Материалы


Сектоведение. Иерей Андрей Панков

Лекции по сектоведению

  Иерей Андрей Панков

Прочитаны при храме Успения Пресвятой Богородицы в 2006 году


Тема: Секты. Общие понятия.

Само слово «секта» имеет латинское происхождение и происходит либо от латинского глагола secare - «отсекать» (часть от целого), либо от латинского глагола sequi - «следовать» (за лидером, задающим направление по своему желанию). Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия «секта». Первая из них более относится к так называемым сектам историческим, вторая к современным тоталитарным религиозным объединениям.
Трудно дать исчерпывающее определение секты, потому что сектантство – это не единая организация, и не единое вероучение. Это скорее образ мышления, стиль жизни, ряд мировоззренческих принципов. Суть этого явления наиболее точно передает формулировка дьякона Андрея Кураева, приведенная им в своей книге «Сатанизм для интеллигенции»:
«Сектантской ... является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей. При этом сразу же следует сделать два уточнения:
Первое: нужно понять, что четких границ Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе...
Второе: не является сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в противостояние ему. Однако является сектой необуддизм и неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность и утверждающие себя в неизбежной полемике с христианством».
Кроме того, нужно четко понимать, что секта – это не инославие и не ересь. Нельзя мешать католиков с мунитами и протестантов с монофизитами.
Инославными называют христианские культурообразующие церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от истины православия все же имеют веру во Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия. Это например католичество и протестантизм.
Слово «еретик» (от греческого hairesis - «выбор») означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и гордыни. Для того чтобы стать еретиком, человек должен первоначально пребывать в Православии. Это, например, несторианство, монофизиство, иконоборчество и т.п.
Соответственно, Церковь совершенно по-разному относится к этим явлениям. Православие поддерживает официальный диалог с инославными конфессиями, а также сотрудничает с ними в вопросах гуманитарной помощи нуждающимся, в вопросах противостояния сектам и т.п. В отношении еретичества Церковь осознает, что как бы глубоко эти люди не заблуждались, они суть ветви, отпавшие от единого древа Вселенской Православной Церкви, но даже отпавшие и засохшие ветви сохраняют подобие, сохраняется и возможность прижиться к этому древу. Свидетельство тому – частые переходы в Православие западных протестантских общин, воспринимающих этот переход как возвращение домой к своим истокам.
И, наконец, совершенно не может быть каких-либо диалогов, а тем более сотрудничества с сектами – организациями, не имеющими никакой связи с Церковью и выступающими по отношению к ней явно враждебно.
Все определения, которые мы привели выше, являются чисто интеллектуальными попытками выделить основные признаки секты. Если же говорить об эмоциональном, личном восприятии секты, то здесь можно дать такое определение:
Секты – это продавцы дешевого счастья. Человек хочет быть счастлив, но при этом не хочет терпеть и трудиться. Такой соблазн существует в обществе всегда. В этом ракурсе секты очень сходны с наркотиком. Если наркотик – это реализация дешевого счастья для тела, то секта – это дешевое счастье для души. По этому поводу можно привести определение секты, данное протопресвитером Иоанном Мейендорфом в частной беседе. Секта – это сравнительно небольшая группа людей, которая уверенна в том, что лишь они спасутся, а все остальные погибнут. Это первый признак, а второй: при этом они получают глубокое удовлетворение от осознания этого факта. Кроме того, по своему механизму воздействия на душу и на тело, а также по степени разрушительности секта и наркотики имеют много общего. Известно, что наркотик вызывает сильное привыкание. Секта – то же самое. Даже преодолев физическую зависимость, человек не в состоянии адаптироваться в обществе и всегда находится в опасности соскользнуть обратно в бездну по двум причинам: во-первых, душа помнит эту преступную сладость вкушения наркотика, во-вторых, человек не умеет и не желает преодолевать жизненные трудности. Секта – то же самое. Наркотики, будучи дорогим удовольствием, приводят человека к нищете. Секта – то же самое. Из 100 наркоманов, только 2 или 3 возвращаются к нормальной жизни. Секта – то же самое. Соответственно можно провести определенную классификацию сект по степени их разрушительности для души. Есть героиновые или так называемые тоталитарные секты, вызывающие мгновенное привыкание и в короткий срок разрушающие душу человека, не оставляя ему практически никаких шансов. Например , «Белое Братство», «Сайентология», «Общество сознания Кришны», «Свидетели Иеговы» и т.п. Есть секты кокаиновые, оставляющие человеку частичную свободу и частичную способность к самокритичному анализу. Они не столь быстро уничтожают человеческую душу, но длительное пребывание в таких сектах приводит к тому же результату, что и в героиновых сектах. Из таких сект вырваться можно, хотя и очень трудно. Это, например, «баптисты», «адвентисты 7 дня», многие молодежные протестантские объединения и т.д. И, наконец, существуют секты марихуановые. Как курильщики этого наркотика могут лишь по временам прибегать к этому средству, так и в сектах подобного рода нет постоянного состава. Люди приходят и уходят. Это многочисленные оккультные кружки изучения наследия Рерихов, экстрасенсорные общества, объединения уфологов и т.п. Как марихуана является лишь этапом к более тяжелым наркотикам, так и многочисленные оккультные общества создают мутную среду для существования героиновых сект и поставляют в них новых членов.
Завершая обзор основных признаков секты, следует привести еще один, обнаруженный личным опытом. Религия – это определенная система запретов. Запреты всегда ассоциируются со страхом наказания. В Церкви существует баланс между страхом и любовью. Он определяется принципом: страх не должен парализовывать свободу и подавлять любовь, любовь не должна вырождаться во вседозволенность и панибратство. Так вот, в сектах этот баланс отсутствует, уступая место перекосу в область страха. Сектантское сознание – это сознание, пораженное страхами. Страх – главный инструмент трансформации сознания человека в секте. Промывка мозгов в секте – это, во-первых, ряд действий, в результате которых сознание человека делается податливым (напр., чтение мантр, отрыв от нормальной среды, недосыпание и недоедание), либо просто жизненные трудности, при которых человек остро нуждается в поддержке. Во-вторых, это внушение мысли о том, что только наша организация является единственно истиной, весь остальной мир продан сатане, грядет огненный Армагеддон, все погибнут и только мы спасемся. Отход от нашей организации даже в мыслях есть переход на сторону сатаны со всеми вытекающими последствиями. Внушение этой мысли порождает в человеке постоянное чувство страха, подавляющее сознание, волю, способность критически оценивать реальность и т.д. Страх – это сильная эмоция. Если он длительное время воздействует на душу, то со временем опустошает ее, приводя к глубоким депрессиям и постоянному чувству подавленности. Поэтому сектантское сознание легко узнаваемо и определяемо по всем вышеперечисленным признакам.


Тема: Историческая классификация сект.

Сами секты существуют столько же, сколько существует христианство. Из истории мы знаем, что с самого начала существования христианской Церкви стали появляться гностические секты, затем монтанизм, манихейство и т.п. Сектантское искушение, которое выражается в гордыне и в стремлении к дешевому счастью, постоянно присутствовало в истории Церкви. В средние века, если говорить о католическом Западе, то по всей вероятности, это орден тамплиеров и ему подобные. На православном востоке это многочисленные секты иудействующих, хлыстовство, дыромолы, штундисты и т.д. Эти секты можно условно назвать историческими сектами. Многие из них исчезли навсегда, некоторые видоизменились, «остепенились» и продолжают существовать и сегодня.
Однако, в конце XIX - начале XX веков происходит качественный скачок в существовании сектантского движения. В чем его суть? Развитие научно-технического прогресса западной христианской цивилизации явилось на самом деле шагом к тотальной глобализации всего мира. Увеличение скорости передвижения, технические новшества, средства связи, обилие информации чрезвычайно сблизили многие нации и народы в западном мире. Уже тогда, в конце XIX века в воздухе витали идеи объединения всех государств мира в одно целое. После I Мировой войны эту мысль частично реализовала своим появлением Лига Наций, а после II Мировой – ООН. Требование единства мира было неизбежно связанно с религиозной и культурной унификацией. И если культуры можно было слить воедино, то как быть с религиями, продолжавшими быть главным стержнем разных народов? Религиозный синтез всех религий впервые бал предложен нашей соотечественницей Е. П. Блаватской (1831-1891).
Будучи девочкой, Елена Блаватская имела дерзкий, свободолюбивый характер и некоторые оккультные способности. Повинуясь ее безмолвному приказу, ложки и тарелки поднимались в воздух, а чтобы нарисовать картинку ей требовался лишь чистый листок бумаги. Без чернил и ручки рисунок проступал на бумаге сам. Блаватская в молодости много путешествовала по востоку. Побывала в Турции, Египте, Индии, Тибете. Там она научилась входить в общение с духами, среди которых она особо выделяла одного, который ее вел и которого она называла «король Иоанн». Именно на востоке у Блаватской родилась идея о синтезе всех религий мира на основе нового оккультного (лат. occultus - «тайный») учения, названного ей «теософией». Эти идеи были выражены в ее главных книгах «Разоблаченная Изида», «Тайная доктрина» и «Ключ к теософии». 7 ноября 1875 года Блаватская организовала в Нью-Йорке Теософское общество, популяризовавшее в США идеи оккультного синтеза мировых религий.. Блаватская провозгласила грядущее наступление «новой эры» (сравни перевод современного движения New Age), которая ознаменуется рождением шестой расы людей, обладающих большими оккультными способностями. Теософское общество сформировало 3 главные цели своей деятельности:
1) Образовать ядро всечеловеческого братства без различия национальности и вероисповедания;
2) Изучать все религии, философии и науки с целью выявления в них глубинной общности;
3) Исследовать неизвестные законы природы и скрытые в человеке силы.
Нужно отметить, что сама Блаватская, по воспоминаниям современников, отличалась невероятной полнотой, отчаянным сквернословием и вздорным характером. Более того, теософское общество постоянно преследовали скандалы с разоблачениями и обвинения в мошенничестве. В целом теософское общество не оказало значительного влияния на умы европейцев, но это был первый шаг, шаг со стороны Запада.
Вскоре и с Востока последовал шаг навстречу. Мы помним с Вами, что индийское язычество провозгласило идею единства всего сущего, которую в богословии назвается пантеизмом. Единство Брахмана и атмана неизбежно порождает идею о внутренней тождественности всех религий. Смешение самых различных верований давно стало характерной чертой Индии и Китая. Одним из первых, кто сформировал принцип единства и равенства всех религий на Востоке, стал индийский жрец богини Кали (индийская богиня смерти, обитающая в местах сожжения трупов и требующая кровавых жертвоприношений) Рамакришна (1836-1886). Рамакришна проповедовал в Индии среди индусского и мусульманского населения, где своими проповедями стяжал небывалую славу. У Рамакришны было 12 (странное совпадение) учеников. Старший из них Вивекананда (1863-1902) после смерти своего учителя (наступившей после долгой и продолжительной болезни) воспринял идеи равенства всех религий и прибыл в США. Прочие ученики Рамакришны также разбрелись по миру. Именно в этот момент происходит эпохальное соединение христианского Запада (подготовленного идеями Блаватской) с языческим Востоком.
В 1893 году в Чикаго состоялось заседание Парламента религий. Одним из ярчайших докладов на этом заседании стал доклад Свами Вивекананды. Его речь о едином Боге и общности религий ошеломила всех. Зал рукоплескал. Американская пресса признала, что Вивекананда «без всякого сомнения, самая крупная фигура в парламенте религий». В 1897 году Вивекананда учредил в Индии новую общественную организацию «Миссия Рамакришны». «Мы не стремимся к обращению американцев и европейцев в индуизм ... рациональная философия веданты может сделать христианина более совершенным христианином, как и индуиста – более совершенным индуистом», - говорил Вивекананда. В плеяде восточных индуистских деятелей, популяризовавших идеи синтеза религий, следует назвать еще одно имя. Это Йогананда (1893-1952). По дате смерти можно понять, что этот человек застал в США поколение битников (за ними идут уже хиппи), впитавшее в себя все эти восточные идеи о реинкарнации, карме и т.п. Вот три человека, установившие канал с Западом, по которому хлынула в Европу и США вся восточная оккультная и языческая мудрость. Именно в результате их деятельности менталитет западной христианской цивилизации пополнился многочисленными терминами из буддизма и индуизма. Эти люди утверждали, что все религии в главном одинаковы и разнятся в мелких деталях. Это ложь! Все религии на самом деле сходны в мелочах, в главном же они совершенно не похожи друг с другом. Будда – это не Христос и Мухаммад – это не Моисей. Итак, первым фактором качественного скачка сектантского движения в ХХ веке стал поток восточного язычества, наводнивший Европу и США и создавший благоприятную оккультную среду для взрывного появления множества сект. ХХ век явил собой небывалую жестокость со стороны тоталитарных режимов (прежде всего коммунизма и фашизма). Реализовать эту жестокость возможно было только при помощи полного контроля над сознанием людей. Это и СМИ, и изоляция, и разрушение культуры, и т.п. Целая наука! Конечно, сектанты взяли ее на вооружение. Так появился второй фактор, оказавший значительное влияние на образ современных сект. Итак, современная секта – это дикая смесь восточных оккультных знаний с элементами христианства плюс тоталитарный контроль над своими адептами, плюс небывалая жестокость по отношению к ним. Речи Вивекананды были только лишь цветочками. 8 ноября 1978 года весь мир содрогнулся, узнав о страшном конце секты «Народный храм», возглавляемой неким Джимом Джонсом. 912 людей покончили с собой, 276 из них были дети. Это был первый шок для Западной цивилизации. А потом были самоубийства в секте «Ветвь Давида» в 1993 году, в «Храме Солнца» в 1994 году и т.д.
С виду мирная философия объединения всех религий (на деле оказавшаяся средством нивелирования христианства) начала рождать чудовищ. Такова история начала сектантского движения в ХХ веке. Современные секты разнятся только количественным содержанием в них христианства и восточного оккультизма. Их можно разделить условно на псевдоевангельские и псевдоинуисткие секты. Существуют также так называемые коммерческие культы (Am-Way, HerbaLaif), которые внешне никак не относят к религии, однако, так же используют тоталитарные технологии контроля сознания. Существуют и отечественные совершенно оригинальные секты (например, движение Порфирия Иванова или толстовство) либо секты, реанимирующие славянское язычество.
Любая классификация сект условна, но для представления общей картины сектантского движения можно предложить следующее:
I. Исторические секты (секты-долгожители).
II. Современные секты
1. Псевдоиндуистские секты.
2. Псевдоевангельские секты.
3. Отечественные оригинальные секты.
III. Коммерческие культы.


Тема: New-Age.

Безусловно, идеи Рамакришны и Вивекананды имели продолжение в сознании миллионов американцев и европейцев. Этим продолжением стало движение New-Age, возникшее на Западе в 60-х годах ХХ века. «New-Age» в переводе с английского означает «Новое время» или «Новый век». Что это такое? New-Age – это не религия в традиционном понимании. В нем нет вероучения, священных текстов, отсутствует центральная организация, формальное членство и духовенство. Александр Дворкин в своем учебнике по сектоведению рассматривает НЭ с двух позиций: с одной стороны, это широкое оккультное неоязыческое движение, основанное на ряде базовых идей (о них мы поговорим позже). С другой, НЭ – это идеологическая основа современной постхристианской цивилизации. Это популярная религия поколения, выбравшего «Пепси», мировоззрение, с которым в той или иной степени, отождествляет себя большая часть западного мира.

Базовые идеи.
Приведу две попытки сформулировать основные идеи НЭ. Первая разработана европейскими исследователями современных религиозных течений:
1. Бог не является Личностью, это – абстрактный Дух, который пронизывает Вселенную и проявляется во всем существующем.
2. Человек является носителем этого Духа, по своей природе он божественен и несет в себе запас скрытых духовных сил. Задача человека заключается в том, чтобы пробудить их в себе и стать человекобогом.
3. После смерти душа воплощается в другое тело, судьба человека при этом определяется законом кармы, т.е. влиянием совершенных в прошлых перерождениях добрых дел и злых поступков.
4. Совершенствуясь на протяжении многих перерождений, человек может достигнуть сверхестественного мира; души, существующие в нем, в зависимости от степени своего совершенствования входят в иерархию, которая оказывает влияние на ход земной истории.
5. Высшие духи могут воплощаться в нашем мире, чтобы принести людям сокровенное знание, они становятся учителями человечества. Ими были Будда, Кришна, Иисус, Конфуций, Мухаммад и другие. Их учения являются элементами одной всеобщей религии.
6. Особую роль в сознании New Age играет само представление о близости рождения Новой Эры (отсюда и название), которая во многих случаях связывается с приходом «спасителя», который станет в одном лице и Буддой-Майтрейей и аль-Махди и Иисусом. НЭ утверждает, что до сих пор мы жили под астрологическим знаком Рыб (рыба – знак христианства), но сейчас эпоха рыб заканчивается и наступает эпоха Водолея, когда все будет новое и другое. НЭ также полагает, что результатом рождения Новой Эры станет возникновение «нового человека». В результате глобальной трансформации сознания на планете возникнет раса человекобогов. Остальные люди, не сумевшие приспособиться к новым условиям, будут сметены с лица земли этой ураганной переменой.
Вторая попытка сформулировать главные идеи НЭ произведена американским ученым Норманой Гейслером:
1. Безличный Бог.
2. Вечная Вселенная.
3. Иллюзорная природа материи.
4. Цикличная природа жизни.
5. Необходимость перевоплощений.
6. Эволюция человека в Божество.
7. Продолжающиеся откровения от неземных существ.
8. Тождество человека с Богом.
9. Оккультные практики.
10. Вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья.
11. Всемирный глобальный порядок.
12. Синкретизм (единство) всех религий.
Это формулировки идей НЭ на уровне доктрин. Если же говорить о личном восприятии этого явления, о так называемой практической духовности, то здесь мы сталкиваемся с превращением повседневной жизни в сияющую сказку. В ней человек внезапно находит множество подтверждений доктрин НЭ, в которые уверовал. В частности, это доктрины о том, что нет зла (зло – это всего лишь неведение и ограниченность), нет греха, что ты – бог и ты никогда не умрешь в христианском смысле. Вот, что пишет представитель этого движения Дэвид Спенглер в своей книге «Нью-Эйдж»:
«Я открываю философию Нью-Эйдж во всем, что я делаю: когда обнимаю свою жену, играю с детьми, пишу книгу, совершенствуюсь в чем-либо, преодолеваю свои недостатки или пытаюсь через самого себя постичь природу Божественного. Для меня Нью-Эйдж – это все то, что мы делаем ежедневно, только воспринимаемое иначе. Дом, работа, поездка в поезде – все может стать ... лабораторией для общения с Божественным. Для этого нужно совсем немного: желание ощутить свое единство с окружающим миром... иными словами, Нью-Эйдж – это иная грань повседневности... Я учусь обращать внимание на мелочи, которые порой кажутся пустяками, и вижу, как в них отражается вселенная. Я стараюсь принимать окружающий мир таким, каким я его вижу, слышу, чувствую, ощущаю... Другими словами, я учусь быть одним из участников священнодействия, которое называется Жизнью».
Ньюэйджеры считают, что их мировоззрение синтезирует весь религиозный опыт мира. Действительно, идеи лежащие в основе сознания НЭ полностью отделяют его от христианства вообще и от Православия в частности, но в тоже время делаются удобным орудием для объединения всех религий. Если личностный Бог может быть источником только одного учения, то безличный мистический дух в состоянии воплотиться в любой оболочке. Идея безличного божества позволяет рассматривать все религии как различные пути к одной и той же мистической истине.

Основные признаки движения New Age.

Как уже было сказано, НЭ, как ряд идей, очень широко распространено во всех слоях общества и сферах жизни. Для их пропаганды активно используются структуры ООН, а из них в особенности ЮНЕСКО. О степени влияния НЭ на эту организацию говорит тот факт, что 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Блаватской.
НЭ проповедует новый способ лечения организма. Это так называемый холистический, целостный способ, когда лечится не отдельный орган, а весь организм в целом. И вот каким образом это осуществляется. Ньюэйджеры считают, что энергия кристаллов и драгоценных камней может излечивать от разных болезней. Кристаллы обладают целительными силами и открывают внутренний мир. Есть особая кристаллическая магия, в которую верит НЭ. Но кристаллы – не единственные священные предметы, которые используются в НЭ. Это и тибетские колокольчики, и экзотические травяные чаи, и скандинавские руны, и солнечная энергия, и цветные свечи, и ароматические курительные палочки и т.п. Все это продается в специализированных магазинах НЭ. Например, в Москве это магазин «Путь к себе» на Благодатной. Убежден, что и в Питере таких магазинов немало, да и по всей стране хватает.
Еще одна «священная форма» для НЭ – это пирамида. Существует целая наука в рамках НЭ, которая изучает египетские пирамиды, их свойства усиления медитативных вибраций человека. Есть также и музыка New Age. Это тихие мелодичные композиции разных стилей в различных сочетаниях с завываниями китов, щебетом птиц и шумом дождя.
Одним из символов движения НЭ стала фотография Земли, сделанная из космоса, являющая собой образ единства человечества, Геи (или Матери-Земли, как они называют нашу планету) и Вселенной.
Многим известна книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Левингстон». Это, по существу, библия ньюэйджеров. Сам автор утверждал, что его книга была надиктовананеким существом, явившемся ему в виде птицы.
Среди отличительных признаков НЭ следует привести ряд терминов, употребляемых внутри этого движения и имеющих особый смысл. Итак, это термины: «холистический», «трансформация», «взаимозависимость», «древняя мудрость», «космический корабль Земля», «глобальная деревня», «наш дом Земля», «духовные наставники», «небесная иерархия», «посвященные», «новое сознание», «планетарное видение», «паранормальные явления», «глобальная угроза», «Великое Белое Братство», «трансперсональный», «новый мировой порядок» или «единый мировой порядок». Ну а о таких терминах как «аура», «третий глаз», «энергетика», «космическая энергия», «реинкарнация», «экстрасенсорика», «чакры», «мантры», «доноры и вампиры» и вообще говорить не надо. Они давно в ходу у большинства россиян, употребляющих их не понимая, что этот словарь глубоко враждебен Православию.
Среди идеологов НЭ очень много известных людей: киноактриса Ширли Маклей, Ричард Бах, профессор истории искусств Чикагского университета Хосе Аргалесс, писатель Дэвид Спенглер и др.
Нужно также понимать, что НЭ – это масса книг в стиле фэнтези, это масса фильмов (в том числе «Куда приводят мечты?», «Матрица» и т.п.), это романы Пауло Коэльо и многое, многое другое.
Последние опросы взрослого населения США показали, что многие американцы придерживаются тех или иных взглядов НЭ: около 25% верят в нетрадиционные теории о Божественной природе, которую часто связывают с мышлением НЭ, 11% считают, что Бог является состоянием высшего сознания, которое может быть достигнуто человеком, 8% определяют Бога как полную реализацию человеческого потенциала, 3% полагают, что каждый человек есть Бог. Кроме того, специальные исследования, проведенные в США в 1991-95 годах свидетельствуют о том, что 20% населения полностью разделяют идеи New Age.

New Age и христианство.

Сталкиваясь с книгами или кинопродукцией, созданной в стиле New Age, невольно поражаешься той степени соблазна, который присутствует в них. Вот тебе и загробная жизнь, и борьба света с тьмой, и добрые примеры, и райские обители. Все казалось бы как у нас, но почему-то нет личностного Бога, нет Христа, нет мучительной борьбы с грехами, нет покаяния и, что самое удивительное, нет персонифицированного начальника зла. Самое главное в христианстве – Христос. Если его нет, то все остальное просто бутафория на христианские мотивы.
Вообще НЭ, будучи эклектичным движением, чрезвычайно любит примазываться к христианству. По мере роста известности Православия на Западе НЭ стала подмешивать в свой винегрет и православную символику. Интеллектуалы НЭ часто ссылаются на Владимира Соловьева, прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, как на великих посвященных прошлого и их мнимых собратьев. В кругу НЭ чрезвычайно популярна книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Они видят в ней пример одной из удивительных медитативных практик Иисусовой Молитвы.
Верхом попыток соединения НЭ с христианством является книга некой Евы Даулинг «Евангелие Иисуса Христа Эры Водолея», причудливо переплетающее в себе евангельские повествования с выдумками о путешествии отрока Иисуса в Индию, где Он якобы учился чудесам у индийских гуру.
Как и все подобные попытки объединения с христианством, они полностью извращают смысл Евангелия. НЭ, несмотря на некоторые сходства с христианством, является серьезной опасностью для современной цивилизации. По сути, мы сейчас начинаем видеть, как вырисовываются черты новой мировой религии, чрезвычайно враждебной всем прочим мировым религиям и оккультной по своей природе. Отличительной её особенностью является то, что она содержит в себе элементы христианства, буддизма, иудаизма и ислама. Но в то же время, в основе ее лежит восточный мистицизм – явление противоположное как христианству, так и всем прочим мировым религиям.
Можно задаться вопросом: почему христианская цивилизация дала такой крен в сторону восточных оккультных практик? Честертон, однажды, очень удачно заметил по этому поводу, что когда человек перестает верить в Бога, он начинает верить во все остальное!

New Age и современные секты.

Как вы успели уже, наверное, догадаться между НЭ и сектами существует прямая и неразрывная связь. Прежде всего, это связь на уровне доктрин. Какую бы вы не взяли современную секту (исключая, пожалуй, коммерческие культы), вы найдете в ее учении ряд базовых идей, взятых из арсенала НЭ. Кроме того, существует и связь иного рода: ясно, что секты не могут существовать в обществе, должным образом не подготовленном. Секта может возникнуть лишь там, где люди оторваны от веры в Бога, оторваны от Церкви и ознакомлены с восточными поверхностными понятиями современной популярной мистики. Так и происходит!
New Age готовит адептов для современных тоталитарных сект. Вначале человек позволяет себе духовный блуд, шарахаясь от астрологии к дзэн-буддизму, от изучения египетских пирамид к современным экологическим проблемам (движение Greenpiece насквозь пропитано идеями НЭ). Потом он отходит все дальше и дальше от Церкви и от Бога, впадая и в более тяжкие грехи, а потом он попадает в тоталитарную секту, употребляющую те же подержанные идеи, взятые из арсенала НЭ.
Таким образом, мы рассмотрели с Вами общую идеологическую базу для подавляющего большинства современных тоталитарных сект. Теперь имеет смысл переходить к частным примерам современной псевдорелигиозности, активно употребляющей понятия НЭ.


Тема: Scientology.

«Сайентология - зло; ее техника и приемы – зло; их применение на практике – серьезная опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения».
(Вывод Комиссии австралийского штата Виктория по расследованию S., 1965 год)

Биография основателя.

Следуя заповеди Спасителя судить о древе по его плодам, полагаю необходимым более подробно остановиться на личности №1 в Scientology – Лафайете Роне Хаббарде (1911-1986 гг.), создателе и единственном идеологе данной тоталитарной секты. В данном случае мы имеем две биографии – официальную и реальную.
Согласно официальной биографии, предлагаемой членами Scientology, Хаббард родился в 1911 году в штате Небраска на ранчо своего состоятельного деда, владевшего примерно ? этого штата. Еще до того как мальчик начал ходить, он уже мастерски сидел в седле, в 3,5 объезжал диких мустангов. В 12 лет Рон познакомился с учеником Фрейда, капитаном 1-го ранга, который, поразившись любознательностью мальчика, передал ему всю фрейдистскую премудрость. С 14 до 19 лет Рон совершил ряд путешествий в одиночку в самые труднодоступные места Гималаев, Монголии, Индии и Тибета, где мудрецы Востока передали ему тайны мироздания. В 14 лет Хаббард поступил в университет Джорджа Вашингтона, где получил два высших образования, в том числе диплом по ядерной физике. Во время II Мировой войны Хаббард был призван на флот, где совершил немыслимые подвиги, в одиночку топил японские суда и после войны ослепший и израненный был списан на берег. В госпитале он изобрел метод оздоровления, названный им «Дианетика», и с помощью этого метода полностью восстановил себя. Впоследствии Хаббард решил познакомить мир со своими достижениями и стал основателем организации, называемой Сайентологией.

Поразительно, но из всей этой истории правдой является только то, что Хаббард родился в 1911 году в штате Небраска. Рос он у своего деда деревенского ветеринара, у которого не было никаких обширных ранчо. Современники вспоминали, что в детстве он страшно боялся лошадей и в школе показывал весьма удовлетворительную успеваемость. Путешествовал мальчик в Китай лишь один раз со своей матерью, чтобы посетить отца, и с китайцами никаких контактов не имел. В университет Дж. Вашингтона Хаббард и в самом деле поступил, но был изгнан за неуспеваемость. Он действительно записался на вводный курс по ядерной физике, но так и не смог сдать по нему экзамен. А дальше у Хаббарда и вправду началась жизнь полная приключений, но приключения эти имели лишь одну цель: где бы раздобыть денег! Он затевал какие-то невероятные планы, но все они приводили к краху, и в результате ему приходилось прятаться от своих кредиторов. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Хаббард начал кропать научно-фантастические рассказы и печататься в дешевых бульварных журналах. Действительно в войну он служил на флоте, но просидел на тыловых должностях. Лишь один раз ему доверили провести судно вдоль побережья Калифорнии. Хаббард тут же объявил о несуществующей подводной лодке, и два дня вызванная флотилия бомбила лодку, которой не было. Хаббарду приказали сдать командование кораблем, и с горя он дал залп из всех орудий по острову союзной Мексики, который к несчастью был обитаемым. В послужной список Хаббарда записали, что поручать командные должности ему нельзя. В конце концов его демобилизовали по чисто сидячим болезням (язва 12-перстной кишки, коньюнктивит, травма бедра (упал с лестницы) и т.п.). вдобавок ко всему после войны Хаббард находился на психиатрическом излечении. Интересно, но «герой» часто писал слезные письма в администрацию ветеранов с целью повышения пенсии по болезням, в которых жаловался на язву, депрессию и позывы к самоубийству. Кроме того, сохранились письма в ФБР и ЦРУ, где он предлагал свои услуги в качестве тайного осведомителя по выявлению коммунистов. На письмах есть пометка сотрудника ЦРУ о том, что человек этот, по всей видимости, нездоров психически и лучше с ним не иметь никаких дел. Уволившись с флота, Хаббард открыл новую страницу в своей жизни, которая и сделала его популярным.

Самым известным сатанистом ХХ века Алистером Кроули в Великобритании была создана сатанинская ложа, именуемая «Орденом восточного храма». В Калифорнии имелось отделение этой ложи, которую возглавлял некий ученик Кроули Джек Парсонс. Бросив жену и маленьких детей, Хаббард познакомился с Парсонсом и вступил в сатанистский орден. Хаббард лично был знаком с Кроули и даже называл его очень дорогим своим другом. Вместе с Парсонсом и его подружкой Сарой Нортруп Хаббард занимался различными гнусными магическими ритуалами. В конце концов, Хаббард бежал с Сарой и Парсонсом, украв при этом значительную сумму. Не разведясь с первой женой, Хаббард женился на Саре. При этом он продолжал симулировать полученные во время войны болезни и требовать деньги, жалуясь на свою нищету и психическую неуравновешенность. Тогда же Хаббард пристрастился к использованию барбитуратов и амфетаминов (наркотики). Наконец, в конце 1940-х гг., устав от постоянных неудач и безденежья, Хаббард пришел к мысли, которую он потом повторял разным людям в разное время: если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию!
Сказано – сделано, и в 1950 году Хаббард выпускает книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». В основе книги лежит идея, заимствованная из ранних теорий Фрейда: бессознательные воспоминания, запечатленные в нашем мозге, являются причиной наших проблем и их нужно стирать особым гипнотическим способом, который у сайентологов называется «аудитинг». В книге утверждалось, что с помощью дианетики можно излечить человека практически от всех болезней (даже от рака и лейкемии). Ученые провели строгую научную проверку предлагаемого Хаббардом метода, в результате которой выявилась полная его научная несостоятельность. Доходы стали уменьшаться, поклонники рассеивались, к тому же распался второй брак с Сарой, которая обвинила его в нанесении побоев, истязаниях и многом другом. Из всего этого Хаббард многое понял. Прежде всего то, что необходимо усложнить дорогу рядовых членов секты к высшим должностям, а чтобы не сталкиваться с налоговыми инспекторами - «орелигиозить» свое изобретение. В результате родилось новое название метода - «сайентология». Это была уже не просто техника гипноза с элементами психотренинга. Кроме них Scientology вобрала в себя оккультные идеи Кроули и отрывки из научно-фантастических рассказов Хаббарда. Он объявил сайентологию религией и за несколько дней написал двухнедельный курс подготовки для пасторов. Scientology определяется Хаббардом как прикладная религиозная философия, обучающая мудрости и практике управления духом (приемлемая для всех традиционных вероисповеданий). Дианетика же является техникой и методом Scientology. Вот тут Хаббард и попал, как говорится, в струю. Чрезвычайная популярность на Западе неооккультных идей плюс чрезвычайно эффективный, напористый и навязчивый маркетинг позволили в короткий срок создать мощную организацию и мощную финансовую структуру, открывшую свои филиалы во всех концах света.
Тем не менее, распространение Scientology всюду сопровождалось грандиозными скандалами и судами. Например, в 1978 году во Франции Хаббард был приговорен к четырехлетнему заключению и денежному штрафу за мошенничество. Он избежал наказания, убежав из страны. Многие страны открывали судебные разбирательства против Хаббарда или Scientology, во многих странах он был объявлен персоной нон-грата. Все это вынудило Хаббарда приобрести судно и уйти в нейтральные воды, где его нельзя было достать и где он мог не платить налоги. Несколько лет он плавал из порта в порт. Его высылали из одной страны, он отплывал в другую. Команда судна впоследствии стала называться «Морской организацией» (сокращенно – МОРГ) – элита секты сайентологов. В 1985 году внутренняя служба расследований США раскрыла финансовые мошенничества Хаббарда. К концу жизни Хаббард стал невероятно богатым: ежедневно на его счет поступал минимум 1 000 000 $. По самым приблизительным расчетам его состояние было более 640 000 000 $!!! Но эти деньги не пошли впрок. Органы полиции США постоянно преследовали престарелого основателя Scientology. От уголовного наказания Хаббарда, страдавшего, по словам его сына, венерическим заболеваниями и тяжелыми психическими расстройствами, спасла только смерть (по некоторым предположениям, не без помощи его ближайших последователей, для которых старик стал обузой). Тело его было сожжено, а прах развеян над Тихим океаном. Такова реальная биография основателя Scientology Л. Р. Хаббарда.
Откуда взяты все эти сведения? Многочисленные судебные разбирательства Хаббарда сделали достоянием общественности его личную жизнь. Вот слова верховного судьи Калифорнии Брекенриджа в вынесенном им решении в 1984 году касательно Хаббарда: «Все свидетельства открывают нам человека, являющегося просто патологическим лжецом в отношении своей биографии, происхождении и достижений. Кроме того, письменные свидетельства и документы отражают его необузданный эгоизм, жадность, алчность, жажду власти любой ценой, мстительность и агрессивность по отношению к людям, которые недостаточно к нему лояльны или враждебны». Полная биография Хаббарда приведена по книгам: 1. Atack Scientology Piece of Blue Sky. New Jersey, 1990. 2. Corrydon B., Hubbard L. R. Hubbard^ Messigh or Madman? New Jersey? 1987.
Также существует книга на русском языке, дающая исчерпывающий материал по Scientology и по биографии Хаббарда. Это: 3. Капкан безграничной свободы. Сборник статей по сайентологии. М., 1997 г.

Особенности учения.

Теперь следует остановиться на самой теории Scientology, на методах вербовки в секту. Центральный офис Scientology у нас в Питере находится на Лиговском проспекте. Если будете проходить мимо яркой вывески «Сайентология», вам непременно вручат рекламный листок с предложением пройти в центре Scientology бесплатный «Оксфордский тест», который, по словам сектантов, открывает все Ваши психологические способности. Это ложь. Оксфордский тест не имеет никакого отношения ни к Оксфордскому Университету, ни к Оксфорду, и составлен Хаббардом, не имевшим никакого психологического образования. Что же представляет собой этот тест? Он состоит из 200 вопросов, многие из которых носят весьма интимный характер. Тест не анонимный. Вы должны указать в нем ФИО, возраст, адрес и телефон. Поразительно, но многие наши граждане выкладывают всю эту информацию никому не известным людям. Допустим, Вы зашли к ним и заполнили этот тест. Независимо оттого, что Вы написали, Вам ответят, что у Вас все хорошо, но есть проблемы в сфере общения. Вам также скажут, что Вы можете записаться на тот или иной хаббардовский курс общения и скорректировать свои проблемы. При этом Вас заверят, что это научный метод. Стоит он дороговато (у нас в России порядка 100 $), но Вы платите за то, что получаете. Допустим, Вы платите и записываетесь на курс. Следует заметить, что сайентологические регистраторы проходят интенсивные курсы агрессивного маркетинга, поэтому неподготовленному человеку очень трудно отказаться от их настойчивых уговоров. Тут же Вас всячески стараются затащить на сеансы аудитинга, которые тоже стоят немало.

Об аудитинге следует поговорить подробнее. Что это такое? Вы садитесь напротив инструктора, который задает Вам вопросы о самых тяжелых минутах Вашей жизни. Потом инструктор заставляет Вас закрыть глаза, вспомнить тот день, когда произошло несчастье и прожить его в мыслях заново с утра до ночи, исключив при этом те негативные события, которые произошли в Вашей жизни. Вы выполняете это действие, и результат ошеломляет Вас. Вы испытываете эйфорию, невероятную легкость и даже опьянение от счастья. Дело в том, что аудитинг – это форма тонкого гипноза, вызывающего у человека индуцированную эйфорию, схожую с наркотическим опьянением. Попутно Вам разъяснят, что автором этого метода является величайший в истории человек – Л. Р. Хаббард, создатель сайентологии. Многие люди, вкусив этой сладости, снова и снова стремятся к ощущению счастья, получаемого с помощью аудитинга.
Когда Вы заканчиваете один курс, Вам говорят, что Вы еще ничего не достигли, а чтобы достичь, нужен следующий курс, который Вам навязывают методом агрессивной торговли. Далее все ускоряется и умножается в геометрической прогрессии. Чем больше денег человек несет в секту, тем труднее и труднее ему уйти из нее, потому что, порвав с сектой, нужно признать себя дураком, а это может не каждый. Кроме того, аудитинг дает твердую зависимость. Аудитинг – это и есть дешевое счастье Scientology, в основе которого лежит ложь и нежелание принять себя и жизнь такими, какие они есть. На аудитингах у Вас выпытывается самая интимная информация. Все это фиксируется и хранится на тот случай, если Вы вздумаете покинуть Scientology.
Таким образом, человек вступает на первую ступень сайентологической лестницы. Чтобы пройти по этому мосту от начала до конца надо выложить min 350 000 $. Люди продают квартиры, продают все, что у них есть. Если у Вас кончились деньги, Вы можете пройти курс в долг, отработав, например, зазывалой на Оксфордский тест на улице и т.д. Так человек продает себя в рабство секте. Если человек доходит до последних ступеней, ему с помпой заявляют, что он является духовным существом («тетаном», как их называл Хаббард), на которое налипло огромное количество энграмм – отрицательных впечатлений, которые надо устранить. Вы вдруг узнаете, что, дойдя до конца, вы остаетесь лишь на середине пути. Далее следуют 8 строго секретных (безусловно, платных) уровней Действующих Тетанов, пройдя которые можно, по словам сайентологов, выходить из тела, двигать планеты, устраивать катастрофы, извержения вулканов, словом делать все, что угодно. Такая вот простая коммерческая схема.

Необходимо отметить, что «Оксфордский тест» - это только одна дверь в Scientology. Существуют и другие двери. Какие?
1. Центры дианетики – организация, по словам сектантов, далекая от религии, и занимающаяся только психологической помощью.
2. Гуманитарные центры Хаббарда, целью которых является распространение идей Scientology среди интеллигенции.
3. «Центры детоксикации» и организация под называнием «Нарконон». Целью данных организаций является выведение токсинов из организма и реабилитация наркоманов.
4. Хаббард-колледжи, которые учат, как организовывать административное управление работой предприятий, чтобы они стали прибыльными.
Ну и, конечно же, 5-ый пункт – это церковь Сайентологии – религиозная организация, созданная Хаббардом.
Все эти организации могут не декларировать свою связь с Scientology, однако, все они являются дверями в тоталитарную секту. Во всех них активно навязывается аудитинг и установлена система выкачивания денег с помощью прохождения разных «курсов». По этому поводу уместно привести знаменитый девиз Хаббарда, являющийся целью всех ответвлений Scientology:
«Делайте деньги, делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать, чтобы и они производили для Вас деньги!»
Естественно, такой принцип, не гнушающийся ни шантажом, ни мошенничеством, ни ложью, вызывает определенную реакцию во многих странах на довольно высоком уровне.

Германия.
В главных политических партиях запрещено членство в Scientology. Немецкий суд признал Scientology не религиозной, а коммерческой организацией. В Баварии все государственные служащие дают подписку о своей непринадлежности к Scientology. В мае 1997 года секта Scientology поставлена под гласный надзор тайной полиции.

Великобритания.
После долгих лет запрета сайентологам разрешили покупать рекламное время на TV. Однако религией Scientology там по-прежнему не признается.

Финляндия.
Эта суперлиберальная страна отказала после долгого рассмотрения сайентологам в регистрации.

Греция.
В декабре 1996 года суд принял решение о полном запрете Scientology и роспуске этой организации.

Франция.
Все руководство Scientology осуждено за мошенничество и доведение человека до самоубийства.

В целом Scientology – организация, рассматриваемая Европой как угроза личности, обществу и государству.
Только в США после 25 лет войны с Scientology Налоговое управление пошло на уступки. Сейчас США лоббирует интересы Scientology на уровне правительства. Однако этот прецедент является скорее исключением из общего правила неприятия тоталитарной секты Scientology большинством развитых государств мира.


Тема: Свидетели Иеговы.

Другое название – «Общество Сторожевой Башни». Из всех тоталитарных сект, действующих на территории РФ, эта секта более других прославилась своей навязчивой прозелетической деятельностью. Иеговисты чаще, чем члены прочих подобных организаций ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои журналы, предлагают вместе изучать Библию или приглашают на свои собрания. Причем если Сайентология, (о которой мы говорили с Вами на прошлой лекции) ориентированна прежде всего на молодых, активных и предприимчивых людей, то иеговисты предпочитают главным образом иметь дело с людьми пожилыми, невысокого достатка, с пенсионерами, хотя среди них встречаются и разные возрастные группы. Нельзя не отметить тот размах, который приобрела секта в нашей стране в 1990-х гг. А. Дворкин связывает это явление с тем фактом, что секта Свидетелей Иеговы (ССИ) по своей внутренней структуре более всего напоминает КПСС с ее жесткой организацией (см. принцип демократического централизма). Вместо богослужения иеговисты проводят своеобразные «партсобрания», уроки «партучебы» и «партсъезды» (см. ежедневные «Конгрессы свидетелей Иеговы»).
Кроме того, ССИ учит не о каком-то небесном рае, а о вполне конкретном земном, который наступит после того, как победит Иегова. Все их журналы рассчитаны на низкий интеллект и отличаются примитивизмом. Ясна реакция наших постсоветских пенсионеров, которые попадают из руин победившего капитализма в систему, удивительно напоминающую советский строй, где все понятно и ясно, где все стабильно и четко, где весь мир поделен на черное и белое. Немногие выдерживают этот искус прошлым. Начиная изучать ССИ, прежде всего необходимо рассмотреть биографию основателя секты, в данном случае их несколько.

Биографии основателей секты.

Основателем иеговистского движения является уроженец Питсбурга (штат Пенсильвания, США) Чарльз Тейз Рассел (1852-1916 гг.). Надо отметить, что современные иеговисты не любят на него ссылаться, но факт есть факт – без Рассела нет ССИ и фактов из биографии основателя как слов из песни не выбросишь. Рассел имел пару классов образования. Странная закономерность, но многие основатели сект – недоучки, люди желающие иметь все и сразу и не прилагая при этом должных усилий. Спустя время Рассел подучился самоучкой и стал помогать отцу в галантерейной лавке. Будучи человеком с живым предприимчивым характером, Рассел оказался способным бизнесменом и многого достиг в торговле, которая стала приносить неплохие доходы. В 16 лет Рассел попал под влияние адвентистов, которые оправлялись после Великого разочарования (основатель адвентизма Уильям Миллер вовсю разрекламировал конец света в 1843 году, который, как известно, не произошел). В 1876 году Рассел стал соучредителем маленького адвентистского журнальчика «Глашатай Утра». Журнал развивал идею, что конец света наступит в 1878 году. Когда и эта идея провалилась, Рассел основал свой журнал – «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова». Это был первый журнал будущих иеговистов. Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доморощенные доктрины. Напомню, что человек имел два класса образования начальной школы плюс самообразование. Увлекаясь Ветхозаветной книгой Даниила, Рассел «вычислил» новую дату конца света – 1914 год. Тогда же, в 1878, Рассел увлекся пирамидологией. Он назвал пирамиду Хеопса Библией в камне. Многократно производя простые арифметические операции над размерами пирамиды, он снова получал цифру 1914. «Время присутствия нашего Господа с 1874 по 1914 год является временем жатвы… после чего наступает разрушение современных институтов как приготовление к новому царству… Земная часть царства Божьего начнется в 1914 году и будет состоять в основном из воскресших святых Ветхого Завета от Ин. Крестителя до Авеля… Они оказались достойными быть земными министрами». (Ч. Рассел. День мести, 1897, стр.90,99). С приближением 1914 года Рассел стал все больше расходиться с традиционным протестантизмом. Именно тогда он начал публиковать свои тома «Исследований Писания», в котором отвергал веру в Святую Троицу и в божественность Христа. Это стало вызывать протесты со стороны общественности. Некий Дж. Дж. Росс опубликовал памфлет, разоблачающий лжеучения Рассела, в которых говорилось, что Рассел «никогда не учился в ВУЗ-ах, практически ничего не знает о философии… и абсолютно невежественен в библейских языках». Рассел безуспешно пытался остановить распространение этой опасной для него информации и даже подал на Росса в суд за клевету, но проиграл дело, при этом солгав под клятвой, что знает греческий язык. В конце судебного разбирательства Рассел вынужден был признать, что все сказанное в памфлете – правда. (Преп. Дж. Дж. Росс, брошюра «Еще больше факторов о самозваном «пасторе» Чарльзе Т. Расселе»). Очевидно в этот период Рассел испытывал так же и некоторые финансовые затруднения, что подвигло его продавать обычную пшеницу за баснословную стоимость – 60 $ за бушель (35,2 л) при обычной цене 1 $ за бушель. Рассел утверждал, что это особая пшеница, дающая невероятный урожай. Газета Brooklyn Daily Eagle разоблачила эту ложь. Рассел подал на газету в суд и снова проиграл процесс (см. в той же брошюре Росса). Тем не менее, 1914 год близился и, несмотря на скандалы, сопровождавшие Рассела (к ним относится и скандальный бракоразводный процесс, в ходе которого супруга Рассела назвала своего мужа «рабом неверным и неразумным»), число его последователей росло.
Первый свой кружок Рассел назвал «Исследователи Писания» - это и есть первое название ССИ. Нужно отметить, что Рассел был чрезвычайно предприимчивым и харизматическим лидером. Он прожил достаточно долгую жизнь, чтобы убедиться в ложности своих пророчеств. Начался 1914 год. Началась I Мировая война. Свидетели Иеговы выжали все из этого события, но конца света все равно не произошло. Рассел перенес эту дату на 1915 год. Последовал тот же результат. Кружок «Исследователей Писания» стал разваливаться, а в 1916 году умер и сам Рассел. Его похоронили под каменной плитой, на которой он назван «Лаодикийским вестником», а рядом установили большую каменную пирамиду, которая сохранилась до сих пор на кладбище близ Питсбурга, и туристы очень любят рассматривать и фотографировать ее.
Следующим главой иеговистов стал Джозеф Франклин Руттерфорд. Это уже был человек другого склада. Юрист по образованию (Руттерфорд вел многочисленные дела Рассела), человек, обладающей железной хваткой, весьма далекий от харизмы пророка, которая была у его учителя, он понимал, что детище, созданное Расселом разваливается, и требуются немедленные и радикальные меры. Прежде всего, Руттерфорд выдержал поединок с прочими последователями Рассела, которые назывались «советом директоров» и стал единоличным правителем ССИ. Кстати, тогда от секты отделилась чикагская группа «исследователей Писания Зари». Чтобы как-то от них отличаться Руттерфорд назвал свою организацию «Свидетелями Иеговы». Так они называются и по сей день. Далее Руттерфорд назначил новую дату конца света – 1925 год. В 1927 году он ввел обязательное правило для членов секты: распространение литературы по домам. Руттерфорд безжалостно подавлял всякое инакомыслие и оппозиционность внутри своей организации, так что в конце концов секта превратилась в «единый громящий кулак». В 1917 году Руттерфорд подвергся тюремному заключению за измену родине, за то, что призывал американцев уклоняться от службы в армии (СИИ – изначально антигосударственная организация). Его и прочих иеговистов осудили сроком на 30 лет, но через 1 год по апелляции выпустили на свободу. Утверждая новый конец света в 1925 в своей книге «Millions Now Living Will Never Die» Руттерфорд на деньги организации построил роскошный особняк в испанском стиле на юге Калифорнии, который назвал «Беф-Сарим» - «Дом Князей». Утверждалось, что ожившие Ветхозаветные пророки перед концом света должны были поселиться в этом дворце. Между тем, пока туда переехала вся семья Руттерфорда. Сам Руттерфорд жил на широкую ногу, не чуждался алкоголя, скандалы, связанные с его личной жизнью, происходили постоянно. Да он сам и не скрывал своих привязанностей. Руттерфорд был ярым антикатоликом. 1925 год провалился, спустя несколько лет Руттерфорд умер, и общество свидетелей Иеговы без шума продало «Беф-Серим», закрыв еще одну страницу своей позорной истории.
Следующим президентом ССИ стал Натан Кнорр. Этот человек еще менее был харизматиком. Усвоив уроки от провалов 1914 и 1925 годов, ССИ переключилась на другую деятельность. Кнорр первым обратил внимание на подготовку рядовых членов секты. Если раньше они таскали с собой граммофоны с проповедями Руттерфорда, то сейчас от них стали требовать личной проповеди. Была еще одна проблема: любой христианин, относительно неплохо знающий Евангелие, с легкостью опровергал бредовые идеи Рассела о небожественности Христа или о несуществовании Святой Троицы и т.д. Поэтому Общество Иеговы инициировало новый перевод Библии, в котором были искажены многие ключевые стихи, а слова Кириос, Теос и Адонаи почти везде заменены на слово «Иегова». Этот перевод пока отсутствует на русском языке и называется « Перевод Нового Мира».
Среди искажений этого перевода в качестве примера можно привести такое: вместо «Слово было Бог» (Ин. 1.1) стоит «Слово было божественным». При этом все подано в качестве последнего слова библеистики. Тем не менее, среди комиссии, занимавшейся переводом, ни один не знал библейских языков, за исключением Фредерика Франца, имевшего за плечами 2 года изучения греческого языка в университете Цинцинати (который он так и не окончил), а еврейский язык Франц изучал самостоятельно. Кнорр предложил линию абсолютизации власти в секте и весьма в этом преуспел. Кроме того в 1960-ые годы на страницах «Сторожевой башни» появилась новая дата конца света – 1975 год, которому должен был предшествовать Армагеддон и III Мировая война. К началу 1975 года численность секты составляла 5 млн. человек!!! (в 1941 году их было не более 100000 человек). Кстати, информация о 1975 годе содержится в книге Ф. Франца «Life Everlasting in the Freedom of the Sons of God», выпущенной в 1966 году. По старой традиции 1975 год прошел спокойно, а в 1977 году умер и сам президент ССИ Натан Кнорр.
Ему наследовал вышеуказанный Фредерик Франц – единственный из плеяды «президентов» более или менее образованный человек. Как всегда провал 1975 года привел к оттоку приверженцев секты. Чтобы прекратить развал снова потребовались радикальные меры. Он провел основательную чистку среди правящей корпорации директоров секты, ввел казарменное единообразие и единовластие. Кроме того, Франц ввел понятие «отсоединение» несогласных членов секты. Принцип «единства организации» стал главной целью руководства секты. Исходя из этого Франц разработал жесткую систему законов и норм внутрисектантской жизни, исключающих практически любое проявление своей свободной мысли и действий. Слова типа «я так считаю» или «я так думаю» стали преступлением, чреватым изгнанием из секты. Со времен Франца и доныне свидетели Иеговы исповедуют настоящий культ своей организации. Они веруют не в Бога, а в организацию, поэтому любые противоречия в датах конца света или в доктринах руководителей секты не могут их смутить. Вера в организацию свидетелей Иеговы – это абсолютная и безусловная вера! «Библия – это книга для организации, и она принадлежит христианскому собранию как организации, а не отдельным лицам, как бы искренни они не верили в свою способность истолковать Библию. Поэтому Библию невозможно понять правильно, если не помнить о видимой организации Иеговы» (Сторожевая башня 1.10.1967). Таким образом индивидуальность исключается в секте бесповоротно и полностью. Только такие меры позволили поднять уровень ССИ на тот уровень одной из самых крупных тоталитарных сект, на котором она находится теперь.

Отличительные особенности секты.

Свидетелей Иеговы отличают по их специфической особенности – отказу от переливания крови. Они возводят этот запрет к 15-ой главе кн. Деяний. Будучи фанатично привязанными к секте, родители многих детей послужили причиной их смерти.
Свидетели Иеговы отрицают любое правительство и все, что с ним связанно: службу в армии, присягу на государственные должности, государственные праздники, отдание почестей флагу и т.п.
В отношении богословия, как было уже сказано выше, секта отвергает веру в Святую Троицу, в божественность Христа, отрицается форма креста (иеговисты утверждают, что господь был распят на столбе). Естественно, иеговисты ненавидят традиционные конфессии вплоть до оскорблений. Секта настаивает на единственном имени Господа – Иегова, хотя большинством исследователей признано, что это произношение священной тетраграммы по всей вероятности неверно, а более предпочтительно «Яхвэ». Во всяком случае, как точно произносятся 4 буквы еврейского алфавита, сейчас не знает никто. Чтобы как-то справится с многочисленными провалами концов света, секта выработала новую доктрину: в 1914 году произошло духовное пришествие Христа в мир, в 1918 году Господь вошел в небесный храм в духе и начал его освящать. Это было началом духовного суда, который и закончится Страшным судом. Однако, в первоначальных источниках, ссылки на которые я Вам дал, все было совершенно иначе представлено.
В начале 1999 года секта лишена религиозного статуса во Франции. Власти этой страны обязали «свидетелей» выплатить налоги за последние несколько лет (это составляет около 50 млн. $); до этого момента все имущество секты арестовано.
В России 29 апреля 1999 года Минюст зарегистрировал секту как централизованную религиозную организацию под названием «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». Их штаб-квартира находится у нас под Питером в поселке «Солнечное» по адресу ул. Советская дом 6.
В заключение следует добавить, что сейчас в России иеговисты любят использовать перевод Библии архимандрита Макария (Глухарева), который они сами переиздали, и в котором также находится множество подтасовок.


Тема: Общество сознания Кришны (ОСК).


Каждый из нас видел кришнаитов на улицах города. Их любят показывать по TV, они экзотичны, бреют головы, ходят в оранжевых занавесках и действительно являются ярким пятном на фоне нашей серой действительности. Кришнаиты (как и многие другие секты) навязчиво предлагают свои книги. При общении выясняется, что это, большей частью, образованные, высокоинтеллектуальные люди, сыплющие уже не цитатами из Библии, а довольно серьезными историческими или даже научными аргументами в пользу своего учения. Одной из особенностей кришнаитской проповеди является утверждение своей «кротости и любви» по отношению ко всем религиям, ко всем учениям и к Вам в частности, демонстрация своего неприятия любого насилия, пацифизма и открытости. Однако общие законы развития сект справедливы в том числе и для кришнаитов, изображающих на улицах лишь парадную рекламную сторону своего лжеучения, и если Вы не кришнаит, то подлинной правды о секте Вам никто не скажет. Как всегда правда начинается с личности самого основателя ОСК, известного как Свами Прабхупада.

Биография основателя.

Итак, подлинное имя основателя кришнаитского движения Абхай Чаран Де (1896-1977 гг.). Этот человек родился в индийском городе Калькутте, получил хорошее образование в местном шотландском колледже, изучал философию и экономику. В молодости участвовал, как и большинство сверстников, в движении Ганди за независимость Индии, однако вскоре отошел от этого занятия. Официальная биография гласит, что Абхай Чаран понял малозначительность политической независимости в деле спасения своей души. В начале года мы говорили с Вами об устоях индийского общества, о том громадном влиянии, которое имеет брахмаизм на индийское сознание. В молодости Абхай Чаран встретился с выдающимся философом и религиозным деятелем индуизма Бхактисиддхатой Сарасвати. Эта встреча оказала огромное влияние на будущего основателя ОСК. Сарасвати настаивал на том, чтобы его 26-летний ученик посвятил свою жизнь распространению ведийского знания. Но Абхай Чаран имел большую семью, занимался бизнесом (торговля фармацевтическим препаратами) и этой деятельности посвящал всю свою жизнь, надеясь разбогатеть. Однако, все его предприятие закончилось финансовым крахом. И вот тут, на склоне лет, он вспомнил заповедь своего учителя и начал издавать журнал на английском языке, который назывался, не много ни мало, «Назад к Богу» и проповедовал учение о Кришне.

Кришна.

По рождению Абхай Чаран принадлежал к течению индуизма, особо поклонявшемуся языческому божеству Кришне. Если Вы столкнетесь с кришнаитами, то они заявят Вам, что слово «Кришна» означает «всепривлекающий». Но это лишь выдумка основателя кришнаизма. На самом деле этимологический перевод имени «Кришна» с санскрита - «черный», «темный» или «темно-синий». Это знаковое имя, дословным переводом которого не следует пугать европейцев. Движение поклонения Кришне было начато в Индии в XVI веке проповедником Чайтаньей и представляло собой многочисленные процессии людей, которые под гром бубнов впадали в оргиастический экстаз и всех призывали поклоняться Кришне. Кришна – это пастушеский бог, более всего по чертам своего характера напоминающий Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые способны ввести в заблуждение кого угодно». («Бхагавата Пурана» - традиционная кришнаитская книга). Или вот, например, фраза из «Бхагават-Гиты как она есть»: «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного. Комментарий: Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве». («Бхагават-Гита как она есть». Гл. 10, текст 36, комментарий). Или еще текст оттуда же: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела… Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием… Вижу как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами… Я не могу сохранить равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов… Наши воины устремляются в твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими». (там же, Гл. 11, тексты 16, 19, 23, 27, 29, 30). Или вот еще одно «откровение» Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти… Я всепожирающая смерть.. Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» (Там же, Гл. 10, тексты 29, 34; гл. 11, текст 32). Безусловно, в Бхагават-Гите Кришна выступает и в других ликах «милосердного и любвеобильного» юноши. Следует отметить, что в традиционной индийской языческой религии Кришна – один их божков. Любопытно, что в пантеоне сикхов Кришна считается одним из наиболее страшных демонов. У буддистов Кришна – глава черных демонов, врагов Будды. Прабхупада в своей книге «Бхагават-Гита, как она есть» возводит Кришну в ранг Всевышнего Единого Бога (адаптация к постхристианскому сознанию). Мы знаем с Вами, что язычество не устояло перед соблазном обожествления зла. Поэтому Кришна, будучи Всевышним, есть так же и Бог зла, как и Бог добра. Это старая, подержанная идея, заимствованная из восточной языческой традиции. На картинках кришнаитов Кришна изображается в виде пухлого синюшного юноши (очевидно, связь с именем «Кришна – темно-синий») в обнимку со своей подружкой Лакшми. У Кришны, согласно языческой мифологии, было множество любовниц пастушек, с которыми он предавался бесконечным утехам. Чайтанья, а потом и Прабхупада, объявили высшим религиозным чувством ощущение любовного эротического влечения к Кришне; его должен выработать в себе каждый последователь этого бога.

Американский этап биографии Прабхупады.

Итак, сам Прабхупада был женат, но в какой-то момент, уже будучи пожилым, он оставил свою семью и стал саньясином (монахом-странником) в возрасте 63 года. Немного ранее, в 1947 году, Абхай Чаран за исключительные познания в области ведийской философии получил высокий титул Бхактиведанты. Им были переведены на английский язык многие ведийские священные тексты, в том числе и Бхагават-Гита (санскрит - «Песнь Господня»). Прабхупада надеялся основать свое движение в Индии, но у него ничего не вышло – слишком высока была конкуренция. Тогда в 69 лет, имея при себе набор кастрюль, зонтик и несколько долларов в кармане, Абхай Чаран сел на торговое судно и прибыл в Нью-Йорк. Набрав по знакомым в Штатах немного денег, он арендовал в одном из бедных районов города помещение бывшего магазинчика и повесил табличку о том, что здесь будут читаться лекции по «Бхагават-Гите». Напомню, это был 1965 год – время колоссального увлечения Запада всем восточным. Первое время дела не шли, однако, некоторые из учеников Прабхупады оказались весьма активными и влиятельными в богемных кругах. К группе стали присоединяться пацифисты, протестовавшие против войны во Вьетнаме, дети богатых родителей. Новый учитель ввел чрезвычайно жесткий нравственный и бытовой устав – никаких наркотиков, секса и т.п. Одежда только традиционно индийская. Все это было ярко и необычно. Кроме того, это была форма столь популярного на Западе протеста против общества потребления. В 1968 году Прабхупада открыл собственную типографию. С ним познакомился популярный тогда в Америке поэт, представитель битников Ален Гинзберг, который интересовался востоком. Вскоре кришнаитам удалось заинтересовать собою «Биттлз» и те позволили секте использовать свое имя.
Джордж Харрисон помог кришнаитам выпустить пластинку с распевом их мантры, а потом и сам выпустил песню, в которой была кришнаитская мелодия. После распада «Биттлз» Харрисон выпустил целую пластинку, которая называлась «Жизнь в материальном мире» и посвящена Кришне. Многие из нас, вероятно, слышали эти песни. Харрисон так же поддерживал ОСК деньгами и даже подарил Прабхупаде замок в окрестностях Лондона. До сих пор этот замок является штаб-квартирой ОСК в Англии. Все это прибавило секте популярности. Прабхупада развил бешеную деятельность. В 1971 году он доже посетил СССР, и в том же году группа кришнаитов была впущена в нашу страну на книжную ярмарку, им выделили целый стенд, дали возможность проповеди, обращения и даже создания своей организации. С точки зрения тотальной слежки КГБ все это выглядит очень странно!!!. Тем более что к 1971 году ОСК уже приобрело скандальную известность во всем мире. Незадолго до смерти Прабхупады ОСК объединяло уже более 100!!! общин по всему свету.
Нужно отметить, что биография Прабхупады – это не эпос о похождениях Хаббарда или Рассела. Все, в принципе, выглядит благопристойно, кроме некоторых фактов. Одним из важных требований к последователям Прабхупады является «санкиртан» - добыча денег для общины. Многие из последователей этого учителя шли на преступления ради добычи денег. Речь идет о грабежах ювелирных магазинов в Японии, торговле наркотиками в Штатах, торговле оружием и даже убийствах. Логика была такова: цель оправдывает средства! Есть доказательства того, что Прабхупада все это знал, так как к нему поступали письма с жалобами на извращение первоначальных идеалов (см. например Hubner J., Gruson L. Monkey on a Stick. 1988, p. 187-188), но ничего не делал, а только требовал все больше денег. Если человек попадал под следствие, и ему грозило уголовное наказание, ОСК тут же исключало его из своих рядов и таким образом оставалось чистым, утверждая, что преступления их отпавшего брата не имеют к ОСК никакого отношения. Сам Абхай Чайтанья, став главой мощной секты, скромно присвоил себе титул «Его божественная милость» Свами («святой», буквально – «господин») Бхактиведанта Шрила Прабхупада («тот, у чьих ног сидят учителя»). В 1977 году Прабхупада умер, оставив мощную организацию, раскинувшую свои филиалы по всему миру.

Особенности учения.

Кришнаиты, как и другие мощные секты, отчаянно стремятся легализовать свой статус в РФ и встать в один ряд с традиционными мировыми религиями, такими как Православие, ислам, буддизм. Каждый кришнаит, столкнувшись с Вами будет утверждать, что ОСК является последователем древней 5-тысячелетней ведической традиции. Они станут также утверждать, что ОСК есть часть огромной, от 500 млн. до 1 млрд., армии последователей индуизма. Кроме того, ведическая культура (читай кришнаизм) является более традиционной для России, чем Православие, так как славянское язычество имеет прямую связь с арийской ведической культурой. Все это бред! Во-первых, ведические писания начали складываться около 1500 года до Р. Х. То есть сейчас традиции вед около 3500 лет. Не больше. Во-вторых, главная книга, «библия» кришнаитов «Бхагават-Гита» вообще не относится к ведам. Это сравнительно новый индийский эпос, окончательно сложившийся в середине первого тысячелетия от Р. Х. А кришнаитская книжка «Бхагават-Гита как она есть» - это и вообще адаптированный американизированный пересказ подлинника с комментариями, сделанными Прабхупадой. Проще говоря, попса, очень далекая от настоящей индийской традиции.

Возникает вопрос: а как же относится сама языческая индийская религия к кришнаитам? Отношение настороженное, порой переходящее во враждебное. Мы помним с Вами, что индуистом может стать только человек, рожденный в Индии, а уж самопосвящение себя в брахманы – вообще нонсенс. Поэтому кришнаитов даже не пускают во многие индийские храмы. Самого Прабхупаду, после создания им ОСК на Западе, вообще, перестали приглашать на ежегодные собрания вайшнавов-чайтанитов (индусов в Индии, посвятивших себя поклонению Кришне). Таким образом, ОСК – это просто секта от индуизма, имеющая такое же сходство с ним, как порошок «Зуко» с натуральным соком. О связи же ведической традиции со славянским язычеством и вообще говорить нечего. Во-первых, связь научно доказать нельзя (нет артефактов и свидетельств), во-вторых, наши предки отказались от язычества в пользу христианства, так как язычество во всем уступало ему. Стремясь «примазаться» к традиционным религиям, ОСК в России выпустило в 1996 году манифест, выражающий отношение кришнаитов к Православию, исламу и буддизму. Там говорится много хороших слов. В частности такие: «В отличие от новых религиозных движений и групп, которые зачастую оправдывают свое существование мнимой необходимостью изменить или улучшить традиционные религии, мы не считаем, что последние нуждаются в такого рода изменениях… Мы считаем, что наше появление и развитие на Руси вызвано и оправдано отнюдь не мнимыми недостатками других религий, а достоинствами самой нашей традиции, достоинством уважаемых во всем мире и на Руси Священных ведийских Писаний… Мы считаем недопустимым прозелетизм по отношению к РПЦ…» Но все эти слова просто словами и остаются. Мир с кришнаитами невозможен по той причине, что это, во-первых, секта, во-вторых, их учение – ложь, даже если это и ведическая традиция. По этому поводу следует привести слова самого Прабхупады касательно признаков экстатического состояния, возникающего при обретении «сознания Кришны». Повторюсь, это норма духовной жизни кришнаита:
1. Наступает оцепенение и чувство опустошенности.
2. Вас прошибает пот.
3. Волосы на теле становятся дыбом.
4. Голос начинает дрожать и пропадает.
5. Ваша кожа меняет цвет.
6. Вы начинаете плакать и биться в истерике.
7. Вы впадаете в каталептический транс.
Признаки перечислены самим Прабхупадой, приведены в его собственной книге «The Nectar of Devotion». (Стр. 230-236) и для православного человека в комментариях не нуждаются.
Если говорить о жизни кришнаитов в ашраме (общине), то необходимо отметить следующее: требования крайне жесткие, все регламентировано по минутам, все ограждено частоколом запретов и табу. Над всем стоит гуру. Отношение к гуру соответствует варджанянским концепциям: если спрашивать кто для тебя важнее гуру или Бог, то гуру выше, так как гуру ведет тебя к Богу, а Богу до тебя дела нет. Подъем в 3:30, потом церемония, затем чтение мантр по четкам (около двух часов), потом около одного часа слушание творений Прабхупады и проповедь, после этого работа и в 9 часов завтрак. После завтрака – санкиртан (уличная проповедь и сбор средств). Отбой в 10:00 и т.д. ОСК прославились своей благотворительностью: открытие столовых для бедных и раздача еды на улицах неимущим. Нужно отметить, что еда, раздаваемая наивным людям, называется «прасад». Согласно кришнаитской доктрине пища, посвященная Кришне, на время теряет свои материальные свойства и сама становится Кришной. Человек, вкушающий «прасад», вкушает Кришну, становится его причастником. Таким образом «прасад» - идоложертвенная еда, запрещенная апостольским иерусалимским собором (Деян., 15, 29), - раздается кришнаитами нашим наивным христианам. Таким образом благотворительность кришнаитов - это акт распространения поклонения Кришне через раздачу идоложертвенной еды.
В наше время ОСК имеет центры в большинстве стран мира. По данным на 1996 год на территории России насчитывалось 112 общин, 110 храмов и 1 монастырь. В храмах (при ашрамах) живет около 10 000 человек, а общее число сектантов достигает 1 000 000 человек. Нужно отметить, что в последнее время ОСК пошло на целый ряд сенсационных заявлений в попытке создать совершенно новый образ своей секты, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь они исправились. Теперь они уже не культ, не секта, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Кришнаиты лоббируют свои интересы в высших эшелонах власти и постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и на другие права человека и утверждая, что их преследуют за религиозные убеждения.
Тем не менее, ОСК является крупнейшей тоталитарной сектой на территории РФ, и требует активной позиции со стороны православных верующих прихожан, являющихся свидетелями сектанской, прозелетической деятельности кришнаитов, направленной на обращение неискушенных околоцерковных людей.




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс