Материалы


Великий Четверг

Великий четверг Страстной седмицы

Великий четверг является одним из важнейших дней Страстной недели. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю – последнюю трапезу Иисуса Христа со своими учениками, во время которой Иисус установил таинство Святого Причастия (Евхаристии). Согласно Евангелию от Матфея, во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем он подал апостолам чашу и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Во время службы перед чтенем Апостола и Евангелия, читаются три паремии:

1.png

Моисей на горе Синай (Хорив)

  • Исх.19:10-19 — Моисей готовит Израиля к предстоянию Богу на горе Хорив (Синай), в третий день Бог нисходит на гору и говорит оттуда с пророком. «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.»
  • Иов.38:1-23 и Иов.42:1-5 — Бог говорит с Иовом;
  • Ис.50:4-11 — пророчество о страстях Христовых.

При кажущемся многообразии сюжетов паремий они удивительным образом предваряют вспоминаемую в этот день Тайную вечерю.

  • Отрывок из Книги Исход напоминает христианам, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной Вечери тот же самый Бог Сам снизошел к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь.
  • Вторая паремия напоминает, что после долгих богоисканий Иова, Бог Сам явился Иову и говорил с ним. В присутствии Его все вопросы и недоумения рассеялись: на вопрос Бога «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»(Иов.38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42:5-6). Евхаристия дает верующему возможность личной встречи с Богом.
  • Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис.50:6)…Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис.50:10)

В следующем за паремиями апостольском чтении верующим напоминается о том, к какому великому и страшному таинству они дерзают приступать. Евангельское чтение Великого четверга Мф.26:1-75 (со вставками Лк.22:43-45 и Ин.13:3-17) охватывает следующие события:

Иудейские первосвященники окончательно сговариваются убить Христа

Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. (Мф. 26, 3-5)

Как гласит Евангелие от Иоанна, такое решение было принято первосвященниками после того, как Христос воскресил Лазаря. Многие из иудеев, видевших воскресения Лазаря уверовали в Христа.

А некоторые из них по­шли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

Тогда первосвящен­ники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и при­дут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвящен­ником, сказал им: вы ничего не знаете,

и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ по­гиб.

Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвящен­ником, пред­сказал, что Иисус умрет за народ,

и не только за народ, но чтобы и рас­сеян­ных чад Божиих собрать воедино. (Ин. 11, 45-52)

Умовение Иисусом ног учеников

2.png

Накануне Тайной вечери между учениками произошел спор о старшинстве между ними (Лк. 22, 24-30). Как и прежде в подобных случаях, Господь внушает апостолам, чтобы они не стремились к первенству, а думали бы только о взаимном служении друг другу. Христос умывает ноги ученикам показывая пример служения ближним.

3.pngНа Востоке в древности омовение ног было обычаем гостеприимства. В иудейской традиции существовали различные ритуальные омовения перед участием в разных обрядах. В данном случае Иисус и ученики участвовали в священной трапезе пасхи, установленной по случаю избавления израильского народа от египетского плена. До начала трапезы каждый должен был омыть свое тело по обряду. Придя на место совершения священной трапезы ноги участника (возлежащего) были осквернены, поэтому слуги не участвовавшие в трапезе омывали ноги гостям. Когда Иисус подошел к Петру для омовения его ног в образе раба (так как он снял с себя верхнюю одежду), Петр отказался от услуг Учителя, считая неприемлемым дать Ему умыть свои ноги унизив Учителя до уровня раба. Затем Петр предлагает компромисс, чтобы Иисус умыл ему руки и голову, таким образом соглашаясь на услуги не раба, а раввина, так как раввины совершали священные омовения своих учеников.(Ин 2:22-23). Но Иисус преднамеренно занял позицию слуги, а не господина или священника. Этим самым Он в корне меняет принятые устои отношений между сословиями. Когда Петр попытался отказаться от Его услуг, желая не изменять принятых правил, то Иисус заявил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» В этом эпизоде проявляется основополагающая мысль христианского учения: быть слугой ближним своим несмотря на высокое положение в обществе.

В память об этом событии на архиерейских богослужениях епископ омывает ноги священнослужителям. Этот обряд в ХХ веке в Русской Православной Церкви не совершался. Он был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом.

Тайная вечеря

4.png

После омовения ног Христос преломляет хлеб, раздает его ученикам, а также дает им испить из одной чаши.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Евангелие от Лукии 22, 19-20).

После этого Христос последний раз пытается призвать к совести Иуды, который уже получил деньги от первосвященников, и с того времени искал случая предать Христа.

Евангелие от Матфея. Глава 26

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

Апостол Иоанн дополняет эту сцену (Ин. 13,22-30):

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Иуда не мог более находится в обществе Христа и апостолов и потому решается немедленно предать Христа.

Предсказание об отречении Петра

Христос говорит ученикам о предстоящих страданиях, и старается укрепить учеников. При этом он отдельно укрепляет Петра.

Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. 33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Евангелие от Луки 22, 31-34)

Молитва в Гефсимании

5.png

Далее Иисус вышел для молитвы в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. Ручей Кедрон упоминается в Ветхом Завете при уходе царя Давида из Иерусалима во время восстания Авессалома.

«А [царь] Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал: голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали».

Христос, как и царь Давид, переходит поток Кедрон в великой скорби. Царь жизни, Господь Иисус Христс с этого момента идет в царство смерти.

Кроме этого образа, есть еще один важный момент, связанный с Кедроном. Ежегодно пасхальных агнцев резали в Храме и их кровь выливалась на алтарь в жертву Богу. Число агнцев, закалываемых в Храме было громадным. Когда однажды был сделан подсчет, число их оказалось 256.000. Можем себе представить, что творилось во дворах Храма, когда кровь животных выливалась на алтарь, откуда она стекала по желобу вниз в долину и поток Кедрон. Кровь пасхальных агнцев окрашивала поток в красный цвет и в момент перехода Иисуса через Кедрон на пути в Гефсиманию. Таким образом, переход Иисуса через Кедрон, отсылает к пророчеству Исайи о Мессии.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис. 53,4-7)

Христос просит учеников быть бодрыми и молиться вместе с ним. Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Евангелисты Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «да будет воля Твоя»;
  • Третий раз он повторяет свое второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Далее в Евангельском чтении говорится об аресте Иисуса, суде синедриона над Иисусом и Его избиение, передаче Иисуса синедрионом Пилату и отречении Петра.

Проповедь в Страстной четверг3.png

Митрополит Сурожский Антоний.

Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет — Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать — да минет!. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша — пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда — или часто — кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им — они не знают, что творят…

Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид — перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей

http://russned.ru/hristianstvo/velikiy-chetverg-strastnoy-sedmitsyi



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс