О Страшном Суде
Проповедь в Неделю о Страшном Суде
Сегодня Неделя о Страшном суде. В церкви читается Евангелие об овцах и козлищах, и произносятся проповеди, выводящие из этого евангельского отрывка учение о посмертной участи человека. Но одного этого места недостаточно для составления должного представления о столь важном для каждого из нас предмете. Мало того, гипертрофированный акцент на «накормил, обогрел, посетил» может дать и нежелательный эффект — на второй план отходит вера и повседневная внутренняя христианская жизнь ( = покаяние). Скажем, я знаю людей, искренне тратящих большие деньги и силы на благотворительность, но в отношении веры и нравственности не обращающих на себя должного внимания — под предлогом именно того, что Христос на Суде ни о вере, ни о личной нравственности не спрашивает.
Но ведь это не всё, что сказано о Суде. Есть общий принцип: чтобы узнать, что говорит Писание о том или ином предмете, нужно собрать все соответствующие места Писания. Да и саму 25-ю главу от Матфея, где говорится о Страшном суде, нужно рассматривать обязательно целиком (не читал и не слышал ни одного проповедника, который бы так делал). Если мы пойдём этим путём, то увидим следующие три ступени:
1) «Верующий в Сына Божия не судится» (Ин. 3, 18); «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая (т.е. Суд) не имеет власти» (Откр. 20, 6). Это значит: истинно верующие во Христа и реализовавшие эту веру в своей жизни от Суда освобождаются. Это же соответствует и первой притче 25-й главы Матфея — у кого есть елей, тот до Суда входит на брак, и прочее его уже не касается. Так что вера — это не какая-то досочинённая опция, а необходимое евангельское возвещение.
2) Вторая ступень — многочисленные апостольские наставления христианам, то есть верным, то есть верующим. Например: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 9-11). Ещё раз повторю: это Апостол пишет к членам христианской общины, которые в жизни своей, следуя за Христом, непременно должны проходить через те или иные искушения. Если они пренебрегут своим христианским достоинством, то они Царства Божия не наследуют. Этому соответствует вторая притча 25-й главы Матфея — о талантах. Можно приумножить талант, а можно и потерять его.
3) Ну и, наконец, наша притча об овцах и козлищах. Тут очевидно, что речь идёт о всех народах, о язычниках, которые вообще-то Господа впервые видят. И вот к ним Господь действительно применяет самую низкую планку требований. И по идее все проповеди на этот текст для христиан должны содержать два наставления: а) что и для христиан эта планка, разумеется, необходима — потому что без этого не может быть никакой веры, поскольку вера действует любовью, и без дел она мертва (Гал. 5, 6; Иак. 2, 20); б) но при этом для христиан она (эта планка), во-первых, далеко недостаточна, потому что есть ещё и §§ 1 и 2, а во-вторых, христианин не может себя оправдывать тем, что он, отринув веру и покаяние, довольствуется только исполнением того, что Господь требует от язычников. «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр. 20-21).
Итак, мы сталкиваемся здесь с недостатком того, что Карл Барт называл «возвещением Церкви». На примере сегодняшнего толкования притчи о Страшном суде мы видим, что многосторонняя истина Евангелия в бесчисленных проповедях не возвещается в полноте. «Накормил, обогрел, посетил» — да, в меру своих возможностей. Но и вера, и нелицемерная христианская жизнь не меньше необходимы. И, если можно так сказать, «протокол» нашего спасения более сложен, и непременно должен включать в себя, помимо притчи об овцах и козлищах, ещё несколько весьма важных вещей, о которых мне и хотелось здесь кратко сказать.
Назад в раздел