Материалы


Толкование на 1-е послание к Тимофею

Преподобный Ефрем Сирин 


Толкования на 1-е послание к Тимофею


Глава 1 2 3 4 5 6

Апостол посылал Тимофея к Ефесянам ради (из-за) некоторых Евреев, смущавших их своим учением о соблюдении (обрядовых) уставов закона. О них апостол так писал к Ефесянам: «итак, не будьте как младенцы колеблющиеся и увлекающиеся всякими ветрами и учениями лжи людей» (Еф.4:14). А (так) как святой Павел сделал его предстоятелем церкви в городе (Ефесе), где не было гонений, то и не спешил идти туда, чтобы укреплять души и умы тех, которые переносили гонение. Но, будучи сам по себе ревностным и всегда готовым к делу своего служения, апостол, хотя и вверил управление церквами Тимофею, равно как и рукоположение пресвитеров, кои суть сами епископы, то он соблаговолил написать Тимофею о том, какое надлежало тому совершать дело в церкви. Написал это послание также и потому, что у Ефесских христиан продолжало еще действовать постановление апостолов касательно язычников, воспрещавшее им только идоложертвенное мясо, блуд и употребление крови в пищу, ибо они (апостолы) не желали возлагать на них тяжелое бремя, чтобы от идолослужения сначала обратить их к благочестию (Деян.15:19–20, 28–29). Потому апостол и написал ему, как к предстоятелю многих церквей, о том, как подобает жить в доме Божием, который есть сама Церковь Божия, говоря так:


Глава 1

1Тим.1:1. Павел Апостол Иисуса Христа, по повелению... Спасителя нашего,

то есть явно и тайно оказывается спасительным таинство умерщвления нашего,

– и... надежды нашей – Иисуса Христа,

то есть в нем заключалась надежда всех язычников, находившихся в безнадежном состоянии.

1Тим.1:2. Тимофею, возлюбленному сыну моему,

не по природе, но

в вере

и крещении, ибо он научил его.

Благодать с тобою и мир,

достигаемый посредством даров Духа, пребывающих в тебе,

– от Бога, Отца нашего,

соделавшего достойными язычников, кои называли Его Отцом, хотя и знали Его только по имени одному,

– и от Господа нашего... Иисуса... Христа,

то есть от Того, Кто есть Господь наш как по плоти, так и по божеству Своему.

1Тим.1:3. Я просил тебя

в то время,

когда я уходил в Македонию (Деян.16:1), пребыть в Ефесе.

Заметь, пожалуйста, что даже и ученикам своим Апостол не давал повелений со властью, так что даже сына своего Тимофея смиренно упрашивал исполнить его волю. Упрашивал о том,

1Тим.1:3–4. чтобы ты заповедал,

– говорит, тем, кои держались чуждого учения,

– не внимать басням и родословиям безпредельным,

разумей, учения иудейства, – и (не внимать) постановлениям закона, – и чтобы они не обращали внимания на истории начальников их – священников, кои по многочисленности своей и великому множеству их чинов были подобны как бы словам родословной таблицы. Или же (увещевал их), чтобы они не хвалились у вас своим происхождением от Авраама и двенадцатью коленами Иакова, как будто бы они были неисчислимы по причине множества своего. Это все, говорит, вызывает споры в Церкви, а отнюдь не есть в них следствие

веры в домостротельство Божие:

то есть нет в них веры, ожидающей воздаяния (загробного), ибо все обещания даров у них сосредоточены на земле.

1Тим.1:5. Цель же заповеди есть любовь,

то есть ради именно этой самой любви и постановлены все заповеди, – а где любовь, там нет нужды в законе (Гал.5:22–23, 5:14, Рим.13:8–10 и др.). Любовь же разумею не на устах (словах) только, но

от чистаго сердца и... совести... доброй,

то есть не скоропреходящей,

и... веры непоколебимой,

которая не смущается никаким учением (чуждым) в отдельности и всеми учениями вместе.

1Тим.1:6. От сих

заповедей любви и веры

отступили они, уклонившись в суесловие

Евреев,

1Тим.1:7. кои хотят быть

и считаться

законоучителями

и законодателями, не зная однако же силы (значения) закона и

не разумея... того, что говорят,

так как говорят против самих себя, – и не знают того,

что утверждают,

а воображают, что знают истину.

1Тим.1:8. А мы знаем, что... добр... закон, если кто им законно пользуется,

то есть если кто знает время его (которое было для него назначено) и разумеет истинные тайны, в прообразах его начертанные.

Если же не понимают этого и безрассудно настаивают на исполнении всех без различия заповедей его; то пусть знают, что никакого закона не положено праведникам как предшествовавшим закону, так и жившим после сообщения его Евреям чрез Моисея. Ведь тем же законом, коим оправданы предшественники закона, им же оправданы и те, кои жили во время дарования закона, как и после сего. Итак, необходимо было положить закон не для праведников, кои не имели в нем никакой нужды, но для

1Тим.1:9–10. беззаконников, человекоубийц,.. мужеложников

и прочих, им подобных, дабы хотя бы угрожающими наказаниями закона устрашить их и отклонить от злодеяний.

1Тим.1:12. Благодарю же Того, Кто меня укрепил во Христе Иисусе Господе нашем

твердо стоять против гонений, и

верным... меня... признал

для того, чтобы вручить мне благовестие, назначив меня ни на то служение, которое состоит в совершении земных жертв, но

на служение небесное.

1Тим.1:13. Меня, кто прежде... хулителем был... и гонителем и обидчиком (Деян.8:1, 9:1, 1Кор.15:9, Гал.1:13),

– и вот теперь соделал меня достойным терпеть гонение за Него, хотя я преследовал церковь Его, – и обидам подвергаться за Него, хотя я наносил обиды служителям Его, – и я сделался благовестником Его, хотя и был хулителем Его по ревности к закону. Итак, Он помиловал меня и отвлек от закона потому, что это все

в неведении

моем совершал я против церкви Его и

в неверии.

1Тим.1:14. Но ...преумножилась благодать... Господа нашего... с верою и любовию, [которая] во Христе Иисусе:

то есть преумножилась во мне та вера, которую я гнал, – и преизобильно излилась на меня любовь Иисуса Христа, Коего некогда я хулил.

1Тим.1:15. Верно это слово... и всякаго принятия достойно, что... Иисус... Христос пришел... грешников спасти,

как и Сам Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк.5:32). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава

[первый... из] грешников.

1Тим.1:16. Но для того... помилован... я, чтобы... во мне,

чрез обращение меня,

показал... Иисус Христос... все долготерпение Свое.

Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников,

кои имеют уверовать Ему,

дабы и они, подобно мне, снискали себе

жизнь вечную.

1Тим.1:17. Царю же веков,

соделавшему это со мною, живому,

нетленному,

непорочному

и невидимому,

давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему

слава... и... честь... во веки веков. Аминь.

1Тим.1:18–19. Эту же заповедь,

которую я теперь намерен письменно дать тебе,

преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал... ты в них добрым воинствованием,

для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (Деян.9:15), – или же ему дано пророчество, – почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, – и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры.

1Тим.1:20. Из таковых один есть Именей и другой Александр.

Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще:

коих я предал сатане, чтобы... научились не богохульствовать.

Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, – и сказал ему: «слеп... будешь... ты,.. и не увидишь солнца до времени» (Деян.13:11), – так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, – они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви.


Глава 2

1Тим.2:1. Итак, умоляю тебя, – говорит, – прежде всего.

Заметь, пожалуйста, что и его умоляет по обычному смирению своему, а не по какому-либо случайно встретившемуся поводу.

Умоляю тебя, – говорит, – чтобы прежде всего... совершал ты моления и молитвы к Богу за всех людей,

1Тим.2:2. и прошения за царей, и благодарения за тех, кои находятся в преимущественном положении, – дабы

в спокойствии от войн и в назидании

житие проводили они,

то есть в святости и праведности. Может быть отсюда получило свое начало в церкви ежедневное, утреннее и вечернее, призывание всех к молитве (о мире всего мира и пр.).

Если так будешь поступать, то

1Тим.2:3. это хорошо , – говорит, – и приятно пред... Богом.

1Тим.2:4. Который всем... людям желает спастись

от заблуждения и лжи

и к познанию истины придти,

которую и мы проповедуем.

1Тим.2:5. Поелику один Бог,

а не многие, как воображают язычники,

– один и Посредник... Бога и людей.

Так как Он за спасение людей пострадал

1Тим.2:6. в свое время,

Коего смерть уже ранее была предназнаменована и предопределена в (предвечных) советах Родителя Его и предвозвещена Моисеем и всеми пророками.

1Тим.2:7. В коем и я,

глава (первый из) грешников,

поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю,.. не лгу,

– Поелику я сделан

учителем язычников,

не в приношениях жертв, но

в вере... истины.

Дав потом наставление, чтобы

1Тим.2:8–9. мужи... молились без гнева

и досады, он кроме того дает увещание и женам, призывая их к благоразумию, чтобы они бросили пустые наряды бесстыдства и позлащенные завивки волос, украшенные жемчугом, и драгоценную одежду.

1Тим.2:10. Но, как подобает жена́м, посвящающим себя благочестию посредством добрых дел,

делами праведности и скромностью должны они достигать чистоты и святости.

К этому присоединил еще наставление, чтобы

1Тим.2:11. в подчинении

пребывали у мужей своих и священников, – также чтобы всегда

в молчании учились.

Они никогда не удостаиваются степени учителя, хотя бы и были многоречивы и мудры.

1Тим.2:12. А учить , – говорит, – жене

справедливым не почитаю, ни быть многоречивее мужа, но

быть в молчании

и всегда учиться.

1Тим.2:13. Ибо... Адам первым создан,.. потом

для него создана

Ева,

жена его.

1Тим.2:14. И... Адам... не был прельщен,

но жена прежде преступила заповедь.

1Тим.2:15. Спасется же чрез чадородие,

которое дано ей с болезнью и страданием, если усвоит себе ревность и старание

пребывать в вере и любви

и в правде истины.


Глава 3

1Тим.3:1–2. Если кто , – говорит, – пресвитерства желает, то должно ему быть безукоризненным

в добрых делах, коих без пресвитерства нельзя совершать, – то есть не связывать себя чьими-либо дарами и подарками.

Одной жены муж

(да будет), чтобы в качестве жены своей он не обладал еще решительно никакою другою женщиною.

Также и дети его да не поступают по примеру сынов Илия (1Цар.2:12.), но пусть повинуются отцам своим и всему народу со всякою чистотою и постоянством (1Тим.3:4).

Ведь если своих сыновей он не может держать в повиновении, то как сможет наблюдать порядок в церкви Божией (1Тим.3:5)?

1Тим.3:6. Не... новообращенным [он должен быть], дабы, превознесшись, не впал

в гордость, которая составляет главное

отличие диавола.

1Тим.3:8. Диаконы также да будут

святыми служителями, – в душах своих чистыми от любостяжения, а в телах своих свободными от страстей.

И твердыми да будут во время гонения

1Тим.3:9. в таинствах веры,

и благочестно да служат таинству Тела Христова

в чистоте совести своей.

1Тим.3:10. И они же да испытываются прежде

в некоторых делах, низших диаконской должности.

1Тим.3:11. Жены их также

да не будут служанками диавола, но кроткими. Своим бесстыдством они пусть не подвергают хулению своих мужей и на ближних своих пусть не злословят пред мужьями своими, как управителями их, – но всегда да бодрствуют в добрых делах, и да будут

верны во всем,

– да не впадают в волшебства и заклинания.

1Тим.3:14. Это я тебе... пишу

не потому, чтобы я лишился надежды видеть тебя;

1Тим.3:15. но, если замедлю,.. чтобы... знал... ты, как должно тебе в доме Божием обращаться, который есть [Церковь Бога живаго], столп твердыни и истины

среди мира, ибо только благодаря Церкви и стоит мир.

И достоверно засвидетельствовано, что

1Тим.3:16. велико есть... таинство

сей правды, которое мы проповедуем.

Явлено во плоти,

от Девы,

оправдано в Духе,

то есть чрез оправдание Святого Духа,

показано Ангелам

во время рождения Его,

проповедано народам

со знамениями и чудесами,

принято верою в мире,

благодаря учению Евангелия Его, и

вознесено в славе

Ангелов и учеников в то время, когда облако взяло Его (Деян.1:9).


Глава 4

1Тим.4:1. Дух же Святый ясно говорит

чрез пророков, на коих, нисходя, Он почивает,

– что в последния времена,

то есть в последние дни,

отступят некоторые от веры, внимая духом обмана и учениям диавольским.

Заметь, пожалуйста, что они уклоняются от истинной веры, следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов, им являющихся.

Кои уже отвергли свои намерения и отложили их, то есть осквернена совесть их (1Тим.4:2).

1Тим.4:3. И запрещают вступать в брак,

не ради высшей степени девства, но Поелику брак в глазах их представляется делом нечистым. Это, по удостоверению некоторых, делают Маркионисты, а по другим – и Манихеи, и разные другие секты. Апостол, предупреждая, дал здесь пророчество об имеющих быть после него ересях. Маркионисты считают нечистым брак, а Манихеи –

некоторые яства, кои Бог создал

на утешение

с благодарением... верующих,

то есть на утешение вкушающих и для благодарения не вкушающим. Ибо верующие отвращаются от них не из того, чтобы не оскверниться, но воздерживаются от наслаждения ими, чтобы не жить ради них.

1Тим.4:4. Потому что всякое создание Божие хорошо [есть],

– как и сказано о сем: «и увидел Бог все, что... создал, и вот было [это] хорошо весьма» (Быт.1:31),

– и ничего отверженнаго (что должно отвергать) между ними ,

то есть ничего нет между ними скверного. Ведь верующие вкушают не с богохулением их (язычников), так чтобы осквернялись от этого. Равно и продаваемое мясо тех животных, кои убиваются самими язычниками, нимало не оскверняет их,

1Тим.4:5. ибо оно освящается чрез слово Божие и молитву,

которую произносят над ним.

1Тим.4:7. Негодных же

слов Иудейских и чуждых сект избегай,

а упражняй себя в благочестии,

то есть в делах праведных.

1Тим.4:8. Ибо телесное упражнение

тех, кои занимаются им,

на мало [есть] полезно,

пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, – дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь – тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке – тем, что дают нам блаженство вечной жизни.

1Тим.4:12. Никто... юностию твоею... да не пренебрегает,.. образцем добра будь... для верных не в слове

только, но и

в обращении [житии], в любви,.. в вере и в чистоте.

1Тим.4:13. Пока прийду, занимайся утешением из Писаний и учением,

то есть предавайся молитве и чтению Писания.

1Тим.4:14. Не неради , – говорит, – о благодати, которая дана чрез пророчество с возложением рук пресвитеров,

то есть епископов. Может быть вместе с возложением рук епископства, которое принял, получил он и пророчество.

1Тим.4:15. В сем пребывай,

говорит, и этим предварительно занимайся, то есть предварительно пребывай в этом, как изучением так и исполнением на деле, – дабы чрез эти дела явно было, что ты преуспевал доселе.

1Тим.4:16. Внимай себе и учению твоему, – и пребывай в них,

дабы никоим образом ты не мог подвергнуться порицанию и в вере твоей, – во время гонения не отступай. А

сие творя, не только себя спасешь

добрым поведением своим, но

и тех, кои слушают тебя,

приведешь ко благу.


Глава 5

1Тим.5:3. Вдовиц почитай, кои истинно вдовы суть,

то есть давай им пропитание.

1Тим.5:4. Если же какая вдовица имеет детей и... внучат, то... пусть научается

она от тебя прежде проявлять свои дары в доме своем, а потом уже и на других. Если же они не исполнили справедливого долга и со своей стороны не воздали должного за те благодеяния, коими они обязаны были отцу и матери: то кто же поверит, что ими будут довольны чужие, когда столь большое недовольство имеют на них семейные их?

Ибо сие

дело, о коем сказал я,

приятно пред Богом.

1Тим.5:8. Если же кто о своих, и особенно о домашних своих, не заботится, тот... от веры... отрекся,

поелику не исполняет того дела, которого требует вера,

– и он [есть] невернаго... хуже,

поелику делает то чего он не желал делать.

Кроме того, избирай вдовицу на должность диаконниссы такую, которой

1Тим.5:9. не менее... шестидесяти... лет [есть], которая была одного... мужа... женою.

Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь ее, что после его смерти она не вышла замуж за другого: то сколь более постоянною и твердою будет она в любви к Богу?

1Тим.5:10. Если в добрых делах имеет свидетельство, если... детей своих воспитала

и их не раздала чужим,

– если во всяком добром деле усердствовала,

– такова должна быть она.

1Тим.5:11. Молодых же вдов избегай,

ибо плоха надежда на них. Они почитаются ради степени (диаконниссы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение,

1Тим.5:12. потому что... прежнюю веру... отвергли,

то есть прежний обет свой (вдовства).

1Тим.5:13. А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома,.. говоря также то, чего не должно.

1Тим.5:14. Потому лучше желаю, чтобы молодыя [вдовы] вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления.

1Тим.5:15. Ибо многия [вдовы] уже совратились вслед сатаны.

1Тим.5:17. Хорошо умеющие управлять

народом

пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются

сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим,

– особенно... трудящиеся в слове и учении.

1Тим.5:18. Ибо

о них написано в законе:

не заграждай рот вола молотящаго (Втор.25:4),

– и в Новом (Завете) сказано:

достоин [есть] работник мзды своей (Лк.10:7, Мф.10:10).

1Тим.5:19. Против пресвитера... обвинение

тайно отнюдь

не... принимай, но не иначе,.. как при двух или трех свидетелях.

Во всем, что ты делаешь,

1Тим.5:21. ничего не делай по пристрастию,

чтобы подчинялись тебе, – и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц.

1Тим.5:22. Рук... поспешно,

без испытания,

ни на кого не возлагай.. и не приобщайся грехам

тех, кого ты поставляешь.

1Тим.5:24. Некоторых людей... грехи... явны суть

для них самих,

предшествуя пред ними к судилищу

судьи, – а у тех, кои поспешают возложением рук, грехи их не только идут пред ними и вместе с ними, но

и последуют

за ними, то есть и после себя они оставляют беззакония тех, коих поставили на должность (церковную).

1Тим.5:23. Отныне не одну только воду... пей,

не скажу и того, чтобы ты пил вино,

– но немного [вина] пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи,

– слаб он сделался от многих постов, – а также

ради многочисленных немощей,

кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.


Глава 6

Сверх того поучай, чтобы все, кои

1Тим.6:1–2. под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести,

– особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову.

1Тим.6:3. Если кто... иначе,

по чужому закону, чему либо

учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего... и учению о благочестии,

то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности:

1Тим.6:4. тот напыщен гордынею

от собственных своих измышлений и

ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри

и другие последствия;

1Тим.6:5. они развращают умы людей,

порождая незаконное учение,

– лишены истины

и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысел.

Ты же избегай их,

чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие.

А наше приобретение не скоропреходящее и не вызывает ненасытной алчности к прибыли, но

1Тим.6:6. наше приобретение

есть истина, коей достаточно будет для нашей сокровенной жизни.

1Тим.6:9. Ибо желающие обогащаться впадают

не в одно

искушение,

но корыстолюбие, им присущее, вводит их во многие искушения,

и в сеть

разных страстей ввергает их похоть плоти их.

1Тим.6:10. Ибо корень всех зол,

кои происходят от них и приобретаются чрез них,

есть сребролюбие, коему предавшись, некоторые

из наших

уклонились от веры истинной,

то есть совратились с пути добрых дел веры и предались заботам о зле и впали

во многия скорби.

1Тим.6:11. Ты же, о человек Божий,.. сего

и подобного, что может отклонить тебя от Бога,

убегай, но достигай правды,

т.е. проповедуй,

благочестие

благовествуй,

веру

возвещай,

любовь

имей,

терпение

приобретай и

кротость

стяжи.

1Тим.6:12. И подвизайся добрым подвигом веры,

за что ожидает вознаграждение.

Держись

не сей временной жизни, но

жизни... вечной, к коей ты... призван

моею проповедью,

– и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями,

то есть пред многими гонителями ты постоянно и мужественно исповедывал веру, – они угнетали тебя, но ты не отрекся.

1Тим.6:13. Заповедую тебе... пред Богом, Который оживотворяет все

при кончине мира,

– и... Христом Иисусом,

Который и умер ради сего,

1Тим.6:14. чтобы ты соблюдал

доброе исповедание и веру здравую, непорочную и неукоризненную, – то есть исповедание твое пред многими судьями и веру, которую ты доселе сохранил целою, чистою и неповрежденною,

– даже до пришествия Господа нашего.

Ни в чем не предавайся диаволу или людям.

1Тим.6:17. Богачам века сего заповедуй, чтобы они не гордились

и вместо Бога вечного

не надеялись на тленные богатства.

И учи их

1Тим.6:18. обогащаться в добрых делах,

быть благородными и любезными не только к ближним, но и быть общительными, посылая дары свои отдаленным святым.

Дабы посредством этих временных благ могли они наследовать истинную и вечную жизнь (1Тим.6:19).

1Тим.6:20. Итак, сохраняй залог

этих, преданных тебе, заповедей свято и верно,

отвращаясь негодных новых слов,

поелику их вызывает и умножает вражда и противление, – и

лжеименное знание

в изобилии порождает их, которое усвоили себе люди, склонные к спорам, и чрез то не смогли удержать первую и истинную веру свою.

https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofeju/



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс