милостивый, Он любит людей, и простит мне грехи мои.
С плохим помыслом — ВХОДИТ в нас Вражия сила, и тогда — ОМРАЧАЕТСЯ душа, и злые мысли терзают ее, чувствует тогда человек свою погибель, и видит, что без Благодати Божией он — грешная и немощная земля.
Злые помыслы мучают гордую душу, и, покамест она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и Создатель. Ты видишь — душа моя в терзании от плохих мыслей… Помилуй меня». И когда стоишь пред лицом Владыки, то крепко помни, что все прошения твои, если они полезны, Он исполнит.
Туча пришла, закрыла солнце, и наступил мрак. Так за один гордый помысл душа — теряет Благодать, и находит на нее мрак. Но также за один смиренный помысл опять приходит — Благодать.
Наблюдай за собою, и увидишь: как только душа ПРЕВОЗНЕСЕТСЯ — пред братом, так вслед за этим ПРИХОДИТ — Плохой помысл, который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется. А если, не смирится, то ПРИДЁТ — Малое искушение. Если опять – НЕ СМИРИТСЯ, то начнется — бурная брань. Если же опять — не смирится, то ВПАДЕТ — в некий Малый Грех. Если и тогда не смирится, то БУДЕТ — большой Грех.
И так до тех пор будет грешить, пока – НЕ СМИРИТСЯ. Но как только — ПОКАЕТСЯ, так Милостивый Господь ДАСТ — душе мир и тогда — ПРОЙДЁТ всё плохое, и уйдут помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять — Впадёшь в грех.
Видя, что душа не укрепилась в смирении, Господь — отнимает Благодать, но ты не падай духом от этого: Благодать в тебе, но скрыта.
Ты приучи себя — ОТСЕКАТЬ плохие помыслы сразу. А если, когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси — Покаяние. Потрудись над этим, чтобы ПРИОБРЕСТИ — Привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так и будешь делать потом — всю жизнь.
Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы похвалы. И если душа ПРИМЕТ — Похвалу, то Благодать — ОТСТУПИТ, покамест не смирится душа.
Когда душа научится любви от Господа, то ей жалко — всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди — покаялись и ПРИНЯЛИ — Благодать Святого Духа.
Но если душа ТЕРЯЕТ — Благодать, то тогда — ОТХОДИТ от неё любовь, ибо без Благодати Божией невозможно любить врагов, и тогда от сердца ИСХОДЯТ — помышления злые, как говорит Господь (Мф. 15, 19, Мрк. 7, 21—22).
Хорошо знай, что если тебя МУЧАЮТ — Плохие помыслы, то значит ты — не смирен. Господь сказал: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. II, 29).
В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы — УМНЕЕ и опытнее других, и даже духовника. Так я по неопытности подумал, и за это пострадал, и очень благодарю Бога что Он этим смирил и вразумил меня. Без исповеди духовнику НЕВОЗМОЖНО — Избавиться от Прелести, потому что духовникам дана от Господа — власть решить и вязать
Если видишь видение какое-либо, или образ, или сон, то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не может понять видения, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную с тщеславием, и посему узнается прелесть.
Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует — смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя – достойным этого, и потому враг легко обманывает его.
Если случится — увидишь бесов, то не бойся, но смири себя, и бесы — исчезнут, а если тобою овладеет страх, то не избежишь вреда. Будь мужествен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него.
Распознать в себе гордость — очень трудно. Но вот, тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают — ПЛОХИЕ помыслы, то это значит, что в тебе НЕТ — смирения, и потому, хотя бы ты и не понимал своей гордости — смиряйся.
Жизнь свою я провел в добре и во грехах, и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка. И душа и ум МОГУТ — Приобрести привычку. И к чему — привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет — ко Греху, то так и будет постоянно — тянуть ко греху, и бесы в том помогают; а если привыкнет — к добру, то Бог ему в том содействует — Своею благодатью.
Так, если ПРИВЫКНЕШЬ — постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. И если, привыкнешь давать милостыню, БЫТЬ — послушливым, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь — всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге.
Душа, которая любит — Осуждать людей, или Непослушлива, или Невоздержна, или оставила Покаяние – НЕ МОЖЕТ избавиться от бесовских козней и освободиться от Плохих помыслов; но если плачет — о грехах и любит брата, то Господь дает ей слезы за весь мир.
Один раз без нужды я — убил муху, и она бедная ползла по земле больная с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал — за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай. Как-то у меня в магазине на балконе завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор НИКОГДА — не обижаю я тварь.
Дух Божий УЧИТ душу — ЛЮБИТЬ всё живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет — повредить, и цветка полевого – НЕ ХОЧЕТ потоптать.
Так Дух Божий НАУЧАЕТ — любви ко всем, и душа — сострадает всякому существу, любит даже, врагов и жалеет — даже бесов, что они отпали — от добра.
Приучай себя — к МОЛЧАНИЮ в словах, Сдержанности — в делах, а также Сдержанности в отношении — Смеха и походки. Избегай какой-либо — Чрезмерности. Потому что таким образом ум – не допуская себе выйти из пределов сдержанности – СОХРАНИТСЯ крепким и не ослабеет и не уступит – Чревоугодию. ( Пр. Макарий Египетский.)
Ослабеет же ум в результате — жгучей Страстности; ослабеет и по причине иных страстей, отдавая себя им — на расхищение. Итак, подобает, чтобы УМ — ВЛАДЕЛ Страстями, возвышенно сидя на престоле — молчания и взирая к Богу.
Остерегайся — НАДМЕННОСТИ: Гордого вида и поднятой головы и горделивой походки; пусть же ко всём у тебя будут — ПРИВЕТЛИВЫЕ слова и Ласковое обращение.
Остерегайся же говорить о чём-нибудь — что ты НЕ ИЗУЧИЛ — и не Продумал, и НЕ СЛУШАЙ – всё, что тебе НЕ ПОЛЕЗНО. ( Пр. Макарий Египетский.)
С удовольствием УЧИСЬ Доброму — от других и охотно сам – учи, ДЕЛИСЬ с людьми – знаниями и опытом; никогда из чувства недоброжелательности (или зависти) — не скрывай мудрости от других; крепко держись — мудрых старцев, почитая их, как угодников Божиих; не спорь с друзьями, и не подтрунивай над ними и не насмехайся; решительно же отвергни ложь, обман и грубость; но сам великодушно перенеси — и высокомерие, и грубость в отношении тебя, снося это спокойно и терпеливо; пусть все твои дела и слова имеют в виду Бога, и всё, что – твое, отнеси к Христу; и ежеминутно обращай к Богу душу и свою мысль всецело посвяти — силе Христовой, пусть мысль о Небе – возводит тебя к Небу. С Богом чаще будь в общении в течение дня, и особенно – ночью, так чтобы длительный сон не завладел твоими молитвами к Богу; потому что продолжительный сон — подобен смерти.
Проводи каждый день, ДЕЛАЯ или ГОВОРЯ людям — что-нибудь Доброе;
Отбрось многочисленные заботы — о теле, укрепившись надеждой на Бога, веря, что Он ДАСТ тебе — всё необходимое: и пищу — для жизни, и одежду для тела, и крышу над головой от зимней стужи; потому что ведь вся земля — Всё это принадлежит твоему Богу, и это Его дело – заботиться о Своих угодниках, как о Своих святынях и храмах.
Поэтому, ни болезней слишком не страшись, ни – ожидаемого наступления времени Старости; потому что, если это БУДЕТ — угодно твоему Господу, а также, будет — на БЛАГО для твоей души, – болезнь твоя ПРЕКРАТИТСЯ; а старость твою Он – как крылами – покроет Своею Божественною силою.
Находясь и в тягостном положении; Сострадай — страждущим и пред лицом людей — ПРОСИ у Бога помощи; потому что Он окажет милость — молящему другу Своему и ПОДАСТ помощь страждущим, желая сделать известной людям — Свою СИЛУ, чтобы на основании познания они — обратились к Богу. ( Пр. Макарий Египетский.)
Хорошо всегда бояться и ни в чем — не доверять себе; потому что человеку может показаться, что он поступает — хорошо, а на самом деле — он Ошибается; лучше же всегда пусть человек — призывает Бога, чтобы Он Сам — стал его Путеводителем, и Путем, и Умом, до тех пор, пока человек не нашёл в себе Христа, пусть никоим образом — не доверяет себе. Как тот, кто рисковал утонуть, тот, из страха перед морем, ни о чем ином — не имел заботы, как только о том, чтобы спастись, так и христианин должен, имея в виду Бога, всегда бояться и не быть — легкомысленным.
Желающий спастись пусть — подвизается, ДЕЛАЯ то, что желает — Бог, потому что то, что Бог желает, это и есть Его воля; любящий Бога пусть принуждает себя любить и ближнего своего; пусть будет смиренным пред Богом и людьми, и противостоит — ПЛОХИМ помыслам;
Он должен иметь заботу о том, чтобы УГОДИТЬ — Господу и побороть в себе — Ветхого человека; легкомысленный же и имеющий расхлябанное сердце пребывает — в «Ветхости» и даже не начинает подвизаться и не умеет бороться. Итак, хорошо всегда быть — в Страхе Божием и искать Вразумление и помощь от Господа, чтобы возмочь кому спастись при помощи Господа, Которому слава во веки. Аминь. ( Пр. Макарий Египетский.)
Св. Василий Великий: «Не должно самому КИДАТЬСЯ — в Искушения прежде времени, до Божия попущения, надобно — молиться, чтобы НЕ ВПАСТЬ в Искушение».
Также Свят. Феофан Затворник говорил: «Восстало гонение, молчи и пребывай в своем чине, предаваясь Господу всеустрояющему, молись о силе помощи. Чувствуешь слабость и страх, и если ИМЕЕШЬ возможность Укрыться, – УКРОЙСЯ. Многие так делали. Целою Церковью удалялись — в леса и горы.
И Господь сказал: когда гонят — в одном городе, бегайте в другой (Мф. 10, 23). Мимо идет гнев Господень, – говорит пророк (Ис. 26, 20).
Взят силою и представлен на суд: не бойся, яви силу любви к исповедуемому тобою Господу, стань за Него до крови и смерти. Исповедничество открытое не может быть лишним, когда делается по любви, к Богу влекущей, со «здравым решением», а не буйным фанатизмом. Иди не боязненно, говоря Исповедание: Господь тебе помощник. Всякий исповедник есть крепкий воин из воинства Христова.
Слаб? Беги, когда есть — Возможность, а когда пойман, свидетельствуй — не боясь.
Никак себе НЕ ДОЛЖНО — позволять, хоть для вида только сделать то, что требуют в знак Отречения, ибо это то же, что и настоящее Отречение — от Господа. Таков дух Исповедничества. Его и должно всегда возгревать в себе, чтобы неготовыми не застало время невзгоды, надо постоянно быть готовым страдать и умереть за имя Христово и веру святую. Это есть духовное исповедничество или сокровенное мученичество, когда бывает христианин сердцем распят, хотя телом жив».
Из книги: "Как обрести крепкую веру в Бога".Назад в раздел