Материалы


27 июня - день памяти пророка Елисея

27 июня - день памяти святого пророка Елисея

27 июня - день памяти святого пророка Елисея

Пророк Елисей (IX в. до Р.Х.) был учеником пророка Илии и непосредственным продолжателем его пророческого служения. Во многом Елисей, «человек Божий», как он называется в Священном Писании, остается как бы в тени своего великого учителя. Действительно, Илия занимает особенное место среди ветхозаветных пророков: не случайно, он был живым вознесен на небо (такой награды удостоился еще только один праведник, Енох), вместе с Моисеем беседовал со Христом во время Его Преображения на горе Фавор и, по церковному преданию, явится еще раз на землю перед Вторым пришествием Спасителя, чтобы своими чудесами и проповедью противодействовать Антихристу и принять мученическую смерть. Но и служение пророка Елисея было совершенно уникально и важно в истории ветхозаветной Церкви.

Как пишет святитель Василий Селевкийский, Елисей не столько словами, сколько делами и самой своей жизнью пророчествовал о Христе. Само его призвание к пророчеству во многом стало прообразом начала евангельской проповеди апостолов. Когда пророк Илия проходил мимо, Елисей пахал на волах свое поле. И тут Илия совершил загадочный, на первый взгляд, непонятный и бессмысленный поступок: он набросил на Елисея свою милоть, накидку из козьей шкуры. Елисей, однако, сразу понял смысл этого пророческого жеста и пошел за Илией, попросив у него лишь проститься с родными и принести в жертву Богу тех двух волов, на которых он пахал (3 Цар. 19, 19-21).

Елисей, отрекшийся от своей прежней жизни (а, по церковному преданию, ему было уже сорок лет) и по одному даже не слову, а трудно понятному намеку Илии отправившийся на пророческое служение, являет собой образ апостолов, которые поступили также и, «оставив всё», последовали за Спасителем (Лк. 18, 28). Как Елисей, оставив волов и пашню, тотчас пошел за Илией, так и апостолы Петр и Андрей, а за ними Иоанн и Иаков, бывшие рыбаками, услышав призыв Христа «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1, 17), «тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним» (Мк. 1, 18).

Именно эта готовность всецело подчиниться воле Божией, по словам святителя Кирилла Иерусалимского, и позволила Елисею по силе не только сравняться со своим учителем, но и получить от Господа дух пророчества и чудотворений вдвое больший, чем у Илии (4 Цар. 2, 9). Но прежде, чем обрести пророческий дар, Елисей долго как слуга сопровождал Илию. Лишь при вознесении на небо Илия сбросил на своего ученика милоть. Подняв ее Елисей получил силу и дар чудотворений Илии. Святоотеческие толкования указывают на это событие как на прообраз Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух и они получили силу совершать чудеса и возвещать Евангелие по всему миру. Тогда исполнилось обещание Спасителя: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Апостольское преемство у православных епископов, подобно пророческому преемству Илии и Елисея, сохраняется и до наших дней и через них в таинстве миропомазания дары Святого Духа даются и каждому христианину.

Пророческое служение Елисея длилось более 65 лет. Он пережил шесть израильских царей (от Ахаза до Иоаса). Это было трудное время в жизни еврейского народа, незадолго до этого разделившегося на два царства Иудейское и Израильское, — его подстерегали опасности как от внешних врагов и от внутренних междуусобиц, так и от многочисленных отступничества от истинной веры царей и народа. Как и его учитель, пророк Елисей и смелыми речами, и чудесами бесстрашно противостоял неправде, как сказано в Писании «во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» (Сир. 48, 13).

Святой пророк сотворил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии (4 Цар. 2, 14); сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника (4 Цар. 2. 21); поразил слепотой сирийское войско, направлявшееся для разорения Израиля и Иудеи (4 Цар. 6, 18); избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде (4 Цар. 4, 1-7), чудесно насытил 20 ячменными хлебами и небольшим количеством зерен 100 человек, причем «они насытились, и еще осталось» (4 Цар 4. 42-44) , ср. евангельское умножение хлебов (Лк 9. 12-17) и другие. Однако из всех этих чудес Церковь особо выделяет одно чудо, в котором пророк Елисей явился прообразом Христа, Сына Божия ставшего человеком и спасшего человеческий род от власти греха и смерти.

Рассказ об этом чуде читается на вечерне Великой Субботы, накануне Пасхи, на одном из самых важных богослужений. Эта история при всей своей богословской значимости еще и по-человечески трогательна и литературно совершенна: в ней простыми словами передается действительная трагедия человека, его душевные метания от смутной надежды до отчаяния, и счастливое чудесное разрешение. Однажды пророк пришел в город Сонам, и одна богатая женщина очень приняла его в своем доме. Елисей решил отблагодарить ее за гостеприимство. Узнав, что благочестивая сонамитянка не имеет сыновей, он обещал ей: «через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына» (4 Цар. 4, 16).

Женщина не поверила словам пророка, поскольку ее муж уже был стар. Однако, по молитвам Елисея чудо свершилось, и уже на следующий год сонамитянка родила сына. Насколько велика была радость от рождения долгожданного и уже не чаянного наследника, настолько ужасающим оказалось горе, которое уже вскоре настигло несчастную мать. Ребенок подрос и однажды, во время жатвы пошел в поле к своему отцу. Возможно, по дороге мальчик получил солнечный удар. В рассказе Священного Писания передается лишь прямая речь ребенка: «И сказал [он] отцу своему: голова моя! голова моя болит!» (4 Цар. 4, 19). Отец отправил со слугами сына к матери, на коленях у которой ребенок и умер.

Женщина тут же отправилась к Елисею. Она схватилась за ноги пророка и сказала ему: «просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"?» (4 Цар. 4, 28). Трудно сказать, что было больше в ее словах: бездонного горя, отчаяния и обиды или все-таки надежды на немыслимое чудо. Пророк, однако, вселил надежду в несчастную женщину. Он послал своего ученика Гиезия, дал ему свой посох и приказал возложить этот посох на умершего мальчика. Тут вера соманитянки претерпела еще одно тяжелое испытание. Гиезий сделал всё, что ему было приказано, но ребенок не воскрес. Богу было угодно, чтобы мальчик вернулся к жизни иначе. Сам Елисей пришел в дом самонитянки, «и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем» (4 Цар. 4, 33-34), т.е. как бы символически слился с ним, стал с ним единым целым, чтобы жизнь, которая в нем, перетекла в умершего. И мальчик воскрес.

По толкованиям святых отцов, пророк Елисей здесь был прообразом Христа. Конечно, действия пророка были только символом: Бог единственный податель жизни, и ни один человек не может своими силами вырвать другого человека из власти смерти. Как Елисей должен был стать (просто физически) предельно близок к сыну самонитянки (а самом деле, это — мужественный поступок: страшно вот так «уста к устам» и «глаза к глазам» приблизиться к трупу), так и Христос стал предельно близок к каждому человеку, Сам стал человеком, вошел Своим божеством в зараженную смертью человеческую природу и исцелил ее Своею смертью за человеческий род и воскресением. Вот почему отрывок (паремия) из Книги Царств о воскресении пророком Елисеем сына самонитянки читается накануне праздника Христова Воскресения.

https://www.syl.ru/article/329941/prorok-elisey-jitie-i-interesnyie-faktyi


Пророк Елисей: житие и интересные факты

Автор Сергей Спинул

Ещё в ранний период истории израильского народа из его среды стали выдвигаться те, чьими устами Господь изъявлял Свою волю и обличал всех отступивших от Его священных заветов. Одним из них является пророк Елисей, имя которого с древнееврейского языка переводится как «Бог есть спасение». Исполняя своё высокое служение на протяжении 65 лет и пережив 6 израильских царей, он всегда бесстрашно говорил им правду в лицо, обличая, если это было нужно, в идолопоклонстве и нечестии.

Пророк Елисей Ученик и преемник пророка Илии

Пророк Елисей, икону которого сегодня можно видеть в иконостасах большинства православных храмов, родился в IX веке до н. э. в селении Авель-Мехолы, находившемся недалеко от реки Иордан. Несмотря на то что его отец был богатым землевладельцем, сам Елисей, прежде чем посвятить себя служению Богу, трудился в поле наравне с простыми работниками. Там во время пахоты его и застал другой великий пророк израильского народа ─ Илия, ставший наставником и духовным отцом молодого землепашца. Сделавшись ревностным последователем своего учителя, Елисей сподобился быть единственным свидетелем его вознесения на небо. В 4 Книге Царств Ветхого Завета рассказывается о том, как, устремившись ввысь на огненной колеснице, пророк Илия сбросил ученику свою мантию (милоть), символически предав этим жестом силу, которой наделил его Господь.

Сила, ниспровергавшая законы природы

Далее описывается первое из чудес пророка Елисея: призвав Бога, он ударил мантией по воде, и, расступившись, воды Иордана, позволили ему посуху перейти на другой берег, как некогда Чермное море пропустило сквозь себя Моисея и всех, кто следовал за ним, спасаясь от преследования фараона. Пророк Елисей икона Из Священного Писания известно, что некоторые пророки, желая придать своим словам большую силу, сопровождали их различными видениями, другие использовали с этой целью потрясения и страдания, выпадавшие на долю израильтян за их богоотступничество. Пророк Елисей был из тех, кто творил чудеса, свидетельствовавшие об истинности его предсказаний. Почивший на нём Дух Божий позволял святому ниспровергать законы природы и таким образом возвещать людям волю их Творца.

Чудеса, ставшие прообразом евангельских событий

Достаточно вспомнить, как пророк обратил затхлую воду иерихонского источника в чистую и живительную, как по просьбе бедной вдовы умножил её запас елея и двадцатью малыми хлебами накормил сто человек. Знаком же особой, ниспосланной ему благодати был дар воскрешения мёртвых, свидетельство которого приводится в 4 Книге Царств. В ней говорится о том, как пророк вернул к жизни умершего сына одной благочестивой женщины, оказывавшей ему гостеприимство во время частых странствований. Многие богословы обращают внимание на одну любопытную деталь, связанную с воскрешением ребёнка. Не подлежит сомнению, что для его воскрешения было бы достаточно лишь молитвы пророка Елисея, однако в описании свершённого им чуда говорится, что святой возлёг на тело умершего и, прильнув своими устами к его губам, вдохнул в него жизнь. Принято считать, что эта сцена является прообразом того, как в будущем Иисус Христос вдохнул вечную жизнь в умерщвлённый грехом род людской. Церковь пророка Елисея Среди чудес, свершённых пророком Елисеем, христианские богословы усматривают и ещё одно, явившее собой прообраз будущего явления людям Сына Божьего. Рассказывается, что однажды у рабочего, трудившегося на берегу Иордана, упал в реку и утонул топор. Находившийся рядом Елисей взял часть некоего древа и, помолившись, бросил его в воду, после чего топор, вопреки всем законам природы, неожиданно всплыл. Что это, по общему мнению, как не прообраз будущей силы креста Господня, возводящего из пучин греха падшую человеческую душу?

Великий дар прозорливости

Сделав своего избранника пророком, Господь наделил его всепроникающим взором, открывавшим перед ним все тайные замыслы врагов его народа. Так, он многократно предупреждал израильских царей и тех, кто становился их союзниками, о намерениях коварного ассирийского владыки. Благодаря этому каждый раз, желая застать израильтян врасплох, враг получал с их стороны должный отпор и бывал разбит. В житии пророка Елисея описан весьма показательный случай. Однажды Самария, где он жил в те годы, длительное время находилась в осаде сирийских войск. Когда подошли к концу запасы продовольствия, среди её защитников, а также мирных жителей начался страшный голод, отчего царь пришёл в отчаяние, и с его уст готовы были сорваться богохульства. Однако человек Божий, как принято именовать пророка Елисея, прозрев внутренним оком скорое избавление от беды, сообщил об этом царю. И действительно, на следующий день осаждавшим было некое страшное видение, из-за чего они в панике бежали, бросив все свои запасы еды и награбленные в походе ценности.

Миссионерство Елисея среди язычников

Огромное значение имела также проповедническая деятельность Елисея среди язычников, которой он посвятил значительную часть своей жизни, и которая имела в себе глубокий внутренний смысл. В связи с этим уместно вспомнить совершённое им исцеление от проказы сирийского военачальника Неемана. Пророк повелел ему искупаться в Иордане, после чего тяжкий недуг в мгновение ока отступил. Данный эпизод рассматривается богословами всего христианского мира как прообраз будущего спасения язычников через принятия ими святого крещения.

Наказание лживого слуги

Известно, что Господь не раз избирал пророка Елисея Своим орудием для наказания греха. Так, описанный выше эпизод исцеления от проказы сирийского военачальника в Ветхом Завете имеет весьма поучительное продолжение. Дело в том, что Нееман в благодарность послал своему избавителю подарки, от которых тот отказался. Воспользовавшись ситуацией и поддавшись искушению, слуга Елисея Гиезий попытался присвоить себе эти щедрые дары. Однако ложь, к которой он прибег для оправдания своего неблаговидного поступка, не укрылась от всепроникающего взгляда пророка, и обманщик был поражён проказой.

Наказание за дерзость

В 4 Книге Царств, повествующей о земной жизни пророка Елисея, имеется один эпизод, порой вызывающий недоумение многих, кто впервые открывает страницы Священного Писания. В советский период, насыщенный антирелигиозными кампаниями, его часто использовали воинствующие атеисты. Известен он как «пророк Елисей и дети». Речь в данном случае идёт о том, как однажды толпа детей зло глумилась над пророком, достигшим к тому времени преклонных лет. Преследуя его, они кричали разные оскорбления, за что и поплатились жизнями: из леса внезапно появились две медведицы и растерзали их. Подобный сюжет нередко даёт повод для вопросов о том, как описанные события увязываются с милостью Божьей и гуманизмом Его пророка.  Для правильного восприятия данного эпизода, шокирующего, на первый взгляд, вопиющей жестокостью, следует учитывать, что многие библейские тексты несут в себе сугубо иносказательный смысл, и, не являясь документальным отражением реальных событий, включены в Священное Писание исключительно в воспитательных целях. Нет сомнения, что и в данном случае смерть детей является лишь изображением нравственной гибели тех, кто попирает установленные Богом заповеди, среди которых важное место отведено почитанию старших.

Посмертное чудо Божьего избранника

Пророк Елисей завершил свой земной путь глубоким старцем. Уже на смертном одре он предсказал пришедшему проститься с ним израильскому царю Иоасу победу над сирийцами. Последнее же своё чудо человек Божий свершил, когда через несколько месяцев после его погребения напавшие на страну моавитяне бросили в его могилу тело убитого ими израильтянина. Однако, едва мертвец коснулся святых мощей, как жизнь вернулась к нему, и он восславил всемилостивого Бога. Могила святого пророка пользовалась всеобщим почитанием ещё до явления в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Когда же в 362 году римский император Юлиан Отступник приказал осквернить её, то мощи были тайно изъяты из неё благочестивыми людьми и перенесены в носившие его имя храмы Константинополя и Александрии. 

Почитание израильского пророка на православной Руси

В нашей стране, как и во всём христианском мире, пророк Елисей пользуется всеобщим почитанием, о чём свидетельствует упомянутая выше традиция помещать его иконы в церковные иконостасы, а также в день памяти, отмечаемый ежегодно 14 июля, читать посвящённый ему акафист. В нём подробно перечисляются деяния святого и возносятся прошения о ходатайстве перед Престолом Всевышнего о благоденствии всех грядущих путём Божьих заповедей.

В 1899 году недалеко от Санкт-Петербурга, в районе посёлка Сидозеро, была построена деревянная церковь пророка Елисея. В 30-х годах на волне очередной антирелигиозной кампании её закрыли, и по сей день она стоит заброшенная и забытая. А когда-то округу оглашал благовест её колоколов, и во время богослужений непрестанно звучали молитвы пророку Господнему.

  Величал в них православный люд пророка Елисея «светильником Божьим», избавившим сынов Израилевых от нечестия и тьмы многобожия. Просили россияне утвердить их в вере живой и действенной, молили о ниспослании благодатной силы в борьбе с врагом рода человеческого, а также об озарении их сердец светом кротости, смирения и братолюбия.

За свою многовековую историю израильский народ проделал долгий и мучительный путь от идолопоклонства к признанию единого Бога ─ Творца мира и Судии всех живущих в нём. Не раз случалось ему оступаться и пожинать горькие плоды Божьего гнева. Но, по безграничной Своей милости, Господь всегда посылал им тех, кто возвращал их на путь истинный, как заблудших овец избранного Им стада. Одними из них и были великие пророки Илия и Елисей. -  




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс