Материалы


Масленица. Приближает ли она нас к Богу?

МАСЛЕНИЦА, СРЕТЕНСКИЕ СВЕЧИ. ЧТО ПРИБЛИЗИТ НАС К БОГУ?

Сегодня мы будем говорить о вещах далеких от Православия, но которые сразу приходят на ум очень многим людям, когда заходит речь о православных традициях и обычаях. И, прежде всего, речь пойдет о веселом, народном и потому, казалось бы 100%-но православном празднике под названием «масленица». Да не просто «масленица», а «широкая масленица». Ведь именно такой транспарант возвышался над головами буйно веселящихся горожан в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», с феейверком празднующих масленицу в православной Москве конца 19-го столетия.

В то далекое по духу от нас время на городских площадях российских городов очень часто устраивалось нечто такое, после чего очень многих, так же как и «непьющего» генерала в «Цирюльнике», приходилось отливать ледяной водой из проруби, дабы привести откушавшего блинков (и не только их) в чувство. А после кулачных боев «стенка на стенку», в которых не обделенные здоровьем мужички избавлялись от накопившихся негативных эмоций, подсчитывали, в какое количество выбитых зубов обошлась молодецкая удаль.

5.pngЧто же, собственно, праздновали? Говоря научным языком, масленица - это пережиток древнего язычества, шумное празднество, связанное с ритуальными проводами зимы и встречей весны, приготовлением соответствующей этому событию особой ритуальной пищи, например, тех же блинов, сожжением ритуального чучела. В христианскую эпоху масленица на Руси не исчезла. И хотя она утратила свою ритуальную подоплеку, все равно оставалась причиной головной боли для церковных проповедников.

По церковному уставу неделя, в которую праздновалась масленица, – это период последних приготовлений к Великому посту. Для плавного перехода к постной пище в эту неделю уже не едят мясо, а в среду и пятницу на церковной службе начинают читать особую покаянную молитву. Но это по уставу, и разве что только в монастырях. А в народе, несмотря на все увещания духовенства, считалось, что на масляной неделе надо хорошо побеситься и пообъедаться, чтобы во время поста, видимо, было что вспомнить. И если оттянуться «на все сто» можно было в субботу на городской площади (как раз в тот день, когда Церковь празднует память святых, просиявших подвигом поста), то для того, чтобы объесться блинами, ехали на специальное мероприятие, название которого сохранилось до наших дней – «к теще на блины».

Сейчас масленица все чаше и чаще появляется на городских площадях в качестве русского народного праздника, разумеется, с выпивкой, плясками и блинами. Вот только начиная припоминать народную поговорку о том, что «не все коту масленица», редко кто может вспомнить ее продолжение: «будет ему и Великий пост». В связи с чем интересна следующая притча.

Однажды диавол вызвал к себе своих помощников, чтобы они отчитались в проделанной работе. Один из бесов сказал: «Я внушаю людям, что нет никакого Бога, никакой души, никакого посмертного воздаяния и вечной жизни. Так что ешь, пей, веселись и ни о чем не задумывайся». Диавол сказал ему: «Ты слишком наивен. У людей есть совесть, и они чувствуют, что есть Кто-то над ними».

Тогда другой говорит: «Я внушаю людям, что Библия – это книга, написанная обычными людьми, и что Евангелие – это сказки. Что это написано для слабых людей и этим не стоит заниматься». Диавол говорит ему: «И ты ошибаешься. Нет ничего выше Библии, и нет ничего выше Евангелия, и того идеала, Который начертан там, Христа. И не смотря на многие другие учения, люди все-таки чувствуют это и тянутся к этому Богу».

Тогда говорит третий: «А я внушаю людям, что есть Бог, что есть вечность, что есть душа, что есть посмертное воздаяние и что Библия – великая книга, и то, что написано в Евангелии – все верно, и выше этого идеала ничего не было, нет и не будет никогда. И, когда я скажу это, потом шепчу им на ухо: у вас еще хватит времени задуматься об этом, а сейчас занимайтесь своими делами: зарабатывайте деньги, ешьте, пейте и веселитесь». И тогда диавол снимает с себя корону, возлагает на него и говорит: «Вот как надо действовать против этих жалких людишек! Мы всех уловим в сети беспечности и равнодушия».

жуть.pngКонечно, можно понять чисто человеческое желание расслабиться перед долгим периодом поста. И хотя никакого отношения к Православию масленица не имеет, можно было бы, наверно, снисходительно отнестись к каким-то празднованиям в разумных пределах на последней неделе перед постом, если бы люди помнили, что за всем этим обязательно должен следовать Великий пост.

Теперь же несколько слов о том, к чему следует относиться предельно жестко, без всякого снисхождения. Недавно Церковь совершала празднование Сретения Господня. С этим праздником связано понятие так называемых «сретенских свечей», то есть тех свечей, которые освящаются в этот день, но которым некоторые малоцерковные люди суеверно приписывают некую чудодейственную силу.

Такое отношение к этим свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, на Руси связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы». Громничная свеча считалась своеобразным амулетом, и во время всего года была основным атрибутом различных магических действий.

Например, громничную свечку давали в руки умирающему в минуту кончины и зажигали ее, чтобы пламя (именно пламя, а не молитвы Церкви) спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам среди геенны огненной. Свечка доставалась и тогда, когда за окнами бушевали гроза, молния и гром, чтобы уберечь дом от стрел Перуна.

Интересно отметить, что люди того времени, в которое очень сильно были распространены эти суеверия, перестали исповедоваться и причащаться, делая это всего лишь один раз в год. Суеверно-магическое сознание стало вытеснять Христа из жизни людей.

6.png

Наверно, в том числе и эти, и подобные им явления заставили нашего выдающегося святителя Феофана Затворника, жившего во второй половине 19 века, сказать о современном ему, якобы православном обществе: «Кругом повальное неверие».

Что же касается свечей, то Церковь освящает свечи на Сретение в знак освящения и очищение мира истинным Светом Христова Евангелия, не придавая освященным свечам какого-либо суеверного магического чудодейственного значения.

Будем помнить, что суеверия не имеют никакого отношения к вере в Бога и более того, вытесняют истинную веру из сердца человека. И наоборот, настоящая вера творит чудеса, потому что надежда на Бога никогда не бывает тщетной. И вот конкретный пример.

В одной семье должен был родиться ребенок с болезнью Дауна. Первое, что сделали родители, они не испугались такой перспективы и не стали малодушно и преступно избавляться от своего ребенка, решительно отвергнув советы разного рода «сердобольных доброжелателей». Ребенок родился, был крещен, приобщен таким образом к Царству Небесному, и родители по совету священника стали носить его каждый день на Причастие в храм. Один врач, который был свидетелем этой истории, говорил, что, встретив эту семью через 4 года, он увидел, что ребенок почти не отличался от своих здоровых сверстников, заметить же признаки болезни мог только специалист.

В заключение остается сказать следующее. Ни формальные знания о религии, ни народные традиции, ни тем более суеверия предков не могут приблизить нас к Богу. К Богу приближает лишь вера и любовь к Нему - не на словах, а на деле. Что означает исполнение Божиих заповедей и доверие к Богу, доверие ко всему, что делает Он в нашей жизни.

http://www.cdrspas.ru/deloN9092



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс